Материалы для подготовки к сессии слушателей 5-го курса заочной формы обучения на 2014-2015 учебный год по специальности
Психологическое обеспечение деятельности УИИ
Темы курсовых работ по дисциплине
(выбор курсовой работы осуществляется по двум последним цифрам зачетки или по последней цифре, например зачетная книжка № 2015, соответственно курсовая работа № 15 или № 5)
Исторический анализ развития психолого-педагогического обеспечения деятельности уголовно-исполнительных инспекций.
Анализ современного состояния психологической службы уголовно-исполнительных инспекций: характеристика и состояние службы, содержание осужденных, направления деятельности, перспективы развития.
Пробация: психолого-педагогическая характеристика и основные особенности.
Организация психолого-педагогического сопровождения в службах пробации (на примере отдельных стран).
Психолого-педагогическая характеристика осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Психолого-педагогическая характеристика осужденных, отбывающих наказание в виде исправительных работ.
Психолого-педагогическая характеристика осужденных, отбывающих наказание в виде обязательных работ.
Психолого-педагогическая характеристика осужденных, к которыми применено условное осуждение к лишению свободы.
Психолого-педагогическая характеристика несовершеннолетних осужденных.
Инновационные психолого-педагогические методы работы с осужденными, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций.
Психолого-педагогические технологии работы с различными категориями осужденных без изоляции от общества.
Инновационные методы работы с осужденными: психология примирительного правосудия.
Социальный лифт как способ стимуляции осужденных без изоляции от общества к законопослушному поведению.
Социально-этические требования к деятельности специалиста-психолога уголовно-исполнительных инспекций.
Социально-этические требования к деятельности специалиста-инспектора уголовно-исполнительных инспекций.
Понятие профессиональной карьеры. Особенности, этапы и условия формирования профессиональной карьеры сотрудника уголовно-исполнительных инспекций.
Понятие «эмоциональное выгорание», его формы, виды и особенности проявления у сотрудников уголовно-исполнительных инспекций.
Профессиональная деформация как фактор риска деятельности инспектора уголовно-исполнительных инспекций.
Особенности преодоления эмоционального стресса сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций.
Конфликтные ситуации в уголовно-исполнительных инспекциях и способы их преодоления.
Примирительное правосудие в мировой истории.
Особенности организации психолого-педагогического взаимодействия при исполнении программ восстановительного правосудия с судом (по несовершеннолетним правонарушителям);
Психолого-педагогический анализ программ восстановительного правосудия и социальной работы как возможности взаимодействия в ювенальной юстиции.
Анализ свода профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы в историческом развитии.
Проблемы развития и становления личности профессионального инспектора уголовно-исполнительных инспекций.
Особенности организации межведомственного взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с силовыми подразделениям России.
Характеристика социально-психологических моделей ресоциализации осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества.
Социально-педагогические особенности осужденных женщин, отбывающих наказание без изоляции от общества.
Психологическая характеристика экстремальных ситуаций и основ безопасности личности сотрудника служб пробации;
Социально-психологические особенности осужденных-подростков, отбывающих наказание без изоляции от общества;
Социальная адаптация осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества;
Особенности работы с семьей несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества;
Сюжетно-ролевая игра, интерактивные игры и упражнения как методы обучения конструктивному разрешению конфликтов сотрудников уголовно-исполнительной инспекции;
Социально-психологические особенности осужденных-мужчин, отбывающих наказание без изоляции от общества.
Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта психолого-педагогической деятельности в организации альтернативных наказаний.
Психолого-педагогическое взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций с органами правосудия, правоохранительными органами, органами власти и местного самоуправления, институтами гражданского общества.
Кадровое обеспечение уголовно-исполнительных инспекций. Социальный статус сотрудника уголовно-исполнительной инспекции.
Сущность и значение социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание без изоляции от общества.
Особенности организации воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете уголовно-исполнительной инспекции.
Особенности социально-психологичесого сопровождения семьей несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества.
Сопровождение и патронаж в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной инспекции.
Межведомственный подход в деятельности уголовно-исполнительной инспекции.
Проблемы социально-психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций и условия ее повышения.
Социально-превентивная деятельность сотрудников уголовно-исполнительных инспекций.
Индивидуально-групповая социальная работа с осужденными, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, как система.
Программы индивидуального сопровождения осужденных различных категорий, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций.
Социально-психологическое сопровождение профессионального становления сотрудников уголовно-исполнительных инспекций первого года службы.
Профессиональная модель специалиста уголовно-исполнительной инспекции.
Инновационные педагогические технологии «Школа жизни» Н.И. Поповой и «Школа социально-индивидуального воспитания имени Ф.М. Достоевского» В.Н. Сороки-Росинского (плюсы и минусы технологий).
Инновационная педагогическая технология А.С. Макаренко.
Требования к выполнению курсовой работы
Объём курсовой должен составлять 25-40 страниц печатного текста, содержать титульный лист, лист «Содержание», заключение и список литературы в конце текст. Ссылка постраничная.
Редактор в формате Word. Формат страницы А4; поля страницы: верхнее и нижнее - по 2 см, правое - 1,5 см, левое - 3 см. Шрифт - Times New Roman; кегль - 14, при заполнении таблиц можно использовать 12 кегль; межстрочный интервал - 1.5 Выравнивание по ширине.
При оформлении разделов, заголовков и текста необходимо соблюдать принцип единообразия.
Особое внимание обращается на то, как широко освещена и глубоко раскрыта выбранная студентом тема, насколько лаконично и соответственно теме сделаны выводы в заключении, в каком объёме и какие источники информации использованы при написании курсовой работы.
Вопросы подготовки к экзамену по курсу
Цели и задачи психолого-педагогической деятельности в УИИ;
Основные направления воспитательной работы с осужденными в УИИ;
Формы и методы психолого-педагогической деятельности в УИИ;
Психолого-педагогическая характеристика осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
Психолого-педагогическая характеристика осужденных, отбывающих наказание в виде исправительных работ;
Психолого-педагогическая характеристика осужденных, отбывающих наказание в виде обязательных работ;
Психолого-педагогическая характеристика осужденных, к которыми применено условное осуждение к лишению свободы;
Психолого-педагогическая характеристика условно осужденных;
Психолого-педагогическая характеристика осужденных, отбывающих наказание в виде домашнего ареста;
Беседа как основной вид работы с осужденными, отбывающими альтернативные виды наказания;
Типы и виды педагогических и воспитательно-профилактических бесед;
Охарактеризуйте формы психолого-педагогической деятельности в УИИ;
Психолого-педагогическая характеристика несовершеннолетних правонарушителей, осужденных к отбыванию наказания, не связанных с лишением свободы;
Психолого-педагогические особенности работы с семьей в уголовно-исполнительной инспекции;
Зарубежный опыт службы пробации – виды, формы, перспективы;
Понятие конфликта и конфликтной ситуации в деятельности сотрудника УИИ;
Основные стадии развития конфликта: предконфликтная стадия;
Основные стадии развития конфликта: непосредственно конфликт;
Основные стадии развития конфликта: стадия разрешения конфликта
Характеристика основных способов разрешения конфликта;
Основные стадии развития конфликта: послеконфликтная стадия;
Переговоры как способ разрешения конфликтов;
Агрессия как условие конфликта. Способы сдерживания агрессии;
Система электронного мониторинга за рубежом;
Электронный мониторинг и другие виды альтернативных наказаний во Франции;
Служба пробации во Франции;
Домашние аресты как вид альтернативного наказания в Чехии;
Анализ современного состояния психологической службы УИИ: характеристика и состояние службы, содержание осужденных, направления деятельности, перспективы развития;
Основные виды деятельности психологической службы УИИ;
Понятие инновационных методов работы с осужденными, состоящими на учете УИИ;
Инновационные методы работы с осужденными: психология примирительного правосудия;
Социальный лифт как способ стимуляции осужденных без изоляции от общества к законопослушному поведению.
Основные социально-этические требования к деятельности специалиста УИИ.
Основные функции и особенности деятельности специалиста-психолога в УИИ.
Понятие профессиональной карьеры. Особенности, этапы и условия формирования профессиональной карьеры.
Понятие «эмоциональное выгорание», его формы, виды.
Анализ факторов, от которых зависит развитие синдрома выгорания (по К. Маслач).
Специфика деятельности инспектора УИИ, способствующих выгоранию.
Способы преодоления эмоционального стресса сотрудниками УИИ.
Способы избегания и преодоления межличностных конфликтов в деятельности УИИ.
Анализ программа «Управление гневом» с осужденными без лишения свободы»;
Анализ психокоррекционной программы «Снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы» (Колесникова З.А., Штефан Е.Ф.);
Анализ программы развития и формирования семейных ценностей у осужденных.
История примирительного правосудия. Нильс КРИСТИ как правозащитник восстановительного правосудия;
Организация взаимодействия программ восстановительного правосудия с судом (по несовершеннолетним правонарушителям);
Анализ программ восстановительного правосудия и социальной работы как возможности взаимодействия в ювенальной юстиции
Анализ свода профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы;
Проблемы развития и становления личности профессионального инспектора УИИ.
Исторический анализ развития психолого-педагогического обеспечения деятельности УИИ.
Учебно-методическое, информационное
и материально-техническое обеспечение
учебной дисциплины
Базовые учебники
Цветкова Н.А., Колесникова Н.Е. Технологии социально-психологической работы с осужденными, отбывающими наказание без изоляции от общества. М, 2012
Колесникова Н.Е. Технологии психологической работы с осужденными, отбывающими наказание без изоляции от общества. Псков, 2014
Нормативно-правовые акты
Всеобщая декларация прав человека: принята и провозглашена резолюцией 217А(III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // http://www.un.org
Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями // Сб. док. Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. – М.: Спарк, 1998. – С.197-206.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными: приняты на I Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 г., и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его Резолюциях 663(XXIV) от 31 июля 1957 г. и 2076(LXII) от 13 мая 1977 г. // http://constitution.garant.ru
Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила): приняты Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. // http://constitution.garant.ru
О некоторых мерах наказания, альтернативных лишению свободы: Резолюция Совета Европы от 9 марта 1976 г. № (76)10.
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
Приказ ФСИН России Министерства юстиции Российской Федерации от № 238 от 12 декабря 1995 года «Об организации психологической службы в УИИ».
Приказ ФСИН России от 24 мая 2010 г. № 240 «Свод профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы».
Концепция развития наказаний, не связанных с изоляцией от общества, до 2012 года. – Псков, 2010.- 54 с.
Концепция целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 гг.)» от 7 июня 2006 г. N 839-р
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред. А.И. Зубкова. - М.: Норма, 2004. - 496 с.
Свод профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы Утвержден приказом ФСИН России от 24 мая 2010 г. № 240.
Основная литература:
Ежова О. Н. «Психическое здоровье сотрудников ФСИН и методы его поддержания» с. 19-62, 76-88.
Ежова О.Н. Профилактика и коррекция профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы: учебно-методическое пособие / Ежова О.Н., Маслов В.В., Ощепкова О.В. – Самара: Изд-во Самарского юридического института ФСИН России, 2005. – 138 с.
Виноградов В.В. Формирование социальности осужденных как интеграция социальной, психологической и воспитательной работы / Методические рекомендации. – Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2011. - 30с.
Зезюлина, Т. А., Колосов, А. С. Наказание в виде обязательных работ: история, современность, перспективы совершенствования : монография / А. С. Колосов, Т. А. Зезюлина. – Владимир, 2011. – с.
Казак Б.Б., Белая Н.П. Взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций с органами внутренних дел и местного самоуправления: состояние, проблемы и перспективы: Монография. - Псков: ПЮИ ФСИН России, 2008. - 121 с.
Казак Б.Б., Кудрявцев В.Н., Лебедев А.В. Организация и правовые основы информационно-аналитической работы в уголовно-исполнительной системе: Монография. - Псков: ПЮИ ФСИН России, 2009. - 149 с.
Корнилов А.А., Паршков А.В., Смирнова И.Н. Организация и правовые основы функционирования органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний по формированию мотивации служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы: Монография / под общ. ред. Б.Б. Казака. - Псков: ПЮИ ФСИН России, 2010. - 146 с.
Колесникова З.А., Штефан Е.Ф. Психокоррекционная программа «Снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы». – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2007. – 126 с.
Матвеева С.В. Психологическое сопровождение условно осужденных несовершеннолетних в уголовно-исполнительных инспекциях г. Владимира // Вестник Владимирского юридического института. - Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2007. - № 2 (3). - С.81-83.
Методические рекомендации по организации психологической работы с осужденными в учреждениях, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. – М.: ФСИН России, 2006. – 110 с.
Организация воспитательно-профилактической работы с осужденными, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы: Уч. пос. / Б.Б. Казак, Е.О. Ананьева, Н.П. Белая, С.А. Дьячковский, В.Е. Матвеенко, А.Н. Пастушеня, В.В. Сергеева, И.Н. Смирнова / под ред. С.Н. Пономарева. - Рязань: Академия права и управления, 2002. - 253 с.
Предложения в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации 2009 - 2020 гг. по организационно-правовому обеспечению функционирования психологических служб УИС РФ (Бережнова Н.Д.) ("Российский следователь", 2009, N 20)
Психология профессиональной деятельности сотрудников УИС: научно-прикладные исследования за 2008 год: сборник методических материалов. – М.: ФСИН России, 2009. – 163 с.
Психодиагностика в уголовно-исполнительной системе: учебно-методическое пособие. – М.: НИИ ФСИН России, 2008. – 268 с.
Программа развития и формирования семейных ценностей у осужденных. Методические рекомендации. – М.: ФСИН России. 2011. – 121 с.
Программа по проведению тренинга «Управление гневом» с осужденными без лишения свободы: – Москва: УИННЛС ФСИН России, 2009. – 22 с.
Профилактика профессиональной деформации сотрудников УИС: методическое пособие. – М.: ФСИН России, УФСИН России по Владимирской области, 2006. – 58 с.
Смирнова И.Н. Безопасность сотрудников уголовно-исполнительных инспекций: науч.-аналит. обзор. - Псков: ПЮИ ФСИН России, 2009. - 46 с.
Смирнова И.Н. Организационно-правовое обеспечение воспитательно-профилактического воздействия на осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества: Монография. - Псков: ПЮИ ФСИН России, 2010. - 80 с.
Смирнова И.Н. Организационно-правовые основы функционирования уголовно-исполнительных инспекций (на примере Псковской области): монография. - Псков: ПЮИ ФСИН России, 2009. - 140 с. Смирнова И.Н. Перспективы развития функционирования уголовно-исполнительной системы в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества: монография. - Псков: ПЮИ ФСИН России, 2010. - 132 с.
Смирнова И.Н. Функционирование уголовно-исполнительной системы в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества (методологический и организационно-правовой аспекты): Монография. - Псков: ПЮИ ФСИН России, 2010. - 164 с.
Смирнова И.Н. Характеристика осужденных, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций: науч.-аналит. обзор. - Псков: ПЮИ ФСИН России, 2008. - 44 с.
Смирнова И.Н., Смирнова Г.Н. Теоретические основы воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях: науч.-аналит. обзор. - Псков: ПЮИ ФСИН России, 2007. - 80 с.
Составление психологических рекомендаций по результатам психодиагностического обследования (в помощь психологу): методическое пособие. – М.: УСПВРО ФСИН России, ГУФСИН России по Самарской области, 2007. – 35 с.
Социально-психологическая профилактика деструктивных явлений среди сотрудников уголовно-исполнительной системы. – М.: ФСИН России, ФГОУ НИИ ФСИН России, 2006. – 136 с.
Агзамов И.М. Наказания, не связанные с лишением свободы как альтернатива условному неприменению наказания. Закон и право. 2010. № 7. С. 69-74.
Бережнова Н.Д.Предложения в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации 2009 - 2020 гг. по организационно-правовому обеспечению функционирования психологических служб УИС РФ ("Российский следователь", 2009, N 20
Бережнова Н.Д.Правоохранительная деятельность психологических служб уголовно-исполнительной системы ("Административное и муниципальное право", 2011, N 4)
Бережнова Н.Д.Психологическая помощь осужденным в рамках современного законодательства ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2008, N 2)
Витина М.Д.Система исполнения наказаний в Западной Европе
Вестник Владимирского юридического института. 2010. № 2. С. 183-186.
Ибрагимов И.М.Зарубежные концепции защиты прав потерпевшего как «жертвы преступления». Российская юстиция. 2008. № 7. С. 50-56.
Колосов А.С. Зарубежный опыт применения наказаний в виде обязательных работ. Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 4. С. 180-183.
Тохова Е.А. Зарубежный опыт социально-правового контроля за лицами, освобожденными из исправительных учреждений.//
Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 1. С. 198-201.
Сочивко Д.В. Духовные ориентиры в практике психологического консультирования (осужденных). Постановка проблемы. ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2006, N 2)
С.Д. Хачатурян, С.А. Худоконенко. Коррекция представлений о семейных отношениях у осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Методическое пособие. – Владимир, 2011.
С.Д. Хачатурян, С.А. Худоконенко Программа развития и формирования семейных ценностей у осужденных. Методические рекомендации. – Владимир, 2011.
Базы данных,
информационно-справочные и поисковые системы
- Справочная правовая система – http://www.garant.ru
- Справочная правовая система – http://base.consultant.ru/cons
- Официальный сайт ФСИН Минюста РФ – http://www.minjust-nn.ru
- Сайт РГСУ - УМО вузов России по образованию в области социальной работы - http://umo.rgsu.net/
- Каталог электронных библиотек http://www.aonb.ru/iatp/guide/library.html
- Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/
- Электронная библиотека Ихтика http://ihtika.net/
- Электронная библиотека Российской государственной библиотеки
(РГБ) http://elibrary.rsl.ru/
- http://www.gumer.info/
- Электронная библиотека учебников http://studentam.net/
- Европейская электронная библиотека Europeana
http://www.europeana.eu/portal/
страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: