NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся (ффн) Класс : 1



/


ПРОГРАММА

по коррекции фонетико-фонематического недоразвития

речи учащихся (ФФН)
Класс: 1

Количество часов: всего 60 часов

Учитель-логопед: Зимаева Марина Викторовна

Программа разработана на основе: программы «Коррекция акустической дисграфии» Е. В. Мазанова Москва 2006; «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Е. В. Мазанова Москва 2006.


  1. Пояснительная записка

Обоснование – устная речь школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием характеризуется несформированностью всей звуковой стороны речи. Типичным для произношения являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; Р-Л; твёрдых-мягких). В некоторых случаях при отсутствии выраженных дефектов отдельных звуков отмечается недостаточная четкость их произнесения.

Школьники донной группы имеют выраженные отклонения не только в произношении, но и в дифференциации звуков. Дети испытывают затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического и артикуляционного сходства и различия, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах. Всё это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.

Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко служит причиной появления вторичного дефекта, проявляющегося в специфических нарушениях письменной речи (дисграфия, дислексия).

Дисграфические ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма и чтения, но и других предметов. Для пре­дупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Данная программа имеет социально-педагогическую и коррекционно-развивающую направленность.

Цель программы: освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

Задачи программы:

  1. Обучающая

Обучить детей основным видам речевой деятельности, слуховому восприятию речи, формированию навыков анализа и синтеза звукового состава слова, овладению навыками построения предложений в соответствии с грамматическими нормами родного языка, построению связных высказываний.

  1. Воспитательная

  • Прививать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать воспитанию принятых обществом манер поведения, воспитывать чувства дружеского отношения между людьми, взаимовыручки, любви к окружающему миру, вырабатывать положительную мотивацию к изучению русского языка.

  1. Развивающая

  • Формировать полноценные произносительные навыки

  • Развивать фонетическое восприятие, фонематические представления

  • Формировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова

  • Обогащать словарь детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов

  • Развивать связную речь в процессе работы над рассказом, пересказом с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

  • игровые,

  • наглядно - демонстрационные,

  • словесные.

Принципы логопедической работы:

  • наглядность,

  • доступность,

  • системность,

  • комплексность,

  • принцип развития,

  • онтогенетический принцип.

Формы организации деятельности учащихся:

  • групповая;

  • работа в парах;

  • индивидуальная.

Ведущая технология, ее цели и задачи:

Используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.

Программа составлена на основе программы Е.В. Мазановой «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». Количество часов в примерной учебной программе не совпадает с количеством часов в авторской программе (более чем на 6 часов в год). Производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем, поэтому возникла необходимость создания рабочей программы.

  1. Содержание обучения.

В течение учебного года изучается 7 тем. При изучении каждой из тем используется различный речевой материал: детские рифмовки, считалки, чистоговорки, стихи, игры и задания на развитие логики и мышления.

  1. Звуки гласные и согласные (2часа).

Усвоение признаков гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме. 2. Звуко-буквенный анализ слов. Гласные звуки (10 часов).

Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове. Работа над ритмической стороной речи. Знакомство со слогообразующей ролью гласных.

3. Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных (20 часов).

Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков

  1. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных (14 часов).

Знакомство со звонкими и глухими согласными. Дифференциация звуков, слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Дифференциация звонких и глухих согласных в словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

  1. Дифференциация свистящих и шипящих звуков (4 часа)

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С-Ш, З-Ж. Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие фонематического слуха, языкового анализа и синтеза.

  1. Дифференциация сонорных звуков (6 часов)

Знакомство с нормой произношения сонорных звуков, характеристикой. Дифференциация звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, внимания, анализа и синтеза.

  1. Лабиализованные гласные звуки (4 часа)

Закрепление знаний о гласных звуках О,У; Ё-Ю. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза, зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.

Рабочая программа рассчитана на 60 ч. (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).
III. Перечень практических работ

  • анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;

  • составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовки к списыванию и письму под диктовку;

  • работа в логопедических тетрадях;

  • организация и проведение занятий в игровой форме.



IV.Требования к подготовке учащихся

Знать:

  • названия гласных и согласных звуков и букв

  • определения понятий: звук, буква, слог, слово, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог

  • чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова

  • как дифференцировать оппозиционные звуки;

Уметь:

  • владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;

  • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

  • определять ударные и безударные гласные, слоги

  • производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

  • подбирать слова на заданный звук;

  • сравнивать слова со сходными звуками;

  • определять в словах место и последовательность звука; гласных и согласных звуков;

  • определять количество звуков и слогов в словах

  • производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов

  • восстанавливать предложения с заданными звука­ми;


V.Список рекомендуемой учебно-методической литературы:


  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.

  2. Волкова Л.С. Логопедия, М., 1995.

  3. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.

  4. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.

  5. Методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г.).

  6. А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996.




  1. Рабочая тетрадь «Учусь работать с текстом» Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

  2. Рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г.).


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по коррекции фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН)
Класс: 1

Учитель-логопед: Зимаева М.В.

Количество часов: всего 60 часов; в неделю 2 часа.

Планирование составлено на основе: рабочей программы «Организация логопедической работы в школе» О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская Творческий Центр «Сфера» Москва 2006; «Коррекция акустической дисграфии» Е. В. Мазанова Москва 2006; «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Е. В. Мазанова Москва 2006.



Номер занятия

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты проведения

Оборудование

занятия

план

факт

ФФН- 1

ФФН-2

ФФН-1

ФФН-2

1.

Вводное занятие. Речь устная и письменная. Различение понятий «звук» и «буква»

1

19.09

16.09







Компьютерная программа «Начальная школа Кирилла и Мифодия» Обучение грамоте 1 класс (урок № 1)

2.

Звуки гласные и согласные

1

21.09

20.09







Сюжетные и предметные картинки, карточки-сигналы, логопедическая распевка №1

3.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А.

1

26.09

23.09







Индивидуальные зеркала, элементы рукописной строчной буквы А, предметнае картинки, диск 1 класс (урок 2)

4.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У.

1

28.09

27.09







Стилизованная буква У, карточки с картинками со звуком У, логопедическая распевка №1, диск (урок 2), магнитная доска, индивидуальные зеркала

5.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О.

1

3.10

30.09







Стилизованная буква О, магнитная доска,диск (урок 2), предметные картинки, индивидуальные зеркала

6.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э.

1

5.10

4.10







Стилизованная буква Э, магнитная доска,диск (урок 7), предметные картинки, индивидуальные зеркала

7.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы.

1

10.10

7.10







Стилизованная буква Э, магнитная доска,диск (урок 7), предметные картинки, индивидуальные зеркала

8.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И.

1

12.10

11.10







Стилизованная буква И, магнитная доска,диск (урок 5), предметные картинки, индивидуальные зеркала

9.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Я.


1

17.10

14.10







Стилизованная буква Я, магнитная доска,диск (урок 13), предметные картинки, индивидуальные зеркала

10.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ю.


1

19.10

18.10







Стилизованная буква Ю, магнитная доска,диск (урок 13), предметные картинки, индивидуальные зеркала

11.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Е.


1

24.10

21.10







Стилизованная буква Е, магнитная доска, диск (урок 12, предметные картинки, индивидуальные зеркала

12.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ё.


1

26.10

25.10







Стилизованная буква Ё, магнитная доска, диск (урок 12), предметные картинки, индивидуальные зеркала

13.

Звуки Б-Б* Буква Б

2

7.11
9.11

28.10
8.11







Карточка с буквой Б (тактильная) магнитная доска, диск (урок 10), предметные картинки, индивидуальные зеркала

14.

Звуки П-П* Буква П


2

14.11
16.11

11.11
15.11







Карточка с буквой П (тактильная) магнитная доска, диск (урок 11), предметные картинки, индивидуальные зеркала

15.

Дифференциация звуков

П-Б, П*-Б*

2

21.11
23.11

18.11
22.11







Карточки Б-П (тактильные), предметные картинки, магнитные досочки, материал для развития мелкой моторики

16.

Звуки В-В* Буква В

2

28.11
30.11

25.11
29.11







Карточка с буквой В(тактильная) магнитная доска, диск (урок 10), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики

17.

Звуки Ф-Ф* Буква Ф


2

5.12
7.12

2.12
6.12







Карточка с буквой Ф(тактильная) магнитная доска, диск (урок 11), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики


18.

Дифференциация звуков

В-Ф, В*-Ф*

2

12.12
14.12

9.12
13.12







Карточки В-Ф (тактильные), предметные картинки, магнитные досочки, материал для развития мелкой моторики

19.

Звуки Г-Г* Буква Г

2

19.12
21.12

16.12
20.12







Карточка с буквой Г(тактильная) магнитная доска, диск (урок 10), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики


20.

Звуки К-К* Буква К

2

26.12
28.12

23.12
27.12







Карточка с буквой К (тактильная) магнитная доска, диск (урок 11), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики


21.

Дифференциация звуков

К-Г, К*-Г*

2

11.01
16.01

13.01
17.01







Карточки Г-К (тактильные), предметные картинки, магнитные досочки, материал для развития мелкой моторики

22.

Звуки Д-Д* Буква Д

2

18.01
23.01

20.01
24.01







Карточка с буквой Д (тактильная) магнитная доска, диск (урок 9), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики


23.

Звуки Т-Т* Буква Т

2


25.01

30.01


27.01
31.01







Карточка с буквой Т (тактильная) магнитная доска, диск (урок 9), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики


24.

Дифференциация звуков

Т-Д, Т*-Д*

2

1.02
6.02

3.02
7.02







Карточки Д-Т (тактильные), предметные картинки, магнитные досочки, материал для развития мелкой моторики

25.

Звуки З-З* Буква З

2


8.02
20.02



10.02
21.02







Логопедическая распевка 15, 21, 22 Карточка с буквой З (тактильная) магнитная доска, диск (урок 9), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики


26.

Звуки С-С* Буква С

2

22.02
27.02

24.02
28.02







Логопедическая распевка 11,12,17 Карточка с буквой С (тактильная) магнитная доска, диск (урок 7), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики


27.

Дифференциация звуков

С-З, С*-З*

2

29.02
5.03

2.03
6.03







Карточки С-З (тактильные), предметные картинки, магнитные досочки, материал для развития мелкой моторики

28.

Звук и буква Ж


1

7.03

9.03







Логопедическая распевка 28, карточка с буквой Ж (тактильная) магнитная доска, диск (урок 12), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики


29.

Звук и буква Ш


1

12.03

13.03







Логопедическая распевка 25, карточка с буквой Ш (тактильная) магнитная доска, диск (урок 12), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики



30.

Дифференциация звуков

Ш-Ж

2

14.03
19.03

16.04
20.03







Карточки Ш-Ж (тактильные), предметные картинки, магнитные досочки, материал для развития мелкой моторики

31.

Дифференциация звуков

С-Ш

2

21.03

23.03







Карточки С-Ш (тактильные), предметные картинки, магнитные досочки, материал для развития мелкой моторики

32.

Дифференциация звуков

З-Ж

2

2.04
4.04

13.04
17.04







Карточки З-Ж (тактильные), предметные картинки, магнитные досочки, материал для развития мелкой моторики

33.

Звук и буква Р

1-2

9.04
11.04

20.04









Логопедическая распевка 25, карточка с буквой Ш (тактильная) магнитная доска, диск (урок 12), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики


34.

Звук и буква Л

1-2

16.04

18.04

24.04








Логопедическая распевка 33, карточка с буквой л(тактильная) магнитная доска, диск (урок 4), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики


35.

Дифференциация звуков

Р-Л

2

23.04

25.04

27.04

4.05







Карточки Р-Л (тактильные), предметные картинки, магнитные досочки, материал для развития мелкой моторики

36.

Дифференциация звуков

О - У

1-2

30.04

2.05

8.05

11.05







Карточки О-У (тактильные), предметные картинки, магнитные досочки, материал для развития мелкой моторики

37.

Дифференциация звуков

Ё - Ю

1-2

7.05 14.05

15.05







Карточки Ё-Ю (тактильные), предметные картинки, магнитные досочки, материал для развития мелкой моторики

страница 1


скачать

Другие похожие работы: