Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный курс ОРКСЭ в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы
2.1. Современные подходы в преподавании религиозной культуры и светской этики в общеобразовательной начальной школе
В свете требований ФГОС начального общего образования с новными подходами к преподаванию курса ОРКСЭ являются: культурологический, коммуникативный, деятельностный и личностно-ориентированный.
Культурологический подход формирует у младших школьников поликультурную компетентность и первоначальные представления о религиозной культуре и светской этике. Культура понимается здесь духовное и материальное богатство народов России и мира, воплощенное в их языке, традициях, обычаях и верованиях, искусстве и образе жизни. Поликультурная компетентность означает интегративное качество личности младшего школьника, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых ему для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, и реализующееся в способности учащихся выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Она предполагает принятие учащимися культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к различным культурам и их носителям. Это значит, что в результате изучения курса ОРКСЭ школьниками должно быть усвоено, что каждая религия и культура имеет свои ценности и вносит свой вклад в развитие человечества, но ни одна из них не может быть лучше другой, поскольку все они вместе составляют единое духовное наследие нашей страны и мира.
Коммуникативный подход формирует у младших школьников коммуникативную компетентность и предполагает активное взаимодействие, сотрудничество учащихся, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения и т.д. Он нацелен на создание коммуникативно насыщенной образовательной среды, преодоление назидательности образовательного процесса. Этот подход реализуется посредством:
диалоговой формы учебных занятий по курсу ОРКСЭ;
использования коммуникативных универсальных учебных действий (далее УУД), особенно заданий на постановку вопросов, осмысление, нравственно-этическое оценивание материала, выражение собственного мнения и т.п.;
совершенствования знаний, умений и навыков учащихся в разных видах речевой деятельности (чтении, письме, слушании, говорении, дискуссии, аргументации и т.д.);
заданий, нацеленных на обогащение лексического запаса учащихся; на каждом уроке следует систематически проводить словарную работу – определять значение имени, названия, термина и понятия, отрабатывать их произношение и написание, подбирать синонимы и антонимы, раскрывающие нравственные качества и поступки и т.п.;
обсуждения нравственного смысла народных пословиц, высказываний и оценочных суждений религиозных и общественных деятелей, писателей, философов и т.д.;
выстраивания диалога учащихся с художественным или дидактическим проблемным текстом, развития их социально-коммуникативных способностей слушать и слышать, сочувствовать, сопереживать, участвовать в беседе и пр.
Деятельностный подход реализуется через систему заданий, направленных на развитие мышления школьников, обучение их поисковой деятельности, совершенствование навыков самостоятельной работы, формирование уверенности в своих силах и в то же время на постоянный самоконтроль и самооценку. Здесь необходимо добиваться постановки и решения проблемных вопросов.
Личностно-ориентированный подход выражается в предъявлении учащимся заданий на трёх уровнях сложности – воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Последние предлагаются для индивидуальной работы с детьми с привлечением их родителей, использованием словарей, справочников, ресурсов Интернета и т.д.
Воспроизводящий уровень выполнения заданий по курсу ОРКСЭ:
найти определение в тексте;
прочитать в тексте ответ на вопрос;
выделить ключевые слова текста, абзаца;
сформулировать главную мысль текста, абзаца и др.
Преобразующий уровень выполнения заданий в курсе ОРКСЭ:
поставить свои вопросы и составить собственные задания к тексту;
дать характеристику личности по иллюстрации к тексту;
озаглавить текст;
составить план текста;
заполнить опорную схему, таблицу и пр.
Творческо-поисковый уровень выполнения заданий в курсе ОРКСЭ:
составить ребус, кроссворд, викторину по теме урока;
создать виртуальный музей, где собраны репродукции картин и прочих произведений искусства по религиозной культуре, этике и этикету;
нарисовать рисунки к тексту;
выполнить проект;
написать эссе;
провести социологический опрос и т. д.
Каждый урок ОРКСЭ должен быть в радость учащимся. Для этого используются:
соревнования команд – по рядам, группам желающих, мальчиков и девочек и т.д.
викторины, конкурсы, подвижные игры, разгадывание загадок;
художественное чтение стихов, инсценировки, исполнение песен и танцев;
урок – праздники.
Праздник – это всегда приятное общение учителей, детей и их родителей друг с другом. При подготовке и проведении праздника проявляются такие нравственные качества человека как доброта и отзывчивость, искренность и гуманность, чуткость и трудолюбие, дружелюбие и солидарность. Именно во время праздника уроки ОРКСЭ приобретают практическую направленность, учащиеся на деле ученики проявляют полученные знания и умения, чтобы всем в этом день было легко и радостно. На таких уроках учащиеся должны суметь радушно встретить гостей, сказать им нужные слова, подготовить и провести игры и забавы, уважительно проводить гостей и т.д.
Ядро курса ОРКСЭ – взаимодействие с семьёй. Этот курс призван раскрыть первостепенное значение семьи в жизни человека, общества и государства, показать семейные ценности и традиции, рассказать о взаимопомощи в семье, воспитать уважительное отношение к родителям, родственникам, старшим. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком в курсе ОРКСЭ, имеют огромное значение для последующего развития личности. Через взаимодействие семьи и школы наполняются конкретным содержанием основные понятия курса ОРКСЭ: мое Отечество, моя Родина – Россия, культура и мораль, золотое правило нравственности и т.д. На уроках ОРКСЭ происходит развитие представлений учащихся о культуре семейных отношений.
2.2. Основные формы и виды учебной деятельности
в курсе ОРКСЭ
Формы и виды учебной деятельности в рамках курса ОРКСЭ основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:
словесных – решают задачу развития логического мышления, обогащения духовно-нравственной культуры, знаний, речи и эмоциональной сферы личности учащихся;
наглядных – направлены на развитие образного мышления и познавательных интересов учащихся;
практических и проблемно-поисковых – необходимы для закрепления и реализации полученных знаний, формирования нравственного сознания и поведения школьников.
На уроках ОРКСЭ ведущими являются коллективные формы учебной деятельности: работа в парах, малых группах, командах и т.п. Они позволяет учащимся получить учебную и эмоциональную поддержку одноклассников, формируют нравственные чувства дружбы, взаимопомощи и ответственности друг за друга.
Коллективная работа младших школьников может быть эффективной только при наличии следующих условий:
чёткой постановки цели или проблемы познавательной деятельности перед каждой группой учащихся;
организационной и содержательной поддержки со стороны учителя;
контроле за групповой работой младших школьников, которая не должна превышать по времени 10–15 минут;
создания благоприятной, товарищеской атмосферы коллективной учебной деятельности при общей заинтересованности в её содержании.
При работе в парах учитель выдаёт на каждую парту два конверта с заданиями. Например, задание со слогами: соединить слоги в слова, объяснить значение этих слов и провести взаимоопрос, при котором один ученик задает вопрос, а другой – отвечает. На эту работу отводится 3 – 4 минуты, во время её негромко звучит музыка. При подобной работе в малых группах, в командах предпочтение отдаётся слогам, позволяющим составить анаграммы – слова, меняющие своё значение при перестановке букв, например, "каприз" – "приказ". Задание можно усложнить постановкой пантомимы: разыгрыванием "немых" сцен, по которым остальные участники узнают это слово. Таким путём познавательное задание переходит в ролевую игру нравственного характера.
При фронтальной работе над понятием учитель представляет на доске или на экране проектора готовые тройки – символ (рисунок), понятие, определение, и предлагает установить их соответствие. Например:
Понятие | Символ (рисунок) | Определение |
I. Православие | А. Четырёхконечный крест | 1. Западное христианство, возглавляемое папой римским |
II. Католицизм | Б. Восьмиконечный крест | 2. Направление в христианстве, выступившее за упрощение церковных обрядов, в котором нет монахов, молитв за усопших, почитания святых и икон; |
III. Протестантизм | В. Распятие | 3. Восточное христианство |
Ответ: I. Б.3. II. В.1. III. А.2.
Среди других форм учебной деятельности на уроках по курсу ОРКСЭ особо выделяется драматизация (театрализация), привлекательная для младших школьников тем, что она близка к игре и предоставляет большие возможности для самовыражения. Драматизация позволяет учащимся через проживание образов героев более глубоко осмыслить непреходящие нравственные ценности религиозных культур и светской этики. Она может быть включена в урок либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся. При этом необходимо помнить, что максимальный педагогический эффект достигается при условии активного участия детей во всех этапах театрализованной деятельности: в написании сценария, распределении ролей, режиссуре, сценографии, костюмировании и т.д. Каждый из этих этапов может быть поручен отдельной творческой группе.
Покажем использование приёма драматизации при работе над коллективным итоговым проектом "Путь к святости" по воспоминаниям В.С. Панкратова "С царём в Тобольске".
Аннотация проекта:
Проект исследует нравственные аспекты истории пребывания семьи последнего российского императора Николая II в тобольской ссылке, решает вопросы о том, нужны ли современному человеку проявлявшиеся в истории образцы нравственности.
В результате проекта у обучающихся формируется представление о нравственных ценностях личности и семьи.
Учащиеся развивают свои творческие способности и коммуникативные навыки.
Проект выполняется при участии родителей учащихся.
Задачи проекта:
проанализировать нравственные качества Николая II и нравственные ценности его семьи по воспоминаниям очевидца жизни царской семьи в Тобольске В.С. Панкратова;
показать в театрализованной форме своим одноклассникам и их родителям значение святости и других образцов нравственности для достойной жизни личности, семьи, общества.
Гипотеза проекта:
Мы решили исследовать воспоминания комиссара Временного правительства по охране царской семьи в Тобольске В.С. Пакратова для того, чтобы на примере жизни семьи последнего российского императора Николая II в тобольской ссылке ответить на вопросы:
Каким путём человек становится праведником и обретает святость?
Является ли жизнь царской семьи в Тобольске образцом нравственности?
Этапы работы над проектом:
Ознакомительное чтение, анализ текста.
Составление сценария.
Распределение ролей и подготовка спектакля.
Инсценировка.
Рефлексия.
Оформления проекта.
Презентация проекта.
Ресурсы и оборудование:
Икона святых мучеников Николая II и его семьи, их фотографии.
Словари, энциклопедии, ресурсы Интернет.
Текст (сценарий спектакля).
Костюмы, декорации, реквизит (письменный стол, 10 карманных часов, несколько картин, пила и дрова, лопата для уборки снега и пр.)
Компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр.
Ход работы.
I. Для исследования мы взяли сл. фрагменты из воспоминаний В.С. Панкратова "С царём в Тобольске":
Описание автором своей первой встречи с Николаем II в Тобольске, с. 12 – 13.
Глава "Всенощная", с.18 – 19.
Глава "Времяпровождение", с.22 – 24.
Глава "Образование и развитие детей бывшего царя", с.27 – 29.
Отрывок из главы "Свитская заботливость", с. 32– 33.
Глава "Первая обедня в церкви Благовещения", с.34 – 37.
Отрывок из главы "Октябрьский переворот в 1917 г.", с.50 – 52, 55 – 56.
Опубликованные в книге фотографии, особенно фотографию четырёх царских дочерей с бритыми головами.
II. Разработка сценария:
Введение к спектаклю. Речь автора (рассказ автор о себе, краткая история ссылки Николая II и его семьи в Тобольск).
Действие первое. Первая встреча автора и Николая II в Тобольске. Диалог героев.
Действие второе. Сцены из жизни семьи Николая II в Тобольске.
Действие третье. У последней черты: литературно-музыкальная композиция о последнем часе жизни Николая II и его семьи.
Выводы:
Наше исследование показало, что путь к святости идет через достойное преодоление жизненных трудностей. Человек становится праведником и обретает святость, если он проявляет сл. нравственные качества: смирение, терпение, трудолюбие, милосердие, доброжелательность, уважение и любовь к людям.
Жизнь царской семьи в Тобольске является образцом нравственности, потому что Николай II, его жена и дети любили и во всём поддерживали друг друга, уважительно относились к жителям города Тобольска и его истории.
Наш спектакль заинтересовал одноклассников. Они захотели узнать больше о последнем российском императоре, его семье и своём крае.
Интервью как форма учебной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности по курсу ОРКСЭ позволяет учащимся проникнуть в суть изучаемых явлений культуры, ощутить личную сопричастность к духовному опыту человечества. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся взять интервью по изучаемой теме у членов своей семьи, старшеклассников, ветеранов и т.п. В форме интервью может осуществляться также рефлексия по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися и направлены на раскрытие определенной проблемы. Результаты проведения интервью по наиболее важным разделам курса ОРКСЭ могут лечь в основу итогового проекта.
Составление тематического словаря самими учащимися способствует систематизации и усвоению учебного материала. При составлении словаря учащимся важно не просто отобрать наиболее удачное определение понятия или попытаться сформулировать его самостоятельно, но и объяснить, почему это определение является особо значимым для данной религиозной культуры или светской этики. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги.
Письменная творческая работа – сочинение, эссе, к сожалению, не пользуется особой популярностью среди учащихся, однако именно она позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, а также дает учащимся возможность сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решился высказать публично на уроке. Учащимся можно предложить темы творческих работ на выбор. Важно, чтобы они были оригинальными и стимулировали у фантазию, образное мышление учащихся, позволяли им осмыслить информацию с новых позиций, провести параллель между историческими и культурными событиями прошлого и современностью. Таковым может быть, например, эссе на тему – "Чудо в жизни человека (народа)". На уроке модуля "Основы иудейской культуры" можно предложить учащимся описать свою встречу с Моисеем или только что построенный храм Соломона в Иерусалиме. Эти задания выходят за рамки обычного эссе, однако они способствуют развития воображения и познавательных интересов учащихся.
Создание галереи образов направлено, прежде всего, на формирование живого, образного восприятия изучаемого материала. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии культовых сооружений, иллюстрации, репродукции картин, костюмы, ритуальные предметы, характерные для изучаемой религиозной культуры и пр. Галерея образов может быть виртуальной, например, в виде презентации, подготовленной с использованием программы Power Point.
Желательно, чтобы каждый "экспонат", помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – ещё один способ закрепления полученных знаний. Затем можно провести экскурсию по галерее для учащихся других классов. Подобная работа способствует формированию навыков презентации своего образовательного результата, развитию коммуникативных качеств личности.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), ресурсов Интернет позволяет учащимся самостоятельно найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока ОРКСЭ. Ресурсы Интернет являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме. Уникальные возможности предоставляет, например, ресурс Google Art Project (http://www.googleartproject.com), где представлены экспонаты ведущих художественных музеев и картинных галерей мира, поз-воляющие "путешествовать" по этим музеям, получать необходимую информацию из всплывающих подсказок и аудиофайлов. Большинство картин представлено в высоком разрешении, что позволяет зрителю разглядеть мельчайшие детали художественного произведения, недоступные при использовании репродукций. Этот материал представлен на английском языке, однако при установке в Интернет-браузер бесплатной панели автоматического перевода (Google Translator Bar) можно получить информацию и на русском языке.
Домашние задания в курсе ОРКСЭ должны иметь творческий, поисковый, проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2 – 3 творческих и 3 – 4 поисковых работы за период изучения всего курса ОРКСЭ.
Особенности работы с текстом, использование притч
в курсе ОРКСЭ
Тексты по курсу ОРКСЭ являются для учителей и учащихся начальной школы новыми и сложными. Особенно это относится к текстам священных книг и агиографической (житийной) литературе. Именно эти тексты составляют основу изучения религиозных культур и являются неотъемлемой частью учебной деятельности в курсе ОРКСЭ. Они раскрывают учащимся суть религиозной культуры, смысл её символического языка, главные нравственные идеи.
Цели и задачи работы с текстом на уроках ОРКСЭ следует ставить в контексте реализации ФГОС второго поколения и ориентироваться на достижение личностных, предметных, и метапредметных результатов, которые предусматривают:
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
• готовность вести диалог и признавать существование различных точек зрения, права каждого человека иметь своё собственноё мнение;
• умение понимать тему сообщения, логику развития мысли автора, извлекать нужную информацию (полно или частично), систематизировать материал, составлять простой и развёрнутый план.
В курсе ОРКСЭ отрабатываются следующие основные виды чтения:
ознакомительное чтение, направленное на извлечение из текста основной информации;
смысловое чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;
поисковое/ просмотровое чтение, направленное на нахождение нужной информации, конкретного факта;
рефлексивное чтение, заключающееся в понимании основной мысли текста, способности сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по изучаемой теме; соотносить иллюстративный материал с содержанием текста, анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения и осмысления текста.
Формы работы с текстом в курсе ОРКСЭ многообразны: чтение – погружение, аналитическое чтение, словарная работа с текстом, составление конспекта, составление плана текста, дискуссия и т.д. В курсе ОРКСЭ действует правило: текст служит приглашением к обсуждению духовно-нравственной проблематики урока. Поэтому текст должен быть ярким, эмоциональным, полемичным и кратким. Основное время на уроке ОРКСЭ отводится беседе по тексту, в ходе которой и раскрывается изучаемая тема.
Особое значение на уроках ОРКСЭ имеет работа с притчами, обладающими большим воспитательным потенциалом и развивающими логическое и критическое мышление учащихся. Притча – дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное поучение. Метафоричность и аллегория притчи являются сложными для младших школьников. В качестве примера, рассмотрим известную христианскую притчу о мытаре и фарисее: "Два человека вошли в храм помолиться: один – фарисей, а другой – мытарь. Фарисей молился про себя так: "Боже, благодарю Тебя, что я не как прочие люди: грабители, обманщики, прелюбодеи, или даже как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятину от всего, что приобретаю". Мытарь же, стоя вдали, не смел даже глаз поднять на небо, но бил себя в грудь и говорил: "Боже, будь милостив ко мне, грешнику". Говорю вам: этот пришел в дом свой оправданным, а не тот. Ибо всякий, возносящий себя, смирён будет, а смиряющий себя вознесён будет" (Лк. 18,10-14). Глубинный смысл этой притчи раскрывается при выяснении смысла противопоставления: мытарь – фарисей. Среди иудеев именно фарисеи – знатоки священных книг, выделялись своим благочестивым поведением, тогда как мытари – сборщики налогов, были крайне непопулярными членами общества. Однако эта притча оправдывает искренне кающегося мытаря, а не осуждающего других фарисея. Эта Библейская притча породила переносное значение слова "фарисей" – лицемер, ханжа. Она показывает, что искренность и раскаяние являются христианскими добродетелями, а осуждение других – пороком.
В учебнике по модулю "Основы иудейской культуры" приведена поучительная притча о том, что обо всём сложном можно рассказать доступно и кратко:
"Рассказывают, что однажды к еврейскому мудрецу Гилею пришёл язычник и сказал:
– Я приму иудаизм, если ты объяснишь мне суть Торы (священная книга иудаизма) за то время, которое я смогу простоять на одной ноге.
Гилей ответил:
– Не делай другому того, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, остальное – толкование".
Эти слова называют "золотым правилом нравственности", которое содержится во всех религиозных культурах и светской этике.
Работа с притчей часто требует дополнительной информации. Покажем это на примере притчи "Зеркало". Иудей приходит к раввину и говорит:
– Я не понимаю: приходишь к бедняку – он приветлив и помогает, как может. Приходишь к богачу – он никого не видит. Неужели это только из-за денег?
– Выгляни в окно. Что ты видишь?
– Женщину с ребёнком, повозку, едущую на базар…
– Хорошо. А теперь посмотри в зеркало. Что ты там видишь?
– Ну что я могу там видеть? Только себя самого.
– Так вот: окно из стекла и зеркало из стекла. Но стоит только добавить немного серебра – и уже видишь только себя.
Очевидно, что для понимания ответа мудреца необходимо объяснить учащимся секрет изготовления зеркал: стекло покрывают серебряной плёнкой, усиливающей его отражательную поверхность.
Выяснить нравственный смысл притч помогают следующие приёмы:
анализ названия притчи;
задание учащимся – придумать притче новое, нравоучительное, название;
выделение и анализ ключевых понятий притчи;
сравнение нескольких притч по сходной нравственной проблематике;
представление притчи без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться, а затем сравнение своей версии с авторским окончанием притчи;
работа с иллюстрациями, собственные рисунки, отражающие нравственное содержание притчи;
инсценировка притчи.
страница 1страница 2страница 3 ... страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: