NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Именно так я обозначила тему своей самообразовательной работы. Потому что, я считаю, что каждый человек по своей человеческой природе умению мыслить, чувствовать, страдать, любить, радоваться и прочее


Личностно-ориентированный подход в обучении как средство формирования положительного нравственного опыта и позитивных личностных качеств (взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность) на уроках истории и обществознания.

Именно так я обозначила тему своей самообразовательной работы. Потому что, я считаю, что каждый человек по своей человеческой природе – умению мыслить, чувствовать, страдать, любить, радоваться и прочее.. – способен быть нравственным – справедливым, добрым, милосердным и т. д. В этом, прежде всего, нравственном начале - человеческое предназначение.

Однако наши образовательные стандарты, нацелены, прежде всего, на усвоение фактов, а не на формирование нравственности и развитие личности как индивидуальности. Сегодня в социальной среде можно отметить такие явления как падение нравственности, отсутствие духовного стержня, жестокость, неуважение людей друг к другу. Поэтому, воспитание у учащихся положительного нравственного опыта в школе, как составной части формирования позитивной социальной среды, является актуальной задачей.

Я попытаюсь обозначить основные принципы личностно-ориентированного подхода в обучении, а также поделиться своим опытом формирования нравственности и позитивных личностных качеств.

В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоёвывает образовательное пространство России.

Такая популярность обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в че­ловеке не столько социально типичного, сколько ярко ин­дивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В-третьих, совре­менная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. В-четвёртых, явно ощущается падение моральных и нравственных ценностей. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.

Теоретические основы и технологию личностно-ориентированного подхода в обучении разработали И.С. Якиманская, В.В. Сериков, Е.В Бондаревская.

Опираясь на воззрения педагогов и учёных можно дать следующее опре­деление личностно-ориентированного подхода. Личностно-ориентированный подход — это методологическая ориента­ция в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, разви­тия его неповторимой индивидуальности. А теперь наиболее важные его аспекты, такие как:

  • во-первых, личностно-ориентированный подход яв­ляется, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности;

  • во-вторых, он представляет собой комплексное обра­зование, состоящее из понятий, принципов и способов пе­дагогических действий;

  • в-третьих, данный подход связан с устремлениями педагога, содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.

Определение понятия и сущностных характеристик личнос­тно-ориентированного подхода позволяет ответить на второй вопрос: чем он отличается от традиционных подходов? Пока­жем главное его отличие от такого традиционного подхода, как индивидуальный. Использование в педагогической деятельнос­ти и того и другого подхода' предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личност­но-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании индивиду­ального подхода реализуется другая целевая установка — осво­ение учащимися социального опыта, т.е. каких-то знаний, уме­ний и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содей­ствовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуаль­ного, а выбор второго с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об ин­дивидуальных особенностях школьников. В этом и заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.

Личностно-ориентированный подход состоит из следующих элементов.

Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняют или даже делают невозможным осознанное и целенаправленное при­менение рассматриваемой ориентации в педагогической де­ятельности. К основным понятиям личностно- ориентирован­ного подхода, на наш взгляд, можно отнести следующие:

- индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт отличающее их от других индиви­дов и человеческих общностей;

  • личность — постоянно изменяющееся системное каче­ство, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

  • самоактуализированная личность человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наи­более полно раскрыть свои возможности и способности;




  • самовыражение процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

  • субъект индивид или группа, обладающие осознан­ной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

Я-концепцияосознаваемая и переживаемая челове-­
ком система представлений о самом себе, на основе которой
он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с дру­-
гими людьми, отношения к себе и окружающим;

  • выбор осуществление человеком или группой воз­можности избрать из некоторой совокупности наиболее пред­почтительный вариант для проявления своей активности;

  • педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физи­ческим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональ­ным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова);

  • педагогическая ситуация- момент значимого взаимодействия воспитателя и воспитанника в условиях учебно-воспитательного процесса, который требует поиска педагогически целесообразных способов их разрешения;

  • нравственность – особое поведение, направленное на соблюдение норм морали;

  • нормы морали – это формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных жизненных ситуациях;

  • эмпатия – «вживание» ученика в образы и предметы с целью их понимания и познания;

  • ответственность – способность личности достойно исполнять свои обязанности и быть готовым отвечать за свои поступки.

Вторая составляющая — исходные положения и основ­ные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. Каковы же принципы личностно-ориентированного подхода:

  1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке суще­ствует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся
    к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. Для реализации этого принципа я использую ролевую игру, в которой ребёнок может проявить свои коммуникативные и художественные способности, пропустить полученную информация через себя. Например: «Московский салон 20-30 гг. 19 в.», здесь дети становятся теми людьми, которые жили в 19 в. Подбирается соответствующая одежда, музыка и интерьер. Общение происходит на темы соответствующие тому времени. На этапе контроля и коррекции дети говорят о своих чувствах, сравнивают жизнь людей 19 в. и настоящего времени. Можно вместе с Х.Колумбом отправиться открывать морской путь в Индию. Очень большое поле выбора для ролевых игр в обществознании. Уч-ся могут становиться политиками, предпринимателями и т. д ., совершать нравственный выбор, заниматься самопознанием и рефлексией. С помощью ролей можно создать прекрасную ситуацию успеха и повысить самооценку ребенка, а у детей с чересчур завышенной самооценкой- понизить.

Могут применяться и деловые игры. Например: «Точка зрения». Здесь моделируются столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей и т. д.

Интеллектуальные способности ребёнка я проявляю, наряду с другими методами и через выявление причинно-следственных связей. Например, тема: Подготовка отмены крепостного права. Зачитывается два источника, в одном говорится, что Александр 2 был противником отмены крепостного права, в другом, что он стал его сторонником. Т. е. выявлено противоречие, которое разрешается за счёт выявления причинно-следственных связей. Учащиеся выясняют, что заставило императора изменить свои первоначальные взгляды?

Метод драматизации помогает актуализировать чувственную сферу ребёнка и позволяет научить сопереживанию и сочувствию. Например, дети могут представить тяжёлое послевоенное детство, под музыку Вивальди: Времена года и стихотворение В. Высоцкого «Баллада о детстве»(9кл., тема Великая Отечественная война). Можно представить, как солдаты уходят на фронт, под музыку Вивальди: Времена года. Дети стараются заглянуть им в глаза и увидеть их чувства (9кл. по теме Великая Отечественная война).
2.Принцип индивидуальности. Создание условий для фор­мирования индивидуальности личности учащегося— это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особен­ности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного кол­лектива должен быть (стать) самим собой, обрести (по­стичь) свой образ. И помогает в этом метод персонификации, где, постигая мысли, чувства, черты личности исторических героев, ребёнок сравнивает их со своими, тем самым, формируя свою индивидуальность. Развитие способностей к самореализации, самовоплащению, самоизменению формируется мною через, самоанализ (например: Мои роли в малой группе, 8 кл. по теме Малая группа; Мой психологический портрет, 7 кл. по теме Психологический портрет личности) и практические занятия, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Например, решается в практической области вопрос: Как выйти из трудных жизненных ситуаций? Также дети могут выбирать черты характера и сказать, почему они хотят именно такую черту приобрести.

Обучение и воспитание должно быть нацелено на выработку учеником собственных смыслов изучаемого материала, нравственных ориентиров понятия о преходящих и непреходящих ценностях. Для реализации этого принципа я применяю такие методы как оценивание, в ходе которого дети дают оценку происходящих событий, а значит формируют собственную точку зрения. Например: оценка тяжёлого положения демоса, 5кл. по теме Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Вживание в образ (эмпатия) можно применить на многих темах, но например: Я в блокадном Ленинграде (11 кл. по теме Великая Отечественная война), где ученик представляет себя человеком, живущим в изучаемое время и пытается описать мир который его окружает, совершает нравственный выбор. А так же путём дискуссий по нравственной тематике, изучении нравственного наследия писателей и поэтов страны, тематических классных часов и нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности и другое, на которые дети пишут свои отзывы. Очень интересно и полезно применять ситуации развития:

Алгоритм ситуации развития по истории.

1. Как бы вы поступили в той или иной исторической ситуации.

2. Почему поступили бы именно так.

3. Какие черты вашей личности помогли принять вам это решение, а какие мешали.

Алгоритм ситуации развития по обществознанию (зависит от изучаемой темы).

1. Вы вступили в_______партию, какие черты личности вам понадобятся, чтобы стать политическим лидером.

2. Какие черты у вас уже есть.

3. Какими способами можно эти черты в себе выработать.

3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными пол­номочиями и умело использует их в построении деятельнос­ти, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать под­линным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания. На уроках я стараюсь этого достичь путём постановки ученика в центр процесса обучения, создавая такие ситуации при которых он самостоятельно добывает знания и старается претворить их в жизнь. Этому хорошо помогает проведение самоанализа, путём практикума.





План самоанализа учащегося 9 класса за 2008-2009 учебный год.

Линии анализа

Первое полугодие

Второе полугодие

1.Достижения и трудности в учёбе.







2.Отношения с учителями.









3. Отношения с одноклассниками. Ценят ли тебя одноклассники.







4.Чаще всего я испытываю чувство…..








5.Моё здоровье.








6. Мне интересно.








7.Я бы хотел(а) обратиться за помощью к… . по вопросу…….







8.Мои достоинства.








9. Мои недостатки.








10.Главное для меня….








11.Мне нравится……(не нравится….).







12.Я бы хотел предложить…










А во внеурочных видах деятельности создаются такие педагогические ситуации, в которых ребёнок должен проявить самостоятельность и обогатить свой жизненный опыт.

4.Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы
учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянно­
го выбора, обладал субъектными-полномочиями в выборе цели,
содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе, а так же обязательно находился в ситуации нравственного выбора.

Изучая ту или иную эпоху, либо просто события я всегда стараюсь познакомить детей с положительным нравственным опытом. Для этого я использую ситуации развития, в ходе которых ребёнок самостоятельно решает, как бы он поступил в той или иной исторической ситуации и почему, сравнивает себя с историческими героями. А в ходе изучения обществознания выбирает свою принадлежность к тем или иным политическим силам и т. д. Во внеурочных видах деятельности проводятся практические занятия, на которых дети ставятся в ситуации нравственного выбора. 5.Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллек­тивная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Дос­тижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по
самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

Творческие способности ребёнка я стараюсь реализовать через создание мини- проектов: моя-семья, наше-село, моё-будущее. А так же через разнообразные формы рефлексии: синквейн, рисунок, размышление и др.

6. Принцип доверия и поддержки. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обу­чения и воспитания ребенка.

Очень часто я прошу детей продолжить фразы: Я – могу……., мне это нужно для того, чтобы………… и другие. Это развивает веру детей в свои возможности и внутреннюю мотивацию своей деятельности.

И, наконец, третий компонент личностно-ориентирован­ного подхода — это технологическая составляющая, кото­рая включает в себя наиболее адекватные данной ориента­ции способы педагогической деятельности. Технологичес­кий арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

  • диалогичность;

  • деятельностно-творческий характер;

- направленность на поддержку индивидуального раз­вития ребенка;

— предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творче­ства, выбора содержания и способов учения и поведения.

Исходя, из вышеназванных положений я применяю следующие методы и формы урока и внеурочной деятельности.

Методы и формы урока
Внеурочные виды деятельности


Педагогические ситуации

-кинопросмотры

-знакомство с историческими памятниками

-тематические классные часы

-дискуссии по нравственной тематике

-изучение нравственного наследия (писателей и поэтов, золотое правило нравственности и другое)

-праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, сюрпризные моменты

-шефская помощь

Педагогическая поддержка

-беседы

-практические занятия

-самоанализ


Внеурочные виды деятельности




Литература
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. Пособие для студентов сред. И высш. пед. заведений. Ростов-н /Д, 1999.

2. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование/ Педагогика. 1994. №5.

3. Якиманская И.С. образование в современной школе. М., 1996.

4. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. М., 2005.

5. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.,1999.

6. Степанова Е.Н., М.А.Александрова. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.

7. Журналы: Преподавание истории в школе.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: