Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» учебный модуль «Основы православной культуры»
Рабочая программа
Комплексный учебный курс: «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Класс: 4 а
Количество часов в неделю: 1 час
Рабочая программа составлена на основе: Примерной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Учебник: основы духовно – нравственной культуры народов России «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Кураев - М.:Просвещение,2011».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (учебный модуль «Основы православной культуры») для 4 класса составлена на основе:
1. Требований Стандарта (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г.
(Стандарты второго поколения).
3. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Данная программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.
В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.
Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:
обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Основное содержание модуля «Основы православной культуры».
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного модуля «Основы православной культуры»
2 ч в неделю
№ урока | Наименование раздела, темы урока | Выполнение ФГОС | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Россия - наша Родина. | Россия - наша Родина. Православие в России. | 1 | |
2. | Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия | Основы православной культуры. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. | 1 | |
3. | Священное Писание | Культура и религия. | 1 | |
4. | Священное Писание и Священное Предание | Культура и религия. | 1 | |
5. | Во что верят православные христиане | Особенности восточного христианства Во что верят православные христиане. | 1 | |
6. | Что говорит о Боге и мире православная культура | Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь | 1 | |
7. | Что говорит о человеке православная культура | Культура и религия. | 1 | |
8. | Христианское учение о спасении | Христианская семья и ее ценности. | 1 | |
9. | Добро и зло в православной традиции | Добро и зло в православной традиции. | 1 | |
10. | Христианская этика. Заповеди блаженства | Во что верят православные христиане. | 1 | |
11. | Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему | Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. | 1 | |
12 | Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду | Отношение к труду. | 1 | |
13 | Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание | Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. | 1 | |
14 | Спаситель. Жертвенная любовь | Во что верят православные христиане. | 1 | |
15 | Спаситель. Победа над смертью | Во что верят православные христиане. | 1 | |
16. | Творческие работы учащихся. | Праздники. | 1 | |
17. | Подведение итогов. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много конфессионального народа России. | 1 | |
Планируемые результаты:
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
знать / понимать:
основные понятия религиозных культур;
историю возникновения религиозных культур;
историю развития религиозных культур в истории России;
особенности и традиции религий;
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
уметь:
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать своё мнение по поводу значения религиозных культур в жизни людей и обществе;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.
Методическое сопровождение:
1. Учебник: основы духовно – нравственной культуры народов России «Основы православной культуры» 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/ А. В Кураев -М.:Просвещение,2011.»
2. Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя
3. Учебные видеоматериалы к урокам
Электронные ресурсы:
1. http://www.tvspas.ru – православный медиа-портал
2. http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека
3. http://ihtik.lib.ru/– электронная библиотека
4. http://www.lib.ru – электронная библиотека
5. http://ethicscenter.ru – электронная библиотека
6. http://www.filosof.historic.ru– электронная библиотека
7. http://www.virtualrm.spb.ru – портал проекта «Русский музей: виртуальный филиал»
Система оценивания:
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Предлагается качественная оценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Бальная отметка не выставляется.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: