Методические рекомендации по проведению единого классного часа по теме: «великие победы россиян»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методические рекомендации по проведению
единого классного часа по теме:
«ВЕЛИКИЕ ПОБЕДЫ
РОССИЯН»
Москва
МИОО
УДК 373.016:323.1(470+571)
ББК 74.266
М 54
Авторы-составители - сотрудники МИОО:
А.Э. Безносов, Л.А. Иляшенко, Е.Г. Каткова, И.В. Козленко,
С.И. Козленко, Т. А. Круглова, О.Н. Мельникова, Т. С. Орлова,
Е.В. Саплина, В.В. Тороп, Е.В. Чухина, И.В. Щеглова,
учитель школы № 218 САО И.Ю. Силина
Руководитель авторского коллектива - зав. каф. социально-
гуманитарных дисциплин, ведущий научный сотрудник, директор
центра исторического образования, профессор МИОО,
к.п.н., заслуженный учитель РФ С.И. Козленко
Методические рекомендации по проведению первого урока 2010/2011 учебного года по теме: «Великие Победы россиян». - М.: МИОО, 2010. - 272 с.
Под редакцией А.Л. Семенова - ректора МИОО, член-кор. РАН
и член-кор. РАО, д.ф-м.н., профессора, заслуженного работника
высшей школы РФ
Подписано в печать 02.08.2010.
Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 17,0. Тираж 3000 экз. Заказ №
МИОО
125167, Москва, Авиационный пер., д. 6
Отпечатано в ОАО «Московские учебники и Картолитография»
125252, Москва, ул. Зорге, д. 15
18БМ 978-5-94898-384-4
© МИОО, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Козленко С. И.
О первом уроке 2010/2011 учебного года «Великие победы россиян»... 5
УРОК «ВЕЛИКИЕ ПОБЕДЫ РОССИЯН» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Т.А. Круглова
Вариант 1. (Урок для учащихся первого класса) 24
Е.Г. Каткова
Вариант 2 34
И.В. Щеглова
Вариант 3 43
Л.А. Иляшенко
Вариант 4 «Покорители космоса» 51
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ «ВЕЛИКИЕ ПОБЕДЫ РОССИЯН» В ОСНОВНОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
А.Э. Безносое
М.В. Ломоносов как явление русской науки и образования 64
И.Ю. Силина
«Опустела без тебя Земля...»
(К 50-летию первого полета человека в космос) 100
Э. Безносов, О.Н. Мельникова, Т.С. Орлова, Е.В. Саплина Сценарий конкурса знатоков истории
Великой Отечественной войны 138
И.В. Козленко
К 150-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова 158
О.Н. Мельникова
Андрей Рублев 181
С.И. Козленко
Иван Федоров - русский первопечатник 194
Е.В. Чухина
Софья Васильевна Ковалевская 202
В. Тороп
Материалы для проведения урока-беседы о жизни Н.И. Пирогова 206
О.Н. Мельникова
Исаак Ильич Левитан 221
В.Б. Брушлинский
Ему нужна была Великая Россия 221
3
Н.Н. Ченцов
М. В. Келдыш - человек и ученый
(малоизвестные страницы биографии) 221
В.В. Келдыш
Семья Келдышей 221
4
Козленко С.И.
Предлагаемые цели классного часа:
воспитание и развитие у учащихся:
патриотизма, уважения к истории нашей Родины, гражданственности; мировоззренческих убеждений на основе осмысления исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок;
осознания себя как представителей исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества;
понимания своего статуса как гражданина России, члена московского сообщества;
способности определять собственные позиции по отношению к явлениям современной российской жизни;
умения анализировать социальную информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).
Примерные вопросы урока (предполагается, что их номенклатура, степень и глубина раскрытия выбираются учителем; он может и дополнять их):
Победы России - Победы россиян.
Качества человека-победителя.
Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. как непреходящая ценность России.
Наука: современное развитие и традиции.
Великие россияне - победители.
6
По первому вопросу классного часа целесообразно обсудить с учащимися следующее:
Что такое победа?
В каком случае можно говорить о Победе с большой буквы?
Что такое Победы национальные и личные?
Как они взаимосвязаны?
Почему для развития страны, для формирования национальной идентичности так важны Победы?
Перечислите примеры того, что в истории нашей страны можно назвать выдающимися Победами россиян.
Дайте свое предложение о том, как их можно классифицировать.
Какими качествами должен обладать человек, который хочет стать победителем? В уже упомянутой выше разработке на основе мнения ряда педагогов и психологов даются такие рекомендации:
1) Человеку, рассчитывающему стать в жизни победителем, прежде всего, целесообразно определить: что он считает жизненной победой. Ведь для одного это будет исполнение желания произвести впечатление на весь мир любой ценой или создание для себя самых комфортных условий жизни. А для другого - это служение Родине, людям, когда свои личные победы становятся частицами общей победы Отечества. Если обратиться к воспоминаниям тех людей, которые стали символами побед, умения преодолевать трудности жизни, то можно сформулировать такое правило успеха: не отвлекайтесь на пустое, внешне броское и яркое, займитесь добрым, важным, нужным не только вам, но и другим людям. Настоящие победители выбирают себе дело, в котором они смогут очень многого добиться, но не чураются и мелких дел, выполнения повседневных обязанностей, без которых
7
жизнь невозможна. В этом проявляются такие важные человеческие черты, как ответственность и надежность.
Для достижения цели надо уметь концентрировать внимание, стараться не отвлекаться на дела посторонние, внешние стимулы. Речь идет о своеобразной «помехоустойчивости». Эта «помехоустойчивость» прямо пропорциональна концентрации внимания. Характерным примером такого соотношения является стереотип о рассеянности великих ученых, который поддерживается массой забавных примеров. Но ведь рассеянность этих людей чаще всего результат их крайней сосредоточенности.
Необычайно важно быть настойчивым в достижении цели. Это тем более необходимо, что, как правило, успех не приходит быстро. А когда он пришел, то это не гарантия от возможного поражения в дальнейшем. Отсюда вывод о важности умения переносить неудачи. Это неотделимо от умения осуществлять над собой самоконтроль. Нужны привычка анализировать успехи и неудачи, их причины, умение из неудач извлекать пользу в сочетании с желанием не останавливаться на достигнутом, долго наслаждаясь успехом. Предлагая стратегию отношения к неудачам, психологи дают совет: считайте жизнь своим учителем. Рассматривайте неудачи, как уроки, приближающие вас к успеху. Каждый день в школе под названием «жизнь» вы получаете возможность выучить новые уроки, некоторые из которых являются радостными и приятными, а некоторые приносят разочарования, боль. Правильное отношение к неудачам формирует еще одно важное умение - побороть страх перед ними. Страх приходит к каждому человеку: и в действительно критических ситуациях между жизнью и смертью, и в обычных житейских, например, страх показаться смешным в глазах одноклассников. Уменьшить его влияние, взять себя под контроль - непременное требование для достижения успеха в большом и малом деле.
Очень важным для достижения победы является чувство собственного достоинства. Настоящие победители - всегда личности. А без чувства собственного достоинства личности быть не может. Именно оно позволит правильно оценить свои поступки,
8
сделать все возможное, чтобы не допустить поругания собственной чести: ни собой, ни другими.
Как ни банально это прозвучит, но победы во многом обеспечивает состояние здоровья. Конечно же, не надо забывать, что множество людей добивалось их не благодаря, а вопреки этому состоянию. Честь им и хвала! Но если здоровье, к счастью, есть, сделайте все, чтобы его сохранить и преумножить.
Никогда не поздно начинать борьбу за победу, но чем раньше ее начнешь, тем выше шанс победить. Обсуждая эти качества с учащимися, можно совместно выявить их сложность, диалектичность, иногда взаимную и внутреннюю противоречивость, несогласие учащихся. Все это является ценным элементом обсуждения.
3. Каждый учебный год в школе знаменуется выбором тем, которые являются своеобразной доминантой в определении того, что называется воспитательной составляющей. Среди них есть те, которые в последние годы традиционно выдвигаются не просто на первые места, но и в значительной степени определяют общие подходы к рассмотрению истории Отечества в образовательных учреждениях: «История Великой Отечественной войны 19411945 гг.», «Победы России».
Обе темы органично взаимосвязаны, они объединены не только содержательно, но и по духу того, что и как раскрывается в них.
Прошли юбилейные торжества, посвященные Великой Победы. Важно, чтобы работа, достойно проведенная в их рамках образовательными учреждениями, не была ослаблена, те организационные и методические находки, которые использовались при рассмотрении центральной темы истории России XX в. активно применялись и обогащались бы и впредь. Обращение к теме истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Первом уроке нового учебного года вполне объяснимо. Другое дело, что обращение к Победам россиян на нем нельзя сводить только к этому событию, как и к исключительно военным Победам вообще.
9
Для планирования всей воспитательной работы в новом учебном году важно исходить из идеи: Победа в Великой Отечественной войне - непреходящая ценность россиян!
Для тех педагогов, которые найдут нужным актуализировать знания учащихся по истории Великой Отечественной войны на Первом уроке, рекомендуем использовать разработку сотрудников центра исторического образования МИОО, включенную в данные методические рекомендации: «Сценарий конкурса знатоков истории Великой Отечественной войны» и соответствующие материалы книги» Методические рекомендации по проведению первого урока 2009/2010 учебного года по теме: «ЭТО ГОРДОЕ СЛОВО «ПОБЕДА!» - М.: МИОО, ОАО «Московские учебники», 2009.
Прошедший учебный год стал характерным для развития еще одного направления работы школ - вопросов критики фальсификаций истории.
Известно, что Президент России Д. А. Медведев создал Комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, поскольку свою безопасность, судьбу Родины сможет защитить только образованное и здравомыслящее общество.
Фальсификациям подвергаются многие страницы истории России, прежде всего, те, которые являются узловыми, определили ход ее развития, оказали заметное влияние на мировую историю. Среди них, прежде всего, Великая Отечественная война как важнейшая и решающая часть Второй мировой войны.
Тема противоборства фальсификациям предвоенных, военных и послевоенных событий Великой Отечественной постоянно была представлена в нашей исторической литературе (см., например, генерал армии М.А. Гареев. «История Великой Отечественной войны: предотвращение ее искажения и фальсификации». - Военно-исторический журнал, 2006, № 11-12), но в последнее время масштаб и сила фальсификаций резко возросли, что заставляет уделить этому вопросу в преподавании истории в школе особое внимание.
10
В 2009 г. в России были обнародованы результаты уникального исследования - «Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках новых независимых государств». Творческий коллектив выявил, частично перевел на русский язык и проанализировал 187 учебников и учебных пособий из 12 бывших союзных республик (за исключением Таджикистана и Туркмении). В целях обеспечения объективности, анализу подвергались наиболее массовые, либо вообще единственные учебники в каждом из новых независимых государств.
Результаты исследования см. в: «Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках новых независимых государств». /Под ред. А.А. Данилова и А.В. Филиппова. - М., 2009.
Авторы исследования подчеркивают, что во всех странах, кроме Белоруссии и частично Армении, преподавание общего с Россией периода истории строится на концепции русской оккупации и многовековой национально-освободительной борьбы титульного этноса: «Основным содержанием национальной истории в период нахождения в составе Российской империи и СССР оказывается национально-освободительная борьба» (с. 7).
Главный вывод авторов исследования выражен так: «Если существующие тенденции продолжатся, то через 15-20 лет <...> в сознании народов бывшего СССР будет сформирован образ России как зловещей империи, которая веками уничтожала, подавляла и эксплуатировала их» (С. 12).
Вопросы истории Великой Отечественной войны - в центре попыток фальсификации.
Искажение истории Великой Отечественной войны 19411945 гг. имеет конкретные и далеко идущие цели. В работе института Военной истории МО РФ «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: ключевые проблемы истории в вопросах и ответах» - М., 2010, авторы так определили их (С. 4):
« - посредством принижения исторической роли России как гаранта стабильности в Евразии ограничить ее влияние на мировые процессы;
11
используя фальсификации истории России (в том числе военной составляющей) - разрушить общее стремление государств бывшего Союза к единению, проведению скоординированной внутренней и внешней политики;
искажая устоявшиеся представления о нашей истории, - подорвать чувство собственного достоинства россиян, лишив самого главного, того, что российский народ вынес из прошлого, - гордости за свое Отечество, за наши великие свершения и вклад в мировую цивилизацию».
Это обязывает учителя при обращении к истории Отечества, организации внеурочной работы с учащимися:
создавать условия формирования у школьников научных взглядов на события, явления, процессы истории Великой Отечественной;
обучать учащихся анализировать сущность фальсификаций, уметь противоборствовать им, прежде всего, в своей голове, находить нужные аргументы для доказательства своей точки зрения;
усиливать внимание к вопросам, которые стали объектом фальсификаций.
Специалисты института Военной истории МО РФ в уже цитируемой работе: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: ключевые проблемы истории в вопросах и ответах» так определили в качестве примеров распространенные направления фальсификаций и искажаемые исторические события истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в системе информационного противоборства (С. 41-42):
1. Возложение на СССР (Россию) равной с Германией ответственности за развязывание Второй мировой войны 19391945 гг.:
замалчивание аншлюса Австрии, захвата Чехословакии, Мюнхенского сговора, «странной/сидячей войны» в Европе, искажение их причинно-следственной связи с советско- германскими договорами 1939 г., в том числе пактом Молотова- Риббентропа;
12
«захватническая политика СССР в отношении Польши и Прибалтики»;
«подготовка Сталиным упреждающего удара по Германии в 1941 г.»;
уравнивание фашизма и сталинизма посредством признания подобия внутригосударственных явлений в Германии и СССР, а также сходства управленческих подходов Сталина и Гитлера во внешнеполитической деятельности.
Развенчание характера Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. как народной, освободительной, отечественной:
преувеличение масштабов коллаборационизма на территории СССР, оккупированной нацистским агрессором;
депортация советских народов как «месть за национально- освободительную борьбу»;
причисление предателей Родины к «борцам за независимость народов, борцам со сталинским большевистским режимом».
Лишение России статуса победителя, сыгравшего решающую роль в Победе над фашизмом в Европе:
«слабость советского военного искусства, советских полководцев и военачальников» (посредством преувеличения потерь, масштабов репрессий накануне войны);
«экономическую основу Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне составили поставки по ленд-лизу»;
занижение «цены» Победы, заплаченной советским народом (потери), в том числе се влияния на современную демографическую ситуацию в России.
Лишение России, ее Вооруженных Сил и народа ранее всемирно признанного статуса Освободителя:
замена понятия «освободительная миссия» СССР на - «оккупация» Советским Союзом;
«экспорт социализма из СССР в страны Восточной и Центральной Европы».
4. Данный вопрос звучит особенно актуально в начале нового учебного года.
13
Вопросы развития науки, современных технологий в центре внимания российского общества, руководителей государства.
Президент России Д.А. Медведев подчеркнул: «Национальная конкурентоспособность была и остается нашей стратегической целью....Развитие страны по инновационному пути, внедрение передовых технологий, увеличение производительности труда никакой альтернативы не имеют.».
Сегодня нашей стране необходима победа над бедностью и коррупцией, над экономической и технологической отсталостью. Результатом этой победы станет достойное место России в международном разделении труда и распределении доходов.
Нам необходимы: повышение конкурентоспособности экономики через выход на инновационный путь развития, поддержку науки, развитие инфраструктуры, наращивание инвестиций в первую очередь в высокие технологии, в отрасли - локомотивы экономического роста.
Выделено пять приоритетных направлений модернизации:
энергетика,
информационные технологии,
телекоммуникации,
биомедицинские технологии,
ядерные технологии.
Предполагается, в частности, что этих направления станут основными для научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково в Подмосковье, где будут филиалы и лаборатории ведущих университетов и компаний России и других стран. Новый инновационный центр станет прообразом города будущего, испытательным полигоном новой экономической политики.
Сегодня перед Россией стоят задачи не менее важные, чем 70 или 50 лет назад. Это задачи - больших и малых побед в сохранении, воссоздании, более всего - в создании заново отечественной науки и технологии. Об этом постоянно говорят руководители страны, это лучше других понимают сами ученые и инженеры. Помимо политической воли руководства и желания
14
старшего поколения стране сегодня необходима молодежь, для которой карьера ученого, инженера, организатора и менеджера инновационных технологий является достойной и привлекательной. Поэтому столь важно дать нашим школьникам примеры победителей именно из области науки и технологии. Именно эти фигуры для нас сегодня наиболее важны, именно их образцы могут помочь школьник принять решение о дальнейшем жизненном пути, важном для страны, решение о поступлении на математический или естественнонаучный факультет университета, на инженерный факультет технического вуза.
Одним из таких победителей является Мстислав Всеволодович Келдыш, столетие со дня рождения которого мы отмечаем в 2011 году. Выходец из дворянской семьи, он с детства столкнулся с несправедливостью власти по отношению к человеку. Талантливый математик, получивший первоклассные результаты, стал заниматься прикладными вопросами, которые вскоре оказались центральными для российской военной промышленности и политики, стал Главным теоретиком космонавтики. В качестве организатора научных исследований и технологических разработок стал одним из «трех К» - Келдыш - Королев - Курчатов, которые и создали «ракетно-ядерный щит Родины». Келдыш руководил Институтом прикладной математики (который сейчас носит его имя и расположен в Центральном и Юго-Западном округах Москвы), большая часть деятельности которого была посвящена построению математических моделей для задач, ключевых в области современных вооружений. Ответственность следующего уровня, которую М. В. Келдыш нес в течение 14 лет - Президент Академии наук СССР. О жизни М. В. Келдыша много можно прочитать на сайте Института прикладной математики им. М. В. Келдыша: Ьир://кеЫу8Ь.ги/тетогу/кеЫу8Ь/ Часть информации с этого сайта мы разместили в приложении к данному пособию, чтобы дать возможность учителю, пролистав это приложение, принять решение о том, как именно использовать информацию из него на своих уроках. На доме в Москве, где жил Келдыш
15
(Воробьевское шоссе, 8), на здании МГУ установлены мемориальные доски, бюсты установлены на Аллее Космонавтов и у Ин- ституа прикладной математики имени М. В. Келдыша (Миусская пл. д.4). Именем академика Келдыша названа площадь на пересечении улиц Профсоюзной и Обручева в ЮЗАО.
страница 1страница 2 ... страница 22страница 23
скачать
Другие похожие работы: