«Литературное чтение. Знакомство с творчеством поэта Л. Д. Мирошниченко»
Урок кубановедения во 2 классе.
Тема: «Литературное чтение. Знакомство с творчеством
поэта Л.Д. Мирошниченко».
Цели: познакомить с произведениями кубанского поэта Л.Д. Мирошниченко;
развивать умение анализировать произведение, расширять словарный запас;
продолжить формировать навык выразительного чтения;
Задачи:
учить рифмовать слова
развивать эмоционально – чувственное отношение к поэзии и умение анализировать произведение;
воспитывать любовь к своей малой Родине.
Ход урока.
I. Орг момент.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Кубановедение сейчас.
II. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством поэта, нашего земляка
Л.Д. Мирошниченко.
III. Изучение нового материала.
1. Слово об авторе.

Мирошниченко Леонид Дионисович родился 15 марта 1953 года в станице Крыловской Ленинградского района. Закончил среднюю школу № 4. По профессии шофер. Леонид Мирошниченко – потомок старого казачьего рода, который хлеб растил на нашей кубанской земле, сады возводил, коня холил, пел чудесные песни после трудового дня и в праздники. Природа щедро наградила его разнообразными талантами. Волшебные звуки и запахи родной земли, память прошлого – это поэтический мир Леонида Мирошниченко. Автор книг «Ковш воды» и «Ветвь человеческая».
Всего несколько сточек – и перед тобой портрет родной земли. Талантливый поэт сумел подметить красоту родной природы.
2. Чтение стихов.
У Леонида Мирошниченко стихи не только для взрослых. У него много стихов для детей. С некоторыми мы сегодня познакомимся на уроке. Первое стихотворение называется «Цапля».
Цапля
Как белая фея тихих болот,
Цапля шагает по зеркалу вод.
Плавно крадется к зеленой лягушке,
Что примостилась у края гнилушки.
Острою пикой оранжевый нос,
Длинные ноги, коротенький хвост,
Перо на затылке торчит хохолком,
Бусинки глазки блестят угольком.
Бросок – и не стало зеленой лягушки.
Лишь только круги от дрожащей гнилушки.
С кем сравнивает автор цаплю?
Как она крадётся к лягушке?
Как описывает саму цаплю?
Прочитайте строки стихотворения.
И что же всё-таки случилось с лягушкой?
Много у Л.Д. Мирошниченко стихов о родной природе. Послушайте сейчас стихотворение и скажите, о каком времени года говорится в нём.
Ещё липкие, нежные листья
Тянут к солнцу ладошки свои.
Белый пар сизовато клубится
От проснувшейся тёплой земли.
Птицы звонко поют в чуткой рани,
Разбудив тишину над селом.
Облака, будто белые лани,
Небо топчут, плывут в голубом.
Какое время года описано в стихотворении?
С чем автор сравнивает листья? А облака? Прочтите.
Можно ли сказать, что автор пишет (говорит) о природе, как о живом существе?
3. Творческая работа. «Переводчики»
Л.Д. Мирошниченко пишет стихи и на местном кубанском диалекте. Послушайте стихотворение, которое называется «Птычка».
Сира птычка – нывылычка
С жовтымы крыламы.
Ны лыты и ны журыся
Ты за козакамы.
Надо мною молодэнькым,
Ны свысты, ны выйся.
Я вырнуся ныврыдымым.
Над судьбой ны смийся.
Из похода встритэ жинка,
Встритэ ридна маты.
Буду я счастливо житы,
Та сына кохаты.
Скажите, все ли слова вам понятны? Давайте попробуем перевести это стихотворение на литературный язык. (Читаю по одной , две строчке, а дети переводят, если не смогут – я).
Так о чём же это стихотворение?
Как казак будет жить, когда вернётся из похода?
Может быть кто – то хочет прочитать это стихотворение? Давайте попробуем.
IV. Физминутка.
V. Работа по теме урока.
1. Игра в рифмы.
Ребята как вы думаете, а легко ли сочинять стихи?
Сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли поэта. В каждом стихотворении есть особый ритм – рифма. Это основа стихотворения. У вас на листах записаны слова в два столбика. Давайте к словам первого столбика подберём рифму из второго столбика.
Соедини рифмы.
Косы певичка
Снежок косить
Синичка росы
Дремал клевать
Носить копейка
Давать жевал
Линейка лужок
Молодцы, хорошо справились с этим заданием. А теперь попробуйте подобрать рифмы к словам самостоятельно.
Подбери рифмы.
Белка ( грелка, стрелка)
Скачу ( полечу, заплачу, кричу)
Поёт (зовёт, клюёт)
Восстановление текста.
Молодцы. А сейчас я прошу у вас помощи. Я приготовила для вас ещё одно стихотворение Л. Мирошниченко, но случилось вот что, слова в строчках перепутались. Давайте попробуем восстановить это стихотворение. Но помните, что в стихотворении должен быть ритм, рифма.
Найдите в 1 и 2 строчках слова – рифмы. (Крыше – вышел) Эти слова должны стоять последними в строчке.
В 3 и 4 строчках. (дугой – шальной) Эти слова должны стоять последними в строчке.
Застучал крыше по дождик
Вышел гулять по лужам я
Радугу выгнув дугой
Он как шальной резвится.
А теперь послушайте, как это звучит у автора.
Дождик застучал по крыше,
Я гулять по лужам вышел.
Выгнув радугу дугой,
Он резвится, как шальной.
Дождик, дождик, веселей
Землю вешнюю полей,
Ты умой мою станицу,
Напои в полях пшеницу,
Чтоб был щедрым урожай,
Ты плясать не уставай.
Понравилось стихотворение?
А как его можно озаглавить? «Дождик».
2. Прослушивание песни
Стихи Леонида Мирошниченко очень мелодичны. Неслучайно местные композиторы сочиняют музыку к его стихам. Я предлагаю прослушать песню. Музыку написала преподаватель музыкальной школы станицы Крыловской Ольга Полонская. Называется песня «Мы казачата». Исполняет вокальный коллектив «Терныца».
Понравилась вам песня? А о ком она?
Правильно, о казачатах, о детях. И посвятил её автор именно вам – детям.
VI. Итог урока.
С каким поэтом сегодня познакомились.
Какие стихи вам больше всего понравились.
Что ещё интересного узнали на уроке?
Какую песню слушали.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: