NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методическая разработка уроков географии в соответствии с образовательной программой «Школа 2100» «Машиностроительный комплекс» 9 класс и «Жизнь и работа рек» 6 класс


Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16»

г. Обнинска.
Нестеренко Светлана Алексеевна, учитель географии

Методическая разработка уроков географии в соответствии с образовательной программой « Школа 2100» «Машиностроительный комплекс» 9 класс и « Жизнь и работа рек» 6 класс.

Обнинск 2010г.

Содержание.


  1. Введение________________________________________________________с3

  2. Аналитическая часть______________________________________________с.3-6

  3. Практическая часть_______________________________________________с.6-10

  4. Заключение______________________________________________________с10-11

  5. Литература______________________________________________________с 12


Введение.

Данная методическая разработка построена в рамках образовательной программы «Школа 2100» которая своими целями ,задачами и содержанием образования должна способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями. Традиционный механизм организации учебной деятельности опирается на усвоение школьниками системы базовых понятий и слабо отвечает требованиям современной школы. Особенность современного процесса обучения - переход от традиционного к личностно ориентированному обучению, направленному на саморазвитие и самовоспитание школьников. Поэтому основой изучения географического содержания может быть технология организации учебной деятельности школьников в рамках личностно ориентированного обучения.

Наша школа № 16 работает по методической теме «Развитие ведущих учебных умений в условиях личностно ориентированного обучения». В связи с переходом на ФГОСы образовательная программа «Школа 2100»более всех отвечает требованием новой школы. Вся школа (начальное и среднее звено) работает в образовательной системе «Школа 2100», которая предлагает свои учебники, методические пособия и программы. Но уже в 8-9 классах нет учебных и методических пособий по географии, приходиться работать по традиционным учебным пособиям, что затрудняет работу учителя и школьников. Поэтому я решила провести ряд уроков в 9 классах, применяя проблемно- диалогический метод обучения. В связи с этим реализация целей географического образования предполагает соблюдение следующих условий:

- структурирование учебного материала на смысловые блоки и постановка к каждому из них познавательных задач, создающих у школьников познавательную потребность;

- постановка учебной задачи чаще всего реализуется посредством создания проблемной ситуации знания- незнания;

- постановка познавательной цели и учебных задач, которые своим содержанием программируют направленность учащихся на открытие, фиксацию и усвоение нового способа деятельности;

- способ учебной деятельности вырабатывается учеником самостоятельно в процессе решения учебных задач, что принципиально отличается от традиционных методических приемов, которые изложены в виде готовых правил, алгоритмов в учебниках, объясняются и закрепляются учителем.

Аналитическая часть.

Образовательная система «Школа 2100» реализует технологию проблемно- диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать знания.

Проблемно - диалогическое обучение- тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно- диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена : постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по- настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой.

Таким образом, на проблемно- диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывает интерес к новому материалу. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытия» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.

Традиционное обучение- это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний. Постановка проблемы здесь сводится к сообщению учителем темы урока, сто никак не способствует возникновению познавательного интереса у школьников. Поиск решения редуцирован до изложения готового знания, т.е. объяснения материала, что не гарантирует понимания материала большинством класса.
Методы постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог и подводящий к теме диалог.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к формированию учебной проблемы. Существует несколько приемов создания проблемной ситуации . Я использовала прием создания проблемной ситуации практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами.


Анализ

Учитель

Ученики

Предъявление мнений

Сегодня мы с вами изучаем машиностроительный комплекс. Рассмотрим карту машиностроения в атласе, изучаем легенду карты. Как размещены отрасли машиностроения?










(Проблемная ситуация)

Побуждение к осознанию

Что вас удивляет? Какое противоречие на лицо?

Отрасли машиностроения размещены не равномерно, в разных городах, разная специализация

Побуждение к проблеме

Кто догадался, какая тема сегодня будет на уроке?

Факторы размещения отраслей машиностроения.

Тема

Фиксируем тему на доске.






Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирования темы урока учениками, вопросы и задания должны быть посильными для учеников, последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока.

Какие учебные умения развивает проблемный диалог?

  1. Организационные - умение решать проблемы.

  2. Коммуникативные - вести диалог.

  3. Интеллектуальные - извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.

  4. Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.


Возрастная специфика данного метода проявляется в возможности корректировать его структуру («сворачивать» диалог) по мере творческого развития учащихся. Старшие школьники в ряде случаев могут выдвигать гипотезы на основе ранее усвоенных знаний, т.е. без специального материала, но допустима проверка гипотез учителем (сообщением контраргумента или аргумента).

Возрастная специфика метода сообщения темы с мотивирующим приемом «яркое пятно» проявляется как в частоте его применения, так и в качестве самого интригующего материала. При работе с учащимися основной и старшей школы метод применяется реже, чем с младшими школьниками, причем «ярким пятном» обычно являются случаи из истории развития науки, учебные фильмы и т.д.

Методы постановки проблемы и фиксации темы урока. Как уже говорила, учебная проблема существует в двух формах: вопрос для исследования и тема урока. Побуждающий диалог от проблемной ситуации может разрешиться как вопросом, так и темой. При использовании подводящего диалога и сообщения с мотивирующим приемом учебная проблема обычно выступает как тема. После того как учебная проблема сформулирована, ее необходимо зафиксировать на доске. Таким образом, при проблемно- диалогических методах обучения тему формулируют ученики либо при постановке проблемы, либо после поиска решения, а учитель фиксирует ее на доске. При традиционном обучении учитель лично сообщает тему, фиксируя ее на доске до начала урока или одновременно с озвучиванием.

Методы поиска решения и фиксация опорного сигнала. Довольно часто по ходу «открытия» учениками нового знания учитель создает на доске опорный сигнал. Опорный сигнал создается по ходу урока (у меня на уроке опорным сигналом служит схема). Если он создается учителем при поиске решения, то служит средством, облегчающим ученикам «открытие» знания.

При традиционном обучении опорный сигнал предъявляется учителем в готовом виде и служит средством, облегчающим ученикам восприятие и запоминание готового материала.

Практическая часть.

Анализ работы в начале учебного года в 9 классе.

Программа – традиционная. Дети приходят с каникул, еще не настроены на учебу, а материал идет серьезный, новый, довольно трудный, опыт показал, что традиционные уроки не дают высокого результата усвоения материала. Учебника по программе «Школа 2100» у меня нет, методического пособия- тоже. В Этом году решила применить метод проблемно - диалогический при изучении некоторых тем и результат- подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.

Рассмотрим на примере урока «Машиностроение».

Проблемно-диалогический урок в 9 классе по теме « Машиностроение».

1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками

2.Актуализация учениками своих знаний

3. Поиск решения проблемы учениками

4.Выражение решения

5.Применение знаний учениками
Подводящий диалог.
Учитель (У). Что является продукцией машиностроения? Приведите примеры.

Ученик (Уч). Разные машины. Примеры ,как правило простые.

У. На самом деле МК выпускает огромное количество продукции и включает в себя более 200 отраслей. Мы можем разбить их на три большие группы. Составление вместе схемы состава машиностроения.
Машиностроительный комплекс

Тяжелое машиностроение

1

Общее и среднее машиностроение

3, 4, 5

Точное машиностроение

2, 3, 5

Факторы размещения:

1. Металлоемкость 4. Ориентация на потребителя

2. Наукоемкость 5. Транспортный

3. Трудоемкость 6. Военно-стратегический
Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием

У.Давайте рассмотрим в атласе карту машиностроения. Пунсонов много, что они означают, как размещены.( Работа с легендой карты).

Уч. Пунсонов много, размещены не равномерно, не понятно.

У. Какой вопрос возникает?

Уч. Факторы размещения машиностроения ( план характеристики комплекса они знают)

У. Значит какая главная задача урока?

Уч. Факторы размещения машиностроения.

Тема урока фиксируется на доске.

У. Давайте рассмотрим на примере машиностроения Калужской области.

Какие предприятия вы знаете?

Уч.1. «Самсунг»,2 «Фольстваген», 3 «Сигнал»….

Побуждающий диалог

У.Посмотрим по схеме к каким группам отраслей относятся наши предприятия.

Ответ. Точное, общее, среднее, транспортное.

У.Что производит предприятие «Самсунг»…..Что нужно для производства продукции?....В процессе беседы выясняем- трудовые квалифицированные ресурсы и наукоемкость. Вывод- ориентация на квалифицированные ресурсы и наукоемкость.

(При работе с учениками старших классов желательно выдвижение гипотез, но допустима проверка гипотез учителем, сообщение аргумента.)

По схеме работаем и карте, выясняя факторы размещения, заполняем схему.

У. особенности машиностроения – специализация и кооперирование. Даем определение (работа с учебником).

Вывод- главный фактор размещения - транспортный.

Применение знаний учениками.

Деловая игра. Антон, представь, что ты предприниматель. Выбор города по карте атласа, установи какое машиностроение там развито, почему? Какое предприятие ты бы еще разместил в этом городе, ответ обоснуй. И так несколько учеников. Тема усвоена.
Урок: Жизнь и работа рек.
С2(слайд 2). Поверхностные воды суши составляют незначительную долю вод Земли, на воды рек приходится около 0,0001% всей гидросферы, но значение их велико.

Задание: нарисуйте схему речной долины и подпишите её части.

Задаю вопросы:

1. Вспомним, что такое река, русло, пойма реки, терраса. С3.

2. Вспомним, что такое исток, устье, речная система, бассейн реки. С4.

Какие знаем виды истоков? Показываем на карте разновидность истоков.

Проблема: Известно, что большинство российских рек мелеют летом и зимой. Почему зимой уровень воды в этих реках обычно ниже, чем летом?

Одна из характеристик реки - речной сток- количество воды, выносимой рекой за определённый промежуток времени. Сток во многом зависит от бассейна реки. Назовите самые большие реки на Земле и покажите на карте.
Жизнь реки во многом зависит от питания.

Как вы думаете, чем питаются реки? С5.

В зависимости от того, какой источник питания преобладает у реки, формируется её режим. С7

Рассмотреть рисунок в учебнике на странице 192. Проанализировать его. В каком месяце максимальный подъём воды в реке, в каком минимальный? Почему?
С8 Чем отличается половодье от паводков?
Расход воды может меняться не только под влиянием природных причин, но и под влиянием человека.

Человек строит плотины, что позволяет регулировать сток реки, чтобы она была всегда полноводной. Это нужно для ГЭС, судоходства, для нужд с/х, городов и др.
Строительство плотин носит и негативный характер- затапливаются плодородные пойменные земли, поднимается уровень грунтовых води следствие- земли заболачиваются.

Работа рек.

Реки выполняют на Земле большую работу. Они:

  1. размывают;

  2. переносят;

  3. откладывают огромные массы горных пород.

Весной вы видели небольшие отложения песка и глины у решеток стока на дорогах, покрытых асфальтом. Это результат работы водного потока. Поток был маленький, ручеек. А представьте работу реки…

Всю массу частиц, которые переносит река, называют твердым стоком.

Самый большой твердый сток у реки Хуанхэ. Зачитать текст в учебнике. За долгое время реки могут целиком заполнить шельфы морских заливов, своими наносами превратить их в низменные равнины суши, так, образовались Великая Китайская равнина, Индо-Гангская и Месопотамская низменности.
С№9. Если породы, по которым течет река, твердые и в русле они отвесно обрываются, то образуется водопад.

Рассмотреть слайд. Давайте посмотрим в атласе, какими условными знаками обозначают водопады. Найдите крупнейшие водопады мира.

С№12 Пороги

Вопрос: Ниагарский водопад постепенно разрушается, пятится назад. Как спасти Ниагарский водопад от разрушения?
Как избавиться от порогов на реке?
Реки, подобно живому организму, стареют. Скорость течения замедляется, в русле намываются отмели. Река изгибает русло, образует излучины (меандры), прорывает новые русла. Старые русла превращаются в озера- старицы. С№13, 14.
Иначе ведут себя горные реки. Перепад высот истока и устья велик и поток производит большую работу. Особенно впечатляют глубокие долины- каньоны. С№15,16.
За две недели до урока ребятам было предложено подготовить проект по рекам. Защита проекта.

Подведем итог, что мы узнали сегодня о реках?

Если вы ответите на все вопросы, то вас ждет сюрприз.
Домашнее задание (последний слайд)

Заключение.

Технологию проблемно- диалогического обучения применять не сложно, подготовка учителя к уроку заключается в том, что нужно продумать все вопросы диалога, которые и приведут к решению проблемы урока.
Результаты использования технологии.

Основными методами изучения эффективности технологии являются непосредственное наблюдение за участниками урока, анализ творческих ответов, полученных на этапе рефлексии.

Результаты наблюдений.

Большое количество необходимых сведений дал нам один из самых распространенных методов исследования – наблюдение. Наблюдение может стать только тогда достоверным диагностическим средством, когда будет происходить фиксация актов из жизни личности по учтенным и разработанным показателям.

Во-первых, показательной является интеллектуальная, познавательная активность учеников, которая была значительно выше, чем на традиционном уроке. Было отмечено стремление учеников принимать непосредственное участие в обсуждении поднятых на занятии вопросов. Это стремление выражалось в желании высказать свою точку зрения, дополнить ответ одноклассников. Количество желающих ответить было гораздо больше, чем на предыдущих занятиях. В аудитории царила атмосфера работы и активной деятельности каждого. Так же важным показателем интеллектуальной активности являлось стремление учеников постичь ещё неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса, что проявлялось в их вопросах учителю, друг другу.

Во-вторых, в отдельную группу можно отнести показатели эффективности технологии, связанные, с эмоциональным состоянием учеников, с проявлением внимания к затронутой теме. Такие эмоциональные проявления учеников, как сосредоточенность на материале, увлеченность служат достаточно явным показателем для учителя. Но уловить их довольно трудно, и показательными они могут быть только в совокупности с другими. Прежде всего, это слабая отвлекаемость учеников по сравнению с традиционными уроками. При проведении урока ученики не отвлекались, внимательно следили за мыслью учителя, делали записи в тетрадях (без напоминания), живо реагировали на задания и вопросы. Ученики были заинтересованы, внимательно слушали, старались уловить каждое слово учителя. Устойчивый и достаточно глубокий интерес к рассматриваемой теме был сопряжён со стремлением попробовать различные пути для разрешения сложной задачи, они с удовольствием искали различные способы и методы для этого, не было отмечено «отлынивающих», просто отсиживающих время. И, наконец, третьим показателем эффективности технологии можно считать последействия занятия, которые проявились в стремлении многих учеников продолжить работать в таком же ключе на последующих уроках.

Литература:

1. Е.А.Мельникова “Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения”.

2. Д.Д.Данилов, А.А.Вахрушев “Модель проблемно-диалогического урока окружающего места в образовательной системе “ Школа 2100”.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.






Документы

архив: 1 стр.