Инструкция по рассмотрению и утверждению планов (программ) развития горных работ I. Общие положения
Проект
(12.12.2011)
Утверждена
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору от №
ИНСТРУКЦИЯ
ПО РАССМОТРЕНИЮ И УТВЕРЖДЕНИЮ ПЛАНОВ
(ПРОГРАММ) РАЗВИТИЯ ГОРНЫХ РАБОТ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая Инструкция по рассмотрению и утверждению планов (программ) развития горных работ (далее - Инструкция) разработана с учетом требований Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 10, ст. 823; 1999, № 7, ст. 879; 2000, № 2, ст. 141; 2001, № 33, ст. 3429; 2002, № 22, ст. 2026; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 17, ст. 1778; 2008, № 18, ст. 1941; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2010, № 31, ст. 4155), Федерального закона от 21июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2000, № 33, ст. 3348; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 52, ст. 5498; 2009, № 1, ст. 17, 21; № 52, ст. 6450, 26.07.2010, № 30, ст. 4002), в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544, № 23, ст. 2527, № 52 (3 ч.), ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581, № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738, № 33, ст. 4081, № 49 (2 ч.), ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960, № 26, ст. 3350, № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888, № 14, ст. 1935).
Инструкция устанавливает порядок рассмотрения и согласования годовых планов развития горных работ пользователем недр при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, углеводородного сырья и гидроминеральных ресурсов и лечебных грязей Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) и его территориальными органами, а также требования по обеспечению безопасного и рационального ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, предотвращению вредного влияния горных разработок на окружающую среду при их составлении.
Требования Инструкции являются обязательными для Ростехнадзора и его территориальных органов, для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование недрами на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации.
В соответствие с частью 2 статьи 22 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущения сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии с пунктами 2, 3, 5, 6 ст. 23 Закона Российской Федерации «О недрах» одними из основных требований по рациональному использованию и охране недр являются: обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
В соответствии с пунктами 3, 5, 6, 9, 10 ст. 24 Закона Российской Федерации «О недрах» одними из основных требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами являются: применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам; проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон; систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей; осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов; управление деформационными процессами горного массива, обеспечивающее безопасное нахождение людей в горных выработках; разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций.
Под годовым планом развития горных работ (далее – годовой план) в настоящей Инструкции понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий направления развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, объемы производства геолого-разведочных, вскрышных, горноподготовительных и/или подготовительных, рекультивационных, буровых работ, переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), производства геолого-маркшейдерских и иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами, техническим проектом, проектом ликвидации или консервации объектов, связанных с пользованием недрами, схемами развития горных работ, нормативами потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативами потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), а также мероприятиями по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, безопасному ведению горных работ, связанных с пользованием недрами, предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду.
Согласование годового плана осуществляется в целях обеспечения безопасного и рационального ведения горных работ, соблюдения требований Закона Российской Федерации «О недрах», Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других законодательных и нормативных требований по рациональному и безопасному недропользованию.
Годовой план составляется на основании утвержденной проектной документации, схем развития горных работ, в соответствии с законодательными и нормативными требованиями в области промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды, условиями лицензии на пользование недрами, соглашений о разделе продукции и утверждается пользователем недр по согласованию с Ростехнадзором или его территориальными органами.
При выявлении в процессе ведения горных работ изменений геологических, гидрогеологических и горнотехнических условий разработки месторождения или его части, строительства подземных сооружений, годовой план может корректироваться. При этом необходимые изменения и их обоснования вносятся в годовой план по согласованию с Ростехнадзором или его территориальными органами.
Годовой план в случаях, когда проектная документация не соответствует фактическим условиям разработки месторождения и не обеспечивает безопасность работ, рациональное использование и охрану недр, а также в случаях возникновения необходимости в дополнительных технических мероприятиях, направленных на геологическое изучение недр, обеспечение наиболее полной выработки запасов и регулирование процесса разработки, должен содержать обоснования и технические решения, обеспечивающие безопасное и рациональное недропользование до момента составления нового проектного документа. В таких случаях согласование годового плана осуществляется при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности принятых технических решений.
Годовой план составляется раздельно для каждого разрабатываемого месторождения. В случае принадлежности нескольких участков недр, предоставленных в пользование и расположенных на площади одного месторождения, единому недропользователю, допускается составление общего годового плана с общей пояснительной запиской и графической частью. При этом табличные приложения составляются раздельно по каждому участку. В случае принадлежности нескольких месторождений, расположенных на площади одного участка недр, предоставленного в пользование (далее - лицензионный участок) единому недропользователю, допускается составление общего годового плана с общей пояснительной запиской и графической частью. При этом табличные приложения составляются раздельно по каждому месторождению. В случае, когда лицензионный участок (месторождение) разрабатывается на основании нескольких проектных документов допускается составление общего годового плана с общей пояснительной запиской и графической частью. При этом табличные приложения составляются в соответствии с каждым из действующих проектных документов.
Годовой план может разрабатываться в соответствии с техническим заданием пользователя недр на договорной основе сторонними организациями, имеющими лицензию на производство маркшейдерских работ.
Производство горных работ без согласованного с Ростехнадзором или его территориальными органами годового плана, а также с отступлениями от согласованного годового плана не допускается.
Пользователь недр по своему усмотрению может представлять годовые планы на рассмотрение в Ростехнадзор по предварительному согласованию с подразделением Ростехнадзора, в ведении которого находятся вопросы государственного горного надзора и маркшейдерского контроля. Территориальные органы Ростехнадзора могут направлять годовые планы на рассмотрение в Ростехнадзор в случаях: невыполнения мероприятий по промышленной безопасности; невыполнения условий согласования предыдущего годового плана; увеличения аварийности и травматизма; отсутствия в территориальном органе Ростехнадзора специалистов с маркшейдерским и/или геологическим образованием.
Согласование годового плана не допускается при невыполнении требований статьи 24 Закона Российской Федерации «О недрах», отсутствии комплекса геологических и маркшейдерских работ, а также при невыполнении требований и условий лицензий на виды деятельности, выдаваемых Ростехнадзором.
Годовой план состоит из пояснительной записки, графических и табличных материалов.
Годовой план подписывается руководителем организации (главным инженером), главным маркшейдером и главным геологом организации пользователя недр, подписи скрепляются печатью.
II. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ ГОДОВЫХ ПЛАНОВ
Годовые планы рассматриваются и согласовываются подразделениями Ростехнадзора или его территориальных органов, в ведении которых находятся вопросы государственного горного надзора и маркшейдерского контроля (далее - подразделение Ростехнадзора). Полномочия по согласованию годовых планов могут распределяться согласно приказу по Ростехнадзору или его территориальному органу.
Рассмотрение годовых планов осуществляется по графику. Графиком устанавливается рассмотрение годовых планов в период не ранее 1 сентября и не позднее 15 декабря года, предшествующего планируемому. Допускается включение в график более поздних дат рассмотрения годовых планов при сезонном или эпизодическом характере добычных работ, но не позднее чем за две недели до начала ведения горных работ.
Пользователь недр извещается о запланированной дате рассмотрения годового плана не позднее чем за один месяц до рассмотрения. В случае если пользователь недр представил годовой план менее чем за 15 дней до запланированной даты рассмотрения, подразделение Ростехнадзора вправе перенести дату рассмотрения на срок не более 30 дней. Обо всех случаях переноса дат рассмотрения пользователь недр извещается не позднее чем за 5 дней до запланированной в графике даты, а в случае представления годового плана вне графика или с его нарушением – в срок не позднее 15 дней со дня получения материалов.
Для вновь вводимых предприятий или объектов, годовые планы которых представляются вне графика, срок рассмотрения годовых планов не должен превышать 30 дней со дня их представления.
В случае необходимости получения дополнительных материалов, заключения экспертизы промышленной безопасности подразделение Ростехнадзора вправе направить мотивированный запрос и перенести рассмотрение годового плана на срок не позднее 10 дней с момента получения запрашиваемых материалов или экспертного заключения.
Годовой план рассматривается в присутствии представителей недропользователя, включая руководителя службы промышленной безопасности, главного маркшейдера и главного геолога, либо в присутствии представителя проектной организации, разрабатывавшей годовой план, если такое присутствие предусмотрено в договоре на оказание услуг. При отсутствии указанных представителей подразделение Ростехнадзора вправе перенести рассмотрение годового плана на срок, не превышающий 30 дней, и назначить новую дату его рассмотрения.
Годовые планы могут рассматриваться как в месте расположения подразделения Ростехнадзора, так и в месте расположения недропользователя. Место и время рассмотрения годового плана указываются в графике.
При рассмотрении годового плана следует обращать особое внимание на:
наличие установленной разрешительной документации, включая: лицензию на недропользование, лицензий на виды деятельности (при необходимости), технического проекта, горноотводного акта, протокола государственной экспертизы запасов, свидетельства о регистрации опасных производственных объектов, проекта производства маркшейдерских работ;
эффективность функционирования систем управления промышленной безопасностью и производственного контроля;
правильность определения опасных зон и наличие вокруг них утвержденных границ безопасного ведения горных работ, эффективность мероприятий по безопасному ведению работ вблизи опасных зон;
соблюдение установленных сроков проведения декларирования и экспертизы промышленной безопасности, страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу 3-х лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте, заключения договоров на указание услуг с противофонтанной военизированной частью (в случае добычи углеводородного сырья), военизированной горноспасательной частью (при необходимости), а также диагностики, испытаний, освидетельствований сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
эффективность мероприятий по снижению уровня аварийности и травматизма, совершенствованию систем технического контроля за безопасностью работ, повышению технического уровня противоаварийной устойчивости опасных производственных объектов;
соответствие предусмотренных годовым планом основных технических и технологических параметров разработки месторождения фактическим геологическим и горнотехническим условиям;
соблюдение установленных сроков аттестации по промышленной безопасности, повышения квалификации работников геологической и маркшейдерской служб, службы промышленной безопасности и иных инженерных служб;
соблюдение границ, установленных горноотводной документацией;
выполнение ранее согласованных годовых планов.
При разработке месторождений твердых полезных ископаемых дополнительно следует обращать особое внимание на:
ликвидацию (консервацию) горных выработок, участков, блоков, горизонтов на отработанных участках месторождения;
ожидаемые деформации подрабатываемых зданий, сооружений и природных объектов, планируемые меры по охране;
при ведении на действующем предприятии недропользователя (шахте, руднике, карьере и др.) горных работ иными организациями (шахтостроительными и др.), а также в случаях совместного ведения открытых и подземных работ при рассмотрении годового плана учитываются указанные виды горных работ в целях предупреждения опасных совмещений работ, нарушений правил безопасности и установленного порядка совместного ведения работ.
Результаты рассмотрения годового плана оформляются протоколом, в котором указываются принимающие участие в его рассмотрении представители подразделения Ростехнадзора, эксперты, представители пользователя недр, и (или) в случаях, предусмотренных п. 23 настоящей Инструкции, представители сторонних организаций. По результатам рассмотрения может быть принято решение либо по согласованию годового плана, либо по отказу в согласовании, либо по переносу даты рассмотрения.
В протокол рассмотрения годового плана включается решение, а также могут включаться условия согласования и рекомендации. В случаях переноса даты рассмотрения годового плана или отказа в его согласовании в протоколе указываются причины.
При рассмотрении годовых планов по ряду объектов недропользования, разрабатываемых одной организацией, допускается составление общего протокола.
Протокол рассмотрения годового плана подписывается руководителем подразделения Ростехнадзора. На графических материалах в случае согласования наносится надпись «СОГЛАСОВАНО» с наименованием подразделения Ростехнадзора, также указываются номер и дата протокола.
Один экземпляр протокола годового плана в срок не позднее 5 дней со дня оформления протокола, но не позднее 20 дней со дня рассмотрения годового плана направляется пользователю недр.
В протоколе о рассмотрении годового плана указываются:
сведения о разрешительной документации, на основании которой составлен годовой план, включая лицензию на пользование недрами, горноотводный акт, технический проект на разработку месторождения полезного ископаемого, лицензии на виды деятельности, свидетельство о регистрации опасного производственного объекта;
планируемые объёмы добычи полезных ископаемых (по выемочным единицам и организации в целом, вскрышных, закладочных и иных горных работ – для твердых полезных ископаемых);
условия по устранению выявленных недостатков годового плана (при необходимости);
рекомендации (при необходимости) по повышению уровня промышленной безопасности, геолого-маркшейдерского обеспечения работ по добыче полезных ископаемых (при необходимости).
Согласованию не подлежат годовые планы в случаях выявления в них запланированных работ по добыче полезных ископаемых за пределами уточненных границ горного отвода, возникновения при реализации планируемых работ непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, отсутствия установленной разрешительной документации на ведение горных работ и геолого-маркшейдерского обеспечения горных работ, несоответствия годового плана установленным требованиям, в случаях обнаружения в нем недостоверных сведений.
При несогласии с отказом в согласовании годового плана пользователь недр вправе обжаловать принятое решение в Ростехнадзоре или в суде.
В случае возможности устранения выявленных недостатков до начала производства конкретных видов работ согласование годового плана допускается при условиях, обеспечивающих безопасное производство работ, связанных с пользованием недрами. Указанные условия включаются в протокол рассмотрения годового плана. При этом представитель пользователя недр на экземпляре, который остается в подразделении Ростехнадзора, письменно подтверждает свое согласие с условиями согласования годового плана. При несогласии представителя пользователя недр с условиями согласования оформляется решение по отказу в согласовании годового плана.
III. ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ОБОСНОВАНИИ
НОРМАТИВОВ ПОТЕРЬ И РАЗУБОЖИВАНИЯ
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Для месторождений, которые содержат несколько видов полезных ископаемых, нормативы потерь считаются по каждому виду полезных ископаемых, имеющему промышленное значение и числящемуся на государственном балансе запасов полезных ископаемых.
В соответствии с п. 1 ст. 342 Налогового кодекса в случае, если у недропользователя отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, в плане работ применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в установленном порядке или нормативы потерь, установленные техническим проектом, утвержденным после 27.07.2006.
При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Организация по добыче полезных ископаемых при образовании сверхнормативных потерь разрабатывает и осуществляет мероприятия по их недопущению в дальнейшем.
Нормативы потерь и разубоживания полезных ископаемых при добыче устанавливаются на основании технико-экономических расчетов в соответствии с установленными требованиями по нормированию потерь и разубоживания при добыче.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и включаются в состав проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и иной документации).
Нормативы потерь и разубоживания твердых полезных ископаемых при добыче устанавливаются для каждой выемочной единицы, вовлекаемой в отработку в планируемом периоде.
В тех случаях, когда при добыче твердых полезных ископаемых прямое определение потерь невозможно, а полная отработка выемочной единицы к концу отчетного года не закончена, количество потерянных полезных ископаемых определяется условно с учетом установленного для данной выемочной единицы норматива потерь и количества добытых из нее полезных ископаемых.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются в годовых планах в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году. Для месторождений, срок разработки которых не превышает 5 лет (без учета периода подготовки месторождения к промышленной эксплуатации), нормативы потерь твердых полезных ископаемых при их добыче включаются в состав технического проекта на разработку месторождения на весь период разработки месторождения и впоследствии могут не уточняться.
Сверхнормативные потери и сверхнормативное разубоживание определяются как разность между фактическими и нормативными значениями потерь и разубоживания твердых полезных ископаемых по выемочным единицам.
Нормативы потерь углеводородного сырья рассчитываются по каждому конкретному месту образования потерь на основании принятой схемы и технологии разработки месторождения, проекта обустройства месторождения или плана пробной эксплуатации скважин (если участок недр предоставлен для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии).
Учет потерь углеводородного сырья ведется по данным учета на скважинах и на пунктах первичной обработки (подготовки).
Методика определения фактических потерь углеводородного сырья устанавливается в проекте на обустройство месторождения или в виде специального документа.
Потери углеводородного сырья, вызванные нарушением правил технической эксплуатации аппаратов, установок и оборудования, режимов технологических процессов, авариями технических сооружений, а также ремонтно-восстановительными работами, в нормативные потери не включаются.
Сверхнормативные потери углеводородного сырья определяются как разность между фактическими и нормативными значениями потерь по каждому виду полезного ископаемого, имеющему промышленное значение и числящемуся на государственном балансе запасов полезных ископаемых.
IV. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ НЕДР ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ГОДОВОГО ПЛАНА
Годовые планы включают:
мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и охраны недр;
установление границ опасных зон и порядка ведения работ вблизи них (при необходимости);
мероприятия по маркшейдерскому обеспечению горных работ;
меры по охране горных выработок, зданий, сооружений и природных объектов, расположенных в зоне вредного влияния горных разработок (при необходимости);
рациональное ведение горных работ, исключающее выборочную отработку более богатых участков, порчу других полезных ископаемых и обеспечивающее правильность разработки месторождения полезных ископаемых;
оптимальные показатели нормативов потерь и разубоживания полезных ископаемых при добыче, подготовке и переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств);
оптимальную концентрацию горных работ, исключающую их разбросанность и многогоризонтность при разработке месторождений твердых полезных ископаемых;
применение технологий, повышающих извлечение запасов;
восполнение вскрытых, подготовленных и готовых к выемке запасов полезных ископаемых при разработке месторождений твердых полезных ископаемых;
мероприятия по предотвращению подработки барьерных целиков при подземной отработке твердых полезных ископаемых;
сроки и периодичность аттестации по промышленной безопасности и охране недр, график курсов повышения квалификации специалистов маркшейдерской, геологической служб, службы промышленной безопасности, иных инженерных служб;
мероприятия, направленные на полную или частичную ликвидацию (консервацию) предприятий по добыче полезных ископаемых или подземных сооружений, в том числе: отработанные горные выработки, блоки, горизонты, скважины различного назначения и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, включая мероприятия по приведению наземных и подземных сооружений в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений при их ликвидации, а при консервации – также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
V. ОФОРМЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
В пояснительной записке годового плана приводятся сведения о:
месторождении, включая месторасположение, начало эксплуатации, перечень эксплуатационных объектов.
горноотводных актах с указанием номеров и сроков действия;
наличии проекта на разведку (доразведку) месторождения, выполненных и намечаемых направлениях и объемах геологоразведочных работ и доразведки в процессе эксплуатации месторождения;
запасах, с указанием последнего номера и даты протокола государственной экспертизы запасов, а также последующих решений по изменению категорийности и величины запасов;
проектной документации, её корректировке и изменениям, наличию предусмотренных законодательством согласований и экспертиз;
состоянии авторского надзора проектной организации за реализацией проекта (при его наличии);
новых геологических данных по обеспеченности запасами на начало планируемого периода, а при разработке месторождений твердых полезных ископаемых – запасами по степени их подготовленности к отработке (вскрытыми, подготовленными и готовыми к выемке по норме и фактически);
наличии временно неактивных запасов твердых полезных ископаемых, причинах их образования и намечаемых сроках их погашения;
условиях договора на ведение операторских работ в случае, когда производство работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется сторонней организацией на основании договора подряда;
выполнении проектных решений по разработке месторождения;
применяемых системах разработки, в случае разработки месторождения твердых полезных ископаемых дополнительно приводятся сведения об их удельном весе в объеме годовой добычи;
выполнении ранее согласованного годового плана и условий его согласования;
наличии у недропользователя, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензий на виды деятельности, связанных с повышенной опасностью, и на пользование недрами;
намечаемых мероприятиях по безопасному ведению работ вблизи опасных зон (при их наличии);
состоянии при подземной добыче твердых полезных ископаемых вентиляционного хозяйства и обеспеченности отдельных участков и в целом предприятия по подземной добыче полезных ископаемых или подземного сооружения требуемым количеством воздуха;
выполненных и намечаемых мерах охраны подрабатываемых зданий, сооружений и объектов (при их наличии);
состоянии горных работ, в том числе горнокапитальных при разработке месторождений твердых полезных ископаемых;
фактической обеспеченности планируемых горных работ маркшейдерскими и геологическими кадрами и их техническом оснащении;
наличии опорного и съемочного обоснования, состояние реализации системы наблюдений за состоянием горного отвода;
выполненных и намечаемых направлениях и объемах рекультивации нарушенных горными работами земель;
реализованных и планируемых мероприятиях по промышленной безопасности и охране недр;
наличии (отсутствии) сверхнормативных потерь за предыдущий год. В случае их наличия в пояснительной записке указываются причины образования сверхнормативных потерь и мероприятия по их недопущению;
техническом проекте на обустройство месторождения углеводородного сырья или ином документе, содержащем обоснования нормативов потерь при подготовке добытых углеводородов, а также о мероприятиях по приведению действующих систем учета добычи углеводородного сырья в соответствие установленным требованиям;
организации учета количества и качества добытых твердых полезных ископаемых и минерального сырья, поступающего на переработку и потребителю. Мероприятиях по совершенствованию технологического процесса переработки минерального сырья, обеспечивающих оптимальное извлечение полезных компонентов (при наличии перерабатывающих производств).
52. В пояснительной записке приводятся технико-экономические обоснования:
технических решений, обеспечивающих безопасное и рациональное недропользование в случаях, когда проектная документация не соответствует фактическим условиям разработки месторождения и не обеспечивает безопасность работ, рациональное использование и охрану недр, а также в случаях возникновения необходимости в дополнительных технических мероприятиях, направленных на геологическое изучение недр, обеспечение наиболее полной выработки запасов и регулирование процесса разработки, до момента составления нового проектного документа;
геологических и технических мероприятий, направленных на: геологическое изучение недр, включая проведение длительных комплексов исследования скважин, пробуренных на разные категории запасов нефти для оценки гидродинамических параметров залежей, продуктивности пластов, обоснования подсчетных параметров для оценки запасов; увеличение нефтеотдачи пластов, обеспечение наиболее полной выработки запасов и регулирования процесса разработки посредством перевода скважин из добывающего фонда в нагнетательный и наоборот, перевод на другой горизонт низкодебитных добывающих скважин, достигших нижнего предела рентабельности, обводнившихся пластовой, закачиваемой водой, нагнетательных скважин при снижении их приемистости и невозможности ее восстановления при отсутствии необходимости их использования на проектном горизонте в качестве добывающих, наблюдательных или пьезометрических;
показателей планируемых нормативов потерь при добыче и переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств);
технических обоснований исходных данных для расчетов налога на добычу полезных ископаемых (при необходимости);
уточнения уровней добычи полезных ископаемых, планов пробной эксплуатации участков месторождений, скважин и залежей, которые подлежат учету при последующей разработке проектной документации;
норм отбора исходя из объема добычи углеводородного сырья, достигаемого при выполнении проектных решений. Превышение установленных годовым планом норм отборов более чем на 10% при невыполнении проектных геолого-технических мероприятий не допускается. При устойчивом отклонении в течение года месячных уровней добычи нефти и газа от предусмотренных годовыми планами норм отбора из эксплуатационных объектов разработки более чем на 10% составляется дополнение к проектному документу на разработку месторождения или новый проектный документ. При отсутствии технических обоснований норм отбора в годовом плане допустимые отклонения фактической добычи углеводородного сырья от проектного документа не должны превышать величины, определенной приложением № 1. Уровни добычи при ведении работ в соответствии с проектами пробной эксплуатации и опытно-промышленной разработки месторождений устанавливаются в соответствии с фактически достигаемыми.
VI. ОФОРМЛЕНИЕ ТАБЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
53. Материалы годовых планов включают таблицы:
мероприятий по промышленной безопасности и охране недр;
выполнения основных показателей годового плана за текущий год;
основных показателей годового плана на планируемый период и ожидаемых на конец текущего года при разработке месторождений твердых полезных ископаемых;
основных показателей годового плана на планируемый период и ожидаемых на конец текущего года при разработке месторождений углеводородного сырья в соответствии с приложением № 2;
состояния и движения вскрытых, подготовленных и готовых к выемке запасов твердых полезных ископаемых по состоянию на начало планируемого периода и ожидаемого на конец этого периода;
потерь и разубоживания (для твердых полезных ископаемых) при добыче полезных ископаемых за текущий год и на планируемый период по выемочным единицам;
потерь минерального сырья при переработке (при наличии перерабатывающих производств);
потерь углеводородного сырья при подготовке за текущий год и на планируемый период;
движения фонда скважин при разработке месторождений углеводородного сырья в соответствии с приложением 3;
состояния и движения отходов добычи твердых полезных ископаемых и переработки минерального сырья;
объемов пустот выработанного пространства при подземной добыче твердых полезных ископаемых с закладкой отработанного пространства и план погашения (закладки) их на планируемый период;
объемов (бурения, проходки) эксплуатационно-разведочных работ при разработке месторождений полезных ископаемых.
VII. ОФОРМЛЕНИЕ ГОРНОЙ ГРАФИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
54. Горная графическая документация годовых планов (далее -графическая документация) составляется в соответствии с установленными требованиями условных обозначений для горной графической документации.
55. На графической документации показываются:
предварительные и уточненные границы горного отвода (на планах поверхности);
масштаб;
технические границы по проекту;
контуры балансовых запасов, утвержденных государственной экспертизой запасов; запасов, уточненных по результатам последующей доразведки и разработки месторождения; запасов уже погашенных (отработанных) и намеченных к погашению на планируемый год, временно неактивных запасов твердых полезных ископаемых;
участки опасных зон по всем факторам опасности и границы безопасного ведения работ;
границы участков нарушенных, отработанных и рекультивированных земель (на планах поверхности и планах открытых горных работ);
скважины различного назначения;
абсолютные отметки устьев скважин;
основные геологические (тектонические) нарушения, линии вертикальных разрезов (профилей) и проекций;
местоположение (наличие) других полезных ископаемых (включая подземные воды), попадающие в зону влияния горных работ;
гидрография, здания и сооружения, элементы инфраструктуры и ситуации на площади ведения горных работ;
пункты маркшейдерских опорных сетей, пункты съемочного обоснования;
надписи, ориентируемые по сторонам света.
56. При разработке месторождений твердых полезных ископаемых на графической документации дополнительно показываются:
фактическое положение горных выработок на момент составления годового плана;
границы отработки на планируемый период и размещения вскрышных пород с разбивкой по кварталам;
участки нормируемых потерь, выделяемые в пределах намеченных к отработке выемочных единиц особым условным обозначением;
схема вентиляции, виды механизации выемки, типы крепи, способ управления кровлей в подготовительных и очистных забоях, расположение водоотливных станций и дренажных выработок при подземных работах;
границы блоков, камер, целиков с указанием их номеров и среднего содержания или зольности полезного ископаемого, мощности пласта, контуры очистной выемки и погашенных участков, границы безопасного ведения работ при подземных работах;
участки постоянно затопленных выработок;
участки с заложенным выработанным пространством и погашенные горные выработки;
вынимаемая мощность полезного ископаемого при подземной разработке полезных ископаемых (фактическая и планируемая);
положение забоев подземных горных выработок, уступов карьеров и разрезов на начало и конец планируемого периода;
проектные границы разноса бортов карьера или разреза, как в плане, так и на глубину разработки;
границы отвалов, хвосто- и шламохранилищ, складов плодородного слоя почвы;
технологическая схема движения (транспортирования) минерального сырья от места добычи до выпуска первичной товарной продукции;
пересеченные вскрывающими выработками пласты, рудные тела, залежи и вмещающие породы;
основные выработки, определяющие характер вскрытия месторождения (стволы, штольни, квершлаги, уклоны, гезенки и др.);
главные разведочные выработки, характеризующие направление геологоразведочных работ и эксплуатационной разведки, горнокапитальные и другие выработки, дающие общую картину горных работ;
устья выработок, вскрывающих месторождение, капитальные, подготовительные, нарезные и погашенные выработки;
способы погашения выработок;
абсолютные отметки устьев стволов шахт и скважин, околоствольных дворов и горизонтов горных работ, сетки высот (на вертикальной проекции);
места образования провалов на земной поверхности и прорыва плывунов.
57. При разработке месторождений углеводородного сырья на графической документации дополнительно показываются действующие и планируемые к строительству:
объекты нефтегазовой промышленности, станции сбора (перекачки) и транспортировки сырья (ДНС, КНС, ЦПС и т.д.);
межпромысловые и магистральные трубопроводы различного назначения;
промышленные (технологические) и кустовые площадки;
проекции скважин на земную поверхность.
58. Графическая документация включает:
маркшейдерские планы поверхности в масштабах не мельче 1:25000 при разработке твердых полезных ископаемых, а при разработке месторождений углеводородного сырья не мельче 1:50000 (в отдельных случаях по согласованию с Ростехнадзором или его территориальными органами допускается масштаб 1:100000);
при разработке месторождений твердых полезных ископаемых оформляются схемы вскрытия месторождения, погоризонтные и сводные планы, а при разработке углеводородного сырья – структурные карты (планы) и схемы совмещенных контуров (интегральные схемы);
вертикальные геологические продольные и поперечные разрезы (профили);
продольные профили карьерных дорог (при открытой добыче полезных ископаемых).
Маркшейдерские планы поверхности, включаемые в состав годовых планов, подготавливаются организацией, имеющей лицензию на производство маркшейдерских работ.
59.При разработке твердых полезных ископаемых, в случае наличия перерабатывающих производств, прилагается схема переработки минерального сырья (проектная и фактическая), схема цепи аппаратов, схема опробования и контроля технологических процессов по переработке минерального сырья (при раздельной переработке – по каждому сорту или виду сырья).
VIII. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ
НАСТОЯЩЕЙ ИНСТРУКЦИИ
Государственный горный надзор за обеспечением соблюдения всеми пользователями недр требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения, а также по охране недр, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 39, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы <*>.
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, о промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезных ископаемых в состояние, не пригодное для эксплуатации, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации <**>.
<*> В соответствии с требованиями статьи 38 Закона Российской Федерации "О недрах"
<**> В соответствии с требованиями статьи 49 Закона Российской Федерации "О недрах", статьи 17 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Приложение № 1
К Инструкции по рассмотрению и утверждению планов (программ) развития горных работ, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от №
ДОПУСТИМЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ
ФАКТИЧЕСКОЙ ГОДОВОЙ ДОБЫЧИ НЕФТИ И ГАЗА ОТ ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРИ ОТСУТСТВИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ НОРМ ОТБОРА В ГОДОВЫХ ПЛАНАХ РАЗВИТИЯ ГОРНЫХ РАБОТ
Проектная годовая добыча нефти и газа | Допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной, % |
Добыча нефти, млн. т: | |
до 0,025 | 50,0 |
от 0,025 до 0,05 | 40,0 |
от 0,05 до 0,10 | 30,0 |
от 0,10 до 1,0 | 27,0 |
от 1,0 до 5,0 | 20,0 |
от 5,0 до 10,0 | 15,0 |
от 10,0 до 15,0 | 12,0 |
от 15,0 до 20,0 | 10,0 |
от 20,0 до 25,0 | 8,5 |
свыше 25,0 | 7,5 |
Добыча газа | 20,0 |
Приложение № 2
К Инструкции по рассмотрению и утверждению планов (программ) развития горных работ, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от №
(Рекомендуемый образец)
Основные показатели плана развития горных работ на 20_ год _______________ лицензионного участка (месторождения)
№ п/п | Показатели | Нефть | Растворенный газ | Газовый конденсат | Свободный газ / газ из газовых шапок *** | Примеча-ния | ||||
| | факт* | план** | факт* | план** | факт* | план** | факт* | план** | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. | Уровень добычи: нефть, газовый конденсат - тыс.т, свободный газ, газ из газовых шапок - млн. м3 | | | | | | | | | |
2. | Объем закачки (агентов) в систему ППД по каждой залежи, тыс. м3 | | | | | | | | | |
3. | Бурение скважин: добывающих; нагнетательных; специальных, шт. | | | | | | | | | |
4. | Применение технологий, повышающих извлечение запасов, операций. | | | | | | | | | |
5. | Скважин, подлежащих: ликвидации; консервации, шт. | | | | | | | | | |
6. | Потери | | | | | | | | | |
* При заполнении столбцов 3, 5, 7, 9 указываются ожидаемые показатели на конец текущего года, предшествующего планируемому.
** При заполнении столбцов 4, 6, 8, 10 указываются ожидаемые показатели на конец планируемого года.
*** Газ из газовых шапок, добываемый как самостоятельными скважинами, так и через нефтяные скважины, учитывается раздельно в соответствии с п. 4.3. 4.8 «Методических рекомендаций по заполнению формы федерального государственного наблюдения № 6-ГР (нефть, газ, компоненты), ведению федерального и сводных территориальных балансов запасов».
При заполнении строки 1 указываются объемы добычи в каждом из столбцов (по каждому виду полезных ископаемых, состоящих на балансе запасов). При заполнении столбцов 7, 8, 9, 10 указываются объемы добычи и в том случае, если добыча осуществляется через нефтяные скважины.
При заполнении строки 2 объемы закачки агента в систему поддержания пластового давления в случаях, когда добыча ведется через нефтяные скважины, указываются в столбцах 3 и 4 соответственно. В случаях добычи газового конденсата самостоятельной сеткой скважин, объемы закачиваемого агента указываются в столбцах 7, 8.
При заполнении строки 3 в случаях, когда разные виды углеводородного сырья добываются через нефтяные скважины, количество пробуренных скважин указывается в столбцах 3 и 4 соответственно. В случаях добычи свободного газа, газа газовой шапки или конденсата самостоятельными сетками скважин количество пробуренных скважин указывается в соответствующем столбце.
При заполнении строки 4 указывается количество операций по видам технологий, повышающих извлечение запасов, включая гидроразрыв пласта (ГРП), обработку призабойных зон (ОПЗ), и другие методы увеличения нефтеотдачи (МУН).
При заполнении строки 5 в случае если разные виды углеводородного сырья добываются через нефтяные скважины, количество скважин, подлежащих ликвидации, консервации указывается только в столбцах 3, 4 соответственно. При наличии самостоятельных скважин (газовых, газоконденсатных) заполняются также столбцы 5-10.
При заполнении строки 6 указываются потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения по всем видам добываемого сырья. При этом в столбцах 9, 10 потери свободного газа и газа из газовых шапок указываются раздельно. В столбцах 3, 5, 7, 9 указываются ожидаемые фактические потери на конец текущего года, предшествующего планируемому в % от объема ожидаемой добычи углеводородного сырья. Ожидаемые фактические потери рассчитываются путем умножения ожидаемых объемов добычи на утвержденный в установленном порядке норматив потерь в процентах. В столбцах 4, 6, 8, 10 указываются нормативы потерь в % от планируемого объема добычи.
___________
Приложение № 3
К Инструкции по рассмотрению и утверждению планов (программ) развития горных работ, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от №
(Рекомендуемый образец)
Движение фонда скважин _______________ месторождения
№ п/п | Фонд скважин | Добывающие скважины | Нагнетательные скважины | Примечание | ||
Факт * | План ** | Факт * | План ** | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Балансовый фонд | | | | | |
2. | Эксплуатационный фонд, всего В том числе: - действующие, - простаивающие, - бездействующие, - в освоении (ожидание освоения) | | | | | |
3. | В консервации | | | | | |
4. | В ликвидации | | | | | |
5. | Ожидание ликвидации | | | | | |
6. | Пьезометрические | | | | | |
7. | Контрольные | | | | | |
* При заполнении столбцов 3, 5 указывается ожидаемое количество скважин на конец текущего года, предшествующего планируемому.
** При заполнении столбца 4 указывается количество скважин на конец планируемого года.
*** По скважинам, находящимся в бездействии и ожидании ликвидации в примечании указывается дата ввода скважины в бездействие и в ожидание ликвидации.
________________
страница 1
скачать
Другие похожие работы: