Именно так я обозначила тему своей самообразовательной работы. Потому что, я считаю, что каждый человек по своей человеческой природе умению мыслить, чувствовать, страдать, любить, радоваться и прочее
Личностно-ориентированный подход в обучении как средство формирования положительного нравственного опыта и позитивных личностных качеств (взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность) на уроках истории и обществознания.
Именно так я обозначила тему своей самообразовательной работы. Потому что, я считаю, что каждый человек по своей человеческой природе – умению мыслить, чувствовать, страдать, любить, радоваться и прочее.. – способен быть нравственным – справедливым, добрым, милосердным и т. д. В этом, прежде всего, нравственном начале - человеческое предназначение.
Однако наши образовательные стандарты, нацелены, прежде всего, на усвоение фактов, а не на формирование нравственности и развитие личности как индивидуальности. Сегодня в социальной среде можно отметить такие явления как падение нравственности, отсутствие духовного стержня, жестокость, неуважение людей друг к другу. Поэтому, воспитание у учащихся положительного нравственного опыта в школе, как составной части формирования позитивной социальной среды, является актуальной задачей.
Я попытаюсь обозначить основные принципы личностно-ориентированного подхода в обучении, а также поделиться своим опытом формирования нравственности и позитивных личностных качеств.
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоёвывает образовательное пространство России.
Такая популярность обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. В-четвёртых, явно ощущается падение моральных и нравственных ценностей. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.
Теоретические основы и технологию личностно-ориентированного подхода в обучении разработали И.С. Якиманская, В.В. Сериков, Е.В Бондаревская.
Опираясь на воззрения педагогов и учёных можно дать следующее определение личностно-ориентированного подхода. Личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. А теперь наиболее важные его аспекты, такие как:
во-первых, личностно-ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности;
во-вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;
в-третьих, данный подход связан с устремлениями педагога, содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.
Определение понятия и сущностных характеристик личностно-ориентированного подхода позволяет ответить на второй вопрос: чем он отличается от традиционных подходов? Покажем главное его отличие от такого традиционного подхода, как индивидуальный. Использование в педагогической деятельности и того и другого подхода' предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка — освоение учащимися социального опыта, т.е. каких-то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго — с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьников. В этом и заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.
Личностно-ориентированный подход состоит из следующих элементов.
Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняют или даже делают невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. К основным понятиям личностно- ориентированного подхода, на наш взгляд, можно отнести следующие:
- индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
самоактуализированная личность — человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
самовыражение — процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;
субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
Я-концепция—осознаваемая и переживаемая челове-
ком система представлений о самом себе, на основе которой
он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с дру-
гими людьми, отношения к себе и окружающим;
выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова);
педагогическая ситуация- момент значимого взаимодействия воспитателя и воспитанника в условиях учебно-воспитательного процесса, который требует поиска педагогически целесообразных способов их разрешения;
нравственность – особое поведение, направленное на соблюдение норм морали;
нормы морали – это формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных жизненных ситуациях;
эмпатия – «вживание» ученика в образы и предметы с целью их понимания и познания;
ответственность – способность личности достойно исполнять свои обязанности и быть готовым отвечать за свои поступки.
Вторая составляющая — исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. Каковы же принципы личностно-ориентированного подхода:
Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся
к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. Для реализации этого принципа я использую ролевую игру, в которой ребёнок может проявить свои коммуникативные и художественные способности, пропустить полученную информация через себя. Например: «Московский салон 20-30 гг. 19 в.», здесь дети становятся теми людьми, которые жили в 19 в. Подбирается соответствующая одежда, музыка и интерьер. Общение происходит на темы соответствующие тому времени. На этапе контроля и коррекции дети говорят о своих чувствах, сравнивают жизнь людей 19 в. и настоящего времени. Можно вместе с Х.Колумбом отправиться открывать морской путь в Индию. Очень большое поле выбора для ролевых игр в обществознании. Уч-ся могут становиться политиками, предпринимателями и т. д ., совершать нравственный выбор, заниматься самопознанием и рефлексией. С помощью ролей можно создать прекрасную ситуацию успеха и повысить самооценку ребенка, а у детей с чересчур завышенной самооценкой- понизить.
Могут применяться и деловые игры. Например: «Точка зрения». Здесь моделируются столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей и т. д.
Интеллектуальные способности ребёнка я проявляю, наряду с другими методами и через выявление причинно-следственных связей. Например, тема: Подготовка отмены крепостного права. Зачитывается два источника, в одном говорится, что Александр 2 был противником отмены крепостного права, в другом, что он стал его сторонником. Т. е. выявлено противоречие, которое разрешается за счёт выявления причинно-следственных связей. Учащиеся выясняют, что заставило императора изменить свои первоначальные взгляды?
Метод драматизации помогает актуализировать чувственную сферу ребёнка и позволяет научить сопереживанию и сочувствию. Например, дети могут представить тяжёлое послевоенное детство, под музыку Вивальди: Времена года и стихотворение В. Высоцкого «Баллада о детстве»(9кл., тема Великая Отечественная война). Можно представить, как солдаты уходят на фронт, под музыку Вивальди: Времена года. Дети стараются заглянуть им в глаза и увидеть их чувства (9кл. по теме Великая Отечественная война).
2.Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося— это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ. И помогает в этом метод персонификации, где, постигая мысли, чувства, черты личности исторических героев, ребёнок сравнивает их со своими, тем самым, формируя свою индивидуальность. Развитие способностей к самореализации, самовоплащению, самоизменению формируется мною через, самоанализ (например: Мои роли в малой группе, 8 кл. по теме Малая группа; Мой психологический портрет, 7 кл. по теме Психологический портрет личности) и практические занятия, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Например, решается в практической области вопрос: Как выйти из трудных жизненных ситуаций? Также дети могут выбирать черты характера и сказать, почему они хотят именно такую черту приобрести.
Обучение и воспитание должно быть нацелено на выработку учеником собственных смыслов изучаемого материала, нравственных ориентиров понятия о преходящих и непреходящих ценностях. Для реализации этого принципа я применяю такие методы как оценивание, в ходе которого дети дают оценку происходящих событий, а значит формируют собственную точку зрения. Например: оценка тяжёлого положения демоса, 5кл. по теме Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Вживание в образ (эмпатия) можно применить на многих темах, но например: Я в блокадном Ленинграде (11 кл. по теме Великая Отечественная война), где ученик представляет себя человеком, живущим в изучаемое время и пытается описать мир который его окружает, совершает нравственный выбор. А так же путём дискуссий по нравственной тематике, изучении нравственного наследия писателей и поэтов страны, тематических классных часов и нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности и другое, на которые дети пишут свои отзывы. Очень интересно и полезно применять ситуации развития:
Алгоритм ситуации развития по истории.
1. Как бы вы поступили в той или иной исторической ситуации.
2. Почему поступили бы именно так.
3. Какие черты вашей личности помогли принять вам это решение, а какие мешали.
Алгоритм ситуации развития по обществознанию (зависит от изучаемой темы).
1. Вы вступили в_______партию, какие черты личности вам понадобятся, чтобы стать политическим лидером.
2. Какие черты у вас уже есть.
3. Какими способами можно эти черты в себе выработать.
3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания. На уроках я стараюсь этого достичь путём постановки ученика в центр процесса обучения, создавая такие ситуации при которых он самостоятельно добывает знания и старается претворить их в жизнь. Этому хорошо помогает проведение самоанализа, путём практикума.



План самоанализа учащегося 9 класса за 2008-2009 учебный год.
Линии анализа | Первое полугодие | Второе полугодие |
1.Достижения и трудности в учёбе. | | |
2.Отношения с учителями. | | |
3. Отношения с одноклассниками. Ценят ли тебя одноклассники. | | |
4.Чаще всего я испытываю чувство….. | | |
5.Моё здоровье. | | |
6. Мне интересно. | | |
7.Я бы хотел(а) обратиться за помощью к… . по вопросу……. | | |
8.Мои достоинства. | | |
9. Мои недостатки. | | |
10.Главное для меня…. | | |
11.Мне нравится……(не нравится….). | | |
12.Я бы хотел предложить… | | |
А во внеурочных видах деятельности создаются такие педагогические ситуации, в которых ребёнок должен проявить самостоятельность и обогатить свой жизненный опыт.
4.Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы
учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянно
го выбора, обладал субъектными-полномочиями в выборе цели,
содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе, а так же обязательно находился в ситуации нравственного выбора.
Изучая ту или иную эпоху, либо просто события я всегда стараюсь познакомить детей с положительным нравственным опытом. Для этого я использую ситуации развития, в ходе которых ребёнок самостоятельно решает, как бы он поступил в той или иной исторической ситуации и почему, сравнивает себя с историческими героями. А в ходе изучения обществознания выбирает свою принадлежность к тем или иным политическим силам и т. д. Во внеурочных видах деятельности проводятся практические занятия, на которых дети ставятся в ситуации нравственного выбора. 5.Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по
самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
Творческие способности ребёнка я стараюсь реализовать через создание мини- проектов: моя-семья, наше-село, моё-будущее. А так же через разнообразные формы рефлексии: синквейн, рисунок, размышление и др.
6. Принцип доверия и поддержки. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
Очень часто я прошу детей продолжить фразы: Я – могу……., мне это нужно для того, чтобы………… и другие. Это развивает веру детей в свои возможности и внутреннюю мотивацию своей деятельности.
И, наконец, третий компонент личностно-ориентированного подхода — это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
диалогичность;
деятельностно-творческий характер;
- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
— предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Исходя, из вышеназванных положений я применяю следующие методы и формы урока и внеурочной деятельности.



Внеурочные виды деятельности

Педагогические ситуации
-кинопросмотры
-знакомство с историческими памятниками
-тематические классные часы
-дискуссии по нравственной тематике
-изучение нравственного наследия (писателей и поэтов, золотое правило нравственности и другое)
-праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, сюрпризные моменты
-шефская помощь
Педагогическая поддержка
-беседы
-практические занятия
-самоанализ
Внеурочные виды деятельности

Литература
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. Пособие для студентов сред. И высш. пед. заведений. Ростов-н /Д, 1999.
2. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование/ Педагогика. 1994. №5.
3. Якиманская И.С. образование в современной школе. М., 1996.
4. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. М., 2005.
5. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.,1999.
6. Степанова Е.Н., М.А.Александрова. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.
7. Журналы: Преподавание истории в школе.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: