Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу. Письмо Министерства образования РФ от 04. 2002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в оу»
![]() Содержание Нормативно-правовая и документальная основа Пояснительная записка Цели и задачи Принципы программы Модель внеурочной деятельности Планируемые результаты Формы внеурочной деятельности Учебный план Рабочие программы курсов Мониторинг эффективности внеурочной деятельности Материально-техническое обеспечение Список литературы
2.Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности младших школьников Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения. Данная программа сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный: • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности. Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности школьников, направленных на формирование нравственных ориентиров, этнокультурной компетенции, социализации личности. 3. Цели и задачи Цель программы: создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей. Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач: • создать условия для полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья; • формировать коммуникативную, этническую, социальную компетентность школьников; • формировать у детей социокультурную идентичность; • развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности; • развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, духовно-нравственное. Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующей образовательной программы ОУ. Для реализации образовательного процесса в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: • игровая деятельность • познавательная деятельность • проблемно-ценностное общение • досугово-развлекательная деятельность • художественное творчество • социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) • трудовая • спортивно-оздоровительная • патриотическая деятельность Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой. Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе. Между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. 4. Принципы программы: Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур. Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты. Возможность свободного самоопределения и самореализации; Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка Принцип единства – единство обучения, воспитания, развития. Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир. Практико-деятельностная основа образовательного процесса. 5. Модель внеурочной деятельности Программа строится по модульному принципу , благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения. Каждый из предложенных модулей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижение комплексов дидактической цели. Мы предлагаем наиболее приемлемые модули для условий нашего образовательного учреждения. Программа состоит из 5 относительно самостоятельных модулей (общим объемом 675 часов), каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности младших школьников и направлена на решение своих собственных педагогических задач. Внеурочная деятельность составляет 675 занятий за 4 года, отводимых на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей, интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации. Часы, отводимые для внеурочной деятельности, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию программы воспитания через различные формы и методы. Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых результатов к более сложным. В силу индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся при определении направлений занятий в начале года каждому ребенку будет предоставлена возможность пройти через весь спектр направлений внеурочной деятельности. Программа ориентирована на школьников младшего возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей. Ресурсная база школы даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся: • взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования; • непрерывность дополнительного образования; • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности; • единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования; • системность организации управления учебно-воспитательным процессом; • обеспечит баланс между двигательно-активными и теоретическими занятиями. 6. Планируемые результаты Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:
Обучающийся получит возможность для формирования:
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут:
Обучающийся получит возможность научиться:
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
7. Формы внеурочной деятельности Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная):
Практические занятия (внеурочная, внешкольная):
Место проведения: школа, учреждения дополнительного образования. Время проведения: вторая половина учебного дня, выходные, каникулы. В результате реализации программы ожидается:
8. Учебный план Программа внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования (1 — 4 классы)
9. Рабочие программы курсов Спортивно-оздоровительное направление «Планета здоровья» Тематическое планирование (1-4 классы)
Содержание занятий Модуль. Мир игр (135 часов) 1 класс (33 часа) 1.1. Народные игры. (6 часов). Русская народная игра «У медведя во бору», «Филлин и пташка», «Горелки», «Кот и мышь», «Блуждающий мяч», «Зарница». Правила игры. Выбор и ограничение игрового пространства. Разучивание игры. Проведение игры. Эстафета. 1.2. Игры на развитие психических процессов (6 часов). Игры на развитие восприятия. Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра». Упражнения и игры на внимание. Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок». Игры на развитие памяти. Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». Игры на развитие воображения. Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». Игры на развитие мышления и речи. Игры «Ну-ка, отгадай», «Определим игрушку». Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. Игры «Баба Яга», «Три характера». 1.3. Подвижные игры (14 часов) Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз». Игра с мячом «Охотники и утки». Весёлые старты с мячом. Игра «Волк во рву». Весёлые старты со скакалкой. Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки». Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель». Игра «Белки, волки, лисы». Игра «Совушка», «Перемена мест», «Удочка», «Салки с мячом», «Прыгай через ров». Правила игры. Строевые упражнения; перестроение. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. Гимнастические упражнения. Эстафеты. Игры с мячом: ловля, бросок, передача. Катание на лыжах. Разучивание и проведение игр. Метание снежков в цель. 1.4. Спортивные игры (7 часов) Футбол, Баскетбол. Спортивный праздник. Разучивание правил игры. Отработка игровых приемов. Броски в корзину. Игра. Эстафета. Веселые минутки. 2 класс (34 часа) 1.5. Введение. Основы знаний о народной подвижной игре (1 час). Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры. Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры . Выработка правил. Пятнашки. Фанты. Горелки. Лапта. Штандр. 1.6. Игры-эстафеты (7 часов). Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам». Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». Эстафеты с бегом и прыжками. Эстафеты с преодолением препятствий. 1.7. Подвижные игры разных народов (9 часов). Игры русского народа. « Гуси-лебеди », « Обыкновенные жмурки ». Игры мордовского народа. «Котел» «Салки». Игры белорусского народа. « Михасик », « Прела-горела». Игры татарского народа. « Серый волк» « Скок-перескок» Игры народов Востока. « Скачки» , « Собери яблоки». Игры украинского народа. « Высокий дуб» « Колдун». Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч» « Отдай платочек». Игры чувашского народа. « Хищник в море», « Рыбки». Игры калмыцкого народа. « Альчики », « Забрасывание белого мяча» 1.8. Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств (4 часа).Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». Упражнения со скакалками. Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением. Упражнения со скалками. 1.9. Подвижные игры, основанные на элементах (6 часов): - гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»; - легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»; - лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»; - спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки». 1.10. Зимние забавы (5 часов). Зимой на воздухе. «Городки», Скатывание шаров, «Гонки снежных комов». Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». Эстафета на санках. Лыжные гонки. 1.11. Итоговое занятие (2 часа). Праздник здоровья и подвижной народной игры. 3 класс (34 часа) 1.12. Общие подвижные символические игры (9 часов). «Бабки», «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк», «Платок», «Пирожок». Игры для формирования правильной осанки. «Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».Игры со скакалками. «Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька», «Удочка». Игры с бегом. «Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка», «Городок- бегунок». Игры с прыжками. «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и кот», «Болото». Игры с метанием, передачей и ловлей мяча. «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч», «Колодка», «Зевака». 1.13. Игры для развития внимания (3 часа). «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки». 1.14. Общеразвивающие игры (6 часов). «Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек». 1.15. Игры с разными предметами (4 часа). «Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки». Игры с камешками, шариками и палками. «Двенадцать палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка». 1.16. Хороводные игры (3 часа). «Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли», «Жених ищет невесту», «Луг - лужочек», «Заинька», «Ручеёк». 1.17. Игры в помещении (6 часов). «Дедушка – рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза», «Колечко», «Все в кружок», «Слепой козёл». Игры в фанты. «Работа и забава», «Птичник», «Тяни - пускай», «Голуби». Игры- шутки. «Кольцо», «Чур», «Орехи», «Барабанщик», «Черепаха». Сюжетные игры. «Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки». Загадки, шарады, каламбуры. «Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха», «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов». 1.18. Праздник «Мир русских народных игр» (3 часа). Игры к различным народным праздникам: «Проводы берёзы», «Бой крашенками», «Шапочники», «Коробейники», «Сказочница», Гусиное перо», «Подвижки льда». 4 класс (34 часа) 1.19. Спортивные игры на улице: Лапта (5 часов). История возникновения игры, правила игры, оборудование, отработка приемов, выбор и ограничение пространства. Отработка игровых приемов. 1.20. « Казаки разбойники» (5 часов) : История возникновения игры, правила игры, оборудование, отработка приемов, выбор и ограничение пространства. Отработка игровых приемов. 1.21. Ходьба на лыжах (5 часов) : Подготовка оборудования, выбор местности для занятий, оказание первой помощи при обморожениях. Организация спортивных соревнований. 1.22. Взятие снежного городка (4 часа): Организация городка силами групп школьников, Продумывание игровых правил. Оборудование игровой площадки. 1.23. Спортивные игры в зале: Волейбол (5 часов). История возникновения игры, правила игры, оборудование, отработка приемов, выбор и ограничение пространства. 1.24. «Вышибалы» (5 часов). История возникновения игры, правила игры, оборудование, отработка приемов, выбор и ограничение пространства. 1.25. «Перестрелка» (5 часов). История возникновения игры, правила игры, оборудование, отработка приемов, выбор и ограничение пространства. Проведение спортивных соревнований. Общеинтеллектуальное направление «Хочу всё знать» |
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: