NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«История России IX xviii веков»


угадай историю

Познавательная игра в 7-м классе по теме «История России IXXVIII веков»

В. А. Коротоножкин,

учитель истории,

МОУ «Красненская средняя

общеобразовательная школа

имени М. И. Светличной»


Данная игра построена по аналогии с телепередачей «Угадай мелодию». Он может проводиться и как итоговый урок по истории России IX—XVIII вв., и как внеурочное мероприятие не только в 7-м, но и в старших классах. Конечно, такие уроки не могут проводиться часто, но порой и ребятам, и себе хочется устроить праздник.

Оборудование. Стенд для табло, карточки с вопросами.

Правила игры. Участвуют 5—10 учеников (может быть заранее про­ведён отборочный тур). После II тура проводится «Игра со зрителями».

I тур — разминочный.

Игроки выбирают исторический период и номер вопроса.

IX—XI вв.

  1. Автор «Повести временных лет». (Нестор-летописец) 3 балла

  1. Кто такой Перун? (Верховное божество у восточных славян,
    посылающее дожди и молнии) 5 баллов

  1. Родоначальник династии русских князей. (Рюрик) 1 балл




  1. Создатели славянской письменности. (Святые братья Кирилл и Мефо-
    дий) 4 балла

  2. Что такое «Русская правда»? (Первый письменный свод законов на Руси)
    2 балла

XII—XIV вв.

  1. В каком сражении принимал участие Гаврила Олексич, предок Пушкина?
    (Невская битва) 3 балла

  2. Какой русский город можно назвать боярской республикой? (Новгород)
    2 балла

  3. Объясните выражение летописца: «идучи не идяху» — XII в. (Бояре
    только делали вид, что собираются в поход по приказу князя, но сами не
    являлись на место сбора) 4 балла

  4. Кто такие баскаки? (Монголо-татары, сборщики дани на Руси) 1 балл

5. Кто такой Феофан Грек? (Византийский живописец, работал в Новго­роде, потом в Москве с Андреем Рублёвым) 5 баллов

XV—XVII вв.

  1. Город — центр торговых отношений с европейскими странами в XVI—
    XVII вв. (Архангельск) 3 балла

  2. Что такое Избранная рада? (Круг близких людей вокруг Ивана IV Грозного,которые в 50-е годы XVI в. провели реформы) 5 баллов

  3. Куда и зачем отправилось Великое посольство? (16971698 гг. посоль­ство Петра I отправляется в Европу с целью найти союзников для борьбыс Турцией.) 4 балла

  4. В первой половине XVI в. стали возникать органы государственного
    управления. Как они назывались? (Приказы) 2 балла

  5. Князь, при котором Русь сбросила монголо-татарское иго. (Иван III)
    1 балл

XVIII в.

  1. Какое событие Петр I назвал «матерью Полтавской баталии»? (Победу
    под деревней Лесной в конце сентября 1708 г.)
    4 балла

  2. Кто такие посессионные крестьяне! (Крепостные крестьяне, приписан­ные к мануфактуре) 2 балла

  3. Какой документ в XVIII в. определял систему чинов и порядок продви­жения по государственной службе? («Табель о рангах», 1722 г.) 3 балла

  4. Первое женское учебное заведение в России. (Институт благородных
    девиц при Смольном монастыре в Петербурге) 5 баллов

  5. Что такое подушная подать и когда она была введена? (Ежегодный
    налог с лиц мужского пола, крестьян и посадских людей; эта подать введена
    в 1724 г. вместо подворного обложения) 1 балл

II тур — основной.

Игроки выбирают раздел и сложность вопроса. Историческая личность

Стоишь ты в Москве с ремешком на лбу, // Стоишь ты век, у стены старин­ной, // Лоб величав, бронзово-чист. // Ты для России, для Украины // Держишь первый печатный лист. (Памятник Ивану Фёдорову) 1 балл

Легко и неслышно ходил он в походах, как барс... В походах же не вёз за собой обозов с котлами, не варил мяса, но, тонко нарезав мясо и зажарив на углях, так ел. Не возил он и шатра, но спал, подостлав по шик и положив седло под голову. Такими же были и все его воины. (Князь Святослав Игоревич) 2 балла

Он ополченье собирал, // Всех одевал, всех обувал, // Кормил, поил и сна­ряжал, // И всех вооружал. // И эту рать в туманной мгле, // По нераспаханной земле, // Где колос уж давно не цвёл, // К Москве, к столице он повёл. (Козьма Минин) 3 балла

Хан за данью баскаков не слал на места — // Князь теперь-посылал своих дьяков туда. // Так в Москву повели все дороги земли. // Враждовать с ним дру­гие князья не могли. // И Москва собрала вкруг себя города. // Лишь с Москвою считалась отныне Орда. // (Великий князь Иван Калита) 4 балла

Слово царёво — неверное слово, // Подлое слово у Шуйского злого. // Выжгли глаза воеводе сначала, // Чтобы Ивана заря не встречала. // Чтоб не встречался с людьми воевода, // Прочь отослали на долгие годы // В Карго­поль — город в Онежском краю, // Чтобы забыл про свободу свою. (Болот­ников) 5 баллов

Исторический термин

Полюдье (Сбор дани русским князем с покорённых племён) 1 балл

Поместная система землевладения (Земля давалась дворянам за службу и на время службы, с неё дворянин должен был обеспечить себя всем необхо­димым для военной службы «конем, людем, оружием») 2 балла

Юрьев день (26 ноября день, когда крепостной крестьянин, уплатив пожилое, мог уйти к другому помещику) 3 балла

Местничество XIVXVII вв. бояре занимали государственные долж­ности в зависимости от знатности и древности рода часто без учёта спо­собностей, личных качеств) 4 балла

Кормление (Бояре-наместники в XVXVII вв. управляли большими об­ластями; за разбирательство судебных и административных дел они брали в свою пользу доходы с населения, как бы «кормились») 5 баллов.

Историческая карта

По льду летели с лязгом, с громом, // К мохнатым гривам наклонясь; // И первым на коне огромном // В немецкий строй врубился князь. // И, отступая перед князем, // Бросая копья и щиты, // С коней валились немцы наземь, // Воздев железные персты... // Под ними лошади тонули, // Под ними дыбом лёд вставал, // Их стремена на дно тянули, // Им панцирь выплыть не давал. (Чудское озеро) 1 балл

Старовечный и вечно новый // Над рекой поднимается город... // Горд он колоколом недрёмным, // Медь гремит его гулко и веще. // Часто скопищем светлым и. тёмным // Вкруг него собирается вече. // Горд торговыми город рядами... // Завалили лавки дарами, // Иноверцы да инородцы! (Новгород) 2 балла

Отсель грозить мы будем шведу, // Здесь будет город заложен // Назло над­менному соседу. // Природой здесь нам суждено // В Европу прорубить окно, // Ногою твёрдой стать при море. (Санкт-Петербург) 3 балла

До земли поникли травы луга, // И до неба поднялись дубы: // Всадники несутся друг на друга, // Встретились, — и — кони на дыбы! // Копья устремив ожесточённо, // Оба пали под ноги коней... // И тогда пошли полки стеною, // Кто из них отважней и сильней. (Непрядва Куликово поле) 4 балла

Сорок девять дней старался // Город одолеть Иван. // Сорок девять дней держался, // Не сдавался вражий стан. // И тогда подкоп прорыли // Государевы полки. // Бочки с порохом вкатили // Высоки да широки. // На пятидесятый день, // Лишь ушла ночная тень. // ...Вдруг раздался взрыв могучий, // И стена взлетела тучей... // Вихорь огненный стоял — // Неприятель город сдал. (Осада Казани, 1552 г.) 5 баллов

Исторический памятник

Он был найден любителем древнерусской письменности А.И.Мусиным-Пушкиным в конце XVIII в. в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре. Для Екатерины II с рукописи была сделана копия, которая 70 лет пролежала в архивах императрицы. В 1800 г. рукопись была опубликована, а в 1812 г. исчезла. Её начали изучать ещё в XVIII в.; исследование продолжается до сих пор... («Слово о полку Игореве») 1 балл

Как побил государь // Золотую Орду под Казанью, // Указал на подворье своё // Приходить мастерам. // И велел благодетель,— // Гласит летописца сказанье, — //В память оной победы // Да выстроят каменный храм!.. (Храм Василия Блаженного в Москве) 2 балла

Добрый памятник поставлен // Двум героям всей страной, // В знак того, что был избавлен // От бесчестья край родной. // На гранитном пьедестале // Перед площадью они // Много-много раз встречали // Знаменательные дни. (Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве) 3 балла

Она давно прошла, и нет уже тех глаз, // И той улыбки нет, что молча выражали // Страданье — тень любви, и мысли — тень печали. // Но красо­ту её Боровиковский спас. // Так часть души её от нас не улетела, // И будет этот взгляд и эта прелесть тела // К ней равнодушное потомство привле­кать, // Уча его любить, страдать, прощать, молчать. («Портрет Лопухиной» В.Л.Боровиковского) 4 балла

...В этой книге полностью // Рассказано о том, // Как лучше дом налажи­вать // (Тем, кто имеет дом!), // Как жить, чтоб в доме выросли // Богатство, слава, честь, // Как кладовые пользовать // (Когда запасы есть!), // Как охранять имущество, // Борясь в пожар с огнём, // И как детей воспитывать - Наказывать ремнём... («Домострой») 5 баллов

Супер игра «Исторические даты» для победителей.

Задание: Назвать событие. (12 мин) Даты: 988, 1240, 1242, 1380, 1480, 1613, 1709.

Игра со зрителями

Примерные вопросы

  1. Какая крепость в России никогда не была использована по назначению?
    (Петропавловская крепость уже при Петре I стала использоваться как
    тюрьма, первым узником был царевич Алексей.)

  2. Когда в России в особом почёте была метла? (Опричнина 15651572
    гг., опричники привязывали к сёдлам своих лошадей метлу и собачью голову.)

  3. Какой год в России встречали дважды? (1700 г.; 15 декабря 1699 г. Пётр
    I издал указ: «Впредь лета счислять нес 1 сентября, ас 1 января».)

  4. На Масленицу славяне издавна пекут блины. А почему блины, а не
    оладьи или пироги? (Масленица это встреча весны; круглый блин оли­цетворение солнца.)

Рекомендуемая литература

Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времён до конца XVIII в. М., 1988.

История СССР в художественно-исторических образах: с древнейших времён до конца XVIII в. М., 1985.

Кончаловская Н. Наша древняя столица. Любое издание.

Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М., 1983.

Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества. М., 1996.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: