Материалы исследования Рязань 2011 Составитель: Самандина Н. С
ГУК «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»
Научно-методический отдел
Изучение информационных потребностей
преподавателей рязанских вузов
(материалы исследования)
Рязань 2011
Составитель: Самандина Н.С., зав. сектором НИР научно-
методического отдела
Изучение информационных потребностей преподавателей рязанских вузов (материалы исследования) / ГУК «Библиотека им. Горького»; Сост. Н.С. Самандина. – Рязань, 2011. – 24 с.
Предоставление своевременной, точной и полной информации - основная задача современных библиотек.
В мае – июне 2010 года библиотека им. Горького с участием студентов 2 курса РГУ им. С.А. Есенина специальности «культурология» провела исследование «Изучение информационных потребностей преподавателей рязанских вузов».
Необходимость выявления информационных потребностей преподавателей связана с изменениями социокультурной ситуации, общими тенденциями и условиями предоставления информации.
Информационная потребность - потребность, возникающая, когда цель, стоящая перед пользователем в процессе его профессиональной деятельности либо в его социально-бытовой практике, не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации.
Преподаватели вузов - приоритетная категория пользователей ГУК «Библиотека им. Горького», ценность которой определяется её опосредованным влиянием на формирование информационной культуры последующих поколений.
Объект исследования – преподаватели РГУ им. С.А. Есенина
Предмет исследования – информационные потребности.
Анкета
Изучение информационных потребностей
преподавателей рязанских вузов
Уважаемый читатель!
Библиотека им. Горького проводит исследование с целью выявления информационных потребностей преподавателей рязанских вузов для более полного их удовлетворения.
Просим Вас ответить на несколько вопросов анкеты. Выберите из предложенных вариант ответа, совпадающий с Вашим мнением или допишите свой.
Посещаете ли Вы Библиотеку им. Горького? Если да, то как часто:
Примерно 1 раз в месяц
Примерно 1 раз в неделю
Несколько раз в год
Другое
Как часто Вы пользуетесь услугами других библиотек, например ??? вузовских?
Примерно 1 раз в месяц
Примерно 1 раз в неделю
Несколько раз в год
Другое
Вы посещаете библиотеки для:
Выполнения научно-исследовательской работы
Изучения материалов в помощь преподавательской деятельности
Самообразования
Других целей (каких)
Вы пользуетесь в Библиотеке им. Горького:
Книжным фондом
Периодическими изданиями
Электронными базами данных, (в том числе и удалёнными) через Интернет; справочно-правовыми системами (электронной библиотекой диссертаций, СПС «Консультант Плюс» др.) (подчеркните)
Другим (чем?)
Устраивает ли Вас содержание фонда Библиотеки им. Горького?
Да Нет
Если нет, то каких материалов Вам недостаточно:
6.Как Вы оцениваете качество справочно-библиографического аппарата Библиотеки им. Горького?
6.0. Нахожу ответы в электронном каталоге (ЭК)
6.1.Нахожу ответы в каталогах и картотеках (КиК)
6.2. Получаю информацию в ЭК
6.3. Получаю информацию в КиК
6.4. Не нахожу нужной информации в ЭК
6.5. Не нахожу нужной информации в КиК
6.6. Затрудняюсь ответить ЭК
6.7. Затрудняюсь ответить КиК
6.8. Другое
7.Какими источниками получения информации помимо библиотек Вы пользуетесь?
7.0.Периодическая печать (газеты и журналы)
7.1. Интернет
7.2.Телевидение
7.3.Радио
7.4.Конференция
7.5.Совещания
7.6.Семинары
7.7.Лекции
7.8.Личные контакты
7.9.Другое
8. Приходилось ли Вам пользоваться Электронной доставкой документов?
8.0. Нет
8.1.Да
8.2.Да, удовлетворяет
8.3. Да, не удовлетворяет
9. Хотели бы Вы посещать мероприятия, проводимые Библиотекой им. Горького (выставки, вечера встреч, беседы, диспуты и т.д.)
9.0.Да
9.1. Нет
9.2. Не все, некоторые (какие?)
Ваши пожелания и предложения в адрес библиотеки
__________________________________________________________________________________________________________________________
Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе:
10. Пол:
10.0. Мужской
10.1. Женский
11. Возраст:
11.0. до 40 лет
11.1. 41-55 лет
11.2. свыше 55 лет
12. Ученая степень:
12.0. Доктор наук
12.1. Кандидат наук
12.2. Отсутствует степень
Основные результаты исследования
Было выявлено, что из 76 респондентов:
Доктора наук - 3 человека (4 %).
Кандидаты наук - 26 человек (35 %).
Преподаватели без научных степеней - 47 человек (61 %).
Женщин - 58 человек (78%).
Мужчин - 18 человек (22%)
Респондентов в возрасте:
До 40 лет - 49 человек (65 %).
41-55 лет - 21 человек (27 %).
Свыше 55 лет – 6 человек (8 %).
1. Выясняя, как часто респонденты посещают Библиотеку им. Горького, определили, что из опрошенных преподавателей РГУ 29 % приходят в библиотеку примерно 1 раз в месяц; 3% - примерно 1 раз в неделю; 44 % - несколько раз в год. 24 % респондентов дали свои варианты ответов: не посещал уже 2 года; к сожалению, стала крайне редко пользоваться услугами библиотеки. Дома большое количество литературы, больше 4 тыс. экз.; по профессиональным вопросам обращаюсь в библиотеку вуза и пользуюсь Интернет-сайтами; прихожу по мере необходимости, бывает и чаще; всё меня интересующее есть в Интернете; последний раз была 5-6 лет назад; давно не посещал; раз в несколько лет; очень редко; никогда; примерно раз в пару лет и др.
Вывод: большинство преподавателей посещают Библиотеку им. Горького несколько раз в год. 21 % из них – мужчины, 79 % - женщины. Из респондентов, ежемесячно посещающих библиотеку, 82 % составляют женщины, 18 % - мужчины (см. таблицу 1.1). Еженедельно в библиотеку приходят только 2 преподавателя мужского пола. Среди женщин активно посещающих библиотеку не оказалось.
Таблица 1.1. как часто респонденты посещают Библиотеку им. Горького
| | 0 Мужчины | 1 Женщины | % чел. |
1 раз в месяц | 0 | 18% 22% 4 | 82% 31 % 18 | 100,0 22 |
1 раз в неделю. | 1 | 100% 11% 2 | 0% 0% 0 | 100,0 2 |
Неск. раз в год | 2 | 21% 39% 7 | 79% 45% 26 | 100,0 33 |
Другое | 3 | 26% 28% 5 | 74% 22% 14 | 100,0 19 |
| | 100% 18 | 100% 58 | 76 |
Из лиц, посещающих библиотеку ежемесячно, большинство (55 %) составляют лица в возрасте от 41 до 55 лет (см. таблицу 1.2); из лиц, еженедельно посещающих библиотеку 1 – в возрасте до 40 лет, второй – свыше 55 лет. 58 % респондентов в возрасте от 41 до 55 лет приходят в библиотеку ежемесячно.
Таблица 1.2. Как часто респонденты посещают Библиотеку им. Горького
| | 0 до 40 лет | 1 41-55лет | 2 свыше 55 лет | % чел. |
1 раз в мес. | 0 | 45% 23% 10 | 55% 58% 12 | 0% 0% 0 | 100 22 |
1 раз в нед. | 1 | 50% 20% 1 | 0% 0% 0 | 50% 17% 1 | 100 2 |
Неск. раз в год | 2 | 73% 35% 24 | 18% 31% 6 | 6% 33% 3 | 100 33 |
Другое | 3 | 72% 22% 13 | 11% 11% 2 | 17% 50% 3 | 100 18 |
| | 100% 49 | 100% 20 | 100% 7 | 76 |
Насколько влияет наличие ученой степени на частоту посещения библиотеки? Оказалось, что доктора наук приходят в библиотеку, в основном, несколько раз в год - 67 % (2 чел.), а из тех, кто приходит в библиотеку ежемесячно, 45 % (10 чел.) составляют кандидаты наук, 55 % (12 чел.) - лица без ученой степени (см. таблицу 1.3).
Таблица 1.3. Как часто респонденты посещают Библиотеку им. Горького?
| | 0 доктор наук | 1 канд. наук | 2 отсутст. уч. степень | % чел. |
1 раз в мес. | 0 | 0% 0% 0 | 45 % 37% 10 | 55% 26% 12 | 100 22 |
1 раз в нед. | 1 | 0% 0% 0 | 50% 4% 1 | 50 % 3 % 1 | 100 2 |
Неск. раз в год | 2 | 6 % 67% 2 | 27 % 33% 9 | 69,6 % 49% 23 | 100 34 |
Другое | 3 | 5% 33% 1 | 39% 26 % 7 | 56% 22% 10 | 100% 18 |
| | 100% 3 | 100% 27 | 100% 46 | 76 |
2. Выясняя, насколько востребованы вузовские библиотеки преподавателями, определили, что пользуются услугами вузовских библиотек, примерно 1 раз в месяц – 28 % респондентов, примерно 1 раз в неделю -12%, несколько раз в год в библиотеку вуза приходят 52 % опрошенных; 8 % дали свой вариант ответа: прихожу в библиотеку каждый день; несколько раз в неделю, почти не пользуюсь; не хожу.
Вывод: большинство опрошенных преподавателей посещают вузовские библиотеки несколько раз в год, среди таких оказалось 31 % (12 чел.) мужского, 69 % (27 чел.) - женского пола (см. таблицу 2.1).
Таблица 2.1. Как часто респонденты посещают библиотеку вуза?
| | 0 Муж. | 1 Жен. | % Чел. |
1 раз в мес. | 0 | 19 % 22% 4 | 81% 29% 17 | 100,0 21 |
1 раз в нед. | 1 | 11 % 5% 1 | 89 % 14% 8 | 100,0 9 |
Неск. раз в год | 2 | 31% 67% 12 | 69 % 48% 27 | 100,0 39 |
Другое | 3 | 14% 6% 1 | 86 % 9% 6 | 100,0 7 |
| | 100% 18 | 100% 58 | 76 |
Из лиц, посещающих вузовскую библиотеку ежемесячно, 71 % в возрасте до 40 лет, 24 % - от 41 до 55 лет, 5 % - в возрасте свыше 55 лет (см. таблицу 2.2). Из 9 человек, посещающих вузовскую библиотеку еженедельно, 78 % (7 чел.) – в возрасте до 40 лет, 22 % (2 чел.) – в возрасте от 41 до 55 лет.
Таблица 2.2. Как часто респонденты посещают библиотеку вуза?
| | 0 до 40 лет | 1 41-55лет | 2 свыше 55 лет | % чел. |
1 раз в мес. | 0 | 71 % 29% 15 | 24 % 26% 5 | 5% 17% 1 | 100 21 |
1 раз в нед. | 1 | 78 % 14% 7 | 22 % 11% 2 | 0 % 0% 0 | 100 9 |
Неск. раз в год | 2 | 61 % 47% 24 | 26 % 53% 10 | 13% 83% 5 | 100 39 |
Другое | 3 | 67% 8% 5 | 33% 11 % 2 | 0 % 0 % 0 | 100 7 |
| | 100% 51 | 100% 19 | 100% 6 | 76 |
Из таблицы 2.3. можно определить, что подавляющее большинство опрошенных посещают вузовскую библиотеку несколько раз в год: 67% (2 чел.) из них - доктора наук, 56 % (15 чел.) - кандидаты наук, 49% (23 чел.) - преподаватели без ученых степеней.
Таблица 2.3. Как часто респонденты посещают библиотеку вуза?
| | 0 доктор наук | 1 канд. наук | 2 отсутст. уч. степень | % чел. |
1 раз в мес. | 0 | 5 % 33% 1 | 29% 22% 6 | 66 % 31% 14 | 100 21 |
1 раз в нед. | 1 | 0 % 0% 0 | 44% 15% 4 | 56 % 11% 5 | 100 9 |
Неск. раз в год | 2 | 5% 67% 2 | 38% 56 % 15 | 59 % 49% 23 | 100 40 |
Другое | 3 | 0% 0% 0 | 33% 7% 2 | 67% 9% 4 | 100% 6 |
| | 100% 3 | 100% 27 | 100% 46 | |
3. Изучая, с какой целью преподаватели посещают библиотеки, выяснили, что первостепенное значение имеет выполнение научно-исследовательских работ - 67% (51чел.), изучения материалов в помощь преподавательской деятельности - 59% (45 чел.), самообразования - 51% (39 чел.), других целей - 4 % (см. таблицу 3.1.)
Можно сделать вывод, что основная цель посещения библиотек преподавателями рязанских вузов это выполнение научно-исследовательских работ, изучение материалов в помощь преподавательской деятельности и самообразование.
Таблица 3.1. С какой целью преподаватели посещают библиотеки?
| | 0 Муж. | 1 Жен. | % чел. |
Выполнение научно-исслед. работы | 0 | 22 % 61% 11 | 78 % 69% 40 | 100,0 51 |
Изучение матер. в помощь препод. деят. | 1 | 20% 50% 9 | 80 % 62% 36 | 100,0 45 |
Самообразование | 2 | 21% 44% 8 | 79 % 53% 31 | 100,0 39 |
Другое | 3 | 0 % 0 % 0 | 100 % 5,1 % 3 | 100,0 3 |
| | 100% 18 | 100% 58 | |
Таблица 3.2. С какой целью преподаватели посещают библиотеки?
| | 0 до 40 лет | 1 41-55лет | 2 свыше 55 лет | % чел. |
Выполнение научно-исслед. работы | 0 | 63% 65% 32 | 29 % 79% 15 | 8 % 50 % 3 | 100 51 |
Изучение матер. в помощь препод. деят. | 1 | 64 % 59% 29 | 29 % 68% 13 | 7% 50 % 3 | 100 45 |
Самообразование | 2 | 65 % 51% 25 | 29% 58% 11 | 6 % 33% 2 | 100 39 |
Другое | 3 | 67% 4% 2 | 0% 0% 0 | 33% 17 % 1 | 100 3 |
| | 100% 49 | 100% 19 | 100% 6 | |
Из лиц, посещающих библиотеку для выполнения научно-исследовательской работы , 63 % (32 чел.) в возрасте до 40 лет, 29 % (15 чел.) - от 41 до 55 лет, 8 % (3) - в возрасте свыше 55 лет (см. таблицу 3.2). Из 45 человек, посещающих библиотеку для изучения материалов в помощь преподавательской деятельности, 64% (29 чел.) – в возрасте до 40 лет, 29% (13 чел.) – в возрасте от 41 до 55 лет, 7% (3 чел.) – старше 55 лет. Из 39 человек, посещающих библиотеку для самообразования - 65% (25 чел.) - в возрасте до 40 лет, 29% (11 чел.) - от 41 до 55лет, 6 % (2 чел.) - в возрасте старше 55 лет.
Таблица 3.3. С какой целью преподаватели посещают библиотеки?
| | 0 доктор наук | 1 канд. наук | 2 отсутст. уч. степень | % чел. |
Выполнение научно-исслед. работы | 0 | 2 % 33 % 1 | 37 % 70 % 19 | 61% 66% 31 | 100 51 |
Изучение матер. в помощь препод. деят. | 1 | 5 % 67% 2 | 38 % 63% 17 | 57 % 57 % 27 | 100 46 |
Самообразование | 2 | 5% 67% 2 | 36 % 52% 14 | 59 % 49% 23 | 100 39 |
Другое | 3 | 0 % 0% 0 | 0 % 0% 0 | 100 % 100 % 3 | 100% 3 |
| | 100% 3 | 100% 27 | 100% 46 | |
Насколько влияет наличие ученой степени на цели посещения библиотеки (см. таблицу 3.3.)? Из 46 преподавателей без ученой степени, для 66 % (31 чел.) целью посещения библиотеки является выполнение научно-исследовательской работы; с целью изучения материалов в помощь преподавательской деятельности приходят 57 % (27 чел.) и 49% (23 чел.) - с целью самообразования. Из лиц, посещающих библиотеку с целью самообразования, 5 % - доктора наук, 36 % - кандидаты наук и 59 % - лица без ученой степени.
Из 27 кандидатов наук выполняют научно-исследовательские работы 70 % (19 чел.), изучают материалы в помощь преподавательской деятельности 63 % (17 чел.) и 52 % (14 чел.) берут литературу в помощь самообразованию.
Из 3 докторов наук 33 % (1 чел.) выполняет научно-исследовательскую работу, 67 % (2 чел.) изучают материалы в помощь преподавательской деятельности, 67 % (2 чел.) пользуются информацией для самообразования.
4. Анализируя, чем пользуется в Библиотеке им. Горького преподавательский состав РГУ, можно сказать, что: книжным фондом - 79%, периодическими изданиями 53%, электронными базами данных - 25%, другим – 8 %. В понятие «другое», входит и то, что респондент не пользуется услугами библиотеки.
Вывод: основным источником информации, за которым приходят преподаватели в библиотеку – это, во-первых, книга, во-вторых, периодическая печать и только ¼ от числа потребителей информации пользуются электронными базами данных.
Большинство опрошенных преподавателей пользуются книжным фондом 60 человек, среди них 22 % (13 чел.) мужского, 78 % (47 чел.) - женского пола; периодическими изданиями пользуются 40 человек опрошенных, из них 20 % (8 чел.) мужского, 80 % (32 чел.) - женского пола; электронные базы данных используют как средство получения информации - 19 человек, из них 21 % (4 чел.) мужского, 79 % (15 чел.) - женского пола (см. таблицу 4.1.).
Таблица 4.1. Чем пользуются в Библиотеке им. Горького?
| | 0 Муж. | 1 Жен. | % Чел. |
Книжным фондом | 0 | 22 % 72 % 13 | 78 % 81 % 47 | 100,0 60 |
Периодическими изданиями | 1 | 20 % 45% 8 | 80% 55 % 32 | 100,0 40 |
Электронными базами данных | 2 | 21 % 22 % 4 | 79 % 26% 15 | 100,0 19 |
Другим | 3 | 67 % 22 % 4 | 33 % 3% 2 | 100,0 6 |
| | 100% 18 | 100% 58 | |
Рассмотрим, как пользуются электронными базами данных лица разного возраста (см. таблицу 4.2.). 8 человек (47%) из них – в возрасте до 40 лет, 9 человек (48%) – в возрасте от 41 до 55 лет, 2 человека (5%) – старше 55 лет.
Таблица 4.2. Чем пользуются в Библиотеке им. Горького?
| | 0 до 40 лет | 1 41-55лет | 2 свыше 55 лет | % чел. |
Книжным фондом | 0 | 63 % 78 % 38 | 27 % 84% 16 | 7 % 67% 4 | 100 60 |
Периодическими изданиями | 1 | 60% 49% 24 | 30% 63 % 12 | 8 % 50 % 4 | 100 40 |
Электронными базами данных | 2 | 47% 16% 8 | 48 % 47 % 9 | 5 % 17% 2 | 100 19 |
Другим | 3 | 83 % 10% 5 | 17 % 5% 1 | 0 % 0% 0 | 100 6 |
| | 100% 49 | 100% 19 | 100% 6 | |
Таблица 4.3. Чем пользуются в Библиотеке им. Горького?
| | 0 доктор наук | 1 канд. наук | 2 отсутст. уч. степень | % чел. |
Книжным фондом | 0 | 3 % 67% 2 | 35 % 78 % 21 | 62 % 79 % 37 | 100% 60 |
Периодическими изданиями | 1 | 3 % 33% 1 | 37 % 55% 15 | 60 % 51 % 24 | 100% 40 |
Электронными базами данных | 2 | 10 % 67 % 2 | 40 % 30 % 8 | 50 % 21% 10 | 100% 20 |
Другим | 3 | 0 % 0 % 0 | 33 % 7 % 2 | 67% 9% 4 | 100% 6 |
| | 100% 3 | 100% 27 | 100% 46 | |
Рассматривая использование библиотечного фонда в зависимости от ученой степени (таблица 4.3.), видим, что из 3 докторов наук 2 чел. (67%) интересуются книжным фондом, 1 чел. (33 %) - периодическими изданиями, 2 чел. (67%) - электронными базами данных.
Из 27 кандидатов наук 21 чел. (78 %) предпочитают книжный фонд, 15 чел. (55 %) - периодические издания, 8 чел. (30 %) - электронные базы данных, 2 чел. (7%) - не пользуется этими ресурсами.
Из 46 респондентов без научных степеней 37 чел. (79 %) пользуется книжным фондом, 24 чел. (51 %) периодическими изданиями, 10 чел. (21 %) электронными базами данных, 4 чел. (9 %) - не пользуется этими ресурсами.
5. Устраивает ли Вас содержание фонда Библиотеки им. Горького? Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что содержание фонда Библиотеки им. Горького устраивает 66% (50 человек) преподавателей, не устраивает - 34 % (26 человек).
Из 18 преподавателей мужского пола устраивает содержание фонда библиотеки 55 % (10 человек); а из 58 преподавателей-женщин 69% (40 человек) удовлетворены им. (см. таблицу 5.1.).
Таблица 5.1. Устраивает ли Вас содержание фонда Библиотеки им. Горького?
| | 0 Муж. | 1 Жен. | % Чел. |
Да | 0 | 20 % 55 % 10 | 80% 69% 40 | 100,0 50 |
Нет | 1 | 31 % 44% 8 | 69 % 31 % 18 | 100,0 26 |
| | 100% 18 | 100% 58 | |
Из 26 человек, не удовлетворенных фондом библиотеки, 17 человек (65%) - преподаватели в возрасте до 40 лет; 7 человек (27%) – от 41 до 55 лет; 2 человека (8 %) - старше 55 лет (см. таблицу 5.2.).
Таблица 5.2. Устраивает ли Вас содержание фонда Библиотеки им. Горького?
| | 0 до 40 лет | 1 41-55лет | 2 свыше 55 лет | % чел. |
Да | 0 | 64 % 65% 32 | 24% 63% 12 | 8 % 67 % 4 | 100 50 |
Нет | 1 | 65 % 35% 17 | 27% 37% 7 | 8 % 33% 2 | 100 26 |
| | 100% 49 | 100% 19 | 100% 6 | |
Таблица 5.3. Устраивает ли Вас содержание фонда Библиотеки им. Горького?
| | 0 доктор наук | 1 канд. наук | 2 отсутст. уч. степень | % чел. |
Да | 0 | 6 % 100% 3 | 42 % 78 % 21 | 54 % 57% 26 | 100 50 |
Нет | 1 | 0% 0% 0 | 23 % 22 % 6 | 77 % 43 % 20 | 100 26 |
| | 100% 3 | 100% 27 | 100% 46 | |
Данные таблицы 5.3. показывают, что фонд Библиотеки им. Горького устраивает всех докторов наук 6 % (3 чел.) от общего числа опрошенных, 42 % (21 чел.) из 27 кандидатов наук; преподавателей без ученых степеней 54% 27 (чел.).
Из тех, кого не устраивает библиотечный фонд 6 человек (23%) -кандидаты наук и 20 человек (77%) - преподаватели без ученых степеней.
В ходе исследования выяснилось, что преподавательскому составу рязанского университета необходимы новые современные издания по: экологии, биологии, природопользованию, охране природы, географии и туризму, строительству, информатике, прикладной химии, теории автоматизации тепловых процессов, теплоэнергетике, финансам, гуманитарным современным исследованиям по древней философии, богословским наукам, новейшей истории России. Недостаточно современных исторических изданий, научных монографий по проблемам лингвистики, учебников, монографий, посвященных научно-исследовательской деятельности в области психологии, в т.ч. в цифровом формате, результатов зарубежных научных исследований, материалов всероссийских и международных конференций, электронных изданий, в том числе по Рязанской области. Мало периодики 19 века, полных подшивок дореволюционной периодики, современной научной литературы на иностранных языках, в т.ч. периодических изданий. Респонденты также отмечают, что комплекты периодической печати не всегда полные, не хватает многих номеров.
Вывод, больше половины респондентов удовлетворены содержанием фонда библиотеки, но ценность научной библиотеки снижается из-за недостаточности научных материалов по конкретным отраслям знаний и отсутствия редких материалов.
6. Как Вы оцениваете качество справочно-библиографического аппарата Библиотеки им. Горького? Находят ответы в электронном каталоге (ЭК) -13 % (10 человек) респондентов, находят ответы в каталогах и картотеках (КиК) -11 % (8 человек), получают информацию в ЭК - 34% (26 человек), поучают информацию в КиК - 46% (35 человек), не находят нужной информации в ЭК - 4%, не находят нужной информации в КиК - 11%, затрудняются ответить на этот вопрос - 29%.
Анализируя таблицу 6.1., можно выявить, что 6 чел. (33 %) мужчин и 29 чел. (50%) женщин традиционно получают информацию в КиК. 5 чел. (28 %) мужчин и 21 чел. (36%) получают информацию в электронном каталоге (ЭК). 3 человека не находят необходимой информации в ЭК
Таблица 6.1. Как Вы оцениваете качество справочно-библиографического аппарата Библиотеки им. Горького?
| | 0 Муж. | 1 Жен. | % Чел. |
Нахожу ответы в ЭК | 0 | 10 % 6% 1 | 90 % 15,5 % 9 | 100,0 10 |
Нахожу ответы в каталогах и картотеках | 1 | 12 % 6% 1 | 88 % 12 % 7 | 100,0 8 |
Получаю информацию в ЭК | 2 | 19 % 28 % 5 | 81 % 36% 21 | 100,0 26 |
Получаю информацию в КиК | 3 | 17 % 33% 6 | 83 % 50% 29 | 100,0 35 |
Не нахожу нужной информации в ЭК | 4 | 33% 6 % 1 | 67 % 3,4% 2 | 100,0 3 |
Не нахожу нужной информ. в КиК | 5 | 12 % 6 % 1 | 88 % 12% 7 | 100,0 8 |
Затрудняюсь ответить ЭК | 6 | 25% 17% 3 | 75 % 15,5% 9 | 100,0 12 |
Затрудняюсь ответить КиК | 7 | 30 % 17% 3 | 70% 12% 7 | 100,0 10 |
Другое | 8 | 56% 28% 5 | 44% 6,8% 4 | 100,0 9 |
| | 100% 18 | 100% 58 | |
Согласно таблице 6.2. получают информацию в электронном каталоге 14 чел. (54 %) до 40 лет, 7 чел. (27 %) 41-55 лет, 5 чел. (19 %) свыше 55 лет.
Получают информацию в картотеках и каталогах 22 чел. (64 %) респондентов в возрасте до 40 лет, из 41-55 летних - 10 чел. (30 %), в возрасте свыше 55 лет - 2 чел. (6 %).
Таблица 6.2. Как Вы оцениваете качество справочно-библиографического аппарата Библиотеки им. Горького?
| | 0 до 40 лет | 1 41-55 лет | 2 свыше 55 лет | % Чел. |
Нахожу ответы в ЭК | 0 | 60% 12% 6 | 10 % 5 % 1 | 10% 16,6 % 1 | 100,0 10 |
Нахожу ответы в каталогах и картотеках | 1 | 75 % 12% 6 | 12 % 5 % 1 | 13% 17 % 1 | 100,0 8 |
Получаю информацию в ЭК | 2 | 54% 29% 14 | 27 % 37 % 7 | 19% 83% 5 | 100,0 26 |
Получаю информацию в КиК | 3 | 64 % 45% 22 | 30 % 53% 10 | 6% 33 % 2 | 100,0 35 |
Не нахожу нужной информации в ЭК | 4 | 100 % 6% 3 | 0 % 0% 0 | 0% 0% 0 | 100,0 3 |
Не нахожу нужной информации в КиК | 5 | 88% 14% 7 | 12 % 5% 1 | 0% 0% 0 | 100,0 8 |
Затрудняюсь ответить ЭК | 6 | 83 % 20% 10 | 17 % 11% 2 | 0% 0% 0 | 100,0 12 |
Затрудняюсь ответить КиК | 7 | 80 % 16% 8 | 20 % 11% 2 | 0% 0% 0 | 100,0 10 |
Другое | 8 | 67% 12% 6 | 23 % 11% 2 | 10% 17% 1 | 100,0 9 |
| | 100% 49 | 100% 19 | 100% 6 | |
Таблица 6.3. Как Вы оцениваете качество справочно-библиографического аппарата Библиотеки им. Горького?
| | 0 Доктор наук | 1 Кандидат наук | 2 Отсутств. уч. степень | % Чел. |
Нахожу ответы в ЭК | 0 | 10% 33,3% 1 | 30 % 11% 3 | 60% 13% 6 | 100,0 10 |
Нахожу ответы в каталогах и картотеках | 1 | 0 % 0% 0 | 50 % 15% 4 | 50% 8,5 % 4 | 100,0 8 |
Получаю информацию в ЭК | 2 | 0 % 0 % 0 | 50 % 48% 13 | 50% 28% 13 | 100,0 26 |
Получаю информацию в КиК | 3 | 0 % 0% 0 | 34 % 44% 12 | 66% 49% 23 | 100,0 35 |
Не нахожу нужной информации в ЭК | 4 | 0 % 0% 0 | 67% 7,4% 2 | 33% 2% 1 | 100,0 3 |
Не нахожу нужной информации в КиК | 5 | 0 % 0% 0 | 38 % 11% 3 | 62% 10,6 % 5 | 100,0 8 |
Затрудняюсь ответить ЭК | 6 | 8 % 33,3% 1 | 25 % 11% 3 | 75% 19% 9 | 100,0 13 |
Затрудняюсь ответить КиК | 7 | 10 % 33,3% 1 | 30 % 11% 3 | 70% 15% 7 | 100,0 10 |
Другое | 8 | 0 % 0% 0 | 44 % 15% 4 | 55% 11 % 5 | 100,0 9 |
| | 100% 3 | 100% 27 | 100% 46 | |
Из таблицы 6.3. видно, что из 3 докторов наук 1 чел. (33,3%) находит ответы в ЭК.
Из 27 кандидатов наук 13 чел. (48%) - получают информацию в ЭК, 12 чел. (44%) получают информацию в каталогах и картотеках (КиК).
Из 46 преподавателей без ученой степени 13 чел. (28 %) - получают информацию в ЭК, 23 чел. (49 %) получают информацию в КиК.
Анализируя данные ответов об использовании справочно-библиографического аппарата Библиотеки им. Горького, выявляем, что большинство преподавателей предпочитают традиционные картотеки и каталоги, находят в них необходимую информацию. Активно используют для поиска источников информации и электронный каталог.
Возможно, преподаватели не осведомлены о справочно-библиографической службе библиотеки, о наличии дежурного библиографа в зале каталогов, о структуре, изменениях и нововведениях в справочно-библиографическом аппарате.
7. Какими источниками получения информации помимо библиотек Вы пользуетесь? Выяснили, что преподаватели используют: периодическую печать - 71%, Интернет - 82%, телевидение - 41%, радио - 19%, конференции - 58%, совещания - 26%, семинары - 45%, лекции - 41%, личные контакты - 58%, другое - 3%.
Можно сделать вывод, что из средств массовой информации преподаватели набольшее предпочтение отдают Интернету и периодической печати; больше половины респондентов - конференциям, личным контактам и семинарам, меньше - телевидению и лекциям, изредка – радио. На процесс получения информации сильное влияние оказывают электронные СМИ и информационные технологии.
Насколько различаются источники информирования в зависимости от пола респондентов можно увидеть в таблице 7.1.
Таблица 7.1. Какими источниками получения информации помимо библиотек Вы пользуетесь?
| | 0 Муж. | 1 Жен. | % Чел. |
Периодическая печать | 0 | 20% 61% 11 | 80 % 71 % 43 | 100,0 54 |
Интернет | 1 | 21 % 72% 13 | 79 % 84% 49 | 100,0 62 |
ТВ | 2 | 19 % 33 % 6 | 81 % 43 % 25 | 100,0 31 |
Радио | 3 | 7 % 6 % 1 | 93 % 22% 13 | 100,0 14 |
Конференции | 4 | 23 % 55% 10 | 77 % 59% 34 | 100,0 44 |
Совещания | 5 | 20% 22% 4 | 80% 28% 16 | 100,0 20 |
Семинары | 6 | 15% 28% 5 | 85% 50% 29 | 100,0 34 |
Лекции | 7 | 19% 33% 6 | 81% 43% 25 | 100,0 31 |
Личные контакты | 8 | 25% 61% 11 | 75% 57% 33 | 100,0 44 |
Другое | 9 | 50% 5,5% 1 | 50% 1,7% 1 | 100,0 2 |
| | 100% 18 | 100% 58 | |
Таблица 7.2. Какими источниками получения информации помимо библиотек Вы пользуетесь?
| | 0 До 40 лет | 1 С 41-55лет | 2 Свыше 55 лет | % |
Периодическая печать | 0 | 63% 69% 34 | 28 % 79 % 15 | 9% 83% 5 | 100,0 54 |
Интернет | 1 | 69% 88 % 43 | 26 % 84% 16 | 3% 33% 2 | 100,0 62 |
ТВ | 2 | 77% 49 % 24 | 13 % 21 % 4 | 10% 50% 3 | 100,0 31 |
Радио | 3 | 57% 16% 8 | 28 % 21 % 4 | 14% 33% 2 | 100,0 14 |
Конференции | 4 | 55% 49% 24 | 34 % 79% 15 | 9% 67% 4 | 100,0 44 |
Совещания | 5 | 50% 20% 10 | 45% 47% 9 | 0% 0% 0 | 100,0 20 |
Семинары | 6 | 50% 35% 17 | 38% 68% 13 | 6% 33% 2 | 100,0 34 |
Лекции | 7 | 68% 42% 21 | 29% 47% 9 | 0% 0% 0 | 100,0 |
Личные контакты | 8 | 66% 59% 29 | 30% 68% 13 | 2% 17% 1 | 100,0 44 |
Другое | 9 | 50% 2% 1 | 50% 5,2% 1 | 0% 0% 0 | 100,0 2 |
| | 100% 49 | 100% 19 | 100% 6 | |
Из данных таблицы 7.2. видим, что преподаватели в возрасте до 40 лет отдают свое предпочтение:
Интернету 43 чел. (88%)
Периодической печати 34 чел. (69 %)
Личным контактам 29 чел. (59 %).
Респонденты в возрасте от 41-55 лет выбирают как средство массовой информации:
Интернет 16 чел. (84 %)
Периодическая печать 15 чел. (79%)
Конференции 15 чел. (79 %)
Семинары и личные контакты по 13 чел. (68 %).
В возрасте свыше 55 лет преподаватели предпочитают:
Периодическую печать 5 чел. (83%)
ТВ - 3 чел. (50%)
Конференции - 4 чел. (67%).
Таблица 7.3. Какими источниками получения информации помимо библиотек Вы пользуетесь?
| | 0 Доктора наук | 1 Кандидаты наук | 2 Отсутствует уч. ст. | % |
Периодическая печать | 0 | 4 % 67% 2 | 43 % 85% 23 | 56% 64% 30 | 100,0 54 |
Интернет | 1 | 3% 67 % 2 | 39 % 89 % 24 | 60% 79% 37 | 100,0 62 |
ТВ | 2 | 3 % 33% 1 | 45% 52% 14 | 52% 34% 16 | 100,0 31 |
Радио | 3 | 7 % 33% 1 | 36 % 18% 5 | 57% 17% 8 | 100,0 14 |
Конференции | 4 | 4 % 66,6% 2 | 43 % 70% 19 | 55% 51% 24 | 100,0 44 |
Совещания | 5 | 10% 66,6% 2 | 40% 30% 8 | 50% 21% 10 | 100,0 20 |
Семинары | 6 | 6% 66,6% 2 | 38% 48% 13 | 56% 40% 19 | 100,0 34 |
Лекции | 7 | 6% 66,6% 2 | 26% 30% 8 | 71% 47% 22 | 100,0 31 |
Личные контакты | 8 | 7% 100% 3 | 36% 59% 16 | 59% 55% 26 | 100,0 44 |
Другое | 9 | 50% 33,3% 1 | 0% 0% 0 | 50% 2% 1 | 100,0 2 |
| | 100% 3 | 100% 27 | 100% 46 | |
Анализируя таблицу 7.3. можно сказать, что для 27 кандидатов наук приоритетными считаются:
Интернет 89 % (24 чел.)
Периодическая печать 85% (23 чел.)
Конференции 70% (19 чел.)
Личные контакты 59% (16 чел.)
ТВ 52% (14 чел.)
Для 46 преподавателей без ученой степени приоритет СМИ выглядит так:
Интернет 79% (37 чел.)
Периодическая печать 64% (30 чел.)
Личные контакты 55% (26 чел.)
Конференции 51% (24 чел.)
8. На вопрос: Приходилось ли Вам пользоваться электронной доставкой документов (ЭДД)? педагоги в большинстве ответили – нет (82%). 8% респондентов пользовались ЭДД и их эта услуга удовлетворяет, 3% респондентов тоже пользовались, но эта услуга их не удовлетворяет.
Вывод, всё неизведанное пугает, необходимо шире использовать возможности электронной доставки документов, возможно, преподаватели не знают, что документы, приходящие по электронной почте, могут ещё называться электронной доставкой документов (ЭДД).
Таблица 8.1. Приходилось ли Вам пользоваться электронной доставкой документов (ЭДД)?
| | 0 Муж. | 1 Жен. | % Чел. |
Нет | 0 | 28% 94% 17 | 72% 74% 43 | 100,0 60 |
Да | 1 | 0% 0 % 0 | 100% 10,3% 6 | 100,0 6 |
Да, удовлетворяет | 2 | 14% 5,5% 1 | 86% 10,3% 6 | 100,0 7 |
Да, не удовлетворяет | 3 | 0 % 0 % 0 | 100 % 5,1 % 3 | 100,0 3 |
| | 100% 18 | 100% 58 | |
Анализируя таблицу 8.1., можно подвести итог, что из 18 мужчин 1 чел. пользовался ЭДД и его эта услуга удовлетворяет. Из 58 женщин пользовались ЭДД 9 человек, 6 чел. из них ЭДД удовлетворяет, 3 чел. - не удовлетворяет.
Таблица 8.2. Приходилось ли Вам пользоваться электронной доставкой документов (ЭДД)?
| | 0 до 40 лет | 1 41-55лет | 2 свыше 55 лет | % чел. |
Нет | 0 | 63 % 78% 38 | 27 % 85% 16 | 10% 100 % 6 | 100 60 |
Да | 1 | 67% 8% 4 | 16% 5% 1 | 0% 0 % 0 | 100 6 |
Да, удовлетворяет | 2 | 86% 12% 6 | 14 % 5% 1 | 0% 0 % 0 | 100 7 |
Да, не удовлетворяет | 3 | 50 % 2% 1 | 50 % 5% 1 | 0% 0 % 0 | 100 2 |
| | 100% 49 | 100% 19 | 100% 6 | |
Таблица 8.2. показывает, что все 6 респондентов старше 55 лет ЭДД не пользовались.
Из 49 чел. преподавателей в возрасте до 40 лет, «нет» сказали – 38 чел. (78%) «да, удовлетворяет» - 6 чел. (12%) «Да, не удовлетворяет» - 1 чел. (2%).
Из 19 чел. преподавателей от 41-55 лет, «нет» сказали – 16 чел. (85%) «да, удовлетворяет» - 1 чел. (5%) «Да, не удовлетворяет» - 1 чел. (5%).
Таблица 8.3. Приходилось ли Вам пользоваться электронной доставкой документов (ЭДД)?
| | 0 доктор наук | 1 канд. наук | 2 отсутст. уч. степ. | % чел. |
Нет | 0 | 2 % 33% 1 | 43 % 96% 26 | 57 % 72 % 33 | 100 60 |
Да | 1 | 0% 0% 0 | 16 % 3% 1 | 83 % 11% 5 | 100 6 |
Да, удовлетворяет | 2 | 0% 0% 0 | 0% 0 % 0 | 100 % 15% 7 | 100 7 |
Да, не удовлетворяет | 3 | 67 % 67% 2 | 0% 0% 0 | 33 % 2% 1 | 100% 3 |
| | 100% 3 | 100% 27 | 100% 46 | |
Из таблицы 8.3. видно, что из 3 докторов наук 1 чел. не пользовался ЭДД, 2 чел. пользовались ЭДД, но их эта услуга не удовлетворяет.
Из 27 кандидатов наук 26 чел. (96 %) не пользовались ЭДД, 1 чел. пользовался.
Из 46 преподавателей без ученой степени 33 чел. (72 %) не пользовались ЭДД; из тех, кто пользуется ЭДД 1 чел. не удовлетворяет данная услуга.
9. Хотели бы Вы посещать мероприятия, проводимые Библиотекой им. Горького (выставки, вечера встреч, беседы, диспуты и т.д.)?
Получены следующие ответы: хотят посещать - 50% респондентов, не хотят посещать - 36%; 14% преподавателей хотят посещать некоторые мероприятия.
Мероприятия, которые вызывают большой отклик преподавателей и желание посещать:
«Читающий троллейбус»,
мероприятия, организованные в сети Интернет,
мероприятия на иностранных языках,
краеведческие,
православные,
«Ночь в библиотеке»,
мероприятия, связанные с журналистикой,
встречи с педагогами-практиками и педагогами-исследователями, на которых они могли бы сформулировать свой научный и профессиональный заказ библиотеке.
Респонденты просили наладить процесс оповещения о проводимых мероприятиях.
Таблица 9.1. Хотели бы Вы посещать мероприятия, проводимые Библиотекой им. Горького (выставки, вечера встреч, беседы, диспуты и т.д.)?
| | 0 Муж. | 1 Жен. | % Чел. |
Да | 0 | 17 % 33% 6 | 83 % 52% 30 | 100,0 36 |
Нет | 1 | 35% 50% 9 | 65% 29% 17 | 100,0 26 |
Не все, некоторые (какие) | 2 | 21% 17% 3 | 79% 19% 11 | 100,0 14 |
| | 100% 18 | 100% 58 | |
Анализируя таблицу 9.1., можно сказать, что из преподавателей мужчин хотят посещать мероприятия, проводимые библиотекой 6 чел. (33%), некоторые мероприятия - 3 чел. (17%), не хотят посещать – 9 чел. (50%). Из преподавателей женщин 52% (30 чел.) – хотят посещать мероприятия, проводимые Библиотекой им. Горького, 29% (17 чел.) – не хотят, 19% (11 чел.) – посетили бы некоторые интересующие их мероприятия.
Таблица 9.2. Хотели бы Вы посещать мероприятия, проводимые Библиотекой им. Горького (выставки, вечера встреч, беседы, диспуты и т.д.)?
| | 0 до 40 лет | 1 41-55лет | 2 свыше 55 лет | % чел. |
Да | 0 | 64% 47% 23 | 22 % 42% 8 | 11 % 66% 4 | 100 36 |
Нет | 1 | 54 % 29% 14 | 35 % 47% 9 | 8 % 33% 2 | 100 26 |
Не все, некоторые (какие) | 2 | 86% 24% 12 | 14 % 11% 2 | 0% 0% 0 | 100 14 |
| | 100% 49 | 100% 19 | 100% 6 | |
Анализируя таблицу 9.2. в зависимости от возраста респондентов, видим, что из 36 чел., желающих посещать мероприятия, проводимые библиотекой, 64% (23 чел.) до 40 лет; 22% (8 чел.) – от 41-55 лет; 11% (4 чел.) – старше 55 лет.
Не хотят посещать мероприятия 26 чел., из них 54 % (14 чел.) - до 40 лет; 35 % (9 чел.) – от 41-55 лет; 8 % (2 чел.) – старше 55 лет.
Посетили бы некоторые мероприятия 14 человек, из них 24 % (12 чел.) - до 40 лет; 11 % (2 чел.) – от 41-55 лет.
Таблица 9.3. Хотели бы Вы посещать мероприятия, проводимые Библиотекой им. Горького (выставки, вечера встреч, беседы, диспуты и т.д.)?
| | 0 доктор наук | 1 канд. наук | 2 отсутст. уч. ст | % чел. |
Да | 0 | 5% 67% 2 | 39 % 52 % 14 | 56% 43% 20 | 100 36 |
Нет | 1 | 3 % 33% 1 | 34 % 33% 9 | 65 % 36 % 17 | 100 26 |
Не все, некоторые (какие) | 2 | 0 % 0 % 0 | 29 % 15% 4 | 71 % 21% 10 | 100 14 |
| | 100% 3 | 100% 27 | 100% 47 | |
В таблице 9.3. находим информацию о желании посещать мероприятия, проводимые библиотекой в зависимости от ученой степени. Из 3 докторов наук, участвовавших в анкетировании, 2 чел. (67%) ответили – «да», 1 чел. (33%) – ответил «нет».
Из 27 кандидатов наук 14 чел. (52%) ответили – «да», 9 чел. (33%) – ответил «нет», 4 чел. (15%) – ответили «не все, некоторые».
Из 47 преподавателей без ученой степени 20 чел. (43%) ответили – «да», 17 чел. (36%) – ответили «нет», 10 чел. (21%) – ответили «не все, некоторые».
Вывод: 50 человек преподавателей РГУ им. Есенина хотят посещать мероприятия, проводимые Библиотекой им. Горького, 26 человек – не хотят. Преподаватели высших учебных заведений – приоритетная категория читателей, за которыми стоят их коллеги в различных отраслях знаний и различных регионов и стран, студенты, общественность. От того, насколько удовлетворены информационные и культурные потребности преподавателей, формируется престиж библиотеки.
страница 1страница 2
скачать
Другие похожие работы: