Кол во часов
Дата | № | Тема занятия | Кол – во часов | Деятельность учащихся | |
Ауд. | Внеауд. | ||||
| | Повторение материала, изученного в 3 класс (Игра Путешествие) | 1. | | Составление узоров из геометрических фигур. Игра «Сложи квадрат» |
| | Решение топологических задач. Подготовка учащихся к изучению объемных тел | 1. | | Решение топологоческих задач. Отличие геометрических фигур от геометрических тел. |
| | Куб – игра. «кубики для всех» | 1. | | Зрительный диктант. Игра «Не пройди дважды». Игра «Пифагор» |
| | Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развертка параллелепипеда. | 1. | | Практическая работа. Развертка куба. Моделирование куба. |
| | Каркасная модель куба. Развертка куба. | 1. | | Работа с проволокой. Игра «Одним росчерком» |
| | Куб. Площадь полной поверхности куба. | 1. | | Решение задание на смекалку. |
| | Знакомство со свойствами игрального кубика. | | 1. | Задания на развитее пространственного мышления. Игра «Узнай фигуру». |
| | Равносторонний, равнобедренные треугольники. | 1. | | Практическая работа. Графический диктант «Пирамида». |
| | Измерение углов. Транспартир. | | 1. | Задания на нахождение градусной меры угла. Решение задач. |
| | Построение углов заданной градусной меры. | | 1. | Алгоритм построения угла. |
| | Построение треугольника по трем заданным сторонам. | | 1. | Задачи на развитие пространственного мышления. Составление четверостиший по геометрические фигуры. |
| | Построение равнобедренных и равнобедренных треугольников. | | 1. | Алгоритм построения треугольников. Оригами. |
| | Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. | | 1. | Задания на нахождения площади. Измерение классной комнаты. |
| | Площадь. Измерение площади палеткой. | | 1. | Написание графического диктанта «Белочка». Игра со спичками. |
| | Числовой луч. | | 1. | Практические задания. Задачи на развитие пространственного мышления. Игра «Собери узор» |
| | Числовой луч. Закрепление. | 1. | | Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления. |
| | Сетки. Игра «Морской бой» | 1. | | Правила игры «Морской бой» Построение игрового поля. |
| | Сетки. Координатная плоскость. | 1. | | Задания на развитие пространственного мышления. Составление рисунка по заданию. Игра « Морской бой» |
| | Осевая симметрия. | 1. | | Выполнение симметричных рисунков. Оригами «Ежик». Практическая работа «Кубик – рубик» Графический диктант «Киска». Головоломка. |
| | Симметрия | | | |
| | Симметрия. Закрепление. | | 1 | |
| | Поворотная симметрия. | 1 | | |
| | Прямоугольный параллелепипед. | | | Моделирование пераллелепипеда. Задания на сообразительность. Задачи на развитее воображения. Задания с координатной плоскостью. |
| | Прямоугольный параллелепипед. Закрепление. | | 1 | |
| | Прямоугольный параллелепипед. Модель развертки параллелепипеда. | 1 | | |
| | Цилиндр. | 1 | | Задания на развитие пространственного мышления. Составление стихотворения. Графический диктант «Кувшин». |
| | Цилиндр. Закрепление изученного. | | 1 | |
| | Конус. | 1 | | Практическое задание. Зрительный диктант. Загадки . |
| | Пирамида | 1 | | Задание на развитие воображения. Моделирование пирамиды. Развертка. Графический диктант. |
| | Пирамида. Закрепление. | | 1 | |
| | Шар. | 1 | | Решение логической задачи «Колумбово яйцо». Геометрическая разминка. |
| | Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела» | | 1 | Игра «Узнай по развертке». Контрользнаний. |
| | Маниторинг | 1 | | Проверочные задания на сформированности геометрических понятий. |
| | Итоговое занятие Геометрический КВН | | 1 | Игра - КВН |
Пояснительная записка
к курсу внеурочной деятельности «Геометрика»
Программа предназначена для работы с учащимися начальных классов в области дополнительного образования и во внеурочной деятельности.
Программа “Геометрика ” составлена для работы с третьеклассниками и направлена на развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, расширение математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Актуальность и педагогическая целесообразность
Программа «Геометрика» обеспечивает возможность создания условий для всестороннего и гармоничного развития младшего школьника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.
Эмоционально-эстетическое развитие на занятиях творческого конструирования связано с тем, что учащиеся, так или иначе, проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам конструирования. Если педагог строит работу учащихся с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), то создаются благоприятные условия для формирования представлений о гармоничном устройстве мира, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие также может быть эффективным, если педагог активно изучает с учащимися образы и конструкции природных объектов. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ним - занятия в рамках реализуемой программы побуждают детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования. Важно, что эти вопросы учащиеся усваивают не на уровне абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную конструкторскую деятельность.
Конструкторская деятельность сочетает в себе умственные и физические действия, связана с определенной мускульной работой, соответственно, способствует ускорению и гармонизации физического и общего психофизиологического развития ребенка.
Таким образом, занятия в кружке моделирования «Геометрика», построенные на основе творческого конструирования, имеют все возможности для углубления общеобразовательной подготовки младших школьников, становления их духовной культуры и всестороннего развития личности.
2. Ценностные ориентиры содержания курса
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
3. Содержание изучаемого курса
В качестве содержательной базы в данной программе предлагается формирование у младших школьников элементарных знаний и представлений из области геометрии. Данный содержательный аспект следует отнести не к разряду специальных, а именно универсальных (общеобразовательных). При этом имеется в виду не вооружение учащегося специфическими математическими знаниями, а тем более заучивание специальной терминологии из курса геометрии. Программа предусматривает лишь формирование представлений о смысле и форме вещей, гармоничном сочетании и взаимосвязи предметного мира с миром природы.
Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного мышления младших школьников. Психологи установили возрастной срок, когда объемное пространственное мышление развивается с реактивной скоростью – 7 – 8 лет. Если дети не решали в это время трехмерные задачи, у них эта способность отключается. Таким образом, выполняя функцию пропедевтики к курсу геометрии, программа «Геометрика» через практическую деятельность с конструктором для объемного моделирования ТИКО знакомит младших школьников с трехмерным моделированием.
Так как в кружке «Геометрика» учащиеся создают модели объектов реального мира, наиболее целесообразно использовать эти занятия как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды.
Программа «Геометрика» является комплексной и интегрированной в самом глубоком смысле. Содержание программы включает как рационально-логические, так и эмоционально-художественные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической работы; описание конструкции фигуры и способов ее сборки; повествование о ходе действий и построение плана деятельности; построение логических связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
математика (моделирование – конструирование моделей объектов реального мира, мысленная трансформация объектов, исследование абстрактных величин на практическом материале, построение форм на основе элементарных математических представлений, работа с плоскими и объемными геометрическими фигурами);
окружающий мир (изучение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для конструирования; деятельность человека как созидателя материально-культурной среды обитания);
технология (схематическое изображение моделей будущих конструкций, создание предметов общественно-полезной направленности);
изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление предметных моделей на основе законов и правил дизайна);
информатика (абстракция, логика).
Содержание программы представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу (в технологическом и образовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей. Освоение содержания программы построено по принципу постепенного усложнения и углубления изучаемого материала. На начальных этапах первоклассник, например, учится конструировать плоскостные фигуры по образцу, позже уже он конструирует по схеме или на слух (словесная инструкция).
Затем педагог знакомят детей с различными видами творческого конструирования:
1) Свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей.
2) Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.
3) Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным или совместным проектам.
В процессе занятий учащиеся много работают со схемами, выполняя задания:
- выбор по схеме комплектующих;
- сбор модели по готовой схеме или силуэтному изображению;
- создание собственной схемы (посредством чертежа, рисунка или аппликации).
Кроме этого, на занятиях по конструированию педагог обращает внимание детей на понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности.
Методической основой организации учащихся на занятиях кружка моделирования «Геометрика» является метод проекта. В соответствии с этим программа ориентируется на системную проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приемами конструкторской работы в сторону проектирования конструкций на основе сознательного и творческого использования приемов и методов моделирования.
Таким образом, программа «Геометрика», методический и дидактический материал, разработанный для работы с конструктором ТИКО, позволяют педагогу направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.
4. Планируемые результаты внеурочной деятельности: личностные и метапредметные результаты освоения конкретного курса
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие положительной мотивации к предмету математики;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
У учащихся могут быть сформированы:
чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Предметные
развитие основных мыслительных способностей учащихся;
развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
развитие речи;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Метапредметные.
Регулятивные.
Учащиеся научатся:
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием, эталоном.
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Учащиеся получат возможность научиться:
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
развивать формы самосознания и самоконтроля
Познавательные.
Учащиеся научатся:
развивать высокую степень познавательной активности
формирование умения рассуждать;
освоение эвристических приемов рассуждений;
развивать познавательную активности и самостоятельность.
Учащиеся получат возможность научиться:
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
обмениваться информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Учащиеся получат возможность научиться
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
\
страница 1
скачать
Другие похожие работы: