NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области


Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области

«Рязанская областная универсальная научная библиотека

имени Горького»

Материалы

межрегиональной научно-практической конференции
«Роль государственных и муниципальных библиотек в содействии инновационному развитию общества»

25 апреля 2012 г.

Рязань 2012

Составитель: С.А. Антоненко, заместитель директора по научной работе

Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Роль государственных и муниципальных библиотек в содействии инновационному развитию общества». Рязань, 25 апреля 2012. / ГБУК РО «Библиотека им. Горького»; сост. С.А. Антоненко. – Рязань, 2012. - 46 с.

От составителя

25 апреля в Рязанской областной универсальной научной библиотеке имени Горького состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Роль государственных и муниципальных библиотек в содействии инновационному развитию общества».

В ходе конференции библиотечные специалисты государственных и муниципальных библиотек обменялись опытом работы по обеспечению социокультурных потребностей науки, образования, экономической, производственной, культурной и общественной составляющих жизнедеятельности обслуживаемых территорий; наметили основные направления содействия развитию конкурентоспособности регионов.

В конференции приняли участие 64 представителя из Рязани, Москвы и Рязанской области.

Участники конференции познакомились с выставкой «Смотрите – это НАНО!», организованной Правительством Рязанской области и Фондом инфраструктурных и образовательных программ. На выставке среди прочих были представлены 10 проектов молодых изобретателей.

Библиотека имени Горького представила материалы из своих фондов на книжной выставке «Нанотехнологии – промышленная и социальная революция».

Перед участниками конференции выступил начальник отдела наукоемких технологий министерства промышленности, инновационных и информационных технологий Рязанской области А.Ф. Маннанов, который обратил внимание на необходимость профориентации молодежи на новые технические и производственные направления.

О.А. Чувильская, генеральный директор Центральной универсальной научной библиотеки имени А.Н. Некрасова (г. Москва) раскрыла опыт московских библиотек по инновационному и информационному развитию мегаполиса. Она обратила внимание на возможности библиотек по предоставлению населению доступа к порталу государственных услуг. Заинтересовал присутствующих проект корпоративного использования электронных ресурсов и услуг, портал «Библиогород», многочисленные эффективные проекты библиотек Москвы. Далее выступали библиотечные специалисты государственных и муниципальных библиотек нашего региона. Состоялось активное обсуждение проблем, связанных с содействием библиотек инновационному развитию территорий в бизнесе, образовании, диалоге культур и формировании межнациональных отношений, обслуживании социально-незащищенных слоев населения и других сферах.

Функциональные особенности государственных и муниципальных библиотек в современных социально-культурных условиях

_________________________________________________________________

С.А. Антоненко, заместитель директора по научной работе ГБУК РО «Библиотека им. Горького»

Инновация – это новшество, нововведение, предназначенное для повышения эффективности производства, сервиса, управления, а также любых иных процессов.

Главным отличием инновации от простого обновления является значимый результат, то есть инновация – это не другая форма или цвет, обновление производственного оборудования, а принципиально новый товар на рынке или качественное повышение эффективности систем производства.

Инновации – важная часть модернизации современной России, необходимая для увеличения внутреннего валового продукта и улучшения качества предлагаемых российскими компаниями услуг. Кроме того, инновация нужна и для модернизации государственного аппарата - в соответствии с требованиями современности.

Именно поэтому инноватике (то есть знанию об инновациях, инновационном развитии, экономике инноваций и прочим вопросам, касающимся инновационной деятельности) уделяется все больше внимания. Инноватика становится востребованной и в бизнесе для повышения конкурентоспособности предприятий, и для государства, где инновационная экономика может стать средством укрепления международного авторитета страны и повышения качества жизни граждан.

Библиотека – самый демократичный общедоступный социально-культурный и информационный центр общественной жизни, содействующий развитию социально-культурной сферы общества, участвующий в реализации государственной политики, направленной на повышение качества жизни населения и устойчивое развитие страны.

Библиотека – социально-культурный институт, призванный хранить, упорядочивать и распространять информацию. Следовательно, сущностная функция библиотеки всегда неизменна – документально-коммуникационная [14]. Далее «дерево» функций разветвляется на два направления: первое – внутренние, библиотечные (технологические) функции, второе – внешние (социальные) функции (см. Таблица 1).

Таблица 1.

Документально-коммуникационная функция библиотеки (сущностная)


Внутренние (технологические) библиотечные функции

Внешние (социальные) функции

Сбор информации

Информационная

Переработка информации

Образовательная

Хранение информации

Краеведческая

Распространение информации

Культурно-досуговая




Рекреационная




Интеграционная




Социальная

другие

Социализирующая




Ценностно-ориентирующая




и многие другие


Внутренние функции независимо от исторического периода и условий существования библиотек остаются неизменными. Среди них - сбор, переработка, хранение и распространение информации. Они определяют суть библиотеки: без какой-либо из них библиотека перестает быть библиотекой и превращается в другой институт.

Что касается социальных функций, то, как утверждает известный российский библиотековед А.В. Соколов, их число не ограничено, они вторичны и направлены на удовлетворение потребностей социума [13]. Как отмечает А.И. Пашин, социальные функции библиотек проявляются в конкретных исторических условиях и их содержание зависит от задач, которые решает общество [12]. Перечень социальных функций библиотеки обширен. Среди основных социальных функций в «Библиотечной энциклопедии» выделяются информационная, просветительная, образовательная, досуговая (рекреационная, гедонистическая), воспитательная, ценностно-ориентирующая, социализирующая [4].

В библиотековедении существуют различные подходы к определению функций библиотек. По мнению некоторых библиотековедов (Моргенштерн И.Г.), информационная функция библиотеки является сущностной, она рассматривается как технологическая, внутренняя, так как библиотека работает непосредственно с информацией: собирает, перерабатывает и распространяет ее. Такой подход также правомочен, так как сегодня библиотека работает не только с документами, но и с информацией, зафиксированной в удаленных электронных базах данных, находящихся за пределами библиотеки. По мнению других авторов (например, Н.В. Жадько), информационная функция - внешняя, социальная, приравненная к коммуникационной [5].

Функции публичных библиотек сформулированы в Манифесте ЮНЕСКО о публичных библиотеках (1994 г.), среди них - создание и закрепление навыков чтения у детей с самого раннего возраста, содействие систематическому образованию всех уровней, равно как и самообразованию, обеспечение возможностей для творческого развития личности, развитие воображения и творческого начала у детей и молодежи, развитие диалога между культурами и поощрение их самобытности, обеспечение доступа граждан ко всем видам муниципальной информации, предоставление надлежащего информационного обслуживания местным предприятиям, объединениям и группам по интересам, помощь в овладении информационной и компьютерной грамотностью и другие [7].

Библиотечная работа – наиболее динамичное и гибкое явление в социокультурной сфере, изменяющееся в зависимости от социокультурной ситуации в стране. В различные исторические периоды библиотека выполняла функции, соответствующие потребностям общества. Изменение социальных (внешних) функций библиотек в хронологическом аспекте приводится в Таблице 2.

Таблица 2.

Исторический период

Направления деятельности; задачи

Функции

20-е гг. ХХ века

Преодоление культурного и экономического отставания страны;

организация досуга населения;

участие в культурно-просветительной пропаганде и т.п.

Просветительная

Пропагандистская;

Досуговая

30-40-е гг. ХХ века

Содействие внедрению лучших образцов работы, повышению культуры производства, рационализации технологического процесса, усовершенствованию организации труда. Содействие развитию производства, самообразованию, организации культурного досуга населения.

Политико-просветительная;

Культурно-воспитательная;

Досуговая;

Образовательная

70-80-е гг. ХХ века

Содействие идейно-политическому, трудовому, нравственному, эстетическому воспитанию людей, формирование научного марксистско-ленинского мировоззрения, идейной убежденности; повышение общеобразовательного, культурного и профессионального уровня; содействие развитию производства, всех сфер общественной жизни, внедрению научных знаний в практику, наиболее эффективному использованию производственного и научно-технического потенциала страны.

Идейно-воспитательная;

Культурно-просветительная;

Информационная;

Образовательная

Начало ХХI века

Содействие становлению местного самоуправления; сохранению и возрождению духовно-нравственного потенциала страны; патриотическому воспитанию молодежи, формированию гражданского самосознания населения, его правовой культуры; повышению образовательного и культурного уровня населения, качества его жизни; становлению межкультурных связей, решению социально-бытовых проблем жителей; популяризация здорового образа жизни, развитие творческих начал; обеспечение доступа к информации, культурному наследию; формирование культуры чтения и информационной культуры личности, продвижение книги и чтения в обществе, экологическое просвещение и т.п.

Информационная;

Образовательная;

Краеведческая;

Социальная;

Культурно-досуговая; Рекреационная;

Воспитательная;

Интеграционная
и другие


В конце ХХ – начале ХХI века, в условиях возрастания социальной неоднородности общества возросла интеграционная роль библиотеки, стала актуальной ее деятельность по формированию гражданского самосознания, правовому просвещению, обеспечению доступа к информации.

Муниципальные библиотеки активно участвуют в жизни и культурной деятельности местных сообществ: устраивают семейные праздники, организуют литературно-музыкальные гостиные, занимаются краеведением, работают с учащимися в тесном взаимодействии со школами.

В Материалах к заседанию Правительства Российской Федерации (Москва, 1 ноября 2007 г.) «О развитии библиотечного дела» говорится, что «современная библиотека, пережившая многочисленные видоизменения, выполняет информационную, образовательную, культурно-досуговую, краеведческую, собственно социальную, рекреационную, интеграционную и другие функции, направленные, в первую очередь, на развитие человека, повышение качества его жизни, формирование гражданского самосознания и интеграцию населения» [10].
В работе библиотек используются самые разнообразные формы, предоставляется широкий комплекс услуг, с помощью которых библиотеки способствуют свободному развитию каждого человека, удовлетворяют духовные потребности сельчан, развивают их природные задатки и способности, позволяют реализовать разнообразные интересы и, в конечном счете, творческий потенциал личности.

Библиотека как информационный институт является важнейшим стратегическим ресурсом развития страны. Сегодня муниципальная библиотека развивается в первую очередь как информационно-справочная служба. Она снабжает органы власти и население информацией по вопросам жизнедеятельности местного сообщества, среди которых: труд и заработная плата, льготы, страхование, налоги, учеба и образование, здравоохранение, культура, досуг, творчество, товары и услуги, услуги банков, жилье и жилищно-коммунальные услуги, транспорт, связь, семья, экология, военная служба и многое другое.

Библиотека – не только информационное, но и коммуникативное культурное учреждение, которое притягивает людей в ряды читателей, способствует их общению, сближению, объединяя в единое коммуникационное пространство. Таким образом, реализуется интеграционная функция библиотеки.

Воспитательная и образовательные функции библиотеки – фактор, гарантирующий будущее. Без этого не решить проблемы современного мира, не защитить, не сохранить природу, не обеспечить мир, не устранить бедность, неравенство, невежество, не воспитать человеческую личность, стремящуюся к интеллектуальному, эстетическому, эмоциональному и нравственному развитию, не сформировать гражданина свободного и ответственного, с высоким сознанием долга, заботящегося о своей малой родине и о государстве.

Реализуя культурно-досуговую функцию, современная библиотека помогает людям проявить себя, удовлетворить свою потребность в творчестве. Эта функция предполагает организацию культурного и интеллектуального досуга, содействие межличностному общению в условиях свойственной библиотеке культурной среды. Рекреационная функция направлена на восстановление активности человека, потерпевшего физические и духовные травмы, когда библиотека оказывает помощь в подборе нужных для его реабилитации книг, а также другими формами библиотечного обслуживания.

Библиотека - центр социально-культурной сферы города, поселка. Без нее не мыслят свою жизнь горожане и сельчане, которые принимают ежедневно важные решения, развивают производство, сельское хозяйство, экономику, лечат, учат, выбирают руководителей, народных депутатов и пр. Современная библиотека способствует стабилизации общества, развитию демократии, упорядочению отношений между людьми, укреплению дружбы между народами, образованию и распространению знаний, содействует развитию производственного потенциала, сохранению прежних и формированию новых исторических и культурных традиций, социальному, нравственному и духовному совершенствованию общества.

Среди институтов социально-культурной сферы библиотека – самая общедоступная, а порой – и единственная, предоставляющая возможность саморазвиваться, содействующая жизнедеятельности населения.

Внешние функции библиотеки, ориентированные на социум, связаны с направлениями деятельности библиотек:

библиотека и образование: библиотека обеспечивает информационную поддержку всех направлений образовательной сферы – от дошкольного образования до самообразования всех возрастных категорий и социальных слоев общества. Во многом способствует приобщению к информационным технологиям (школы компьютерной грамотности, консультации по работе на компьютере), посредством Интернета дает возможность школьникам познакомиться с результатами ЕГЭ; предоставляет познавательно-образовательные программы на дисках по предметам школьной программы. На базе библиотек проводятся уроки литературы, истории, биологии, информатики, географии, так как библиотека располагает полезными информационными материалами и может разместить значительное число школьников, пришедших на урок.

Формирование информационной грамотности населения – формирование информационной культуры, - тесно связано с понятиями компьютерной и технологической грамотности: ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность, в основе которых – комплекс знаний, умений и навыков в работе с информацией на основе информационно-коммуникационных технологий, который можно рассматривать как комбинацию информационной и технологической грамотности.

- библиотека – информационный центр: Удовлетворение биологических и социальных потребностей человека, создание материальных и духовных ценностей, обеспечивающих его выживание и развитие как биологического вида и члена социума, реализуются посредством разных видов деятельности, ведущих к возникновению информационных потребностей. Чем более сложный вид деятельности осуществляет человек, тем больше информации ему необходимо. … Библиотека – интегративный социальный институт, осуществляющий сбор, хранение и распространение в пространственно-временном континууме социально значимых документов с целью удовлетворения и формирования информационных потребностей пользователей [9; с.41].

Создание центров информации способствует развитию у населения навыков систематического чтения, приобщает его к отраслевой, научной литературе, обеспечивает благоприятные условия для незащищенных групп населения, предлагает активным в деловом плане людям новые услуги, обеспечивая информацией и стимулируя их профессиональную деятельность.

Модернизированная библиотека – информационный центр, использующий возможности новых технологий и новых информационных источников на современных носителях для удовлетворения разнообразных информационных потребностей граждан, которые получают в библиотеке информацию по всем вопросам жизнедеятельности, в том числе справочную: адреса и телефоны различных служб, график движения транспорта, тарифы на коммунальные услуги, часы приема должностных лиц районного уровня, их имена, телефоны и т.п. В информации делового характера в библиотеке нуждаются новые категории пользователей, такие, как представители малого бизнеса, фермеры и др. Задача муниципальных библиотек – обеспечить совместно с другими учреждениями информационное сопровождение всех видов деятельности, существующих на данной территории [3; с. 204]. Единое информационное пространство обеспечивает свободный доступ к наиболее значимым информационным ресурсам. Единое информационное пространство – атрибут демократического государства, ибо гарантирует обеспечение одного из конституционных человеческих прав – права на информацию. Демократия предоставляет информационную свободу личности, обеспечивая разумный компромисс государственных, общественных и личных интересов [3; с. 32].

Информационно-консалтинговая деятельность – новая форма библиотечного обслуживания граждан, возникшая как ответ на запросы фактографического характера, на изменившиеся информационные потребности сообщества. Консультационная работа ведется по различным направлениям: социальный консалтинг, консалтинг в политической и общественной жизни, информационный консалтинг. Как правило, консультант – эксперт в том направлении, которым занимается. Библиотекарь – консультант, в первую очередь, в информационной сфере: дает консультации по поиску и использованию информации, в том числе и в электронных базах данных. Виртуальное справочное обслуживание – одна из разновидностей информационного обслуживания граждан.

- библиотека и воспитание правовой культуры населения:

Библиотеки не должны выступать рупором одной, пусть даже правящей партии. Их миссия состоит в том, чтобы, реализуя общепринятые демократические права и свободы граждан, обеспечивать им равный доступ к идеям всех направлений, предоставлять возможность самостоятельно познакомиться с различными идеологическими течениями, политическими платформами, взглядами представителей разных партий и объединений. Библиотека должна быть центром получения независимой политической и правовой информации, местом встреч с политическими деятелями, дискуссионным клубом, где каждый может высказать свою точку зрения по обсуждаемым проблемам. Но она не имеет права превращаться в идеологическое орудие одной партии, инструмент политического давления на пользователей, средство формирования какой бы то ни было идеологии [9; с. 56]

С помощью СПС «КонсультантПлюс» жители небольших поселков и сел получили возможность повысить свою правовую грамотность (правовой всеобуч, школы правовой культуры,…), получить любой юридический документ из СПС регионального или всероссийского масштаба, часто – получить консультационную помощь в решении конкретных юридических вопросов: жилищное, трудовое законодательство, т.п. Как отмечает профессор, доктор педагогических наук Ю.П. Мелентьева, даже в самых передовых странах, с высоким уровнем правовой культуры граждан, с развитым информационным обслуживанием по правовым вопросам в интернет, потребность в библиотеке и библиотекаре, как информационном посреднике, не отпала. Его роль заключается в следующем: сбор и хранение правовой информации, обеспечение доступа к информации с помощью библиографических указателей, обеспечение физического доступа к правовым материалам, организация помощи пользователям в поиске необходимой информации [8].

Основными направлениями деятельности библиотек по правовому просвещению можно считать следующие:

  • Формирование правовой культуры и развитие правосознания населения;

  • Обеспечение общедоступности правовой и иной официальной информации всех уровней;

  • Оперативное, качественное обслуживание населения, субъектов малого предпринимательства, управленческих структур и т.п.;

  • Популяризация знаний в области прав человека;

  • Повышение качества и изменение форм информационно-справочного обслуживания в области права.

Информационные запросы различных групп населения в области права различны: учащиеся, студенты, учителя, преподаватели спрашивают подборки материалов для написания докладов, курсовых и дипломных работ, в том числе и по методике составления списков литературы; предприниматели интересуются документами по налоговому законодательству, бухгалтерскому учету, …; фермеров интересует земельное законодательство, положение о субсидиях и т.п.; пенсионеров – льготы, вопросы начисления и перерасчета пенсий, правовое регулирование здравоохранения и т.п.; военнослужащих – возмещение вреда, причиненного здоровью; инвалидов – льготы в сфере здравоохранения, пенсионного обеспечения, образования, жилищного права; мигрантов и вынужденных переселенцев – трудовое законодательство, механизмы получения льгот и пособий, постановки на биржу занятости, регистрации и т.п.

Библиотеки нашей области участвуют в ежегодном конкурсе библиотек на лучшую организацию работы по правовому просвещению избирателей, организуемом областной избирательной комиссией и ГБУК РО «Библиотека им. Горького». Одно из направлений деятельности библиотек – защита прав потребителей.

- библиотека и организация интеллектуального досуга населения. Культурно-рекреационная функция библиотеки выражается в организации клубов и любительских объединений, проведении массовых мероприятий, праздников, причем с использованием современных технических средств. Немаловажная роль отводится развитию творчества: литературно-поэтического, художественного. Издание журналов и сборников стихов самодеятельных поэтов, составление родословных семей – в практике работы многих библиотек.

- библиотека и краеведение, включающее ведение летописи села, создание краеведческих и этнографических уголков, поисково-исследовательскую деятельность, помощь организациям и предприятиям в подготовке юбилейных праздников (сбор информации по истории организаций), гражданам в составлении родословной своей семьи; проведение конференций, в том числе и областного уровня. Библиотекарь осуществляет поиск, сбор и оформление уникальной краеведческой информации, среди них – документы рукописные, неопубликованные, хранящиеся в единственном экземпляре в краеведческих фондах библиотек (воспоминания старожилов, очевидцев и участников исторических событий, происходящих как в родном крае, так и всероссийского и международного масштаба). Вместе с модернизацией краеведческая деятельность библиотек обогатилась содержательно, получила новый заряд.

Краеведческая деятельность библиотек прослеживается по направлениям:

  1. Изучение истории библиотеки.

  2. Изучение истории своего поселения.

  3. Изучение родословной представителей местного сообщества, составление генеалогии родов.

Формирование краеведческих информационных ресурсов – особенность краеведческой деятельности библиотеки, в отличие от краеведческой деятельности школ, музеев и других организаций. Краеведческие фонды библиотек включают, помимо книг, статей из периодических изданий, и рукописные документы, фотографии, мемуары, дневники, письма, другие документы из личных фондов сельчан. Библиотеки издают книжки-самоделки, журналы, информационные бюллетени, буклеты, собирают материалы в тематические досье.

- библиотека и местное самоуправление. Содействие становлению самоуправления – одно из основных направлений деятельности по формированию гражданского самосознания всех слоев населения, вовлечению его в общественную работу. С помощью библиотеки ярче проявляется участие жителей в работе местного самоуправления.

В соответствии с письмом из Администрации Президента РФ и Правительства РФ от 26.09.1997 г. «Об организации в муниципальных библиотеках (централизованных библиотечных системах) сбора, хранения и предоставления в пользование информации по вопросам местного самоуправления» муниципальные библиотеки получают материалы по вопросам местного самоуправления, в том числе и местных органов власти, и предоставляют их пользователям.

Библиотеки принимают участие в реализации программ социального развития: информируют население о таких программах, содействуют их реализации. Библиотекарь – посредник между органами власти и населением. Информационная деятельность библиотеки распространяется на глав администраций и специалистов поселений, а также на всех жителей. Предваряется она исследовательской деятельностью библиотеки: библиотека проводит анкетирование с целью изучения информационных потребностей индивидуальных и групповых пользователей, затем обслуживает пользователей, в том числе и в режимах ДОР и ИРИ. Доводит до жителей правовые документы, помогает выработать к ним соответствующее отношение. Таким образом, библиотека влияет на социально-политические процессы в местном сообществе. Библиотека организует встречи с депутатами, собирает и доводит до адресата отзывы жителей о деятельности органов местного самоуправления. Ответы публикуются в «Информационных вестниках», издаваемых библиотекой. В результате растет социальная активность граждан. Совместно с библиотекой они участвуют в общественной жизни поселка. В библиотеках организуются клубы защиты прав потребителей, эколого-просветительские объединения, библиотекари работают в комитетах общественного самоуправления. Ни одно мероприятие не проводится без участия библиотеки.

Библиотека, традиционно выполняя просветительскую функцию, будучи общедоступной для всех категорий населения, способствует формированию гражданского общества.

Библиотекари и сами участвуют в работе ОМС, как члены административных комиссий, депутатских групп, женсоветов, других общественных советов.

- библиотека и воспитание толерантного отношения. В деятельности библиотек, в том числе в массовой работе, присутствуют мероприятия, укрепляющие межнациональные, межрелигиозные и другие связи. Оказание внимания инвалидам – долг и обязанность каждой библиотеки.

- библиотека и социальная деятельность: оказание помощи пенсионерам, многодетным семьям, другим категориям населения в решении их социальных проблем: посредством поиска информации, организации встреч в библиотеке с социальными работниками и т.п.

Сегодня социальные функции библиотеки определяются потребностями в развитии всех сторон местного сообщества. В качестве примеров функций библиотек приведем следующие.

Краеведческая функция – деятельность библиотеки по изучению природы, населения, хозяйства, истории и культуры своего поселения. Наличие такой функции доказывается существованием научных работ библиотекарей в форме неопубликованных документов, статей в научных журналах и сборниках, участием в научных конференциях различных уровней.

Функция социальной поддержки – это обеспечение библиотечными средствами всех форм поддержки граждан в преодолении жизненных трудностей. Помощь в оформлении документов пожилым людям для получения социальных льгот, поиск для малоимущих семей информации о возможностях материальной поддержки, содействие социальной адаптации переселенцев – формы реализации такой функции.

Функция консолидации – возможно, одна из наиболее востребованных и специфических для современной библиотеки. Под консолидацией понимается упрочение, укрепление чего-либо; объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для достижения общих целей. Библиотека сегодня зачастую является единственным социально-культурным институтом, способствующим общению и сближению жителей, объединению различных по социальному статусу, национальной принадлежности слоев населения на основе выполнения общих задач [2].

Перечень социальных функций библиотек постоянно пополняется.

Все функции библиотеки связаны с инновационным развитием региона. Сегодня особую актуальность приобретает содействие библиотек правовой и гражданской активности населения, а также по формированию культурной идентичности конкретной территории.

На Всероссийском библиотечном конгрессе «Библиотеки и инновационное развитие общества» в мае 2012 года состоится обсуждение следующих направлений в деятельности библиотек:

  • Работа библиотек с социально значимой информацией;

  • Библиотеки в новом правовом статусе;

  • Гуманистическая этика в информационном обществе;

  • Библиотеки и социально-экономическое развитие регионов;

  • Молодежь в приоритетах обслуживания публичных библиотек;

  • и другие.

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: