Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся (ффн) Класс : 1
/
ПРОГРАММА
по коррекции фонетико-фонематического недоразвития
речи учащихся (ФФН)
Класс: 1
Количество часов: всего 60 часов
Учитель-логопед: Зимаева Марина Викторовна
Программа разработана на основе: программы «Коррекция акустической дисграфии» Е. В. Мазанова Москва 2006; «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Е. В. Мазанова Москва 2006.
Пояснительная записка
Обоснование – устная речь школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием характеризуется несформированностью всей звуковой стороны речи. Типичным для произношения являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; Р-Л; твёрдых-мягких). В некоторых случаях при отсутствии выраженных дефектов отдельных звуков отмечается недостаточная четкость их произнесения.
Школьники донной группы имеют выраженные отклонения не только в произношении, но и в дифференциации звуков. Дети испытывают затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического и артикуляционного сходства и различия, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах. Всё это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.
Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко служит причиной появления вторичного дефекта, проявляющегося в специфических нарушениях письменной речи (дисграфия, дислексия).
Дисграфические ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма и чтения, но и других предметов. Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Данная программа имеет социально-педагогическую и коррекционно-развивающую направленность.
Цель программы: освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
Задачи программы:
Обучающая
Обучить детей основным видам речевой деятельности, слуховому восприятию речи, формированию навыков анализа и синтеза звукового состава слова, овладению навыками построения предложений в соответствии с грамматическими нормами родного языка, построению связных высказываний.
Воспитательная
Прививать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать воспитанию принятых обществом манер поведения, воспитывать чувства дружеского отношения между людьми, взаимовыручки, любви к окружающему миру, вырабатывать положительную мотивацию к изучению русского языка.
Развивающая
Формировать полноценные произносительные навыки
Развивать фонетическое восприятие, фонематические представления
Формировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова
Обогащать словарь детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов
Развивать связную речь в процессе работы над рассказом, пересказом с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
игровые,
наглядно - демонстрационные,
словесные.
Принципы логопедической работы:
наглядность,
доступность,
системность,
комплексность,
принцип развития,
онтогенетический принцип.
Формы организации деятельности учащихся:
групповая;
работа в парах;
индивидуальная.
Ведущая технология, ее цели и задачи:
Используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.
Программа составлена на основе программы Е.В. Мазановой «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». Количество часов в примерной учебной программе не совпадает с количеством часов в авторской программе (более чем на 6 часов в год). Производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем, поэтому возникла необходимость создания рабочей программы.
Содержание обучения.
В течение учебного года изучается 7 тем. При изучении каждой из тем используется различный речевой материал: детские рифмовки, считалки, чистоговорки, стихи, игры и задания на развитие логики и мышления.
Звуки гласные и согласные (2часа).
Усвоение признаков гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме. 2. Звуко-буквенный анализ слов. Гласные звуки (10 часов).
Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове. Работа над ритмической стороной речи. Знакомство со слогообразующей ролью гласных.
3. Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных (20 часов).
Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных (14 часов).
Знакомство со звонкими и глухими согласными. Дифференциация звуков, слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Дифференциация звонких и глухих согласных в словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Дифференциация свистящих и шипящих звуков (4 часа)
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С-Ш, З-Ж. Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие фонематического слуха, языкового анализа и синтеза.
Дифференциация сонорных звуков (6 часов)
Знакомство с нормой произношения сонорных звуков, характеристикой. Дифференциация звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, внимания, анализа и синтеза.
Лабиализованные гласные звуки (4 часа)
Закрепление знаний о гласных звуках О,У; Ё-Ю. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза, зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.
Рабочая программа рассчитана на 60 ч. (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).
III. Перечень практических работ
анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;
составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовки к списыванию и письму под диктовку;
работа в логопедических тетрадях;
организация и проведение занятий в игровой форме.
IV.Требования к подготовке учащихся
Знать:
названия гласных и согласных звуков и букв
определения понятий: звук, буква, слог, слово, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог
чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова
как дифференцировать оппозиционные звуки;
Уметь:
владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
определять ударные и безударные гласные, слоги
производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
подбирать слова на заданный звук;
сравнивать слова со сходными звуками;
определять в словах место и последовательность звука; гласных и согласных звуков;
определять количество звуков и слогов в словах
производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов
восстанавливать предложения с заданными звуками;
V.Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
Волкова Л.С. Логопедия, М., 1995.
Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.
Методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г.).
А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996.
Рабочая тетрадь «Учусь работать с текстом» Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г.).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по коррекции фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН)
Класс: 1
Учитель-логопед: Зимаева М.В.
Количество часов: всего 60 часов; в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе: рабочей программы «Организация логопедической работы в школе» О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская Творческий Центр «Сфера» Москва 2006; «Коррекция акустической дисграфии» Е. В. Мазанова Москва 2006; «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Е. В. Мазанова Москва 2006.
Номер занятия | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Оборудование занятия | ||||||
план | факт | |||||||||
ФФН- 1 | ФФН-2 | ФФН-1 | ФФН-2 | |||||||
1. | Вводное занятие. Речь устная и письменная. Различение понятий «звук» и «буква» | 1 | 19.09 | 16.09 | | | Компьютерная программа «Начальная школа Кирилла и Мифодия» Обучение грамоте 1 класс (урок № 1) | |||
2. | Звуки гласные и согласные | 1 | 21.09 | 20.09 | | | Сюжетные и предметные картинки, карточки-сигналы, логопедическая распевка №1 | |||
3. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А. | 1 | 26.09 | 23.09 | | | Индивидуальные зеркала, элементы рукописной строчной буквы А, предметнае картинки, диск 1 класс (урок 2) | |||
4. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У. | 1 | 28.09 | 27.09 | | | Стилизованная буква У, карточки с картинками со звуком У, логопедическая распевка №1, диск (урок 2), магнитная доска, индивидуальные зеркала | |||
5. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О. | 1 | 3.10 | 30.09 | | | Стилизованная буква О, магнитная доска,диск (урок 2), предметные картинки, индивидуальные зеркала | |||
6. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э. | 1 | 5.10 | 4.10 | | | Стилизованная буква Э, магнитная доска,диск (урок 7), предметные картинки, индивидуальные зеркала | |||
7. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы. | 1 | 10.10 | 7.10 | | | Стилизованная буква Э, магнитная доска,диск (урок 7), предметные картинки, индивидуальные зеркала | |||
8. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И. | 1 | 12.10 | 11.10 | | | Стилизованная буква И, магнитная доска,диск (урок 5), предметные картинки, индивидуальные зеркала | |||
9. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Я. | 1 | 17.10 | 14.10 | | | Стилизованная буква Я, магнитная доска,диск (урок 13), предметные картинки, индивидуальные зеркала | |||
10. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ю. | 1 | 19.10 | 18.10 | | | Стилизованная буква Ю, магнитная доска,диск (урок 13), предметные картинки, индивидуальные зеркала | |||
11. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Е. | 1 | 24.10 | 21.10 | | | Стилизованная буква Е, магнитная доска, диск (урок 12, предметные картинки, индивидуальные зеркала | |||
12. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ё. | 1 | 26.10 | 25.10 | | | Стилизованная буква Ё, магнитная доска, диск (урок 12), предметные картинки, индивидуальные зеркала | |||
13. | Звуки Б-Б* Буква Б | 2 | 7.11 9.11 | 28.10 8.11 | | | Карточка с буквой Б (тактильная) магнитная доска, диск (урок 10), предметные картинки, индивидуальные зеркала | |||
14. | Звуки П-П* Буква П | 2 | 14.11 16.11 | 11.11 15.11 | | | Карточка с буквой П (тактильная) магнитная доска, диск (урок 11), предметные картинки, индивидуальные зеркала | |||
15. | Дифференциация звуков П-Б, П*-Б* | 2 | 21.11 23.11 | 18.11 22.11 | | | Карточки Б-П (тактильные), предметные картинки, магнитные досочки, материал для развития мелкой моторики | |||
16. | Звуки В-В* Буква В | 2 | 28.11 30.11 | 25.11 29.11 | | | Карточка с буквой В(тактильная) магнитная доска, диск (урок 10), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |||
17. | Звуки Ф-Ф* Буква Ф | 2 | 5.12 7.12 | 2.12 6.12 | | | Карточка с буквой Ф(тактильная) магнитная доска, диск (урок 11), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |||
18. | Дифференциация звуков В-Ф, В*-Ф* | 2 | 12.12 14.12 | 9.12 13.12 | | | Карточки В-Ф (тактильные), предметные картинки, магнитные досочки, материал для развития мелкой моторики | |||
19. | Звуки Г-Г* Буква Г | 2 | 19.12 21.12 | 16.12 20.12 | | | Карточка с буквой Г(тактильная) магнитная доска, диск (урок 10), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |||
20. | Звуки К-К* Буква К | 2 | 26.12 28.12 | 23.12 27.12 | | | Карточка с буквой К (тактильная) магнитная доска, диск (урок 11), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |||
21. | Дифференциация звуков К-Г, К*-Г* | 2 | 11.01 16.01 | 13.01 17.01 | | | Карточки Г-К (тактильные), предметные картинки, магнитные досочки, материал для развития мелкой моторики | |||
22. | Звуки Д-Д* Буква Д | 2 | 18.01 23.01 | 20.01 24.01 | | | Карточка с буквой Д (тактильная) магнитная доска, диск (урок 9), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |||
23. | Звуки Т-Т* Буква Т | 2 | 25.01 30.01 | 27.01 31.01 | | | Карточка с буквой Т (тактильная) магнитная доска, диск (урок 9), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |||
24. | Дифференциация звуков Т-Д, Т*-Д* | 2 | 1.02 6.02 | 3.02 7.02 | | | Карточки Д-Т (тактильные), предметные картинки, магнитные досочки, материал для развития мелкой моторики | |||
25. | Звуки З-З* Буква З | 2 | 8.02 20.02 | 10.02 21.02 | | | Логопедическая распевка 15, 21, 22 Карточка с буквой З (тактильная) магнитная доска, диск (урок 9), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |||
26. | Звуки С-С* Буква С | 2 | 22.02 27.02 | 24.02 28.02 | | | Логопедическая распевка 11,12,17 Карточка с буквой С (тактильная) магнитная доска, диск (урок 7), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |||
27. | Дифференциация звуков С-З, С*-З* | 2 | 29.02 5.03 | 2.03 6.03 | | | Карточки С-З (тактильные), предметные картинки, магнитные досочки, материал для развития мелкой моторики | |||
28. | Звук и буква Ж | 1 | 7.03 | 9.03 | | | Логопедическая распевка 28, карточка с буквой Ж (тактильная) магнитная доска, диск (урок 12), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |||
29. | Звук и буква Ш | 1 | 12.03 | 13.03 | | | Логопедическая распевка 25, карточка с буквой Ш (тактильная) магнитная доска, диск (урок 12), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |||
30. | Дифференциация звуков Ш-Ж | 2 | 14.03 19.03 | 16.04 20.03 | | | Карточки Ш-Ж (тактильные), предметные картинки, магнитные досочки, материал для развития мелкой моторики | |||
31. | Дифференциация звуков С-Ш | 2 | 21.03 | 23.03 | | | Карточки С-Ш (тактильные), предметные картинки, магнитные досочки, материал для развития мелкой моторики | |||
32. | Дифференциация звуков З-Ж | 2 | 2.04 4.04 | 13.04 17.04 | | | Карточки З-Ж (тактильные), предметные картинки, магнитные досочки, материал для развития мелкой моторики | |||
33. | Звук и буква Р | 1-2 | 9.04 11.04 | 20.04 | | | Логопедическая распевка 25, карточка с буквой Ш (тактильная) магнитная доска, диск (урок 12), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |||
34. | Звук и буква Л | 1-2 | 16.04 18.04 | 24.04 | | | Логопедическая распевка 33, карточка с буквой л(тактильная) магнитная доска, диск (урок 4), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |||
35. | Дифференциация звуков Р-Л | 2 | 23.04 25.04 | 27.04 4.05 | | | Карточки Р-Л (тактильные), предметные картинки, магнитные досочки, материал для развития мелкой моторики | |||
36. | Дифференциация звуков О - У | 1-2 | 30.04 2.05 | 8.05 11.05 | | | Карточки О-У (тактильные), предметные картинки, магнитные досочки, материал для развития мелкой моторики | |||
37. | Дифференциация звуков Ё - Ю | 1-2 | 7.05 14.05 | 15.05 | | | Карточки Ё-Ю (тактильные), предметные картинки, магнитные досочки, материал для развития мелкой моторики |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: