NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Кол во часов


Дата



Тема занятия

Кол – во часов

Деятельность учащихся

Ауд.

Внеауд.






Повторение материала, изученного в 3 класс (Игра Путешествие)

1.




Составление узоров из геометрических фигур. Игра «Сложи квадрат»






Решение топологических задач. Подготовка учащихся к изучению объемных тел

1.




Решение топологоческих задач. Отличие геометрических фигур от геометрических тел.






Куб – игра. «кубики для всех»

1.




Зрительный диктант. Игра «Не пройди дважды». Игра «Пифагор»






Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развертка параллелепипеда.

1.




Практическая работа. Развертка куба. Моделирование куба.






Каркасная модель куба. Развертка куба.

1.




Работа с проволокой. Игра «Одним росчерком»






Куб. Площадь полной поверхности куба.

1.




Решение задание на смекалку.






Знакомство со свойствами игрального кубика.




1.

Задания на развитее пространственного мышления. Игра «Узнай фигуру».






Равносторонний, равнобедренные треугольники.

1.




Практическая работа. Графический диктант «Пирамида».






Измерение углов. Транспартир.




1.

Задания на нахождение градусной меры угла. Решение задач.






Построение углов заданной градусной меры.




1.

Алгоритм построения угла.






Построение треугольника по трем заданным сторонам.




1.

Задачи на развитие пространственного мышления. Составление четверостиший по геометрические фигуры.






Построение равнобедренных и равнобедренных треугольников.




1.

Алгоритм построения треугольников. Оригами.






Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации.




1.

Задания на нахождения площади. Измерение классной комнаты.






Площадь. Измерение площади палеткой.




1.

Написание графического диктанта «Белочка». Игра со спичками.






Числовой луч.




1.

Практические задания. Задачи на развитие пространственного мышления. Игра «Собери узор»






Числовой луч. Закрепление.

1.




Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.






Сетки. Игра «Морской бой»

1.




Правила игры «Морской бой» Построение игрового поля.






Сетки. Координатная плоскость.

1.




Задания на развитие пространственного мышления. Составление рисунка по заданию. Игра « Морской бой»






Осевая симметрия.

1.




Выполнение симметричных рисунков. Оригами «Ежик». Практическая работа «Кубик – рубик» Графический

диктант «Киска». Головоломка.






Симметрия












Симметрия. Закрепление.




1






Поворотная симметрия.

1









Прямоугольный параллелепипед.







Моделирование пераллелепипеда. Задания на сообразительность. Задачи на развитее воображения. Задания с координатной плоскостью.






Прямоугольный параллелепипед. Закрепление.




1






Прямоугольный параллелепипед. Модель развертки параллелепипеда.

1









Цилиндр.

1




Задания на развитие пространственного мышления. Составление стихотворения. Графический диктант «Кувшин».






Цилиндр. Закрепление изученного.




1






Конус.

1




Практическое задание. Зрительный диктант. Загадки .






Пирамида

1




Задание на развитие воображения. Моделирование пирамиды. Развертка. Графический диктант.






Пирамида. Закрепление.




1






Шар.

1




Решение логической задачи «Колумбово яйцо». Геометрическая разминка.






Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела»




1

Игра «Узнай по развертке». Контрользнаний.






Маниторинг

1




Проверочные задания на сформированности геометрических понятий.






Итоговое занятие Геометрический КВН




1

Игра - КВН



  1. Пояснительная записка

к курсу внеурочной деятельности «Геометрика»
Программа предназначена для работы с учащимися начальных классов в области дополнительного образования и во внеурочной деятельности.

Программа “Геометрика ” составлена для работы с третьеклассниками и направлена на развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, расширение математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Актуальность и педагогическая целесообразность

Программа «Геометрика» обеспечивает возможность создания условий для всестороннего и гармоничного развития младшего школьника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.

Эмоционально-эстетическое развитие на занятиях творческого конструирования связано с тем, что учащиеся, так или иначе, проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам конструирования. Если педагог строит работу учащихся с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), то создаются благоприятные условия для формирования представлений о гармоничном устройстве мира, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

Духовно-нравственное развитие также может быть эффективным, если педагог активно изучает с учащимися образы и конструкции природных объектов. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ним - занятия в рамках реализуемой программы побуждают детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования. Важно, что эти вопросы учащиеся усваивают не на уровне абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную конструкторскую деятельность.

Конструкторская деятельность сочетает в себе умственные и физические действия, связана с определенной мускульной работой, соответственно, способствует ускорению и гармонизации физического и общего психофизиологического развития ребенка.

Таким образом, занятия в кружке моделирования «Геометрика», построенные на основе творческого конструирования, имеют все возможности для углубления общеобразовательной подготовки младших школьников, становления их духовной культуры и всестороннего развития личности.

2. Ценностные ориентиры содержания курса

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
3. Содержание изучаемого курса

В качестве содержательной базы в данной программе предлагается формирование у младших школьников элементарных знаний и представлений из области геометрии. Данный содержательный аспект следует отнести не к разряду специальных, а именно универсальных (общеобразовательных). При этом имеется в виду не вооружение учащегося специфическими математическими знаниями, а тем более заучивание специальной терминологии из курса геометрии. Программа предусматривает лишь формирование представлений о смысле и форме вещей, гармоничном сочетании и взаимосвязи предметного мира с миром природы.

Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного мышления младших школьников. Психологи установили возрастной срок, когда объемное пространственное мышление развивается с реактивной скоростью – 7 – 8 лет. Если дети не решали в это время трехмерные задачи, у них эта способность отключается. Таким образом, выполняя функцию пропедевтики к курсу геометрии, программа «Геометрика» через практическую деятельность с конструктором для объемного моделирования ТИКО знакомит младших школьников с трехмерным моделированием.

Так как в кружке «Геометрика» учащиеся создают модели объектов реального мира, наиболее целесообразно использовать эти занятия как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды.

Программа «Геометрика» является комплексной и интегрированной в самом глубоком смысле. Содержание программы включает как рационально-логические, так и эмоционально-художественные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

  • родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической работы; описание конструкции фигуры и способов ее сборки; повествование о ходе действий и построение плана деятельности; построение логических связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

  • математика (моделирование – конструирование моделей объектов реального мира, мысленная трансформация объектов, исследование абстрактных величин на практическом материале, построение форм на основе элементарных математических представлений, работа с плоскими и объемными геометрическими фигурами);

  • окружающий мир (изучение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для конструирования; деятельность человека как созидателя материально-культурной среды обитания);

  • технология (схематическое изображение моделей будущих конструкций, создание предметов общественно-полезной направленности);

  • изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление предметных моделей на основе законов и правил дизайна);

  • информатика (абстракция, логика).

Содержание программы представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу (в технологическом и образовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей. Освоение содержания программы построено по принципу постепенного усложнения и углубления изучаемого материала. На начальных этапах первоклассник, например, учится конструировать плоскостные фигуры по образцу, позже уже он конструирует по схеме или на слух (словесная инструкция).

Затем педагог знакомят детей с различными видами творческого конструирования:

1) Свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей.

2) Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.

3) Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным или совместным проектам.

В процессе занятий учащиеся много работают со схемами, выполняя задания:

- выбор по схеме комплектующих;

- сбор модели по готовой схеме или силуэтному изображению;

- создание собственной схемы (посредством чертежа, рисунка или аппликации).

Кроме этого, на занятиях по конструированию педагог обращает внимание детей на понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности.

Методической основой организации учащихся на занятиях кружка моделирования «Геометрика» является метод проекта. В соответствии с этим программа ориентируется на системную проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приемами конструкторской работы в сторону проектирования конструкций на основе сознательного и творческого использования приемов и методов моделирования.

Таким образом, программа «Геометрика», методический и дидактический материал, разработанный для работы с конструктором ТИКО, позволяют педагогу направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.

4. Планируемые результаты внеурочной деятельности: личностные и метапредметные результаты освоения конкретного курса
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие положительной мотивации к предмету математики;

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

У учащихся могут быть сформированы:

  • чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Предметные

  • развитие основных мыслительных способностей учащихся;

  • развитие различных видов памяти, внимания и воображения;

  • развитие речи;




  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Метапредметные.

Регулятивные.

Учащиеся научатся:

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием, эталоном.

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Учащиеся получат возможность научиться:

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

развивать формы самосознания и самоконтроля

Познавательные.

Учащиеся научатся:

  • развивать высокую степень познавательной активности

  • формирование умения рассуждать;

  • освоение эвристических приемов рассуждений;

  • развивать познавательную активности и самостоятельность.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • обмениваться информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Учащиеся получат возможность научиться

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

\

страница 1


скачать

Другие похожие работы:







Кол во часов

Решение: 1 стр.