NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Мастер-класс «Эти нелёгкие родительские собрания…» (слайд 1)


Мастер-класс «Эти нелёгкие родительские собрания…» (слайд 1)

Работа, направленная на развитие личности, станет действенной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся. Работу с родителями условно можно разделить на 3 части:

-со всеми родителями класса (родительское собрание);

-с частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий;

-индивидуальная работа.

Классный руководитель при общении с семьями учащихся должен соблюдать определённые правила, а именно: (слайд 2 )

-проявлять уважение;

-общение должно быть не во вред ребёнку, а во благо;

-изучение семьи должно быть тактичным и объективным.

Мы часто говорим о том, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но не стоит этому удивляться, очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полётов», на которых может быть унижено человеческое достоинство родителей. Чтобы этого избежать, можно воспользоваться некоторыми правилами: (слайд 3 )

  1. Дайте родителям почувствовать ваше внимание и уважение.

  2. Дайте понять, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи и одни дети.

  3. Подскажите пути выхода из проблемы, а не только заявите о проблеме.

  4. Постарайтесь поставить себя на место родителя.

  5. Разговаривайте спокойно, уважительно, заинтересованно. (Слайд 4 )

Сегодня я поделюсь с вами, какие я в своей практике использую приёмы в работе с родителями с тем, чтобы привлечь их внимание, чтобы добиться их присутствия на том или ином мероприятии, собрании, чтобы мобильно решать возникающие проблемы, разрешать вопросы. Например:

О родительском собрании, лектории и других мероприятиях, я всегда извещаю письменно (слайд 5, 6, 7 ).

Иногда я звоню лично, для этого у меня есть номера телефонов родителей (с их согласия), детей, также номера телефонов родителей (с их согласия) раздала учителям-предметникам и обратная связь номера телефонов учителей – родителям (с их согласия). Это решение было выбрано с целью более мобильного решения индивидуально возникающих проблем или быстрой информированности в цепочке учитель-родитель-ученик.

С самого начала, как я взяла класс, мы завели тетради для работы с тестами, анкетами, диагностическим материалом. Это очень удобно для классного руководителя с целью изучения личности ученика. Здесь у нас и на самооценку и на определение характера и типов темперамента и по профессии и многое другое. В результате не возникает проблем при написании характеристики класса или ученика. После проведения диагностики каждому ребёнку я пишу в тетрадь вывод или результат. Эта тетрадь мне «помогает» и в работе с родителями.

На родительском собрании я никогда не обсуждаю проблемы одного ученика, только общие проблемы класса, а после собрания прошу задержаться 2-3 родителей или одного для индивидуальной беседы. Можно пригласить и до собрания переговорить по сложившейся проблеме, но никогда на всеобщее обсуждение или выяснение.

Для привлечения родителей к школьным мероприятиям, тоже использую письменные извещения, которые выглядят так (слайд 8, 9 )

Поверьте, гораздо труднее проигнорировать мероприятие, когда тебя лично пригласили.

А сейчас представьте, что вы родители 7 класса и я ваш классный руководитель. Я рада нашей сегодняшней встречи с вами в стенах нашей школы. И я попрошу вас на это время стать родителями наших детей. Я думаю, это будет не сложно сделать, так как в жизни все мы являемся родителями. (В руках разноцветные полосочки для выбора)

Мы сегодня проведём родительское собрание на тему (слайд 10 ) «Положительные эмоции и их значение в жизни человека». («Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н.Толстой).

Если кто – то помнит фильм «Доживём до понедельника», то там один из героев сказал фразу: « Счастье - это когда тебя понимают». А Вы понимаете своего ребёнка? Давайте я помогу вам ответить на этот вопрос.
У Вас на столе лист, на котором тест «Понимаете ли Вы своего ребёнка?» (Ответьте на вопросы теста).


  1. Я знаю, кто лучший друг моего ребёнка.

- совершенно точно (5 баллов)

- приблизительно (3б.)

- не знаю (0б.)

2. Мой сын поссорился со своим лучшим другом. Я:

- делаю вид, что ничего не замечаю (2 б.)

- сразу же подробно обо всём спрашиваю (0б.)

- проявляю интерес, но не пристаю, а терпеливо жду, когда заговорит сам (5б.)

3. Как обо мне думают друзья моего ребёнка?

- положительно (5 б.)

- меня это не интересует (0 б.)

- не очень хорошо (1 б.)

4. Как я отреагирую, если у моего ребёнка появился взрослый знакомый друг (подруга) вне семьи?

- отрицательно (0 б.)

- постараюсь узнать его поближе (5 б.)

- всё оставлю на усмотрение своего ребёнка (2 б.)

5. Узнав, что друг (подруга) моего ребёнка вёл (а) себя недостойно, я:

- запрещу дружить с ним (ней) (1 б.)

- обсужу случившееся с ребёнком, предоставив ему самому сделать выбор (5 б.)
- не обращу внимания (1 б.)

6. Был ли у меня в жизни хороший друг (подруга)?

- был (3 б.)

- не был (1 б.)

- не могу сказать (0 б.)

7. Я запрещу своему ребёнку дружить с каким-то конкретным человеком, если:

- он плохо влияет на ребёнка (3 б.)

- его авторитет в глазах ребёнка выше, чем мой (1 б.)

- если он не соответствует моим представлениям о друге (1 б.)

8. Друзья моего ребёнка пришли к нам домой и скучают. Могу я чем-нибудь пробудить их интерес?

- В большинстве случаев могу (5 б.)

- это удаётся только иногда (3 б.)

- вообще не удаётся (1 б.)

9. Сын (дочь) рассказывает о своих переживаниях, вызванных дружбой:

- всегда подробно (1 б.)

- не рассказывает совсем (0 б.)

- рассказывает только об отдельных случаях (3 б.)

10. Лучший друг (подруга) моего ребёнка выразил (а) желание участвовать вместе с нашей семьёй в поездке с отдыхом на природе. Я:

- радуюсь (5 б.)

- категорически возражаю (1 б.)

- мне всё равно (0 б.)
Результаты: (Слайд 11 )
Оптимальное количество баллов - 44, минимальное – 3 балла.

Чем больше баллов Вы получили, тем больше оснований думать, что Ваши отношения с собственным ребёнком благополучны. Если же сумма баллов меньше 15, Вы должны основательно пересмотреть Вашу воспитательную позицию и лучше присмотреться к себе.
Каждому человеку, маленькому или большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но, почему, имея всё это многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребёнок, имеющий всё, завидует другому, который менее сыт и, возможно, хуже одет?

Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был успех, который бы оценили другие, а главное родные люди, чтобы он мог реализовать свои возможности и научился себя уважать. Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живёт и растёт. Какая она, эта среда?

Именно на этом собрании через определённые действия я хочу, чтобы вы задумались над этим, возможно кому-то стоит нечто переосмыслить, либо лишний раз убедиться, что в ваших семьях всё благополучно.

- Сейчас вам представится возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в наших семьях, глазами наших детей. На столах лежат бланки с вопросами анкеты «Моя семья». Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он.

Анкета «Моя семья» (слайд 12)

Варианты ответов:
• практически всегда;
• иногда;
• никогда.




1. Меня почти во всем поддерживают.
2. У нас в семье бывают разногласия, а иногда даже ссоры.
3. Мне бывает трудно дома.
4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.
5. Меня во многом ограничивают.
6. Дома всегда считаются с тем, чтобы мне хотелось иметь.
7. Мне всегда дают карманные деньги.
8. У нас дома бывают мои друзья.
9. Мне хочется больше самостоятельности.
10.Родители заняты только собой.



(Слайд 13)


- Теперь возьмите анкеты детей и сравните со своими ответами. Вы видите, как часто не совпадают ваши взгляды на ситуации в семье, с взглядами детей. Задумайтесь, почему ребёнок ответил не так, как предполагали вы? Остановитесь и поразмышляйте, в чем ваши удачи в воспитании ребенка и где вы ошибаетесь (раздать листы с советами родителям).
Сейчас я попрошу вас поработать индивидуально по вопросам : у вас на столе листочки с 4-мя вопросами, и смайлики с изображением трёх видов эмоций (1-весёлый, одухотворённый, жизнерадостный; 2-нейтральный, обычный; 3-злой, расстроенный, недовольный), ваша задача к каждому вопросу соотнести смайлик. (Работают)

(СЛАЙД 14 )


Вопросы:

1 - С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?

2 - С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?

3 - Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?

4 - С каким лицом приходит из школы ваш ребенок?
Для нашей дальнейшей работы я предлагаю выбрать полосочку любого цвета.
Сейчас, мы поработаем в группах, и для этого сядьте, пожалуйста, вместе те, у кого одинаковые по цвету полосочки.

А теперь посмотрим общий результат в классе: дети –

родители –

Сделайте в вашей группе вывод (1 мин.) и озвучьте его. Ну, а теперь информация для каждого отдельно. Вы помните, какой смайлик выбрали вы на каждый вопрос?! А теперь я раздаю тетради ваших детей, где они отвечали на эти же вопросы только в отношении вас. Проанализируйте, сделайте вывод.

А сейчас я предлагаю тест, который определит, насколько вы психически устойчивы в наше непростое время. (СЛАЙД 15 )
ПОДВЕРЖЕНЫ ЛИ ВЫ НЕВРОЗУ?

2 балла, если утверждение относится к вам полностью;

1 балл, если частично;

0 баллов, если вас не касается.

Вопросы:

  1. Вы легко расстраиваетесь, раздражаетесь по пустякам, долго не можете прийти в себя?

  2. Становитесь всё более чувствительным, ранимым, обидчивым?

  3. Всё труднее контролируете свои чувства, эмоции, хотя потом и переживаете с чувством вины?

  4. Всё больше беспокоитесь, волнуетесь без особых причин, не можете ждать, как обычно, нетерпеливы и непоследовательны в делах и поступках?

  5. Начинаете видеть опасность там, где её нет, и более чем часто сомневаетесь в правильности своих решений?

  6. Всё менее жизнерадостны и активны в новых контактах, воспринимаете много в мрачном свете, часто ворчите и злитесь, как потом нередко оказывается, «совсем не по делу».

  7. Возникает разлад с самим собой, внутренний конфликт, борьба противоречивых чувств и эмоций?

  8. Нет привычного внутреннего единства, естественности и уверенности, прежнего самочувствия работоспособности?

(СЛАЙД 16 )
Результаты:

Менее 5 баллов – вы не подвержены неврозу;

5-10 баллов – свидетельствует о наличии эмоционального стресса, о тенденции к появлению невроза.

10-14 баллов – это с вами уже происходит. Вам необходимо обратиться за помощью к психологу, меньше будет дальнейших затруднений для вас.
Значительное влияние на положительные эмоции ребёнка, на его психическое становление оказывают взаимоотношения в семье. Но постоянные нервные перегрузки делают нас раздражительными, вспыльчивыми, нервными. Как справляться с ежедневными раздражителями? Умеем ли мы владеть с собой? (Слайд17 )

ТЕСТ «КАК У ВАС С НЕРВАМИ?»

Да – 5 баллов;

Не особенно – 3 балла;

Нет – 0 баллов.

РАЗДРАЖАЕТ ЛИ ВАС…

- смятая страница газеты;

- женщина в возрасте, одетая, как юная девушка;

- излишняя близость собеседника;

- если кто-то кашляет рядом с вами;

- когда кто-то грызёт ногти;

- если кто-то опаздывает;

- когда перед вами всё время кто-то вертится;

- когда пересказывают фильм, который вы хотите посмотреть;

- когда дарят ненужные предметы;

- если громко разговаривают;

- резкий запах духов;

- человек, чрезмерно жестикулирующий при разговоре;

- человек, часто употребляющий иностранные слова.

(СЛАЙД 18 )

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Более 50 баллов – вас никак не отнесёшь к спокойным и терпеливым людям. Вы раздражаетесь от всего, можете легко вспылить и выйти из себя, от этого расстраивается ваша нервная система, страдают окружающие.

12-49 баллов – вас раздражает только неприятное, вы не делаете трагедии из обычных человеческих недостатков, умеете забывать о большинстве неприятностей.

11 и менее – вы спокойный человек, реально смотрите на жизнь.

По - настоящему счастлив тот ребёнок, который окружён заботой и вниманием. Только в этом случае в его поведении будут преобладать положительные эмоции. Ребёнок чувствует себя защищённым, когда рядом есть взрослые, помогающие смело идти по жизни, предостерегающие от дурных поступков.

Сейчас я предлагаю поработать в группах. Каждая группа получает ситуацию, которую нужно разрешить таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и она не вызывала у него негативных эмоций. (Слайд 19 )

Практическое занятие «Выход из ситуации».


СИТУАЦИЯ №1.
В последнее время ребёнок очень изменился, мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу сидит, о чём-то думает. На все ваши расспросы отвечает уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Что делать в такой ситуации? (обсуждение).


СИТУАЦИЯ №2. В конце учебной четверти вы получаете дневник своего ребёнка и видите, что результат учения весьма и весьма успешный. Вы рады, хвалите ребёнка за успехи, но через пару дней вас приглашают в школу для серьёзного разговора, и вы узнаёте, что ваш сын или дочь исправили оценки и расписались за классного руководителя. Результаты учения плохие, и ребёнок вас обманул. Как поступить? (обсуждение)

СИТУАЦИЯ №3. Ваш сын гораздо позже назначенного времени вернулся домой. Как вы его встретите?

СИТУАЦИЯ №4. Родители подарили деньги своему ребёнку с определённой целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что, ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребёнок услышал много гневных слов. В конце концов, он хлопнул дверью и ушёл из дома. А как бы вы поступили в данной ситуации?

Спасибо за работу. И в конце хочу сказать, заводите в семье красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которую сделают вашу жизнь и жизнь ваших детей теплее и радостнее.(СЛАЙД 20). Положительные эмоции имеют огромное значение в жизни человека. Дарите их чаще. Будьте здоровы и счастливы. (читать со слайда) ( СЛАЙД 21 ). Надеюсь, что эти заповеди помогут вам в подготовке и проведению родительских собраний. ( Раздать 10 заповедей). (СЛАЙД 22).


10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЬСТВА:


1.
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Признавайте свои ошибки, просите прошения за неправильные действия и поступки, будьте справедливыми в оценке себя и других.

3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.

4.
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше.
6. Не унижай!

7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь – и не делаешь.

8. Умейте говорить со своим ребёнком так, как Вам хотелось, чтобы говорили с Вами, проявляя мягкость, исключая назидательность и грубость.


9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотела бы, чтобы другие сделали твоему.

10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Ритуалы, которые нравятся детям.

- перед уходом в школу получить объятие родителей, или напутственное слово, жест;

- придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашечкой чая;

- в выходной день обсудить прожитую неделю и её значение для детей и родителей;

- посидеть в сумерках при свечах с мамой и папой;

- на ночь услышать доброе пожелание;

- в свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи;

- посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось;

-вместе с мамой готовить к празднику и печь пирог, а с папой просто поговорить по душам.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.