NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



И. И. Мамайчук Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии


ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В течение ряда лет с 1986 по 1998 год сначала на базе создан­ного впервые в Ленинграде психолого-педагогического центра, а затем при обществе «Милосердие — Ленинград» нами проводи­лись психокоррекционные занятия с группой детей, страдающих ранним детским аутизмом.

Сам процесс групповых занятий состоял из нескольких блоков:

Блок 1 — диагностико-консультативный;

Блок 2 — ориентировочный;

Блок 3 — основной коррекционный;

Блок 4 — закрепляющий.

Каждый блок включает в себя конкретные задачи.

Основные задачи первого блока психокоррекционных занятий.

Предварительное знакомство с ребенком и его родителями. Это знакомство проходило в форме консультации в кабинете. Ре­бенку предлагались разнообразные игры, которые он выбирал са­мостоятельно и играл в течение беседы психолога с родителями. Психолог изучал медицинские документы, анализировал продук­ты творчества ребенка (рисунки, тетради, поделки). С детьми тре­тьей и четвертой группы возможно проведение психологического тестирования. Использовались преимущественно функциональ­ные пробы для оценки особенностей работоспособности и дина­мики психических процессов, а также прожективные методы (ме­тодика Розенцвейга, детский вариант методики КАТ, методика

189

Рене-Жиля, графические тесты). Следует подчеркнуть, что пси­хологическое тестирование аутичного ребенка носит вспомога­тельный характер, а главным диагностическим критерием долж­ны быть наблюдения за ребенком в свободной игре и в процессе психокоррекционных воздействий. Среди основных параметров наблюдения мы выделили:

1. Эмоционально-поведенческие особенности, включающие в себя особенности контакта, активность, особенности эмоцио­нального тонуса, оценку ребенком своего поведения и успехов.

2. Особенности работоспособности: динамика продуктивности ре­бенка в процессе занятий; истощаемость; переключаемость внимания.

3. Особенности развития познавательных процессов: особен­ности ориентировочно-исследовательской деятельности, понима­ние обращенной речи и использование речи, особенности целена­правленного поведения.

Нами были разработаны дифференцированные оценки наблю­дений от 0 до 3 баллов (см. таблицу 7).

Таблица 7. Схема наблюдений за детьми. Характеристика параметра

Параметры

Оценки

наблюдений

0

1

2

3

Эмоциональ-













но-поведенче-













ские проблемы













1. Контакт

Контакт пол-

Контакт воз-

Контакт изби-

Контакт воз-




ностью отсут-

можен при

рательный

можен, но ин-




ствует.

глубокой за-

и неустойчи-

тенсивность '







интересован-

вый (напри-

и длитель-







ности ребен-

мер, вступает

ность его за-







ка (например,

в контакт

висит от наст-







чтобы дали

только в при-

роения







ребенку иг-

сутствии мате-

и состояния







рушку, берет

ри. Уходит от

ребенка.







психолога за

контакта, ког-










РУКУ)-

да психолог о













чем-то просит













ребенка) когда













от ребенка).




страница 1 ... страница 9страница 10страница 11страница 12страница 13 ... страница 24страница 25


скачать

Другие похожие работы: