Международного образовательного центра на территории тамбовской области
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тамбовский государственный технический университет»

П Р О Е К Т
МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА
НА ТЕРРИТОРИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН)
Аннотация
к проекту создания Международного образовательного центра
Настоящий проект является пилотным проектом, направленным на совершенствование экспорта образовательных услуг Российской высшей школы, на интеграцию вузов России в международное образовательное пространство и на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.
Целями проекта являются:
создание рыночного сегмента, способного обеспечивать стабильный приток средств из-за рубежа;
содействие в решении демографических и миграционных процессов в субъекте Российской Федерации;
совершенствование системы образования в результате включения вузов Тамбовской области в рамки международного сотрудничества.
Реализация проекта включает три этапа.
1. Реконструкция общежитий, здания университетского комбината питания и учебных корпусов с увеличением их вместимости (сметная стоимость около 115 млн. р.).
2. Строительство двух учебных корпусов для института нанотехнологий, института электронной техники и автоматизации, института экономики и менеджмента, института транспорта и агросервиса, института энергетики, студенческих общежитий, жилых домов для преподавателей, комбината бытового обслуживания, центра досуга со зрительным залом на 2000 мест, здания технопарка и др. (сметная стоимость около 3,5 млрд. р.).
3. Строительство двух учебных корпусов, студенческих общежитий и жилых домов для преподавателей (сметная стоимость около 2,6 млрд. р.).
Проект получил поддержку от Союза ректоров, Тамбовской городской
думы и Экономического форума Центрального федерального округа.
Международный образовательный центр
на территории Тамбовской области
Введение
Основной проблемой социально-экономического развития Тамбовской области является отсутствие на ее территории мощных градообразующих предприятий, способных обеспечивать значительные стабильные поступления в бюджеты города и области, обеспечивать высокую занятость населения, оказывать существенное влияние на экономику города и области в целом. Наряду с этим в Тамбовской области действует развитая инфраструктура высшего и среднего профессионального образования, которую можно использовать в качестве донорской составляющей. Одним из возможных путей решения этой проблемы может быть создание на территории области в г. Тамбове Международного образовательного центра по подготовке и переподготовке иностранных специалистов и научно-технического сотрудничества.
Современная ситуация на международном рынке образовательных услуг такова, что на протяжении последних 30 лет основными поставщиками студентов являются страны Азии и Африки. По данным Института международного образования доля азиатских студентов, обучающихся за рубежом, от общего числа иностранных студентов составляет около 50% (1995 – 2005 гг. – 48–49%). Лидирующее положение в мире по числу студентов, посылаемых для обучения за рубеж, занимают такие страны, как Китай (более 210 000 человек), Корея, Малайзия, Индия (по 80 000 человек). Наблюдается также устойчивый рост иностранных студентов из таких стран, как Таиланд, Индонезия, Сингапур и Пакистан.
Вторым, наиболее крупным поставщиком иностранных студентов, являются арабские страны Ближнего Востока и Африки – Марокко (более 40 000 студентов), Иран (32 000 студентов), Иордания (более 22 000 студентов), Алжир (22 500 студентов), Палестина (13 000 студентов). В двадцатку стран, для которых характерно наиболее высокое число студентов, обучающихся за рубежом, приходящееся на 10 000 населения, входят также ОАЭ, Бахрейн и Кувейт. Существенно возрастает поток студентов из Нигерии, Замбии, Камеруна, Ганы, Конго и других африканских стран.
Наибольшей популярностью среди иностранных студентов пользуются образовательные программы по таким направлениям, как бизнес и менеджмент (изучает 19,5% от общего числа иностранных студентов), технические специальности (18%), математика и вычислительная техника (9%), естественные науки (8,5%), социальные науки (7,5%), медицина и здравоохранение (4%).
Существующее положение на российском рынке образования иностранцев характеризуется достаточно большим количеством высших образовательных учреждений, предлагающих свои услуги иностранным абитуриентам. В основном подготовка специалистов из числа иностранных граждан сосредоточена в крупных годах (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж и др.). Подготовкой иностранных граждан в Тамбовской области занимается в основном Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Тамбовский государственный технический университет» (ФГБОУ ВПО «ТГТУ»), а также Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Мичуринский государственный аграрный университет». ФГБОУ ВПО «ТГТУ» осуществляет обучение иностранных граждан на всех уровнях и формах образования, по всем имеющимся направлениям и специальностям. Учебными заведениями накоплен большой опыт сотрудничества с университетами и предприятиями Германии, Англии, США, Польши, Дании, Швеции, Италии, Испании, Китая, Вьетнама и других стран.
Оценка мирового опыта показывает, что подготовка специалистов из числа иностранных граждан ведется в основном в крупных международных образовательных центрах с числом учащихся в 15 – 30 тыс. человек. Как правило, такие образовательные центры расположены в небольших городах с хорошо налаженным сервисом для студентов. Сосредоточение подготовки специалистов в крупных образовательных центрах позволяет повысить качество обучения, привлекать к работе преподавателей мирового уровня и развивать современную материально-техническую базу учебного процесса.
Основной проблемой существования и развития высшего образования в России в ближайшие 10 – 15 лет, с нашей точки зрения, станет проблема его сохранения, совершенствования и интеграции в международное образовательное пространство, что потребует значительных материально-технических, интеллектуальных и людских ресурсов.
В первую очередь потребуется практически полное обновление лабораторного оборудования, ремонт общежитий и оснащение вузов страны современной техникой.
Крайне необходимо совершенствование методического обеспечения учебного процесса, создание и реализация образовательных стандартов третьего поколения, отвечающих современным требованиям, но вместе с тем сохраняющих традиции фундаментальности российского образования. Также важно обеспечить современную информационную базу учебного процесса, применяя современные информационные технологии. Это должно стать одним из главных элементов интеграции вузов в международное образовательное пространство.
Ведущие страны мира, успешно развивающие экспорт образовательных услуг, превратили сферу образования в доходную отрасль своей экономики и с ее помощью успешно решают геополитические, внешнеэкономические и демографические задачи. Так, ежегодный объем экспорта образовательных услуг в США оценивается в 14 млрд. долл. США. В России пока не сложилась государственная политика в области экспорта образовательных услуг. Российские университеты не активны на международном рынке образования. Их усилия в этом направлении разрознены и малоэффективны. Они работают в своем сегменте низких цен на образование (Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М.: Центр социального прогнозирования, 2007. 700 с.).
Все эти проблемы накладываются на период критической демографической ситуации, связанной с резким уменьшением числа выпускников средних школ. По прогнозам на ближайшие пять-шесть лет число абитуриентов может стать меньше предлагаемых мест в высших учебных заведениях.
С другой стороны, опыт стран, переживших или переживающих период экономических реформ, показывает, что они сопровождаются ростом потребности в квалифицированных специалистах с высшим образованием, в первую очередь, по техническим специальностям. Однако потенциал этих стран не может обеспечить свои потребности в кадрах, что вынуждает их посылать своих граждан в другие страны. Россия здесь является исключением. Она может не только обеспечить свои потребности, но и обучать специалистов для других стран. Россия обладает необходимым потенциалом для успешной работы на международном рынке образовательных услуг, который тем не менее нуждается в большем внимании.
Таким образом, с одной стороны, есть необходимость глубокой модернизации российского высшего образования, особенно его материально-технической базы, а с другой стороны, есть устойчивая потребность развивающихся стран, в первую очередь стран СНГ, Китая, Юго-Восточной Азии, Африки и Ближнего Востока, в учебных центрах, способных дать качественное интернациональное образование. Примером создания такого центра может служить Турция, которая организовала для граждан мусульманских стран недалеко от столицы крупный международный университет на 30 000 студентов.
1. Основные положения концепции по созданию
Международного образовательного центра
субъекта Российской Федерации
Одним из видимых путей разрешения перечисленных выше проблем
может стать создание на территории России – в федеральных округах на базе существующих высших учебных заведений, Международных образовательных центров (университетов). Главной задачей таких центров является использование новейшей материально-технической базы подготовки специалистов, применение современных информационных средств и обучающих технологий, привлечение к учебному процессу на контрактной основе преподавателей ведущих вузов России и зарубежных стран. Такие учебные центры должны изначально создаваться глубоко интегрированными в международное образовательное пространство в рамках Болонского соглашения. Обучение в них должно вестись не только традиционными методами, но и с применением современных сетевых технологий.
В условиях неблагоприятной демографической ситуации, уменьшения количества абитуриентов, для создания Международных образовательных центров могут быть эффективно использованы иностранные инвестиции. Они могут быть получены путем привлечения на обучение иностранных граждан из стран Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Китая, стран СНГ. Для дотационных регионов России такие Международные образовательные центры могут стать градообразующими структурами, способствующими социально-экономическому развитию.
Предлагается в качестве пилотного проекта разместить один из Международных образовательных центров в Центральном федеральном округе на территории Тамбовской области. Область обладает благоприятными природно-климатическими и социально-экономическими условиями, расположена в центре Европейской части России, обладает необходимым научным и техническим потенциалом. В области имеются ФГБОУ ВПО «ТГТУ», ФГБОУ ВПО «ТГУ им. Г.Р. Державина», ФГБОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет» и Тамбовский музыкально-педагогический институт.
Международный образовательный центр позволит решить не только указанные выше проблемы, но и создать для Тамбовской области градообразующую структуру со стабильными финансовыми потоками, способными оказывать существенное влияние на региональный бюджет. Ее создание позволит не только сохранить, но и развивать университетское образование, решить задачу устойчивого финансирования бюджета города и области за счет привлечения средств на строительство учебной базы и жилья, бытовое и культурное обслуживание обучающихся.
В создании и развитии Международного образовательного центра предполагается выделить три этапа, отличающиеся разными объемами подготовки иностранных студентов и разными уровнями организационных структур.
Первый этап предусматривает увеличение количества иностранных студентов до 500 – 700 человек. Подготовка их ведется в рамках существующих в ФГБОУ ВПО «ТГТУ» направлений. Предполагаемая продолжительность первого периода – пять-шесть лет. Первый этап включает реконструкцию корпуса технического университета с увеличением вместимости на 500 мест, реконструкцию общежитий с увеличением их вместимости на 500 мест, реконструкцию существующей столовой университета с увеличением на 200 посадочных мест.
Второй этап предусматривает увеличение количества иностранных студентов до 1300 – 1500 человек и интеграцию в систему Международного образовательного центра других высших учебных заведений города и области. Для этого периода характерно открытие подготовки по новым направлениям, увеличение количества и улучшение качественного состава преподавательского корпуса. Общее число обучающихся в университете возрастет до 7–8 тыс. человек, вероятно появление новых факультетов и институтов. Продолжительность второго периода пять – восемь лет. На этом этапе предполагается построить учебные корпуса на 6000 мест, научно-технический центр с технопарком и лабораториями, студенческие общежития и жилые дома для преподавателей (при условии частного и государственного партнерства).
Третий этап предусматривает дальнейшее наращивание объемов подготовки специалистов из числа иностранных граждан до 2500 – 3000 человек. Общее число обучающихся по дневной форме обучения составит 10 – 12 тыс. человек. Для этого периода характерно развитие и укрепление материально-технической базы учебного процесса, дальнейшее повышение качества подготовки специалистов и расширение зоны привлечения абитуриентов из числа иностранных граждан. На этом этапе предполагается построить еще учебные корпуса на
2000 мест, реконструировать корпус технического университета с увеличением его вместимости на 3000 мест, продолжить строительство студенческих общежитий и жилых домов для преподавателей.
Финансирование проекта планируется осуществлять за счет собственных средств университета, полученных от обучения иностранных студентов и аспирантов на коммерческой основе, а также с привлечением заемных средств и средств внешних инвесторов.
Идея Международного образовательного центра обсуждалась и получила положительную оценку на экономическом форуме Центрального федерального округа.
Проект был доложен на заседании расширенного Правления Российского Союза ректоров «Об опыте работы Советов ректоров вузов федеральных округов по координации усилий образовательных учреждений в обеспечении доступности образования и повышения его качества» с участием Министра образования России и был одобрен для создания на территории Тамбовской области, как составной части университетского округа, градообразующей структуры
г. Тамбова.
Предложения ФГБОУ ВПО «ТГТУ» по созданию Международного образовательного центра как градообразующей структуры г. Тамбова получили одобрение в решениях Тамбовской городской думы и мэрии г. Тамбова.
2. Условия формирования центра
Для достижения поставленной цели создания Международного образовательного центра должны быть решены следующие задачи:
обеспечение стабильного ежегодного поступления абитуриентов из числа иностранных граждан, финансирование их обучения за счет их собственных средств, за счет средств иностранных государств и за счет бюджета Российской Федерации;
создание соответствующей структуры образовательных программ подготовки специалистов, имеющих наибольшую востребованность среди абитуриентов из числа иностранцев;
международная аккредитация создаваемого Международного образовательного центра;
комплектование учебного процесса высококвалифицированными кадрами на контрактной основе, обеспечивающими мировой уровень подготовки специалистов;
обеспечение развития соответствующей высоким требованиям материально-технической базы учебного процесса;
выделение территории для размещения комплекса учебных и административных зданий, отвечающей соответствующим требованиям, имеющей градостроительное значение и возможности для ее расширения;
выделение территории для размещения комплекса жилых зданий, обеспечивающих соответствующие условия для проживания учащихся и преподавателей.
С нашей точки зрения, предпочтение следует отдать таким основным направлениям обучения, как информационные технологии, строительство, архитектура, энергетика, нанотехнологии, химия, транспорт, электроника, сельское хозяйство, машиностроение, экономика, менеджмент, финансы, медицина и др. Тем направлениям науки и техники, которые пользуются наибольшим спросом на современном этапе, и по которым высшими учебными заведениями области накоплен достаточный потенциал.
Даже на первый взгляд перспективы создания градообразующей структуры в виде Международного образовательного центра на территории Тамбовской области очевидны.
Во-первых, создание такого образовательного центра на территории Центрального административного округа позволит сосредоточить подготовку специалистов из числа иностранцев в одном месте. Тем самым появится возможность с наименьшими затратами создать материально-техническую базу учебного процесса, отвечающую запросам абитуриентов, сформировать преподавательский коллектив с мировым уровнем.
Во-вторых, позволит не только сохранить, но и развивать университетское образование России с привлечением иностранных инвестиций, позволит сохранить и обеспечить достойные условия работы для лучших ученых и специалистов в условиях неблагоприятных демографических условий.
В-третьих, такой центр может стать градообразующим элементом для областного центра, может решить задачу устойчивого финансирования бюджета города и области за счет привлечения инвестиций на строительство учебного и жилого комплексов, в бытовое и культурное обслуживание обучающихся, преподавателей и сотрудников.
Создание и развитие Международного образовательного центра предполагается разделить согласно разработанной концепции на три периода, отличающихся разными объемами подготовки иностранных студентов и разными уровнями организационных структур.
Таким образом, при реализации всех этапов концепции за 15 – 20 лет на территории Тамбовской области может быть сформирован Международный образовательный центр мирового уровня, позволяющий на основе привлечения иностранных инвестиций решить проблемы сохранения и развития университетского образования России на территории Центрального административного округа. Центр может стать градообразующим элементом для г. Тамбова и позволит решить многие экономические, технические, социальные, демографические проблемы его развития и области.
Реализация проекта позволит интенсифицировать процесс интеграции высшего образования России в международное образовательное пространство, организовать обмен культурными ценностями, создать условия для появления нового поколения специалистов с высшим образованием, способных работать в рыночных условиях не только нашей страны, но и других государств.
Работу по созданию Международного образовательного центра необходимо начинать с разработки детального комплексного плана и графика, учитывающего комплектование абитуриентов и кадров преподавателей, открытие
новых направлений и расширение существующих, проектирование, ремонт,
реконструкцию и строительство зданий и сооружений. Для решения этой задачи должна быть сформирована рабочая группа из соответствующих специалистов по типу временной дирекции строящегося предприятия.
Особое внимание должно быть направлено на создание и реализацию эффективной комплексной маркетинговой программы, которая должна включать в себя целый ряд таких взаимосвязанных элементов:
систематические исследования международного рынка образовательных услуг и труда;
реклама образовательных услуг в специализированных зарубежных изданиях и средствах массовой информации;
периодическое издание информационно-справочных материалов (в печатной и электронной формах) о Международном образовательном центре и их распространение по дипломатическим и другим каналам за рубежом, в том числе через библиотечную сеть университетов;
создание специализированного сервера в компьютерной сети Интернет с практической информацией для иностранных студентов на нескольких
иностранных языках и возможностью подачи заявления на обучение в режиме "on-line";
регулярное участие университета в международных выставках и ярмарках образовательных услуг, проводимых зарубежными партнерами;
проведение информационных поездок по наиболее перспективным для набора студентов странам, с проведением семинаров об образовании и работой выездных приемных комиссий;
создание в Тамбове регионального сервисного центра, оказывающего содействие иностранным студентам в течение всего срока пребывания в Российской Федерации;
создание системы размещения иностранных студентов в российских семьях;
участие в подготовке, издании и периодическом обновлении сборника документов, оговаривающих эквивалентность российских и зарубежных образовательных документов и подтверждающих признание российских документов о высшем и послевузовском образовании в различных странах мира.
Город Тамбов выбран для размещения Международного образовательного центра не случайно.
Во-первых, Тамбов расположен практически в центре Центрального административного округа, недалеко от г. Москвы и имеет с ней хорошую железнодорожную и автомобильную связь.
Во-вторых, в Тамбовской области имеются благоприятные природные, климатические, экологические, рекреационные и социальные условия для размещения большого числа иностранцев.
В-третьих, в Тамбовской области имеется достаточное количество высших учебных заведений, имеющих необходимую материальную базу, преподавательский состав и опыт работы с иностранцами, способных обеспечить формирование и развитие Международного образовательного центра на первом этапе.
В-четвертых, в городе имеется достаточно территорий для размещения комплекса административных и учебных зданий, жилого комплекса Международного образовательного центра. В частности, площадки расположения
основных учебных корпусов технического университета и университета
им. Г.Р. Державина имеют значительные резервные территории.
В-пятых, в Тамбове имеются достаточно мощные подрядные строительные организации, имеющие необходимые базы и опыт строительства, в том числе учебных комплексов.
3. Капитальное строительство
Размещение Международного образовательного центра планируется осуществить на площадке ФГБОУ ВПО «ТГТУ» по ул. Мичуринской.
Для предварительного определения предполагаемых объемов ремонта, реконструкции и нового строительства учебных зданий и жилого комплекса была разработана схема поэтапного формирования Международного образовательного центра на базе ФГБОУ ВПО «ТГТУ». Основные результаты этого анализа и расчета приведены в табл. 1.
1. Этапы формирования и развития
Международного образовательного центра
Этап развития и общая численность обучающихся иностранных граждан | Основные структурные подразделения | Количество обучающихся иностранных граждан | Здания, возводимые дополнительно к существующим, для решения задачи этапа | Здания общеуниверситетского значения |
1 этап 500 человек | Архитектурно-строительный факультет | 100 | спортивный комплекс: стадион, бассейн, спортивные залы | Реконструкция общежитий с увеличением на 500 мест, реконструкция столовой с увеличением на 200 посадочных мест |
Факультет нанотехнологий | 20 | |||
Энергетический факультет | 50 | |||
Факультет информационных технологий | 40 | |||
Автотранспортный факультет | 10 | |||
Юридический факультет | 10 | |||
Экономический факультет | 100 | |||
Факультет международного образования | 100 | |||
Магистратура | 40 | |||
Аспирантура | 30 | |||
2 этап 1500 человек | Институт электронной техники и автоматизации | 50 | Учебный корпус на 2000 мест | Здание научно-технического центра с технопарком, общежития на 2000 мест, комбинат питания на 600 мест, комбинат бытового обслуживания |
Архитектурно-строительный институт | 300 | |||
Институт транспорта и агросервиса | 50 | |||
Энергетический институт | 150 | Учебный корпус на 2000 мест | ||
Машиностроительный институт | 50 | |||
Институт нано-, хим- и биотехнологий | 100 | |||
Институт экономики, менеджмента и юриспруденции | 300 | |||
Институт информационных технологий | 150 | |||
Институт международного образования | 300 |
Продолжение табл. 1
Этап развития и общая численность обучающихся иностранных граждан | Основные структурные подразделения | Количество обучающихся иностранных граждан | Здания, возводимые дополнительно к существующим, для решения задачи этапа | Здания общеуниверситетского значения |
3 этап 3000 человек | Институт электронной техники и автоматизации | 100 | Учебный корпус на 2000 мест, реконструкция корпуса А с увеличением вместимости на 3000 мест | Общежития на 2000 мест, центр досуга со зрительным залом на 2000 мест |
Архитектурно-строительный институт | 600 | |||
Институт транспорта и агросервиса | 100 | |||
Энергетический институт | 300 | |||
Машиностроительный институт | 100 | |||
Институт нано-, хим- и биотехнологий | 300 | |||
Институт экономики, менеджмента и юриспруденции | 600 | |||
Институт информационных технологий | 300 | |||
Институт естественных наук и медицины | 100 | |||
Институт международного образования | 500 |
Представленный перечень структурных подразделений и объектов строительства является ориентировочным и может быть расширен в ходе формирования и совершенствования концепции развития университета.
На первом и втором этапах расширение структурных подразделений и строительство осуществляются в рамках ФГБОУ ВПО «ТГТУ» и на его территории. На третьем этапе проводится дальнейшее расширение структурных подразделений на базе ФГБОУ ВПО «ТГТУ», привлечение, интеграция структурных подразделений других высших учебных заведений. На третьем этапе строительство ведется и на других площадках.
На первом этапе реализации проекта в соответствии с вышеизложенной концепцией предполагается реконструкция общежитий, здания университетской столовой и учебных корпусов университета с увеличением их вместимости.
На втором этапе планируется построить два учебных корпуса для института электронной техники и автоматизации, института экономики и менеджмента, института транспорта и агросервиса, энергетического, машиностроительного институтов, студенческие общежития и жилые дома для преподавателей, комбинат бытового обслуживания, центр досуга со зрительным залом на 2000 мест, здание технопарка и др.
Третий этап включает в себя строительство еще двух учебных корпусов для института нано-, хим- и биотехнологий, для архитектурно-строительного, физико-математического и педагогического институтов, студенческих общежитий и жилых домов для преподавателей.
4. Финансирование проекта
Финансирование проекта планируется осуществлять за счет собственных средств университета, полученных от обучения иностранных студентов и аспирантов на коммерческой основе, а также с привлечением заемных средств или средств внешних инвесторов (табл. 2 – 4).
2. Объекты инвестирования первого этапа реализации проекта
и инвестиционные издержки на их строительство
Объекты инвестирования | Стоимость строительства 1 м2 площади объекта, р. | Общая площадь строительства, м2 | Инвестиционные издержки, тыс. р. |
Реконструкция общежитий с увеличением вместимости на 500 мест | 20 000 | 5000 | 100 000 |
Реконструкция столовой с увеличением на 200 посадочных мест | 15 000 | 1000 | 15 000 |
ВСЕГО | | 12 500 | 115 000 |
Таким образом, суммарные инвестиционные издержки на первом этапе реализации проекта составят 115 млн. р.
3. Объекты инвестирования на втором этапе реализации проекта
Объекты инвестирования | Стоимость строительства 1 м2 площади объекта, р. | Общая площадь объекта инвестирования, м2 | Инвестиционные издержки, тыс. р. |
Учебные корпуса (два корпуса на 6000 мест) | 25 000 | 78 000 | 1 950 000 |
Здание научно-технического центра с технопарком | 15 000 | 3000 | 45 000 |
Общежитие на 4000 мест | 25 000 | 40 000 | 1 000 000 |
Продолжение табл. 3
Объекты инвестирования | Стоимость строительства 1 м2 площади объекта, р. | Общая площадь объекта инвестирования, м2 | Инвестиционные издержки, тыс. р. |
Комбинат питания на 600 мест | 20 000 | 3000 | 60 000 |
Здание универсального назначения (комбинат бытового обслуживания, торговый комплекс и т.п.) | 25 000 | 3000 | 75 000 |
Спортивный комплекс с плавательным бассейном | 25 000 | 14 000 | 350 000 |
ВСЕГО | | 141 000 | 3 480 000 |
Суммарные инвестиционные издержки на втором этапе реализации проекта составят 3480 млн. р.
4. Объекты инвестирования на третьем этапе реализации проекта
Объекты инвестирования | Стоимость строительства 1 м2 площади объекта, р. | Общая площадь объекта инвестирования, м2 | Инвестиционные издержки, тыс. р. |
Учебный корпус на 2000 мест | 25 000 | 26 000 | 650 000 |
Реконструкция корпуса А с увеличением вместимости на 3000 мест | 25 000 | 39 000 | 975 000 |
Общежития на 3000 мест | 25 000 | 30 000 | 750 000 |
Центр досуга со зрительным залом на 2000 мест | 28 000 | 8000 | 224 000 |
Поликлиника на 200 посещений | 27 500 | 1200 | 33 000 |
ВСЕГО | | 104 200 | 2 632 000 |
Суммарные инвестиционные издержки на третьем этапе реализации проекта составят 2632 млн. р.
Суммарные инвестиционные издержки на все этапы формирования Международного образовательного центра на территории ФГБОУ ВПО «ТГТУ» за 12 – 15 лет составят примерно 6389,5 млн. р.
В таблице 5 определен примерный объем выручки от реализации проекта исходя из планируемого количества обучающихся иностранных студентов и стоимости обучения одного иностранного студента по этапам формирования Международного образовательного центра.
Дополнительными источниками инвестирования в развитие Международного образовательного центра также будут финансовые средства от научно-исследовательских проектов.
5. Сводная информация о количестве обучающихся иностранных граждан, стоимости обучения и величине доходов от поступлений по
этапам формирования Центра
Этапы формирования | Год формирования Центра | Увеличение контингента иностранных граждан, обучающихся по договорам за год | Количество обучающихся иностранных граждан на договорной основе / средняя стоимость обучения в год, тыс. р. | Величина дохода (средняя выручка) от обучения иностранных граждан, тыс. р. | Величина доходов (средняя выручка) от обучения иностранных граждан по этапам, тыс. р. | Инвестиционные издержки по этапам развития, тыс. р. |
1 этап | 1 | 50 | 200 / 70 | 14 000 | 31 500 | 115 000 |
2 | 50 | 250 / 70 | 17 500 | |||
2 этап | 3 | 100 | 350 / 80 | 28 000 | 247 000 | 3 480 000 |
4 | 100 | 450 / 80 | 36 000 | |||
5 | 100 | 550 / 90 | 49 500 | |||
6 | 100 | 650 / 90 | 58 500 | |||
7 | 100 | 750 / 100 | 75 000 | |||
3 этап | 8 | 100 | 850 / 110 | 93 500 | 762 000 | 2 632 000 |
9 | 100 | 950 / 120 | 114 000 | |||
10 | 100 | 1050 / 130 | 136 500 | |||
11 | 150 | 1200 / 150 | 180 000 | |||
12 | 200 | 1400 / 170 | 238 000 | |||
Всего | 12 лет | | 1400 | 1 040 500 | 1 040 500 | 6 227 000 |
Таким образом, общие затраты на реализацию проекта за 12 лет составят
6227 млн. р.
5. Организационно-экономический механизм
реализации проекта
Организационно-экономический механизм реализации проекта заключается в распределении функций, установлении информационных и денежных потоков, а также логической структуры взаимодействия между основными участниками проекта на разных стадиях его реализации.
Инициатором и одновременно заказчиком и инвестором проекта создания Международного образовательного центра является Министерство образования и науки Российской федерации, ФГБОУ ВПО «ТГТУ». Состав участников инвестиционного проекта будет меняться в зависимости от этапа реализации проекта, фазы проектного цикла и состава работ.
Основными участниками (то есть те, кто будет осуществлять проект) рассматриваемого инвестиционного проекта являются: Министерство образования и науки Российской федерации, ФГБОУ ВПО «ТГТУ», подрядные организации, осуществляющие реконструкцию и строительство объектов инвестирования, банк, при необходимости, предоставляющий кредит на финансирование проекта, Администрация Тамбовской области, иностранные студенты, новые сотрудники университета и, возможно, страховая компания.
Реализация концепции развития ФГБОУ ВПО «ТГТУ» в Международный образовательный центр повлечет за собой изменения и в структуре доходов бюджетов города и области при условии обучения и проживания большого количества иностранных граждан. Количество иностранных граждан, обучающихся в ФГБОУ ВПО «ТГТУ», после 12 лет реализации проекта может составить около 3000 человек, с учетом иностранных граждан, обучающихся по направлению Министерства образования и науки Российской Федерации. Приток денежных средств в город и область из расчета, что каждый иностранный учащийся тратит в среднем 15 тыс. р. в месяц, составит на завершающем этапе около 540 млн. р. в год без учета общего дохода, получаемого ФГБОУ ВПО «ТГТУ» за обучение иностранных граждан.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: