«Использование икт в преподавании истории»
«Использование ИКТ в преподавании истории»
Растущие материально-технические потребности опережают сегодня процессы социальной и психологической зрелости людей, их способность к ведению диалога, культуре коммуникаций, активному самопознанию и самовыражению. В связи с этим сегодня изменяются характер и функции школьного образования: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к самоопределению, подготовить учеников к самостоятельным действиям, научить нести ответственность за себя и свои поступки1.
Ясно, что новое понимание сущности образовательных результатов существенно изменяет ориентиры не только содержания обучения, но и используемых методов, организационных форм и средств обучения. Это в полной мере относится к применению ИКТ. С точки зрения современной педагогики обученность – это готовность к определенной деятельности, в процессе которой учащиеся должны проявить знания и умения, усвоенные ими в процессе обучения.
Все сказанное выше определяет, на мой взгляд, основные направления совершенствования ИКТ в курсе истории. Очевидно, что все они одновременно и во всех своих аспектах не могут стать предметом одной работы. В своей работе я рассматриваю те их стороны и компоненты, которые непосредственно связаны с реализацией в обучении.
Традиционное образование не в состоянии своевременно реагировать на изменения в общественной жизни, в сфере науки и культуры. В настоящее время в общеобразовательной школе предпочтение, как правило, отдается базовым академическим предметам, тогда как воспитательный процесс и мотивация к обучению осуществляются на факультативных занятиях по выбору и кружках. Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.2 Реализация в России государственных программ "Единая информационная образовательная среда", "Компьютеризация сельских и городских школ" и др., активизировало интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Я рассматриваю их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширять поле информационных ресурсов, а следовательно стать основой современного образования.
Методологической и теоретической основой моей работы являются труды педагогов, психологов, в которых рассматриваются проблемы образования, его роль в общественном развитии и в формировании личности обучаемых (Ю. Н. Афанасьев, Ю. К. Бабанский, М. В. Кларин, В. С. Леднев и др.); основы психолого-педагогической теории деятельности и положения о применении деятельностного подхода в сферах познания, обучения, творчества, развития и самоопределения личности (П. К. Анохин, В. В. Афанасьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин и др.); теории интеллектуального развития учащихся в процессе обучения (Л. М. Веккер, Л. С. Выготский и др.); теории личностного развития учащихся в процессе обучения (С. А. Бешенков, К. К. Колин, А. А. Кузнецов и др.); исследования, посвященные проблемам информатизации образования (А. П. Ершов, Т. Б. Захарова, О. А. Козлов, Н. Д. Угринович и др.).
Психологи отмечают что, для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд, чем текстовый. Применение в процессе обучения информационно коммуникационных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным.
Возможности ИКТ по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке3.
Хотелось бы отметить, что методы и средства обучения ошибочно было бы возводить в ранг самоцели, это прежде всего инструмент для решения образовательных задач.
Для меня информационно коммуникационные технологии создали новый спектр возможностей:
- сократили время на выполнение таких операций как опрос, контрольная, постановка домашнего задания и т.д.;
- позволили увеличить время для творческой работы, инд. общения с учащимися;
- позволили интегрировать мультимедийный материал с традиционными средствами;
- обеспечили хранение базы данных;
- повышена мотивация учащихся в процессе самостоятельной работы с мультимедийными материалами; (результаты можно проследить в диаграммах в презентации).
Реализация педагогической деятельности по указанным направлениям приводит к следующим результатам:
- позволяет выявлять и объединять учащихся, имеющих склонность к углубленному изучению гуманитарных предметов и к поисково-исследовательской работе;
- способствует развитию у школьников самостоятельности, инициативы, творческого потенциала;
- помогает школьникам лучше узнать историю разных цивилизаций, своей страны и родного края.
- формирует уважительное отношение к истории своего Отечества, что способствует воспитанию чувства патриотизма
- помогает старшеклассникам определиться с профессиональным выбором;
- формирует навыки социального поведения, адаптирует школьников к изменяющимся условиям среды;
- обеспечивает более высокий уровень подготовки к поступлению в высшие учебные заведения.
Моя практика показала что, использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения школьников.
К наиболее часто используемым мною элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора: 1С:История Древнего мира, Средних веков, Нового времени; История России XXвек; Витязь на распутье: интерактивный задачник по истории России IX-XIX веков.
интерактивная доска;
электронные энциклопедии и справочники
тренажеры и программы тестирования,
образовательные ресурсы Интернета: www.edu.ru, www.ed.gov.ru, www.center.fio.ru, www.hist.msu.ru, www.lesson-history.narod.ru, www.rus-hist.nm.ru, www.hrono.ru, www.edurm.ru, www.klio.webservis.ru и др.
DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
интерактивные карты и атласы: Живая география 2.0
В Подгоренской школе создана достаточная материальная база для применения ИКТ на уроках истории: ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска в кабинете истории, медиатека.
В настоящее время на уроках, в основном, я используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, информационно-обучающие программы, тесты. В презентации показываю самые выигрышные моменты темы, эффектные опыты и превращения, подборки электронных географических или исторических карт, портретов, цитат. На экране проектирую определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как я, не тратя время на повторение, успеваю рассказать больше. Создание презентаций по курсу истории самими детьми – является одним из показателей результативности моей работы. Дети самостоятельно ищут информацию, анализируют ее, отбирают необходимое и создают презентацию-проект по выбранной теме.
На 2008 – 2009 учебный год мною составлено поурочно-тематическое планирование уроков истории в 5-8 классах с выделением раздела «Использование CD на уроке», где подробно расписано какие конкретно ЦОР применяются на уроке.
Кроме тестовых материалов, мною составлены презентации по отдельным темам курса истории России с древнейших времен до конца XIX века.
Моя методическая разработка мультимедийного урока «Эпоха Петра I», представленная в 2007-2008 уч. году на фестиваль педагогических идей «Открытый урок», была удостоена сертификата и опубликована, я принимал участие в Интернет-конкурсе по использованию «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов», а также занял 3-е место в региональном конкурсе по ИКТ «Инфобразование - 07» в номинации «Лучшая презентация патриотического и краеведческого характера».
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать информационно-коммуникационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Библиография:
Антонова Т.С. Батаева Т.В. Первый компьютерный учебник «История России. ХХ век»// Преподавание истории в школе. 1998 № 4.
Беспалько Господарик Ю. Интернет и изучение истории. «История», №3, январь, 2000 – приложение к газ. «Первое сентября».
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. // М.: Педагогическое общество России, 2001.
Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Издательский центр «Академия», 1999.
Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания.// Преподавание истории в школе. 2001 № 8.
Сведения об авторе: Овчаренко Михаил Викторович, МОУ Подгоренская СОШ Россошанского района Воронежской области, учитель истории, Россошанский район, с. Подгорное, пер. Луначарского д.2а, тел. 89204009468.
1 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Издательский центр «Академия», 1999, с. 34
2 Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания.// Преподавание истории в школе. 2001 № 8, с.21
3 Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г., с. 74
страница 1
скачать
Другие похожие работы: