Мбу цбс яйского района Аналитическая справка по работе детской библиотеки-филиала №26 мбу «Централизованная библиотечная система Яйского муниципального района»
МБУ ЦБС Яйского района
Аналитическая справка
по работе детской библиотеки-филиала №26 МБУ
«Централизованная библиотечная система Яйского муниципального района»
Яя .2012
Содержание:
1. Сеть детских муниципальных библиотек в городе, районе.
2. Работа с читателями-детьми
3. Основные направления и формы работы с руководителями детского чтения
4. Работа с детьми в сельских библиотеках
5. Библиотечные фонды. Формирование. Изучение.
6. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание.
7. Организационно-методическая работа.
8. Библиотечные кадры.
9. Работа по связям с общественностью, рекламная и издательская деятельность.
10. Перечень информационных продуктов и услуг.
11. Автоматизация библиотечных процессов
12. Исследовательская работа в детских библиотеках, исследования детского чтения
13. Карты инноваций
14.Тарификационный список на 01.01.2013 г. Приложение №1
15.Состав , движение и использование библиотечного фонда по видам документов
Детской библиотеки- филиала№26 МБУ ЦБС Яйского муниципального района
за 2012 год Приложение №3
16.Состав и использование библиотечного фонда Детской библиотеки- филиала№26
МБУ ЦБС Яйского муниципального района за 2012 год Приложение №4
Сведения о ЦБС
Название ЦБС (точно по Уставу) | Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система Яйского муниципального района» |
Адрес: | |
почтовый индекс | 652100 |
район | Яйский |
населенный пункт | Яя |
улица, дом | Заводская, 3 |
сайт библиотеки | www.libyaya.ru |
электронная почта (e-mail) | [email protected] |
ICQ («аська»), скайп | |
Директор ЦБС (ФИО, тел. с кодом, факс) | Силантьева Валентина Ивановна, (38441) 2-21-53 |
Зам. директора по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом, факс) | |
Заведующая детской библиотекой (ФИО, тел. с кодом, факс) | Бойко Ольга Сергеевна, (38441) 2-12-99 |
Методист ЦБС (ФИО, тел. с кодом) | Старицкая Ирина Викторовна, (38441) 2-12-99 |
Методист по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом) | - |
Библиограф детской библиотеки (ФИО, тел. с кодом) | - |
Начальник управления культуры и кино администрации Яйского муниципального района (ФИО, тел. с кодом) | Михайлова Ирина Анатольевна, (38441) 2-19-63 |
1. Сеть детских муниципальных библиотек в городе, районе.
Библиотечным обслуживанием детей и подростков в городском поселении Яя осуществляется Детской библиотекой –филиалом№26 ,в сельских населенных пунктах- 22 сельскими библиотеками-филиалами МБУ ЦБС Яйского района.
1.1. Какие изменения произошли в 2012 году:
открыты новые библиотеки-филиалы. Где? Когда?
сколько и какие библиотеки-филиалы закрыты, перепрофилированы?
Согласно приказу (копия приказа прилагается).
изменения в структуре библиотек, отделов.
Материально-техническая база детских библиотек.
Нужен капитальный ремонт помещения детской библиотеки - филиала №26 в п.г.т.Яя.
- сведения о состоянии зданий и помещений-
- сведения о проведенных ремонтных работах, затраты, бюджет (областной, местный, собственные средства, спонсорская помощь)
1.3. Приобретено (за счёт каких средств):
мебели;
техники;
оборудования;
другое
2.Работа с читателями-детьми.
Координация работы библиотек с социальными партнерами.
В 2012 году детская библиотека-филиал №26 МБУ ЦБС Яйского района продолжила координационную работу по обслуживанию детей и подростков ,руководителей детского чтения с общеобразовательными школами №1 и №3, средней школой №2, реабилитационным центром «Огонёк», детским домом «Колокольчик», летними городскими оздоровительными лагерями, детскими садами: «Солнышко», « Ромашка», « Чайка», дошкольной группой при школе №1 «Радуга», коррекционной школой, Центром социальной защиты населения и другими общественными организациями занимающимися воспитанием детей. Были заключены договора о творческом сотрудничестве с детскими дошкольными учреждениями, общеобразовательными школами, с коррекционной школой-интернатом, детским домом, реабилитационным центром для детей и подростков Яйского района . Дополнением к договорам составлены планы проведения детской библиотекой мероприятий для данной организации на 2012 – 2013 год.
Для организации досуга детей и подростков во время летних каникул была составлена программа «Книгоралли-2012 », с которой были ознакомлены руководители 7- ми доровительных лагерей.
Изменения, произошедшие в отчетном году в обслуживании пользователей детского возраста (структурные изменения, регламентирующая документация)
2.1. Основные цифровые показатели каждой детской библиотеки и сводные данные
№ | Кол-во детских библиотек в городе (поселке) | Кол-во жителей | Кол-во детей до 15 лет | Кол-во читателей (всего) | % охвата детского населения | Количество читателей по ЕРК | % охвата детского населения с учетом числа читателей по ЕРК |
1. | Детская библиотека- | 10521 | 2144 | 2590 | 120 | 1991 | 92,9 |
2.1.1. Увеличилось или уменьшилось число читателей в библиотеках (в сравнении с 2011 годом) Почему? Меры изучения наличия читательского резерва. Проведенные и планируемые мероприятия по привлечению новых читателей.
За последние несколько лет число читателей неуклонно увеличивается. Если в 2008 году общее число читателей в детской библиотеке составляло 2408 человек, то в 2012 году эта цифра уже составила - 2590 человек.
2.1.2. Книгообеспеченность одного жителя- ребенка в 2012 году
составила 30649:2144= 14,3экз
книгообеспеченность одного читателя 30649:2590=12 экз.
2.1.3. Средняя дневная посещаемость =23390:251=93,2
2.1.4. Обращаемость фонда = 77171:30649=2,5
Состав читателей по возрастам
| Детская библиотека-филиал №26 МБУ ЦБС Яйского района 2590 | |
Дошкольники | 504 | |
По классам | | |
| 1 | 192 |
2 | 209 | |
3 | 314 | |
4 | 228 | |
5 | 286 | |
6 | 149 | |
7 | 172 | |
8 | 129 | |
9 | 73 | |
10 | 65 | |
11 | 50 | |
Студенты | 58 | |
Работающая молодежь | 21 | |
РДЧ | 80 | |
Прочие | 60 |
2.2.1. Наиболее популярные среди читателей книги, авторы 2012 года .
Хантер Э. -серия «Коты- воители»
Хантер Э. – серия «Странники »
Ласки К. «Легенды ночных стражей»;
Книги серии «Прикольный детектив »;
Успенский Э. Серия книг о Простоквашино.
Оценивая жанрово-тематические предпочтения читателей – детей, то следует отметить, что дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще берут небольшие рассказы, сказки. Наиболее популярны среди данной категории читателей-детей книги серий: «Самое первое чтение», «Оживи картинки», «Для девочек», «Для мальчиков», «Первые уроки», «Весёлые занятия для малышей», «Любимые стихи». Дети данного возраста предпочитают книги с яркими иллюстрациями, книжки-игрушки, книжки -пазлы, развивающие и познавательные.
Учащиеся среднего школьного возраста предпочитают детские детективы, приключения и фантастику, весёлые рассказы. Из познавательных изданий пользуются спросом книги о динозаврах, домашних животных: хомячках, попугаях, аквариумных рыбках, книги по декоративно-прикладному искусству.
Учащиеся старшего возраста в основном берут произведения по школьной программе.
2.2.2. Степень соответствия библиотечного фонда читательскому спросу
Фонд детского отдела Центральной районной библиотеки соответствует спросу читателей, о чем свидетельствует низкое количество отказов -21 отказ.
2.3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах).
2.3.1. Проекты.
-
2.3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах).
В 2012 году для организации работы с детьми в период летних каникул была разработана программа летнего чтения «Книгоралли 2012 ».
срок реализации, июнь - август 2012 года
Цели и задачи программы
Цели: Формирование активной читательской деятельности и организация досуга детей и подростков в летнее время.
- Привлечение в библиотеку новых читателей.
- Закрепление роли книги в саморазвитии юного читателя.
- Продвижение качественной литературы, которая питает нравственность, патриотизм, любовь к Родине.
- Привлечение внимания детей к истории родного края, посёлка.
Задачи программы.
- Утвердить в детях потребность в постоянном общении с книгой .
-Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, разбираться в мире человеческих отношений и нравственных ценностей;
-Формирование у младших школьников отношение к читательской деятельности как к сфере самореализации и творчества;
Формами реализации программы является: проведение массовых мероприятий с использованием слайд – обзоров, просмотром фрагментов мультфильмов и видеоматериалов.
Ожидаемые результаты – это повышение посещаемости в библиотеке и увеличение числа читателей.
Программа «Книгоралли 2012 », включала в себя не только проведение массовых мероприятий, но и организацию творческих конкурсов : « Книгочей -2012» , конкурса рисунков «Радуга лета», «Оч.умелые ручки», проведение заседаний клубов по интересам: «Внимание мотор», « Пути- дорожки», работу выездных читальных залов в оздоровительных лагерях поселка, организацию акций «Библиотека под открытым небом» для школьников, «Бросай пустышку - бери книжку» -для малышей и их родителей.
Для детей из оздоровительных лагерей школ посёлка, планировалось почти ежедневное проведение массовых мероприятий сотрудниками детского отдела на территории библиотеки, на площадках, расположенных в школах, и в парке «Тополек» . Всего запланировано провести было за период действия оздоровительных лагерей -60 мероприятий различной тематики. В конце летних каникул планировалось провести конкурс «Книгочей лета», который выявил бы самых активных читателей и участников массовых мероприятий лета.
Для неорганизованной детской аудитории планировалось
- проведение акций: «Библиотека под открытым небом» для школьников,
«Бросай пустышку - бери книжку» -для малышей и их родителей, Дней открытых дверей-3 .
Литературного праздника «Аллея читающего детства»-3,
массовых праздников, посвященных пропаганде традиций русского народа ,фольклору-4,
государственным праздникам -3 ,
конкурсно – игровых программ-6,
обзоров новых книг и журналов-10,
познавательных часов-10
и театрализованных праздников-5.
- Организация выездные читальных залов: для детей из общежитий , реабилитационного центра для детей и подростков Яйского района детского дома «Колокольчик»;
2.3.2. Сколько всего библиотечных программ в ЦБС? Сколько из них ориентировано на детей ?
Всего в библиотеках МБУ ЦБС Яйского района ведется работа по 25 программам. По работе с детьми и подростками в течение 2012 года велась работа по 10 целевым программам:
Детская библиотека-филиал №26-« Книгоралли-2012» -программа летнего чтения для учащихся с 1 по 6класс
Анжерская сельская модельная библиотека-филиал №1-«Россию знаю и люблю» -программа гражданско-патриотического воспитания
Арышевская сельская библиотека-филиал №3- «Добрый островок детства»- эколого-краеведческое направление.
Верх-Великосельская сельская библиотека-филиал №5-«Тихая моя Родина» - краеведческое направление
Данковская сельская библиотека-филиал №7-«Душа родной земле принадлежит» (краеведение).
Дачно-Троицкая сельская библиотека-филиал №8 -«Зеленый мир» - экологическое воспитание.
Ишимская сельская библиотека-филиал №11-«Моё село, здесь я живу» (краеведение).
Кайлинская сельская библиотека-филиал №12-«Родники нашей памяти» (краеведение)
Новониколаевская сельская библиотека-филиал №16-«Я вырос здесь и край мне этот дорог» (эколого-краеведческая)
Яя-Бориковская сельская библиотека-филиал №25 - "Не исчезай, мое село!". краеведение
2.4. Основные направления библиотечного обслуживания, информационно-досуговой деятельности
Там где разделы частично пересекаются, можете сделать подробное описание в одном из разделов, в другом - сделать ссылку. Опишите подробнее мероприятия в рамках Года российской истории.
«Статистический анализ массовых мероприятий»
-
Форма мероприятия
Количество мероприятий (всего)
Акция
0
Бенефис
0
Беседа
0
Вечер
0
Встреча
8
Выставка
49
Дебаты, дискуссия
0
Занятие кружка, клуба
10
Игра, конкурс
37
Композиция
0
Конференция
0
Круглый стол
0
Лекция
0
Мастер-класс, творческая мастерская
4
Обзор
8
Посиделки
0
Праздник, театрализованное представление
13
Презентация
4
Ток-шоу
0
Тренинг
0
Урок
10
Утренник
0
Час
0
Экскурсия
6
Дополните список
Всего
149
Перечислите и проанализируйте комплексные формы работы Анализируя данные таблицы«Статистический анализ массовых мероприятий» можно сделать вывод, что наиболее популярной формой массовых мероприятий с детьми являются конкурсно - игровые программы. На втором месте в рейтинге стоят мероприятия с элементами театрализации. На третьем - информационно-познавательные часы
Выставочная деятельность
Всего за 2012 год в детской библиотеке было оформлено-49 выставок. Это были и развернутые выставки -просмотры ,выставки новинок литературы , полочные, тематические выставки . Всего на выставках было представлено 465 книжных, периодических , электронных и фотоиллюстративных изданий .Функционировали данные выставки в течении 1-2-х месяцев , количество обратившихся выставкам составило 750 человек .Из наиболее интересных выставок следует отметить :
« Лето на 5+»,«Калейдоскоп журналов», « Карусель сказок», «Книжка вышла погулять»,
«Азбука права »,«Дракончик Дино и все, все, все» и другие.
Основными направлениями библиотечного обслуживания детской библиотеки-филиала №26,
МБУ ЦБС Яйского района в 2012 году были следующие
- работа с дошкольниками;
- краеведение;
- экологическое просвещение;
- патриотическое, военно-патриотическое;
- работа в дни каникул;
- работа с родителями;
- работа с трудными детьми;
- поддержка и популяризация чтения.
2.4.4. Патриотическое, военно-патриотическое, гражданско-патриотическое направления Военно-патриотическое воспитание.
Проблема патриотического воспитания подрастающего актуальна сейчас как никогда. Используя различные формы проведения массовых мероприятий : часы истории, военно-патриотические игры, вечера-встречи, вечера- воспоминаний , велась пропаганда историко- краеведческого материала среди детей и подростков. Подготавливая и проводя мероприятия о событиях, связанных с войной, подразумевается, что это не дежурное напоминание о знаменательной даты в истории страны, а сохранение исторической памяти, воспитание патриотизма и гордости за свою Родину. По данной теме было проведено 8 массовых мероприятий.
Уроки - мужества-3:
Патриотические часы -3
Исторические часы-2
2.4.1. Работа с дошкольниками
Для привлечения читателей дошкольного возраста в течение 2011 года проводились следующие мероприятия: экскурсии, Дни дошкольника ,видео – обзоры, обзоры новинок книг, викторины, театрализованные праздники. Данные формы работы очень нравятся детям.
В мае и октябре 2012 года для подготовительных групп детского сада «Ромашка» и «Чайка», «Солнышко» прошел День дошкольника «Путешествие в Читайгород».
Дети на «волшебном поезде» отправились на экскурсию по библиотеке. Они побывали на станциях «Абонемент», «Сказочная», «Читальный зал» и «Игровая». Сказочные герои, в образах которых выступили сотрудники детской библиотеки, рассказали ребятам о назначении абонемента, о том как можно записаться в библиотеку. А по отрывку из сказочных произведений дети угадывали название книги. В читальном зале всех присутствующих встретила Королева книги, она объяснила правила поведения в библиотеке и правила пользования книгой. Литературный герой Карлсон показывал картинки с предметами из разных сказок, а дошкольники угадывали, в какой сказке встречается этот предмет. Дети были просто заворожены увиденным, внимательно слушали ведущих , охотно отвечали на «сказочные» вопросы.
2.4.5. Работа в дни каникул
Одним из основных направлений деятельности Детской библиотеки является организация досуга детей и подростков в период каникул.
«Ура каникулы! Пора в библиотеку, детвора!» таким был девиз мероприятий Детского отдела Центральной районной библиотеки новогодних каникул 2012 года . Все началось с конкурсно- игровой программы «Веселые забавы у елки» , в ходе которой детям были предложены веселые новогодние подвижные игры и познавательные конкурсы. В рождественский сочельник прошли «Рождественские посиделки». Следующим мероприятием была познавательная викторина «Поёт зима, аукает!», в основу которой лег сюжет телепередачи «Умники и умницы». Участникам игры были предложены четыре темы- викторины: «Снежная», «Зимняя», «Морозная», «Драконья». Активное участие в мероприятии приняли так же и болельщики, которые за правильный ответ получали жетон – «снежок». В конце новогодних каникул состоялось заседание творческой мастерской «Самоделкин и компания», темой которой была – рукавичка. Дети вместе с библиотекарем совершили виртуальное слайд-путешествие в далекую Древнюю Русь, из которого ребята узнали о том, как появилась рукавица, и какое значение на Руси имел цвет и орнамент этого изделия. В творческой части мероприятия школьники на предложенных шаблонах нарисовали «Рукавичку своей мечты».
На Неделе детской книги в 2012 году в детской библиотеке детей ждал ряд увлекательных мероприятий. Началось все с литературной игры «В гостях у дедушки Корнея», в ходе которой, ребята смогли продемонстрировать свои знания произведений Корнея Чуковского. В ходе второго дня Недели – школьники 5-6 классов приняли участие в конкурсах «Стихи моего детства», «Узнай героя», «Веселая рифма» и др. Подхватила эстафету Недели конкурсно-игровая программа «Четвероногие герои книг». Для учащихся начальных классов было организованно увлекательное виртуальное путешествие по страницам произведений, героями которых являются животные. А закончилась Неделя детской книги экскурсиями для дошкольников «Дом, в котором живут книги».
Для организации работы с детьми в период летних каникул Детским отделом Центральной районной библиотеки была разработана программа летнего чтения «Книгоралли - 2012», включающая в себя не только проведение массовых мероприятий, организацию конкурсов: «Книгочей лета », конкурса рисунков « Радуга лета», конкурса поделок из природных материалов «Очумелые ручки», а также проведение заседаний клубов по интересам: «Внимание мотор», «Пути - дорожки», а работу выездных читальных залов в оздоровительных пришкольных лагерях поселка и проведение акций «Библиотека под открытым небом» для школьников. Для детей из городских оздоровительных лагерей посёлка ( а их в 2012 году было - 6: школы31,2.3, коррекционная школа, отдел социальной помощи на дому, спортивный лагерь « Альбатрос» ) в течении двух сезонов почти ежедневно сотрудниками детского отдела Центральной районной библиотеки проводились массовые мероприятия как на территории библиотеки, так и на площадках, расположенных в городских оздоровительных лагерях.
Детским отделом Центральной районной библиотеки проведено за период действия программы -33 массовых мероприятия, ориентированных на 1-6 классы. Охват детского населения массовой работы в этот период составил 50 %
Основными формами проведения массовых мероприятий, для детей были: конкурсно - игровые программы, познавательные часы, игры, викторины, литературные конкурсы, презентации новых книг. Наибольшую популярность среди детей получили следующие массовые мероприятия проведенные сотрудниками Центральной районной библиотеки: игра-поиск« Остров Сокровищ», конкурсно - игровые программы: « В хороводе солнечного света по земле шагает лето», «В мире сказок», «Дружат дети всей Земли», В гостях у Водяного и Кикиморы» Приглашаем в Сказкоград всех девчонок и ребят»,« Открываем дверь в лето», конкурс актерского мастерства «Там, на неведомых дорожках», познавательная программа «Правознайка». В конце августа2012 сотрудники Детского отдела Центральной районной библиотеки устроил для ребят литературный праздник, на котором были подведены итоги программы летнего чтения.
2.4.6. Работа с одаренными детьми
В течение 1 квартала 2012 года была проведена работа по отбору лучших стихотворений юных самодеятельных поэтов. Совместно с Центром Детского творчества п. г. т Яя, сотрудниками школьных библиотек и учителями школ района была проведена работа по сбору поэтических произведений среди учащихся 4-11 классов. В апреле, в рамках заседания поэтического клуба «Вдохновение», был организован круглый стол, на который были приглашены все будущие авторы сборника. Во время проведения заседания клуба обсуждались: замечания, представленные редактором сборника, известным кузбасским поэтом Александром Катковым, высказывались предложения по названию сборника.
В мае 2012 года в рамках заседания поэтического клуба « Вдохновение» состоялся мастер-класс поэта Александра Каткова для самодеятельных поэтов Яйского района, чьи стихотворения вошли в черновой вариант поэтического сборника. На протяжении 2часов Александр Иванович работал с каждым юным автором, давал рекомендации по корректировке текстов некоторых произведений. В течении нескольких месяцев сотрудники Центральной районной библиотеки, совместно и редакцией издательства «Регтаймс» делали корректуру текста, подбирали иллюстрации для обложки сборника, изыскивали средства для выпуска. И наконец, в сентябре 2012 года рамках празднования 115 - летия поселка Яя в парке «Тополек» состоялась презентация поэтического сборника самодеятельных поэтов Яйского района « И лаской, и душой к тебе, мой край родной!».
2.4.9. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с трудными детьми.
Формирование информационной среды, противодействующей асоциальным явлениям, формирование у детей позитивного отношения к жизни и собственному здоровью.
В течении 2012года работа с детьми из социально –незащищенных слоев населения, с трудными подростками в Детском отделе Центральной районной библиотеки велась в рамках программы «Не дадим ребёнку стать трудным». В ходе реализации программ в течении отчетного периода в детском отделе Центральной районной библиотеки было проведено 7 мероприятий, оформлено 5 выставок-просмотров, Формы массовых мероприятий были самыми различными конкурсно – игровые программы, презентации, новинок книжных и периодических, электронных изданий , экскурсии, познавательные конкурсы, правовые игры. В июне, июле текущего года для детей из летних оздоровительных лагерей сотрудниками детского отдела Центральной районной библиотеки проведен целый цикл познавательных конкурсно-игровых программ «Правознайка», направленных на повышения правовой культуры детей и подростков . Темы , затронутые на мероприятиях касались различных аспектов основ правовых знаний : «Подростку о его правах», «Основы правовых знаний», «Правовые основы семейных отношений», « Мир подростка и толерантность» .
Для того чтобы детей и подростков увлечь чтением и тем самым отвратить их от пагубного влияния « улицы», сотрудники детского отдела ЦРБ и в период летних каникул организовывали выездные читальные залы в городских оздоровительных лагерях поселка, проводили заседания творческих клубов по интересам клубов: «Самоделкин и компания» и « Внимание, мотор!».
Формирование у детей и подростков позитивного отношения к жизни и собственному здоровью является одним из основных направлений в работе Детской библиотеки—филиала№2. Всего за отчетный период проведено 18 массовых мероприятий:
Циклы конкурсно-игровых программ: «Здоровым быть модно», «По дороге к Лукоморью», « В гостях у Водяного и Кикиморы», «Остров Сокровищ», «Нептун и компания» «Лекарство от скуки». В июне-августе 2012года сотрудниками Детского отдела ЦРБ в рамках работы в данном направлении, для детей из коррекционной школы была апробирована новая форма работы как «День жизнерадостного чтения». Это комплексное мероприятие состояло из 3-х блоков: игрового (проведение конкурсно - игровых программ; познавательного (проведение презентаций, премьер, выставок - просмотров книжных и периодических изданий ) и творческого (проведение конкурсов рисунков и поделок) .
2.4.11. Поддержка и популяризация чтения
В марте, апреле 2012 года в Детской библиотеке прошла презентация новых книг «В библиотечном царстве, в книжном государстве». Сценарий мероприятия основан на сюжете мультфильма «Вовка в тридевятом царстве». Действие начинается в библиотеке, куда Вовка ходит за сказками. Мечтая о жизни «что бы делать, лишь бы ничего не делать», Вовка попадает в книжное царство, где знакомится с царем, который, устав от скучной царской жизни, увлекается поделками. Он предлагает Вовке соответствующую литературу - «Увлекательные поделки из спичек», книги серии «Сказочное рукоделие», «Самоделкин для мальчиков», которые вовсе не по душе нашему герою и он оправляется дальше по книжному царству и на его пути встречаются две Василисы Премудрых. У одной из Василис в корзинке книги из раздела «Энциклопедии для супердевочек», а другая рекламирует подружке серию «Планета детства». Желая научиться премудростям, Вовка попадает на урок к Василисам, которые показывают ему «Новейшую детскую энциклопедию обо всём на свете», «100 величайших шедевров мирового искусства, которые необходимо увидеть», «Книгу рекордов растительного мира». Понимая, что тунеядцев и лодырей нигде не любят, наш герой покидает книжное царство и оказывается вновь в библиотеке.
Закончилось мероприятие слайд-викториной по книге Кати Матюшкиной «Веники еловые или Приключения Вани в лаптях и сарафане». К мероприятию была оформлена книжная выставка «Новинки из книжной корзинки».
Областной конкурс «Самая читающая семья»
В течении июля, августа в сельских библиотеках-филиалах и в Центральной районной библиотеке рамках прошел отборочный тур конкурса «Самая читающая семья». В состязании на звание «Самая читающая семья Яйского района» приняли участие 5 семейных команд – победителей первого тура. Мероприятие проходило в четыре этапа. На первом прошел конкурс под названием «Визитка». Все команды должны были в свободной форме представить себя и свои добрые семейные традиции. Конкурсанты очень творчески подошли к этому заданию.
На втором этапе семейные команды представили на обозрение свои любимые книги. Для кого-то это оказались книги по прикладному творчеству, поэзия, русские народные сказки, а вот глава семьи Жихаревых из Улановки представил свою любимую художественную книгу Михаила Шолохова «Тихий Дон».
Третий конкурс был творческий, в котором команды смогли показать свою эрудицию, смекалку, сообразительность. По итогам трех конкурсов победила семейная команда Ядыкиных из Яи. По окончанию конкурса все команды были награждены дипломами.
3. Основные направления и формы работы с руководителями детского чтения
Детскую библиотеку посещают не только дети, но и руководители детского чтения. Это воспитатели, учителя школ. Для них библиотекари подбирают книги и материал по педагогике, психологии, дошкольном воспитании. На руководителей детского чтения заводятся карточки абонентов информирования (ИРИ), согласно которым проводятся оповещения о новой поступившей литературе.
4. Работа с детьми в сельских библиотеках.
Основными направлениями библиотечного обслуживания читателей детей в сельских библиотеках МБУ ЦБС Яйского района в 2012 году были следующие
- краеведение;
- экологическое просвещение;
- патриотическое, военно-патриотическое;
- работа в дни каникул;
- работа с родителями;
- работа с трудными детьми;
- поддержка и популяризация чтения.
2012 год в России был объявлен Годом Истории . В библиотеках МБУ ЦБС Яйского района за отчетный год было проведено 78 массовых мероприятий ,посвященных данной тематике. :
Тематических часов-12
информационо- познавательные часы -23,
виртуальных путешествий-8 ,
устные журналы-10,
викторины-25
В период с января по декабрь 2012 по данной тематике в Детском Центральной районной библиотеки и библиотеках- филиалах ЦБС было оформлено 27 выставок.
Из них:
выставок просмотров-10 ,
тематических и полочных-17
Всего на выставках было представлено 350 книжных и периодических фотоиллюстративных изданий.
Функционировали данные выставки в течении более полугода, количество обратившихся выставкам составило 550 человек населения.
Историческое, военно-патриотическое воспитание
В данном направлении работает Анжерская сельская модельная библиотека-филиал №1. Программа работы библиотеки «Россию знаю и люблю», которое включает в себя:
изучение истории родной земли, истории Отечества, национальных устоев русского народа и других народностей проживающих на территории поселка Безлесный.
воспитание у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине, приобщение к трудовому и ратному подвигу земляков.
Особое внимание в программе разработанной сотрудником уделено теме Великой Отечественной войны Используя различные формы проведения массовых мероприятий : часы истории, военно-патриотические игры, вечера-встречи, вечера- воспоминаний , велась пропаганда историко- краеведческого материала среди детей и подростков. Подготавливая и проводя мероприятия о событиях, связанных с войной, подразумевается, что это не дежурное напоминание о знаменательной даты в истории страны, а сохранение исторической памяти, воспитание патриотизма и гордости за свою Родину. По данной теме было проведено 10 массовых мероприятий.
Уроки - мужества-3:
Патриотические часы -3
Исторические часы-3
Электронная презентация-1.
На выставке - просмотре «Победа во имя живущих», действовавшей с апреля по июнь, были представлены лучшие произведения литературы о войне, современные документы о войне, фотографии военных лет из личных фотоархивов читателей и жителей села. Выставку посетило 300 человек от школьников младших классов до пенсионеров.
Краеведение
В 2012 году зав. Яя – Бориковской сельской библиотекой – филиалом №25 была разработана краеведческая программа "Не исчезай, мое село!".
Цели программы:
Пропаганда краеведческих знаний в системе образования и воспитания личности.
Формирование культурно - исторического сознания посредством развития краеведения.
Создание действенного механизма распространения краеведческих знаний и информации.
Задачи программы:
Собрать историко - краеведческий материал об истории села, о знаменитых земляках, воссоздать по крупицам события прошлого, имена, факты;
Донести информацию об истории родного села до всех его жителей;
Формы и методы реализации программы:
Оформление библиотеки в соответствии с идеей программы: наглядная информация о целях и задачах программы.
Организация индивидуальной и массовой работы с читателями с использованием следующих форм: книжные выставки, краеведческие часы, презентации, конкурсы, викторины, турниры, вечера, часы интересных сообщений, встречи с интересными людьми, устные журналы;
Создание клуба по интересам "Лента Времени";
Библиотечные акции: "Не исчезай, мое село", "Моя Родина там, где меня помнят и знают!".
Ожидаемые конечные результаты:
создание фотоальбома и летописи села "Мне век бы жить в той маленькой деревне…";
оформление композиционного стенда, отражающего результаты проделанной работы;
привлечение в библиотеку новых читателей.
В рамках реализации данной программы сотрудником библиотеки был разработан цикл мероприятий для детей и подростков: "Здесь Родины моей начало" в форме вечеров - встреч с людьми, внесшими большой вклад в развитие культуры, сельского хозяйства села, старожилами. Такие мероприятия помогли школьникам почувствовать живую связь времен, ощутить себя участниками и очевидцами событий тех лет. При участии читателей - волонтёров был собран уникальный фотоиллюстративный и информационный материал по истории Яя-Борика, на основе которого, были созданы: фотоальбом и пилотный вариант летописи села.
Историческое краеведение является основным направлением работы Ишимской сельской библиотеки - филиала №11.Уже в традицию вошли ежегодные вечера - встречи со старожилами села, тружениками тыла, участником Великой Отечественной войны , с семьями репрессированных. В ходе проведения данных мероприятий , юное поколение села Ишим узнает много нового об истории родного села . Большой интерес у учащихся вызвал цикл мероприятий «Моя родословная». Для того чтобы составить свое родословное древо школьники использовали материал о своих предках в виде устной информации полученной от родственников, а некоторые могли кое-что узнать из материалов мини-музея.
Работа мини – музея «Русская старина » при библиотеке – филиале в 2012 году получила дальнейшее развитие. Все больше привлекает он к себе посетителей, В течение года в мини-музее проводились информационно-познавательные и краеведческие часы. Стало уже традицией проведение в помещении музея фольклорных праздников, посиделок. Обзорные экскурсии «Под сенью веков»: вызывают интерес детей, взрослой аудитории, как местных жителей и так гостей села. В течении года фонд музея пополнился новыми экспонатами.Постоянно в библиотеке действуют выставки-просмотры: «Сибирь - мой край родной», «Окно в природу», «Наши земляки-ветераны», «4 года славы и потерь», «Письма как летопись боя», фотоиллюстративная выставка «Лица ушедшего века». В течении года участники клуба «Поиск» принимали активное проведении мероприятий в мини-музее, организовывали краеведческие экспедиции по селу, собирая краеведческую информацию. Полученный материал в настоящее время систематизируется и заносится пока в рукописную «Летопись села», в альбом «Преданья старины далекой». Кроме этого, для популяризации истории родного села среди школьников, сотрудником библиотеки - филиала с мая по октябрь используется такая форма работы как «Экскурсии под открытым небом».
Работа с трудными детьми
Формирование у детей и подростков позитивного отношения к жизни и собственному здоровью является одним из основных направлений в работе библиотек МБУ ЦБС Яйского района с детьми из социально –незащищенных слоев населения, с трудными подростками.
Всего за отчетный период библиотеками МБУ ЦБС Яйского района было проведено 28 массовых мероприятий:
информационно- познавательные часы -8, ,
конкурсно-игровые программы-8
устные журналы-2
викторины-10
В период с января по ноябрь 2012 по данной тематике в Центральной районной библиотеке и библиотеках- филиалах ЦБС было оформлено 10 выставок-просмотров . Всего на выставках было представлено 180 книжных ,периодических изданий ,а также фотоиллюстративных материалов. Функционировали данные выставки в течении более 2-3 месяцев, количество обратившихся выставкам составило 150 человек .
Особенностью данного направления является, то что все мероприятия по данной тематике носят оптимистический, позитивный жизнеутверждающий характер, как-то : цикл конкурсно-игровых программ «Здоровым быть модно», «По дороге к Лукоморью»,« В гостях у Водяного и Кикиморы» , «Остров Сокровищ» ,«Нептун и компания» «Лекарство от скуки». В Бекетской сельской библиотеке - филиале№ 4 работа в этом направлении ведется в рамках программы «Здоровое поколение-сильное поколение». Одной из главных задач Туратской сельской библиотеки-филиала№22 является пропаганда здорового образа жизни среди подрастающего поколения. Этой теме были посвящены мероприятия ,проводимые в рамках занятий клуба «Прикольчик» в первом полугодии 2012 года: тематические и информационно-познавательные часы, конкурсно- игровые программы , устные журналы . Сотрудником Ольговской сельской библиотеки-филиала №17 для детей из реабилитационного Центра для детей и подростков был проведен также ряд мероприятий конкурсно-игрового характера , формирующих у детей и подростков позитивное отношения к жизни и собственному здоровью.
В рамках повышения правовой культуры детей и подростков и с целью формирования информационной среды, противодействующей асоциальным явлениям, в течении данного времени активно велась работа в Марьевской сельской модельной библиотеке на базе клуба по интересам « Азбука права».
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: