И. И. Мамайчук Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В течение ряда лет с 1986 по 1998 год сначала на базе созданного впервые в Ленинграде психолого-педагогического центра, а затем при обществе «Милосердие — Ленинград» нами проводились психокоррекционные занятия с группой детей, страдающих ранним детским аутизмом.
Сам процесс групповых занятий состоял из нескольких блоков:
Блок 1 — диагностико-консультативный;
Блок 2 — ориентировочный;
Блок 3 — основной коррекционный;
Блок 4 — закрепляющий.
Каждый блок включает в себя конкретные задачи.
Основные задачи первого блока психокоррекционных занятий.
Предварительное знакомство с ребенком и его родителями. Это знакомство проходило в форме консультации в кабинете. Ребенку предлагались разнообразные игры, которые он выбирал самостоятельно и играл в течение беседы психолога с родителями. Психолог изучал медицинские документы, анализировал продукты творчества ребенка (рисунки, тетради, поделки). С детьми третьей и четвертой группы возможно проведение психологического тестирования. Использовались преимущественно функциональные пробы для оценки особенностей работоспособности и динамики психических процессов, а также прожективные методы (методика Розенцвейга, детский вариант методики КАТ, методика
189
Рене-Жиля, графические тесты). Следует подчеркнуть, что психологическое тестирование аутичного ребенка носит вспомогательный характер, а главным диагностическим критерием должны быть наблюдения за ребенком в свободной игре и в процессе психокоррекционных воздействий. Среди основных параметров наблюдения мы выделили:
1. Эмоционально-поведенческие особенности, включающие в себя особенности контакта, активность, особенности эмоционального тонуса, оценку ребенком своего поведения и успехов.
2. Особенности работоспособности: динамика продуктивности ребенка в процессе занятий; истощаемость; переключаемость внимания.
3. Особенности развития познавательных процессов: особенности ориентировочно-исследовательской деятельности, понимание обращенной речи и использование речи, особенности целенаправленного поведения.
Нами были разработаны дифференцированные оценки наблюдений от 0 до 3 баллов (см. таблицу 7).
Таблица 7. Схема наблюдений за детьми. Характеристика параметра
Параметры | Оценки | |||
наблюдений | 0 | 1 | 2 | 3 |
Эмоциональ- | | | | |
но-поведенче- | | | | |
ские проблемы | | | | |
1. Контакт | Контакт пол- | Контакт воз- | Контакт изби- | Контакт воз- |
| ностью отсут- | можен при | рательный | можен, но ин- |
| ствует. | глубокой за- | и неустойчи- | тенсивность ' |
| | интересован- | вый (напри- | и длитель- |
| | ности ребен- | мер, вступает | ность его за- |
| | ка (например, | в контакт | висит от наст- |
| | чтобы дали | только в при- | роения |
| | ребенку иг- | сутствии мате- | и состояния |
| | рушку, берет | ри. Уходит от | ребенка. |
| | психолога за | контакта, ког- | |
| | РУКУ)- | да психолог о | |
| | | чем-то просит | |
| | | ребенка) когда | |
| | | от ребенка). | |
страница 1 ... страница 9страница 10страница 11страница 12страница 13 ... страница 24страница 25
скачать
Другие похожие работы: