Комитет по культуре и туризму Рязанской области гук «Библиотека им. Горького» Материалы межрегиональной научно-практической конференции
Комитет по культуре и туризму Рязанской области
ГУК «Библиотека им. Горького»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции
«Внутрисистемное взаимодействие библиотек как эффективная форма использования библиотечно-информационных ресурсов региона»
(18 марта 2009 года, г. Рязань)
2009
Составитель: С.А. Антоненко, заведующая научно-методическим отделом.
Внутрисистемное взаимодействие библиотек как эффективная форма использования библиотечно-информационных ресурсов региона: материалы межрегиональной научно-практической конференции; Рязань, 18 марта 2009г. / Комитет по культуре и туризму Рязанской области; ГУК «Библиотека им. Горького»; сост. С.А. Антоненко. – Рязань, 2009. - 56 с.
Оглавление
Гришина Н.Н. Реформа местного самоуправления и перспективы развития библиотек как единой системы…………………………………4
Панкова А.Н. Информационный рынок и содержательное формирование фондов библиотек в современных условиях. …………………………….10
Машкова О.А. Концепция создания региональной информационно-библиотечной системы (РИБС)………………………………………………13
Суровова В.В. Библиотеки региона и молодёжная информационная среда.21
Кильдишева Л.И. Обслуживание детей государственными и муниципальными библиотеками Рязанской области………………………..24
Губарева Р.М. Центральная библиотека как системообразующее звено библиотечного обслуживания населения: из опыта МУК «Централизованная библиотечная система города Рязани»………………………………………28
Антоненко С.А. Социокультурная деятельность библиотек в условиях единой библиотечной системы………………………………………………35
Михеева Н.С. Организация и управление деятельностью библиотек села. ..41
Грашкина М.А. Организация совместной деятельности городских и сельских библиотек муниципальных образований – городской округ г. Сасово и Сасовский муниципальный район. ……………..42
Шанаева В.Е. Система информационно-библиографического обслуживания жителей района. ………………………………………………………………..47
Кузнецова Е.Н. Деятельность сельской библиотеки в единой библиотечной системе района. …………………………………………………………………49
Рекомендации межрегиональной научно-практической конференции «Внутрисистемное взаимодействие библиотек как эффективная форма использования библиотечно-информационных ресурсов региона»……….54
Реформа местного самоуправления и перспективы развития библиотек как единой системы.
Н.Н. Гришина, директор ГУК «Библиотека им. Горького»
Уважаемые коллеги!
Наша научно-практическая конференция «Внутрисистемное взаимодействие библиотек как эффективная форма использования библиотечно-информационных ресурсов региона» проходит на очень ответственном этапе начала реализации в Рязанской области в полном объёме ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Задача нашей конференции, как нам видится, проанализировать опыт библиотек в рамках единой системы, подвести итоги их подготовки к работе в новых условиях, оценить проблемы организации единой сети муниципальных библиотек и определить, способна ли именно эта форма обеспечить решение социокультурных задач современного этапа развития нашего общества.
Поэтому мы рассчитываем на заинтересованное, глубокое и всестороннее обсуждение заявленных на конференции проблем.
Итак, в связи с вступлением в действие Закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» происходят существенные изменения в организационно-правовом статусе муниципальных библиотек, все чаще встает вопрос о децентрализации российского библиотечного дела.
Однако хотелось бы напомнить, что идеи как централизации, так и децентрализации библиотечного обслуживания отнюдь не новы. Еще в начале XX века в работах А.П. Кудрявцева, Е.Н. Мединского, В.Я. Брюсова, А.А. Покровского и других видных представителей дореволюционного библиотековедения содержались предложения относительно формирования сети библиотек. В земствах разрабатывались проекты создания уездных библиотек с филиалами в волостных сёлах, но реализовать их не позволила первая мировая война.
Централизованная система массовых библиотек в нашей стране была создана в 1929 году в Орехове – Зуеве, но всего два года спустя эксперимент был прекращен.
Вернулись к этой идее в середине 60-х годов, когда в основном завершилось упорядочение библиотечной сети и был обеспечен открытый доступ к фондам библиотек. В ходе экспериментов, проведенных в некоторых областях СССР, создано свыше 400 централизованных систем, объединявших несколько тысяч библиотек. При реализации проекта учитывался опыт некоторых зарубежных библиотек, а его результаты нашли отражение в постановлении ЦК КПСС «О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе».
В нашей области централизация проходила с 1974 по 1978 годы, в результате 801 массовая библиотека была объединена в 27 новых централизованных систем. Они обеспечивались транспортом, множительной техникой с единым справочно-библиографическим аппаратом и библиотечным фондом. Создание крупных библиотечных систем позволило улучшить обслуживание населения области. Добрые перемены стали особенно заметны в небольших населенных пунктах. Однако перестроечно-реформаторские процессы «лихих 90-х» привели к тому, что государство долгие годы просто не обращало внимания на проблемы библиотек. Тем не менее, как оказалось, централизованная библиотечная система обладает достаточным запасом прочности, чтобы не только выжить, но и обслуживать пользователей даже в очень сложных условиях.
Централизованная система библиотек Рязанской области в значительной мере выполнила стоящие перед ней задачи. Чтобы сохранить эти очевидные, на наш взгляд, преимущества централизации, комитетом по культуре и туризму Рязанской области, ГУК РОУНБ имени Горького при поддержке регионального правительства были проведены конкретные организационно-методические мероприятия.
В Рязанской области подготовка к полному внедрению 131- го федерального закона началась одновременно с его опубликованием. Был принят закон Рязанской области «О внесении изменений в закон Рязанской области «О библиотечном деле» от 27.06.2005 г. № 66- 03».
Были проведены семинары для директоров центральных библиотечных систем, на которых даны консультации по работе в новых условиях и пересмотру нормативно-правовых документов на муниципальном уровне. Состоялась серия «кустовых» семинаров для заместителей глав муниципальных образований по социальной сфере, глав сельских поселений, начальников отделов и управлений культуры, директоров библиотечных систем. В результате были выработаны рекомендации, направленные затем во все районы области. Научно-методическим отделом разработаны и направлены в центральные библиотеки: примерный устав центральной библиотеки, положение о библиотеке - структурном подразделении ЦБ, проект «Соглашение о передаче полномочий» по организации библиотечного обслуживания населения от сельского поселения муниципальному району. Для изучения опыта работы в условиях полного действия 131 –ФЗ был организован выездной семинар в области.
Мониторинг организации библиотечного обслуживания сельского населения помог выявить населённые пункты, не охваченные библиотечным обслуживанием, а также проанализировано библиотечное обслуживание малонаселённых сёл и даны рекомендации по реструктуризации сети.
Все это позволило с минимальными организационными потерями перевести библиотеки в новую организационно-правовую форму.
В настоящее время библиотечные системы объединяют 697 муниципальных библиотек, которыми пользуются 453 тысячи пользователей или около 40 % населения области, им выдано около 10 миллионов экземпляров документов. Как видите, сеть сократилась на 13 %. На это повлияли как объективные факторы, например, демографическая ситуация, но есть и субъективные причины. Например, в Ряжском районе сельские библиотеки были переданы в образовательное ведомство, в результате процент обслуживания населения в зоне их обслуживания сократился с 60% до 18%. (Кому нужна такая реструктуризация сети? Ее организаторам надо обязательно добиваться, чтобы качество библиотечного обслуживания не ухудшалось).
В нашей области действуют ЦБС в Рязани. В остальных муниципальных образованиях работают межпоселенческие библиотеки со своими структурными подразделениями. Исключение составляет Шацкий район. Здесь имеется межпоселенческая библиотека без библиотек сельских структурных поселений и поэтому совершенно неясен правовой статус сельских библиотек. Их теперь могут включить в многофункциональный комплекс вместе с СДК, но поскольку комплекс - это не библиотека, то и вопрос получения субсидий по комплектованию пока остается нерешенным.
В Рязанском и Рыбновском муниципальных образованиях библиотечное обслуживание осуществляют как межпоселенческие библиотеки с сельскими структурными подразделениями, так и самостоятельные поселенческие подразделения.
В ряде регионов Российской Федерации, таких, как Новгородская и Тюменская области, Алтайский край и некоторых других децентрализация библиотечной сети уже проведена. В итоге резко сократилась сеть библиотек, появились случаи использования материальных ресурсов не по назначению, увеличилась текучесть кадров, возникли проблемы сохранности помещений и фондов, ухудшились условия существования небольших библиотек. После анализа сложившейся ситуации в этих областях приступили к рецентрализации, но уже на новых условиях.
Есть и другие примеры. В Белгородской области все привычные и эффективные системы сохранены, так как местному библиотечному сообществу удалось доказать преимущества централизации руководителям исполнительной и законодательной ветвей власти.
Жизнь показала очевидные преимущества деятельности библиотек в рамках единой системы.
1. Единая служба комплектования фондов библиотек гарантировала профессиональный подход, исключала многократное дублирование операций по обработке новых поступлений и ведению учетной документации. Это позволяет оптимизировать временные и трудовые затраты, неизбежные при выполнении этой работы в каждой отдельно взятой библиотеке. Сохранение отлаженного порядка особенно важно сейчас, когда в сельские районы ежегодно направляются субсидии на комплектование из федерального и областных бюджетов.
Всем очевидно, что ни одна библиотека, опираясь только на свои информационные ресурсы, не в состоянии удовлетворить в полном объеме запросы пользователей.
Только единая библиотечная система способна предоставить городским и сельским читателям более широкий тематический и видовой репертуар изданий за счет уменьшения излишнего дублирования при закупке книг, а также централизованного и потому более регулярного и упрощенного по оформлению внутрисистемного книгообмена. То же самое можно сказать о перераспределении системы книг и других документов, которые в силу ряда причин перестали быть востребованы в одном месте, но которых в то же время явно не хватает в другом.
2. Централизация технического обеспечения библиотек позволила сконцентрировать средства, выделяемые на приобретение и эксплуатацию дорогостоящей компьютерной и иной техники, а также организовать ее более рациональное коллективное использование в интересах всех библиотек. Особенно важно учитывать это при создании модельных библиотек. Ни одна сельская библиотека не сможет в современных условиях самостоятельно решить проблему модернизации своей деятельности на основе компьютерных технологий.
3. Библиотечная практика последнего времени свидетельствует о значительной экономии средств и повышении эффективности решения текущих и перспективных задач при условии централизации административно-хозяйственного обеспечения деятельности библиотек. Это касается вопросов приобретения оборудования и мебели, проведения ремонта, эксплуатации средств охраны, пожарной безопасности и других. Важное значение имеет также централизация бухгалтерской и правовой деятельности, других видов работ, связанных с функционированием ЦБС как юридического лица.
Централизация финансов позволяет концентрировать их на узловых общесистемных направлениях, снижать себестоимость, направлять средства на реализацию действительно масштабных корпоративных проектов.
4. Существенную роль при выполнении программ развития библиотечной деятельности играет централизованная инновационно - методическая служба. Усилиями именно её специалистов проводится выработка стратегии и определение приоритетов развития всей системы и каждой отдельно взятой библиотеки. На основе этого составляются перспективные и текущие планы, организуется их методическое сопровождение, повышается квалификация специалистов, идет активный обмен передовым опытом. Основное внимание уделяется подразделениям, выбранным при внедрении той или иной инновации в качестве базовых. Это позволяет, с одной стороны, усилить их возможности, с другой – максимально быстро распространить полученный опыт на другие подразделения библиотек системы.
Наличие единой методической службы позволило разработать в большинстве муниципальных образованиях стандарты по организации библиотечного обслуживания, за исключением Ермишинского, Михайловского, Пителинского, Сараевского и Скопинского районов. На их основе осуществляется размещение сети библиотек, ведутся мониторинги организации библиотечного обслуживания населения.
5. Централизация информационного обеспечения деятельности библиотек открывает новые возможности в использовании объединенных информационных ресурсов, гарантирует целенаправленность, устойчивость и оперативность информирования всех заинтересованных потребителей – читателей, сотрудников, представителей сторонних и вышестоящих организаций. Создание региональной информационно-библиотечной системы (РИБС) позволит оперативнее создавать информационный ресурс области, делая его эффективным, качественным и более востребованным.
Заметный эффект дает использование информационных и рекламных листовок, буклетов и памяток, изготавливаемых, как правило, централизованно, на хорошей технической базе, сконцентрированной в центральной библиотеке.
6. Наглядным доказательством преимуществ библиотечной системы является также разумная специализация, когда каждая библиотека имеет возможность развивать преимущественно те направления работы, которые учитывают специфику спроса на библиотечные услуги в конкретном районе, сократив до разумного минимума другие. Более того, сама система может распределять между библиотеками задачи по обеспечению полноценного обслуживания населения на определенной территории. Так, ЦБС делегирует отдельным библиотекам функции формирования, в дополнение к основному фонду универсального содержания, профильных коллекций (литературы на иностранных языках, краеведения, библиотековедения, нотно-музыкальных изданий, медиатек и др.). Иметь в каждой библиотеке полноценные фонды специальной литературы, востребуемой зачастую немногочисленной читательской группой, практически нереально из-за ограниченности площадей, нехватки финансов, квалифицированных кадров и т.д. В то же время комплектование и использование профильных фондов на принципах внутрисистемного взаимодействия позволяет предоставить населению того или другого населенного пункта или района разнообразные библиотечные ресурсы и услуги.
7. Преимуществами централизации является организация рабочих групп для решения наиболее актуальных проблем: написании истории сел, создании музейных экспозиций и муниципально-информационных центров. Такая методика значительно усиливает возможности подразделений библиотечной системы в решении наиболее сложных задач.
Многие сельские библиотеки принимали активное участие в подготовке областной Книги Памяти, работают над книгой «Солдаты Победы», над целевыми программами: «Школа нравственности и здоровья», «Новое поколение выбирает здоровье», «Экологическая безопасность», «Жизнь в содружестве с природой», «Союз семьи и библиотеки» (семейное чтение), «Летнее чтение с увлечением», «Библиотеки на перекрёстке культур», «Молодая Россия» и др.
Все это позволяет сделать вывод, что и в современных условиях библиотечные системы, в совокупности всех их модификаций, действительно представляют собой безальтернативную форму организации библиотечного обслуживания, способную обеспечить эффективное использование выделяемых средств в интересах населения. Сам факт сохранения подавляющего большинства централизованных библиотечных систем в условиях ломки привычного жизненного уклада многих россиян, резкого сокращения числа специальных библиотек, может служить дополнительным подтверждением правильности этого вывода. О нем должны быть детально осведомлены в первую очередь учредители библиотеки.
Не случайно на заседании Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации вносилось предложение рассмотреть возможность внесения изменений в ФЗ №131 в части исключения из перечня полномочий местного значения поселений вопросов культурно-досуговой деятельности, библиотечного дела, передав эти полномочия на уровень муниципального района. При наличии в поселениях профицитного бюджета, в соответствии с частью 4 статьи 15 закона № 131, эти полномочия можно вернуть на уровень поселений. Однако сегодня ФЗ №131 действует в прежнем виде в полном объеме.
В новых условиях мы с вами фактически работаем всего 3 месяца. За это время трудно выявить положительные или отрицательные явления этого процесса, для этого необходим постоянный мониторинг развития ситуации. В связи с этим комитет по культуре и туризму Рязанской области издал приказ № 65 от 11.03.2009 г. «Об организации мониторинга». Нам с вами предстоит разработать соответствующие документы для его осуществления.
Сегодня мы видим свою задачу в том, чтобы активизировать свою деятельность для решения стоящих перед регионом задач. Только так мы можем доказать преимущества развития библиотек как единой системы.
Для этого предстоит ответить на ряд вопросов:
Как библиотеке сохранить свой социальный статус?
Как увеличить свои ресурсные возможности?
Какую роль должны играть структурные подразделения в новых условиях?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо в каждом муниципальном образовании разработать программу развития библиотечного дела. Рекомендации по разработке таких программ будут представлены в специальных методических пособиях и рассмотрены в ходе обсуждения Концепции развития библиотечного дела региона в июне 2009 года.
Информационный рынок и содержательное формирование фондов библиотек в современных условиях
А.Н. Панкова, директор Центра издательских проектов ОАО «ЦКБ БИБКОМ»
По данным социологических исследований Аналитического Центра Ю. Левады:
40 процентов населения не читает книг;
- 52 процента их никогда не покупает.
- Только 20 процентов читает периодику (всего несколько лет назад газеты и журналы читали 50 процентов россиян).
- Подписка на газеты за 15 лет сократилась в стране в шесть раз, на журналы - в 16!
По данным ВЦИОМ, россияне постоянно читают:
42% - газеты и журналы;
27% - книги;
23% предпочитают детективы и фантастику;
11% - научно-популярную, историческую литературу,
мемуары;
10% - русскую классическую литературу;
6% - современную русскую литературу;
4% - иностранную литературу, зарубежную классику;
по 2–3% - книги на религиозные и философские темы.
Стабильный рост числа наименований:
По данным РКП, за последние три года прирост наименований изданий составил 27,6%.
Выпуск книг в 2007 году превысил планку в 108 тыс. наименований книг и брошюр.
В CCCР общий тираж не превышал 84 тыс. наименований.
Увеличение стоимости книг:
По некоторым оценкам, рост стоимости книг ежегодно составляет 27%.
Прогнозируемая тенденция роста цен - 35-40% ежегодно.
В 2008 г. средняя стоимость учебника для ВПО составила 300-350 р. за экз.
По оценке специалистов, около 40% книг, издаваемых в стране, не доходят до потребителя.
Основная проблема сегодня - не отсутствие качественной литературы,
а отсутствие информационного обеспечения, недостаток сведений о состоянии современного книжного рынка, отсутствие навигации – как для массового читателя, так и для читателя профессионального, подготовленного.
Общие тенденции книжного рынка РФ и проблемы комплектования библиотек регионов:
Насыщение рынка «однодневками», отсутствие широкого ассортимента учебных и научных изданий, технической литературы;
Работа с прайс-листами нерентабельна и трудоемка, подчас необъективна;
Отсутствие Сводного электронного каталога изданий;
Высокие тарифы на доставку приводят к удорожанию и без того достаточно дорогих изданий;
Трудности с неверно оформленными (поставщиками) документами к книгам;
Усложнение проблем комплектования (в особенности, текущего) с появлением ФЗ-94.
ВЫВОДЫ:
Нам не хватает знаний о качественной литературе, ярких новых именах;
Для ориентирования в современном потоке необходимы книжные навигаторы;
Для библиотек наиболее удобными являются систематизированные книжные каталоги;
Ориентиры - это не рекламные лозунги, а советы профессионалов в отборе литературы. Полагайтесь на достоверные источники;
Не поддавайтесь влиянию рейтингов и премий-однодневок, иначе придется скрывать от «Человека читающего» стенды новых поступлений;
Поверьте, Качественная книга и Скучная книга – это далеко не синонимы.
ЧТО ПОДВИГЛО НАС СФОРМИРОВАТЬ свою «ЗОЛОТУЮ ПОЛКУ»?
Состояние книжного рынка и анализ заказов от библиотек.
Современный книжный рынок перешагнул порог в 100 000 названий.
Литературы – океан, навигация отсутствует.
Утратили общественно-социальную значимость литературные журналы. Не слышна объективная критика, позволявшая ориентироваться в литературе
Мощные PR-компании издателей проталкивают на рынок «своих» авторов.
Беспомощна политика литературных организаций в продвижении на рынок действительно качественных литературных произведений.
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Поляков Юрий Михайлович (председатель), прозаик, драматург, публицист, главный редактор «Литературной газеты», член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.
Архипов Юрий Иванович, критик, переводчик.
Басинский Павел Валерьевич, критик, редактор отдела культуры «Российской газеты».
Дементьев Андрей Дмитриевич, поэт, лауреат Государственной премии, член Общественной палаты РФ.
Зульфикаров Тимур Касимович, поэт, прозаик.
Каралис Дмитрий Николаевич, прозаик (Санкт-Петербург).
Курбатов Валентин Яковлевич, критик (Псков).
Неверов Александр Вениаминович (ответственный секретарь), критик, обозреватель отдела литературы «Литературной газеты».
Петрусенко Татьяна Викторовна, заведующая отделом комплектования Российской национальной библиотеки.
Тихонова Людмила Николаевна, ученый секретарь Российской государственной библиотеки.
Торопцев Александр Петрович, детский писатель.
Итоги работы каталога «ЗОЛОТАЯ ПОЛКА» за 6 месяцев :
В Каталог включены книги 49 издательств, в том числе - региональных.
РЕЙТИНГ ИЗДАТЕЛЬСТВ (по поступившим заказам):
Детская литература – 2162 изданий (1625);
Вагриус – 1001 (870);
Вече – 1364 ( 813);
АСТ – 777 (651);
Молодая гвардия – 761 (808);
Оникс – 738 (643);
Росмэн – 568 (556);
Гелеос – 753 (690).
ФУНКЦИИ КОЛЛЕКТОРА:
Выяснение потребностей библиотек по тематикам (профилю комплектования фондов);
Предоставление максимально полной информации о выпускаемой литературе. Это должна быть сводная информация об изданиях, выпускаемых сотнями издательств России и стран СНГ;
Предоставление возможности найти, заказать и получить книги, отсутствующие в оптово-розничной книготорговой сети (научная, малотиражная литература);
Предоставление сигнальных образцов новинок по тематикам комплектования;
Поиск книг по запросу библиотеки;
Предоставление дополнительных услуг (поставки библиотечной техники, доставка книг непосредственно в библиотеку и т.п.);
Предоставление библиографических описаний книг;
Совместимость информационных технологий коллектора и библиотек (посредством стандартов передачи данных RUSMARK, ONIX, Z39-50);
Предоставление доступа к электронным полнотекстовым базам данным (подписка на электронные ресурсы);
Материальная, информационная и организационная поддержка деятельности библиотек.
Концепция создания региональной информационно-библиотечной системы (РИБС)
О.А. Машкова - заместитель директора по информатизации ГУК «Библиотека им. Горького»
Для достижения стратегических целей по эффективному развитию библиотечного дела в Российской Федерации жизненно важно решить следующие задачи:
укрепление материально-технической базы библиотек, обеспечение их современным оборудованием;
внедрение новейших технологий, в т.ч. информационно-коммуникационных;
развитие корпоративных систем;
обеспечение библиотек квалифицированным персоналом.
Настоящая Концепция является частью стратегии библиотечного дела РФ и содержит обоснованные цели создания региональной информационно-библиотечной системы (РИБС).
РИБС представляет собой единый комплекс:
организационных,
технологических,
технических,
информационных средств,
предназначенных для создания и использования объединённых информационных ресурсов публичных библиотек нашей области для удовлетворения социальных, культурных, научных и других видов потребностей пользователей.
В основу Концепции положены рекомендательные документы ИФЛА и ЮНЕСКО для публичных библиотек, Программа «Создания общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети» ЛИБНЕТ, материалы общероссийских дискуссий по проблемам публичных библиотек и зарубежного опыта, а также принципы организации и функционирования библиотек России.
В данной Концепции под информационными ресурсами понимаются ЭК библиотек, созданные в АИБС, и другие электронные документы, используемые для обеспечения качественного информационно-библиографического обслуживания на основе применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Содержание проблемы и необходимость ее решения
Проблема: недостаточные темпы информатизации библиотек области в целом.
Общую характеристику библиотечной сети я представить не могу ввиду отсутствия данных о библиотеках других ведомств, поэтому проанализирую основные количественные показатели по информатизации (ПК, ЭК, объём фонда) библиотек областных, ЦБС г. Рязани, а также ЦБС муниципальных образований.
Анализ информатизации библиотек области на основе данных статистической отчетности формы 6НК и анкетирования, проведённого отделом автоматизации РОУНБ в 2008 году, показал:
Несмотря на то, что всего в библиотеках области насчитывается 491 ПК,
из них 216 ПК – в ЦБС муниципальных образований Рязанской области,
87 ПК – в ЦРБ, темпы информатизации остаются крайне низкими. При их сохранении на создание ЭК–ов библиотечной системы региона понадобится не менее 30 лет (примерная оптимистическая оценка в существующих условиях).
Нормированное отношение категорий ЭК : ПК
В настоящее время электронные каталоги в большинстве случаев лишь частично покрывают имеющиеся фонды книг, что может быть проиллюстрировано диаграммами.
Нормированное отношение категорий ЭК : Фонд библиотеки
ППроцент количества БЗ в ЭК от печатного каталога определяется относительно наименований фонда (библиографических записей), а такая цифра в отчетах отсутствует, поэтому, зная объем экземпляров различных единиц хранения, уровень накопленных библиотеками региона БЗ можно посчитать лишь примерно и сделать вывод:
Информационно-библиографическое обслуживание - традиционно с частичным использованием ИКТ, в основном - в областных библиотеках, ЦБС г. Рязани.
В ЦБС Муниципальных образований - лишь 10 из 28 имеют ЭК в различных АБИС.
Cуммарные информационные ресурсы библиотек области (ЭК) составляют – 303, 291тыс. библиографических записей, фонды библиотек - 7057,27 тыс. экз.
Следовательно, вопрос ретроконверсии (перевода карточных каталогов в электронный формат) остается нерешенным.
Работы по автоматизации библиотечных процессов ведутся в различных АБИС самостоятельно. При этом каталогизация в библиотеках выполняется независимо друг от друга, на основе технологий, изначально ориентированных исключительно на собственные фонды (т.е. методом «некорпоративной каталогизации»). Качество ЭК библиотек в виду отсутствие контроля БЗ на соответствие международному коммуникативному формату RUSMARC определить невозможно.
Опыт показывает, что сам по себе рост технической оснащенности библиотек региона не приводит к пропорциональному увеличению объемов ЭК и БД библиотек в количественном выражении.
Для увеличения темпов информатизации библиотек области необходимы изменения в организации работы с таким важным и огромным информационным ресурсом как ЭК на этапе его создания в АБИС нового поколения OPAC Global с использованием корпоративных технологий заимствования.
Другие причины отставания информатизации по своей значимости в той или иной степени равнозначны:
недостаточная подготовка кадров для работы в условиях информатизации библиотечных процессов и принятия эффективных решений в соответствии с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
недостаточное число ПК по отношению к выполняемым функциям;
отсутствие профессионального обслуживания техники и своевременной модернизации комплектующих элементов ПК;
низкий приоритет использования ПК для создания информационных ресурсов;
даже при наличии доступа библиотек в Интернет не гарантирована оплата услуг связи, а в ряде случаев их качество не удовлетворяет современным требованиям.
Устранить эти причины можно, эффективно распределив решение задач информатизации, используя следующие принципы:
непрерывности модернизации библиотек,
системности,
научной обоснованности,
открытости процессов разработки и принятия,
управления результатом.
Основная концептуальная идея состоит в:
ускорении темпов информатизации библиотек за счёт снижения затрат на текущую каталогизацию, использование технологии заимствования и исключение необоснованного дублирования данных;
ускорении формирования сводных электронных ресурсов для организации свободного и открытого доступа пользователей (независимо от места их проживания) к региональным информационно-библиотечным ресурсам.
В течение ряда лет реализуются долгосрочные Федеральные проекты и программы.
Например, создание Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ началось в 1992 г. Работы по её формированию ведутся по следующим направлениям:
Развитие национальных библиотечных электронных ресурсов:
Сводного электронного каталога библиотек России как национальной системы корпоративной каталогизации на основе системы форматов RUSMARC;
Национальной электронной библиотеки;
Сводного электронного каталога периодики библиотек России; ретроспективной национальной библиографии;
Создание библиотечных порталов и сайтов.
Развитие системы национальных форматов RUSMARC, стандартов и правил в области машиночитаемой каталогизации и качества библиотечных ресурсов.
Разработка методики создания универсальных средств поиска в веб-среде.
Развитие корпоративных технологий создания и использования электронных библиотечных ресурсов; веб-технологий интеграции библиотечных ресурсов на национальном и международном уровнях; телекоммуникационных технологий в библиотеках, библиотечной сети виртуальных справочных служб.
Обеспечение информационной безопасности электронных библиотечных ресурсов: создание национальной системы их страхования; системы сохранности электронных документов, хранящихся в библиотеках.
Комплексная автоматизация интегрированных библиотечных сетей на национальном и региональном уровнях.
Необходимо на региональном уровне продолжить аналогичные работы для обеспечения доступа населения к библиотечно-информационным ресурсам, имеющимся в регионе, существенно увеличить темпы компьютеризации и сетевого взаимодействия библиотек (в том числе муниципальных) в сети Интернет, осуществить переподготовку библиотекарей и обучение пользователей библиотек работе с их информационными ресурсами. Необходимо также систематическое обновление парка компьютеров и программных продуктов во всех библиотеках области.
Организационные предпосылки и опыт создания системы объединенных информационных ресурсов имеются.
С 2008 г. библиотека является участником федерального проекта «Либнет», каталогизация ведётся по технологии заимствования библиотечных записей из СКБР.
Внедрение АБИС OPAC Global началось в марте 2008г. Предварительные итоги:
Сконвертирован ЭК библиотеки из АС «Библиотека-2» в формат RUSMARC.
Внедрены основные модули АБИС:
поиск (неограниченное число пользователей) через Интернет и ЛВС;
комплектование (3 пользователя);
каталогизация (8 пользователей);
запись пользователей/читателей (1 пользователь);
администрирование и настройка (2 пользователя);
Объем накопленных в информационных системах баз данных (в записях) АБИС OPAC Global:
Электронный каталог ─ 100000 БЗ;
ЭК «Персоналия» ─ 51762 БЗ.
Начата сертификация каталогизатора (предоставление права каталогизации в СКБР).
Разработаны соглашения о взаимодействии по созданию РИБС, которые представлены на сайте библиотеки.
Наряду с определенными достижениями, существует ряд серьезных проблем, требующих безотлагательного внимания и принятия конкретных мер.
Следующий логический шаг после приобретения АБИС OPAC Global, являющейся мощным инструментом для создания корпоративных информационных ресурсов и использования в РОУНБ - создание в библиотеках области локальных и сводных ЭК в АБИС OPAC Global, сводной БД периодических изданий, БД по краеведению, в том числе полнотекстовой, дальнейшее их использования в информационно-библиографическом обслуживании пользователей региона.
АБИС OPAC Global дает возможность поэтапно решить проблему создания объединенных информационных библиотечных ресурсов области.
В настоящее время реализация проектной деятельности библиотек осуществляется в рамках Программы «Культура Рязанской области на 2006 – 2010 годы».
Необходимым условием создания РИБС является принятие долгосрочной программы информатизации области (2010-2020гг.) «Комплексная программа информатизации библиотек Рязанской области», что в условиях кризиса в стране является целевым и эффективным вложением бюджетных средств.
Для создания и утверждения программы необходимо коллегиальное решение по стратегии развития информатизации библиотек региона. Предлагаю создать совет по информатизации в составе специалистов управления культуры, руководителей библиотек, специалистов библиотек в сфере информатизации.
Предложения РОУНБ по направлениям, включающим цели, задачи, проекты и этапы, программы создания РИБС.
Цели программы:
Создание единого библиотечно-информационного пространства региона (РИБС) как одно из условий устойчивого развития и позитивных социальных преобразований в библиотечной системе области. Интеграция библиотечных информационных ресурсов в российские и международные информационные сети.
Задачи программы:
Формирование объединённых электронных информационных ресурсов и развитие автоматизированных технологий в библиотеках области, переход на корпоративную каталогизацию;
Внедрение национального коммуникативного формата RUSMARC;
Включение библиотек области в программу создания общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети «Либнет»;
Использование единого программного обеспечения для библиотек области;
Создание и развитие центра технической и методической поддержки библиотек на базе РОУНБ;
Определение на конкурсной основе опорных библиотек для включения их проектов в программу информатизации;
Организация системы непрерывного профессионального развития библиотечных специалистов. Инновационная политика библиотечного обслуживания населения должна быть обеспечена многоуровневой системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
Создание партнерских отношений между органами власти и библиотеками;
Взаимодействие библиотек, начиная с сельских и заканчивая областными и вузовскими, для создания корпоративного пространства.
Предполагается построение модели корпоративного взаимодействия областных и муниципальных библиотек для создания сводных электронных ресурсов.
При этом взаимодействие библиотек представляет собой разноуровневую и многообразную структуру на основе добровольного участия в её создании. Ресурсы библиотек-партнеров создают основу информационных ресурсов области.
Для координации работ по развертыванию элементов РИБС целесообразно определить опорные библиотеки, обладающие необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом, а также накопившие опыт внедрения отдельных компонентов корпоративных сетей в сфере создания ЭК и БД.
Главный экономический механизм реализации корпоративного взаимодействия — приоритетное финансирование программ и проектов, предусматривающих координацию и кооперацию в предоставлении библиотечных услуг и развитии информационных ресурсов.
Результатом создания РИБС станут:
доступ каждого жителя области к максимально полному комплексу услуг библиотек на базе РИБС, раскрывающей и предоставляющей пользователям ресурсы всех библиотек города;
создание межведомственного библиотечного портала в качестве единой точки доступа к интегрированным ресурсам обеспечит широкий спектр библиотечных услуг населению;
организация библиотечного обслуживания на основе системы взаимодополняющих друг друга объектов системы;
предоставление информационных ресурсов РИБС мировому сообществу.
Библиотеки региона и молодёжная информационная среда
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: