NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Лекции №23 и №24 27. 11. 2012. Общение человека с системой ии (Искусственный интеллект и естественный язык)



Искусственный интеллект – IV курс – День 13, лекции № 23 и № 24 27.11.2012.


ОБЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С СИСТЕМОЙ ИИ

(Искусственный интеллект и естественный язык)
Естественный язык в работах по искусственному интеллекту. Первые шаги.

В 60-е – 70-е гг. ХХ века специалистов в области искусственного интеллекта интересовала прежде всего проблема моделирования понимания сообщений/текстов. Были реализованы системы, способные «поддерживать диалог» с человеком на естественном языке, интерпретировать словесные команды роботу (действующему в «Мире кубиков»), решать задачи в словесной формулировке.

Система ELIZA (DOCTOR) – Дж. Вейзенбаум (1966)

Система относится к классу Conversation Machines, разработчики которых надеялись на то, что их творения смогут пройти Тест Тьюринга.

Версия DOCTOR моделирует диалог врача-психоаналитика (система) с пациентом (человек).

Фрагмент диалога с системой ELIZA:

USER: MY MOTHER TAKES CARE OF ME

ELIZA: WHO ELSE IN YOUR FAMILY TAKES CARE OF YOU

USER: MY FATHER

ELIZA: YOUR FATHER

USER: YOU ARE LIKE MY FATHER IN SOME WAYS

ELIZA: WHAT RESEMBLANCE DO YOU SEE

USER: YOU ARE NOT VERY AGGRESSIVE

ELIZA: WHAT MAKES YOU THINK I AM NOT VERY AGGRESSIVE

Для формирования ответов система использует простейшие шаблоны и связанные с ними правила, например:

( you me) → (what makes you think I you)

USER: IT SEEMS THAT YOU HATE ME

ELIZA: WHAT MAKES YOU THINK I HATE YOU

( you are ) -> (what makes you think I am )

USER: YOU ARE NOT VERY AGGRESSIVE

ELIZA: WHAT MAKES YOU THINK I AM NOT VERY AGGRESSIVE

Система APRIL – М.Г.Мальковский (1969)

Система APRIL решает арифметические задачи в словес­ной формулировке. Результатом ее работы является ответ (формула или число), иногда сопровождаемый некоторыми комментариями, или сообщение (также сопровождаемое комментариями) о том, что задачу решить не удалось.

Система решает довольно узкий круг задач из школь­ного курса математики (1-2-й классы) – так называемые задачи «на владение». Каждая задача решается независимо от других.

На входной язык системы наложены достаточно жесткие ог­раничения, которые, впрочем, абсолютно естественны для рассмат­риваемого класса задач. Так, условие задачи должно быть сформулировано в виде трех простых предложений, а все слова, встречающиеся в тексте условия, должны быть знакомы системе (записаны в ее словарь).

Наиболее серьезное внимание было уделено разработке мето­дов, позволяющих учитывать возможность варьирования словесных формулировок условий задач и употребления в тексте неполных (эллиптичных) конструкций. Так, внешне непохожие задачи № 1, № 2 и № 3 система сводит к од­ному типу задач, а решая задачи, которые человек воспринимает как имеющие решение и притом единственное, несмотря на отсутст­вие подразумеваемых уточняющих слов, она делает примерно те же предположения, что и человек.

Задача N 1: У Саши 5 яблок. У Пети 10 груш. Сколько фруктов у ребят?

ОТВЕТ: 15

Задача N 2: У человека 10 книг. У второго человека в 2 раза меньше. Сколько книг у них вместе?

ОТВЕТ: 15

Задача N 3: На стол положили 6 книг. Затем еще 4 книги. Сколько книг на столе?

ЕСЛИ ВО ВСЕХ ФРАЗАХ ИМЕЕТСЯ В ВИДУ "СТОЛ", ТО

ЕСЛИ В НАЧАЛЬНЫЙ МОМЕНТ КОЛИЧЕСТВО ОБЪЕКТОВ "КНИГА" В МЕСТЕ "СТОЛ" = 0, ТО

ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 10

Первые эксперименты показали и принципиальную возможность моделирования процессов владения языком, и чрезвычайную сложность естественного языка как объекта исследования.



Общение человека с системой ИИ (искусственный интеллект и естественный язык)

страница 1


скачать

Другие похожие работы:







Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.