Конкурса «Учитель года 2010»
Хафизова Р.И. – учитель географии,
МОУ Краснооктябрьская СОШ
м.р. Большечерниговский
Участник окружного конкурса
«Учитель года – 2010»
Исследовательская деятельность учащихся
как механизм повышения качества образования
Цель работы:
- через исследовательскую деятельность сформировать у учащихся общественно важные качества: умение самостоятельно приобретать знания, эффективно применять их на практике, анализировать, обобщать, делать выводы.
Задачи:
- формировать устойчивые учебные навыки;
- повысить уровень усвоения изучаемого материала;
-формировать исследовательские умения, практические навыки и информационную культуру учащихся;
-совершенствовать навыки исследовательской работы;
-поделиться опытом работы и своими достижениями в данном направлении.
Актуальность:
В современном обществе произошли глобальные изменения. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. К их числу следует отнести исследовательскую, проектную и проектно-исследовательскую деятельность обучающихся.
Своеобразие системы работы:
С чего начинается исследование? С удивления… Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования…
Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Перечислим их:
постановка проблемы;
изучение теории, посвященной данной проблематике;
овладение методикой исследования;
сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
собственные выводы и их сравнение с литературными данными;
создание конечного продукта исследования.
Исследовательская деятельность учащихся направлена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов, открытие и систематизацию субъективно и объективно новых знаний, поиск закономерностей, описание, объяснению, описанию, проектированию.
Понятно, что правильно структурировать исследовательскую деятельность учащегося может только грамотный и заинтересованный в этом отношении учитель. Главной целью учителя в реализации исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
формирование интереса и склонности учащихся к исследовательской деятельности, умений и навыков проведения исследований;
развитие интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений;
развитие умений самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;
формирование у учащихся потребности к самопознанию, саморазвитию, самореализации;
способствовать мотивационному выбору профессии.
Пути достижения целей:
знакомство учащихся с методами научного познания;
реализация принципов педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения при организации учебно-воспитательного процесса.
организация коллективных и индивидуально-групповых исследований на уроке;
разработка системы домашних заданий исследовательского и творческого характера.
Конечно, обучение учебному исследованию следует начинать с малого. Например, в обучении географии я осуществляю трёхуровневую систему развития умений исследовательской деятельности: 1 уровень - предполагает выполнение заданий минимального уровня; 2 уровень - частично-поисковый, предполагающий умение сравнивать, анализировать, где предполагается задание типа: выбрать в учебном тексте главную мысль, указать в изучаемом явлении причину и следствие; 3 уровень - исследовательский, предполагающий умение сформулировать вывод из серии наблюдений, экспериментов, умение прогнозировать ситуацию, опираясь на теорию.
В своей практике я реализую учебные исследования следующих направлений:
полевые исследования
экологические исследования
исследования в рамках предмета
В процессе организации полевой и экологической исследовательской работы учащихся нами был определен алгоритм поисковой деятельности учащихся:
1) изучение специальной литературы;
2) выбор района исследования;
3) составление плана работы;
4) изучение карты района исследования, изготовление схемы маршрута;
5) проведение полевых мероприятий;
6) внесение данных полевых исследований;
7) оформление исследовательской работы в целом.
В результате обучения географии с применением исследовательского подхода учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:
работать с различными источниками географической информации;
устанавливать роль и значение географических знаний в решении хозяйственных и социальных проблем общества и отдельных территорий;
характеризовать отдельные компоненты природы и хозяйства;
прогнозировать влияние природных условий на человеческую деятельность и наоборот; излагать суть экологических проблем отдельных территорий и основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды;
применять простейшие приемы анализа статистических данных, сравнивать полученные показатели, рассматривать их изменение во времени, на их основе делать простейшие прогнозы развития природных, хозяйственных и социальных проблем;
пользоваться картой;
представлять результаты исследовательской работы с использованием информационных технологий.
В рамках данного направления учащиеся нашей школы исследуют географические закономерности Большечерниговского района, а также экологические проблемы своего поселения Краснооктябрьский. В силу обширности географических знаний и разносторонности интересов учащихся, мы практикуем исследования в рамках предмета. В этом направлении учащиеся выполняют проектно-исследовательские работы, например «У истоков Большого Иргиза», «География поселения Краснооктябрьский», «Животные нашей местности», «Минеральные ресурсы Большечерниговского района» и др.
Наиболее успешно исследовательская деятельность учащихся развивается по предметам гуманитарного цикла: географии, истории. Макарова Кристина с работой «Демографическая ситуация Самарской области» в 2008-2009 учебном году в окружной научно-практической конференции заняла 2 место. В 2009-2010 учебном году Акимов Андрей, работая над темой «У истоков Большого Иргиза», добился ещё больших успехов. В окружной научно-практической конференции работа заняла 1 место, а в областной – 2 место. Неверова Раиса проводила исследования о подвиге земляка Мерхайдарова Абубакира. Её работа заняла призовое место в школьной научно-практической конференции. Ребята учатся формулировать свои мысли и делать выводы, приобретается первый опыт публичного выступления. Приведенные данные, на мой взгляд, иллюстрируют процесс активного включения в исследовательскую работу все большего количества учеников, повышается качество выполненных исследовательских проектов. А значит, каждый сделал первый шаг к своему будущему, может быть, к своей мечте, нашел то, что ему интересно, нашел новых друзей-единомышленников.
О вполне осознанном выборе и значении исследовательской деятельности для собственного личностного развития свидетельствуют следующие результаты анкетирования учащихся школы: на вопрос “что я ожидал и что получил от проектно-исследовательской деятельности” ребята ответили:
полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и несомненно повлияют на выбор профессии;
работа над исследованием помогла моей самореализации;
в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях;
в процессе научного исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать.
Исследовательская деятельность учащихся, цель которой – влияние достижений инновационных педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка – создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.
От исследовательской и творческой деятельности учащиеся получают импульс и желание расширять собственные горизонты. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. Общаясь с руководителем, ребята обучаются стилю поведения, принятом в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе, манере говорить и умению общаться. Поэтому им гораздо легче быть признанными “своими” и в школьном коллективе, да и в большинстве других таких сообществ. При этом приобретается навык содержательного общения, значимые для школьников, их педагогов и родителей, которые можно использовать как действенное средство повышения учебной, творческой и интеллектуальной активности.
Закончить я хочу словами В.А.Сухомлинского: “Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества”. И мы, вслед за В.А.Сухомлинским, не уставали удивляться нашими ребятами: как быстро они менялись, становясь исследователями, как по-новому открывались нам своими, прежде не замечаемыми нами, талантами, как уверенно и красиво говорили, как преображались внутренне и внешне.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: