Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области
Список литературы
Акилина, М.И. Информационная функция как понятие/ М.И. Акилина// Библиотека. - 1999. - № 10. – С. 30-32.
Антоненко, С.А. Социальные функции сельской библиотеки // Библиотековедение. – 2010. - № 5. – С. 26 – 29.
Берестова Т.Ф. Информационное пространство библиотеки: научно-методическое пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 240 с.
Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – М.: Пашков дом, 2007. – 1300 с.: ил.
Жадько, Н.В. Анализ сущностных характеристик библиотеки как социокультурного института // Библиотековедение. – 1996. - № 3. – С. 57.
Ловкова, Т.Б. Библиотека как центр досуга: учебно-методическое пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 104 с.
Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках (1994 г.) // Справочник библиотекаря. Изд. 3-е, перераб. и доп. – СПб.: Изд-во «Профессия», 2005. – С. 30 – 33.
Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы: научно-методическое пособие. – М, 2003. – 91 с.
Мотульский Р.С. Общее библиотековедение. – М, 2004. – 203 с.
О развитии библиотечного дела: Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации (Москва, 1 ноября 2007 г.) // Библиотечное дело – ХХI век: науч.–практ. сб.: вып. 1 (15), 2008 / Рос. гос. б-ка. – М., 2008 – С. 16 – 61.
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст].: федер. закон : [принят Гос. Думой 16 сентября 2003 г.]. № 131. // СПС «КонсультантПлюс».
Пашин, А.И. Библиотека как социально-культурная система: вопросы управления: Учебно-метод. пособие. – М.: Либерея – Бибинформ. 2005. – 96 с.
Соколов, А.В. Миссии и мутации библиотек // Библиотечное дело. – 2009. - № 14. – С. 2 - 10.
Столяров, Ю.Н. Что такое библиотека? (О ее сущности и исходных функциях) / Ю.Н. Столяров // Библиотековедение. – 1999. - № 7 (12). – С. 20 – 33.
Организация обучающей среды в библиотеке имени Горького как информационная поддержка инновационного развития региона
__________________________________________________________________
Л.И. Палачева, заведующая центром правовой информации и образовательных ресурсов библиотеки им. Горького
Как известно, основная задача библиотеки – это сохранение и передача знаний от прошлых поколений к грядущим.
Многозадачность и многофункциональность теперешней библиотеки – жизненно важного органа современного общества – диктуется потребностями времени.
В современных условиях у библиотеки есть образовательная составляющая, закрепленная, как мы знаем, законодательно. Ей, как нельзя лучше, соответствуют и активная социокультурная деятельность, и информативность фондов: открытые точки доступа к электронным ресурсам, единые каталоги. Кроме того, библиотека выполняет просветительскую функцию, проверенную годами. Во всех этих случаях библиотека выступает субъектом непрерывного образования – обязательного условия поступательного развития социума.
Формирование учебной среды в библиотеке, являя собой образец грамотного самопозиционирования, укрепляет ее общественный статус. Все это, в свою очередь, работает на современный облик региона.
Активная позиция библиотеки им. Горького в социокультурной деятельности позволила материализоваться идее учебного центра, на базе которого проходят курсы компьютерной грамотности «Альтернатива» для представителей старшего и среднего возраста. Проект с октября 2011 года реализуется в Центре правовой информации и образовательных ресурсов.
«Альтернатива» – социальный проект библиотеки, весьма своевременный в условиях мощной потребности в знаниях и навыках нового типа. Помимо традиционных навыков работы на компьютере слушатели осваивают формы доступа к Интернет-сервисам: запись на прием к врачу, порядок подачи налоговых деклараций, получение информации о налоговой задолженности, покупка билетов на все виды транспорта, заказ гостиниц в других городах, а также прочие он-лайн-услуги, которые до времени кажутся людям старшего возраста непостижимыми с точки зрения их осуществления.
Тот подъем, который испытывают наши слушатели на занятиях курса «Альтернатива», то желание, с которым они посещают занятия, и то редкостное и радостное упорство в преодолении трудностей освоения компьютера как нового инструмента. В целом же речь идет о современном облике библиотеки как традиционного общественного института, внедряющего инновационные функции.
Свидетельством активного выполнения библиотекой своих просветительских функций явился совместный проект библиотеки им. Горького и областной Ассоциации молодых предпринимателей по организации консультационных мероприятий «Бизнес-магистраль» на базе библиотеки им. Горького. При очевидной необходимости образовательного роста молодых предпринимателей, «Бизнес-магистраль» будет служить средством повышения уровня их компетенции в области открытия и ведения регионального бизнеса.
Учебная база требует усовершенствования. Проект по организация консультативно-образовательного центра «Учебная среда», заявляемый библиотекой Горького в долгосрочную целевую программу «Культура Рязанской области», предполагает укрепление базы уже созданной структуры консультативно-образовательного центра, функционально предназначенного для проведения обучающих мероприятий для разных категорий пользователей библиотеки, включая образовательные учреждения.
Критерии оценок наших проектов, уже действующих и будущих, вполне отвечают традиционным требованиям: актуальность проекта; инновационность используемых подходов; понятность и востребованность результата; общественная значимость и эффективность воздействия на предполагаемые аудитории проекта; обоснованность запрашиваемых средств вкупе с реалистичностью исполнения проекта.
Традиционные формы работы вкупе с новыми позволяют библиотеке интегрироваться в современное общество, давая возможность держать руку на пульсе времени и модифицируя собственную миссию как важнейшего социального института.
Библиотеки Рязанской области как интеллектуальный ресурс инновационного развития региона
__________________________________________________________________
Т.В. Бартенева, главный библиотекарь научно-методического отдела библиотеки имени Горького
Процесс формирования информационного общества в регионе активно затронул сектор услуг и малый бизнес, систему управления, модернизацию образования и распространения нового знания, повышение качества жизни населения, модернизацию стандартов потребительского поведения, развитие современных социальных сетей, информационной и коммуникационной среды. Особенностью агропромышленного комплекса является наличие развитой пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечивающей комплексную переработку сельскохозяйственного сырья и выпуск конкурентоспособной продукции.
Наряду с существующими направлениями инновационного развития появилась необходимость в создании новых: транспортно-логистического; туристско-рекреационного; информационных технологий; инновационно-внедренческого.
В системе социальных институтов публичной библиотеке принадлежит одна из ключевых ролей в системе формирования инновационного общества на региональном уровне. И библиотечные специалисты стараются организовать свою работу так, чтобы местное сообщество увидело в них партнеров, которые могут быть полезны при решении многих социальных задач.
В контексте региональной программы «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Рязанской области (2011-2013 годы)» главной целью становится обеспечение доступа к информации любого типа для каждого пользователя – независимо от времени и места. Большие перспективы открывает сочетание сетевых технологий с возможностями действующей сети библиотек, где каждая, даже самая маленькая и удаленная библиотека, сможет обеспечить те же объем, глубину, разнообразие и качество информации, что и любая крупная библиотека. В этом плане специалисты библиотеки имени Горького работают над созданием единого библиотечно-информационного пространства с участием государственных и муниципальных библиотек на основе единого программного обеспечения «ОРАС-Global». Здесь следует обозначить ряд проблем: число библиотек, имеющих персональные компьютеры – 156 (22,7%), подключенных к сети Интернет – 132 (19,2%) от общего числа муниципальных библиотек; собственные сайты имеют две муниципальные и три государственные библиотеки (данные на 01.01.2012 г.)
Формированию единого регионального библиотечно-информационного пространства способствует также деятельность модернизированных библиотек. В 2002-2011 годах были созданы 124 библиотеки, реализующие качественно новую систему обслуживания с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Информационное обеспечение национальных и региональных программ развития – приоритетное направление в деятельности библиотек. Информационную поддержку получают программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Социальное развитие села до 2013 года», «Развитие внутреннего и въездного туризма в Рязанской области на 2010-2012 годы», «Старшее поколение» на 2011-2013 годы, «Социальная поддержка и реабилитация детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, на 2012-2014 годы» и др.
Для организации свободного доступа населения к общедоступной социально значимой информации на базе центральных районных и городских библиотек были созданы муниципальные информационные центры (МИЦ). Библиотеки города Рязани совместно с региональным отделением общероссийского общественного движения «За права человека» оказывают бесплатную юридическую помощь населению.
Библиотеки активно развивают краеведческое направление с целью сохранения информации о наиболее значимых политических, экономических и культурно-бытовых событиях территорий. Библиотека имени Горького является организатором и методическим центром работы муниципальных библиотек по восстановлению истории населенных пунктов Рязанщины и написанию Летописей населенных пунктов.
Библиотеки – открытые площадки для проведения мероприятий, способствующих развитию инновационных процессов в обществе. Так, на протяжении ряда лет в библиотеке имени Горького проходят общественные слушания по различным вопросам жизнедеятельности региона. В феврале 2011 года Рязань и наша библиотека площадкой форума молодых библиотекарей ЦФО «Библиотека XXI века. Стратегия молодых».
Услуги библиотек сегодня более разнообразны и востребованы местным сообществом. Так, рассматривая роль библиотеки в развитии экономики, мы исходим из того, что любой успешный бизнес рассматривает и использует информацию в качестве важнейшего организационного ресурса. И поэтому с помощью документных ресурсов и сетевого взаимодействия обеспечиваем доступ к законодательным и нормативным документам и базам данных, стандартам, информации о различных областях и странах и их рынках, к базам данных о разнообразных продуктах и услугах, производителях и потребителях и т.д.
Значимо участие библиотек в общероссийских и региональных акциях: Год учителя, Год российской космонавтики, августовские педагогические конференции, Год побратимов города Рязани (неделя культуры «Диалог культур – путь к единению»), Дни городов и поселков и т.д. Библиотека имени Горького участвовала в широкомасштабной акции «Наша Победа – наша гордость» во Дворце спорта «Олимпийский».
Приоритетны в деятельности библиотек проекты по возрождению и сохранению национально-культурной самобытности местного населения, созданию условий для межнационального взаимодействия и взаимообогащения культур. В рамках межнационального проекта «Мы разные, и мы вместе», регионального проекта «От сердца к сердцу» прошли мероприятия по программе национально-культурного возрождения этно-национальных групп населения Рязани. Отдел литературы на иностранных языках преобразован в Центр межкультурных информационных ресурсов (центр «МИР»). Деятельность центра ориентирована на укрепление гражданского мира и согласия в регионе, активное включение в жизнь библиотеки национально-культурных образований, национальных общественных объединений.
Для решения проблем занятости, содействия профессиональной ориентации учащихся старших классов осуществлялось информирование о рынках труда, новых специальностях и профессиях.
Таким образом, смысл стратегии библиотек – ярко вписаться в программы местного развития. Главным становится установление эффективных партнерств в сфере инновационного развития общества, – выработка новых функций, благодаря которым библиотека станет необходимым звеном в инновационной инфраструктуре местного сообщества.
Информационные ресурсы Рязанской областной специальной
библиотеки для слепых как фактор социализации инвалидов по зрению
_________________________________________________________________
С.В. Выропаев, заведующий отделом комплектования и обработки документов ГБУК РО «Рязанская областная специальная библиотека для слепых»
Общество – это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются упорядоченностью. В научной литературе эта упорядоченность – переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся устойчивых формах – называется социальной структурой. Она находит своё выражение в системе определенных позиций и распределении в ней людей.
Социализация – это процесс усвоения и активного воспроизводства человеком жизненного опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Она может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность разнонаправленных обстоятельств жизни, так и в условиях образования и воспитания. Процесс социализации представляет собой совокупность всех общественных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.
Социализироваться - значит, стать полноправным членом общества. Это проходит довольно не просто, особенно для инвалидов по зрению, так как 90 % информации человек получает по зрительным каналам, а слепые люди этой возможности лишены. Социализация инвалидов по зрению требует специальных методов обслуживания с учетом различий между молодым и пожилым, работающим и не работающим и так далее. В последние годы активно используется библиотерапия с целью коррекции настроения и эмоционального состояния незрячих. Задача библиотеки - создание благоприятных условий для максимальной адаптации инвалидов по зрению. Всё это требует соответствующим образом сформированного фонда информационных ресурсов.
Основные направления по формированию информационных ресурсов:
- комплектование универсального фонда стандартных и специальных форматов в соответствии с образовательно-воспитательными, культурно-просветительными и реабилитационными функциями библиотеки,
- формирования фонда по тифлологическим проблемам инвалидов по зрению,
- осуществление собственной издательской деятельности.
Наша библиотека обладает довольно обширными и универсальными информационными ресурсами, строит обслуживание своих пользователей на использовании фондов, стандартных и специальных форматов. Фонд библиотеки насчитывает более 92,5 тысяч экземпляров. По своему составу: 10,4% – литература, напечатанная рельефно-точечным шрифтом (РТШ), 19,6% - плоскопечатная литература; 70 % - «говорящая» книга из которой: 92 % - аудиокассеты, 1% - издания на флеш-картах, 7% - издания на CD дисках.
Ежегодно мы выдаем читателям более 132,5 тысяч экземпляров документов: 5,4 – РТШ; 25 – плоскопечатная литература; 69,6 – «говорящая» книга, из которой: 84 % - аудиокассеты, 1 % - флеш-карты, 15% - CD диски.
Отраслевой состав фонда: общественно-политическая литература – 16 %, естественнонаучная – 3 %, техника и сельское хозяйство 2,4%, искусство и спорт – 3,4%, художественная и детская – 75,2%. Выдано документов, соответственно, - 14 %, 2 %, 2,3 %, 2 %, 79,7 %. Коэффициент соответствия фонда информационных ресурсов запросам пользователей составляет 0,95, обращаемость – 1,4, читаемость – 54. Из вышеизложенного можно сделать вывод о правильно сформированных информационных ресурсах библиотеки.
Важным источником комплектования фонда является издательская деятельность библиотеки, которая направлена на подготовку адаптивных форматов для незрячих о Рязанском крае, его известных людях, произведений местных литераторов.
Тематику изданий определяют читательские потребности. Многие наши читатели - талантливые люди. Их самовыражение находит место, в основном, в изданиях библиотеки. Это сборники прозы и поэзии Алёны Гриценко, Владлены Пелипец, Татьяны Плюхиной, Николая Ловягина и других.
Большой популярностью пользуется серии изданий «Собор рязанских святых», «Гордость земли Рязанской», «История Рязанского края в вопросах и ответах», «Знаменитые фамилии», «Города Рязанской области».
Проект, направленный на адаптацию детей-инвалидов – это журнал для семейного чтения «Подснежник», в котором представлены как познавательные, так и развлекательные материалы, совместное творчество детей и взрослых: их стихи, рассказы, сказки, рисунки.
Журнал способствует раскрытию творческого потенциала ребёнка, повышению уровня его духовного развития. Именно творческая работа даёт чувство принадлежности к обществу, чувство нужности, возможность выражения своих способностей и раскрытия личности.
Понимая важнейшую роль изданий по системе Брайля, специально для детей издаём серию «Учимся читать».
Библиотека сотрудничает с дошкольными специализированными детскими учреждениями: детскими садами №№ 78 и 106, а также специальной школой № 26 Рязани. Воспитанниками детских садов иллюстрированы «Сказки Пушкина», «Мои первые сказки», «Страна берёзового ситца», одно из изданий «Мой любимый уголок», где дети рассказывали о своём доме, своей улице, любимом уголке города.
В настоящий момент мы участвуем в корпоративном проекте «Река, которая нас объединяет». Издание знакомит с рекой Окой. Приводятся данные о географическом положении, основных притоках, экологии и туристической привлекательности на территории Владимирской, Калужской, Рязанской и Тульской областей. Знакомит с интересными историческими событиями, музеями и памятными местами, связанными с Окой. Прилагается карта, краткое описание крупных городов, расположенных по течению реки.
Наши издания всегда представляются на выставке-ярмарке «Рязанская книга».
Таким образом, мы стремимся к тому, чтобы инвалиды по зрению были обеспечены самой разнообразной информацией и ощущали себя равноправными членами общества, а областная специальная библиотека для слепых являлась главным ресурсным центром региона по социализации незрячих людей.
Содействие библиотек Новодеревенского района
внедрению инноваций в сферу образования
__________________________________________________________________
И.В. Кувшинова, директор МБУК «Центральная библиотека Новодеревенского муниципального района»
В настоящее время происходят изменения в сфере образования. Школы ищут новые пути, идеи, подходы к улучшению качества образования. Модернизация учебного процесса требует необходимых ресурсов, среди которых значимое место занимает библиотека.
Одно из направлений деятельности библиотек Новодеревенского района ориентировано на помощь учащимся, педагогам в учебной и воспитательной работе.
Изучение информационных потребностей учителей района показало, что помощником учителя, его партнёром была и остаётся библиотека. Здесь накоплена большая методическая база, разнообразная информация, которую можно использовать для подготовки к урокам, классным часам, педсовету.
Библиотеки стараются удовлетворить информационные потребности педагогов, учащихся. Основные источники информирования: СПС «КонсультантПлюс», картотеки «Сервис-информация для педагогов», «Учение с увлечением», «В помощь школьной программе», «Школа окнами в завтра», «Опыт учителей-новаторов», тематические досье «Русские писатели», «Наш друг – компьютер», «Сценарии занимательных уроков», «Поступаем в вуз» и другие.
Для учащихся проводятся библиографические обзоры из цикла «За страницами вашего учебника» по темам: «Неизвестная война», «Войди в мир прекрасного», «Секреты обычных вещей», «Путешествие в прошлое»; организуются книжные выставки из серии: «Занимательные уроки»: «Мир математики», «Литературный калейдоскоп», «Наука о Вселенной», информационные часы и информационные минутки.
В Ленинской с/б прошёл День информации «Учёным можешь ты не быть, но грамотным ты быть обязан», в ходе которого учащиеся общеобразовательной школы познакомились с научно-популярной литературой, являющейся дополнением к школьным предметам.
Для педагогов в библиотеках района организуются выставки-просмотры, Дни информации о новинках литературы по педагогике, психологии, социологии, книг и учебных пособий по школьным предметам.
Педагогические коллективы информируются о материалах журналов «Воспитание школьников», «ПедСовет», «Последний звонок», «Читаем, учимся, играем», выписываемых библиотеками.
По запросам учителей готовятся подборки по темам: «Психология детей», «Планирование воспитательной работы», «Патриотизм сегодня», «Здоровьесберегающая система» и т. д.
Педагоги используют в своей работе электронные ресурсы: Интернет, СПС «КонсультантПлюс», «Гарант», электронные диски, энциклопедии, обучающие программы. Электронные ресурсы – источники выполнения справок по запросам учащихся, материал для проведения уроков.
Для учащихся и педагогов проводятся индивидуальные занятия по освоению компьютера. В детской библиотеке работает клуб «Смайлик», в Каширинской МПБ клуб «Электрон», в Зимаровской сельской библиотеке проходят уроки компьютерной грамотности, ЦБ организует консультации для учащихся и педагогов. В Зимаровской сельской библиотеке с помощью CD-ROM прошли уроки по русскому языку, истории. Дополнением к уроку истории по теме «Великая Отечественная война» стало знакомство с материалом электронного диска о Ф. Полетаеве. Учителя отметили, что такой синтез традиционного изучения предмета и современных технологий делает учебный процесс интересным, увлекательным, позволяет достичь наибольшего эффекта в изучении школьного предмета.
Школьные программы предусматривают развитие познавательного интереса учащихся, потребности самостоятельно пополнять знания, полученные на уроках. Для этого необходимо научить ребят ориентироваться в мире информации, привить им навыки работы с книгой. С этой целью в библиотеках проводятся библиотечно-библиографические уроки. Тематика уроков разнообразна: знакомство со справочно-библиографическим аппаратом, использование справочных и энциклопедических изданий в подготовке к урокам, методика составления рефератов, докладов.
Библиотеки составляют рекомендательные списки литературы «Учителю на заметку» (Ленинская сельская библиотека), «Вехи истории России» (Михалковская сельская библиотека), «За страницами вашего учебника» (ЦБ), «Занимательная физика» (Студёнковская сельская библиотека). Детская библиотека издала буклет «Подвижники педагогического труда», посвящённый заслуженным учителям района. В Каширинской МПБ подготовлен буклет о заслуженном учителе местной начальной школы З.И. Чердаковой. Зимаровская сельская библиотека распространяет закладки из серии «Учимся вместе», где содержатся сведения о книгах, помогающих освоить школьные предметы.
В Центральной библиотеке работает программа «Школа классики», призванная развить интерес школьников к классической литературе, приобщить их к чтению.
Детская библиотека разработала проект, который нацелен на закрепление у детей младшего возраста основных правил безопасности. На занятиях библиотекари совместно с учителем формируют у детей навыки и умения обеспечивать собственную безопасность, развивают осмотрительность и бдительность.
Цель проекта Студёнковской сельской библиотеки «Школа будущего читателя» - воспитать читающего ребёнка, привить любовь к книге и чтению, способствовать развитию творческих способностей у малышей. Партнёрами библиотеки стали детский сад и школа, стороны, заинтересованные в том, чтобы дошкольник был подготовлен к учёбе в школе, заинтересован и увлечён книгой.
Работа библиотек района, направленная на поддержку учебного и воспитательного процесса, получила положительную оценку педагогов, которые видят в библиотекаре сотрудника, партнёра, выполняющего вместе с ними одну задачу: воспитать образованную, интеллектуально развитую личность.
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: