Министерство общего и профессионального образования
министерство общего и профессионального образования
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«СУХОЛОЖСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»
УТВЕРЖДАЮ:_____________
Директор О.А.Колегова
«___» «_____________» 201_г.
П О Л О Ж Е Н И Е
об организации и осуществлению воспитательного процесса и дополнительному образованию в ГКОУ СО «Сухоложский детский дом»
Общие положения.
Настоящее положение разработано на основании Конвенции о правах ребёнка; Федерального закона «Об опеке и попечительстве» № 48 от 24 апреля 2008 года; Закона РФ «Об образовании», Устава государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сухоложский детский дом» (далее Детский дом ).
Настоящее Положение регулирует деятельность ГКОУ СО «Сухоложский детский дом» по организации воспитательного процесса и дополнительного образования, и направлено на формирование педагогического коллектива с общими ценностными установками, целями и требованиями к организации образовательного процесса.
Положения документа обязательны для применения Управлением воспитательным процессом, структурными подразделениями, обеспечивающими воспитательный процесс.
Основные субъекты, обеспечивающие организацию воспитательного процесса:
Воспитатели
Педагоги дополнительного образования
Психолог
Библиотекарь
Социальный педагог
Музыкальный руководитель
Инструктор по физкультуре
Инструктор по труду
Логопед
Младший воспитатель
Воспитательный процесс в детском доме осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ, настоящим Положением и Уставом.
Педагогическое сообщество детского дома несет ответственность в установленном законодательством порядке, в пределах их должностных инструкций и вверенных участках работы:
За качество реализуемых образовательных программ
За соответствие форм, методов, технологий, средств организации воспитательного процесса возрасту, интересам, потребностям воспитанников
За жизнь и здоровье воспитанников во время воспитательного процесса
За нарушения прав и свобод воспитанников
Иное, предусмотренное законодательством РФ
2 . Моделирование воспитательного процесса и дополнительному образованию
Общая информация:
В условиях перехода России к демократическому обществу и рыночной экономике, воспитанию предъявляются новые требования. Современное качество содержания воспитания определяется не только усвоением воспитанниками новой системы универсальных знаний, умений, навыков, но и уровнем развития его личности, способной адаптироваться в современных социально–экономических условиях: предусматривается развитие познавательных, творческих и коммуникативных способностей, нравственности и общей культуры, толерантности, самостоятельности и гражданской ответственности.
Жизнь заставляет людей понять, что воспитание подрастающих поколений — гарант цивилизованного будущего. Каждое образовательное учреждение, каждый педагог ищет свой путь приближения этого будущего, в результате чего создаются авторские воспитательные системы. Воспитательная система может иметь следующую структуру: цели, выраженные в исходной концепции; педагогическое взаимодействие, обеспечивающее ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъектов в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Основные цели и задачи
Настоящее Положение является основополагающим для организации воспитательного процесса и дополнительного образования, и взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса.
Основными целями воспитательного процесса с воспитанниками являются:
Формирование социальных установок и компетенций, необходимых для реализации гражданской позиции для приобщения воспитанников к различным уровням культуры: бытовой, здорового образа жизни, социальной, гражданской, национальной и культуре мира
деятельность ОУВР и ДО в области создания условий для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и дальнейшего устройства на воспитание в семьи граждан.
Задачи:
создание благоприятных условий приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;
организация целенаправленных воспитательно-образовательных процессов в детском доме, в рамках единого образовательного пространства;
выявление социальных проблем воспитанников;
изучение личностно — семейных обстоятельств вновь прибывших воспитанников;
диагностика уровня развития социальных навыков подростков;
осуществление профилактической работы по предупреждению негативных проявлений, отклонений в поведении воспитанников;
осуществление профилактической работы по самовольным уходам воспитанников из детского дома;
создание индивидуальных программ по работе с подростками с девиантным поведением;
контроль за успеваемостью и посещением школьных занятий воспитанниками;
взаимодействие с различными категориями специалистов детского дома, для реализации программ по социализации воспитанников;
реализация программ дополнительного образования;
стимулирование развития творческой деятельности и инициативы воспитанников;
определение направлений педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, а также их творческих способностей (творческое мышление, воображение, эстетический вкус, навыки ручного труда)
взаимодействие с общеобразовательными учреждениями (МОУ СОШ, НПУ, гимназии), государственными службами (ОВД по г. Сухой Лог; КДН при администрации города);
взаимодействие с органами опеки и попечительства администрации г. Сухой Лог.
Направления воспитательной работы с воспитанниками
Ежегодно рабочие программы по воспитанию детей разрабатываются педагогами на основе Образовательной программы детского дома и утверждаются директором детского дома либо Педагогическим советом.
Рабочие программы включают следующие направления:
Создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, направлена, на творческое саморазвитие и самореализацию личности;
Организацию исследовательской работы воспитанников во внеурочное время;
Пропаганду ценностей физической культуры и здорового образа жизни;
Научное обоснование существующих методик, поиск и внедрение новых технологий воспитательного воздействия на воспитанника, создание условий для их реализации;
Воспитание гражданственности, патриотизма, направленное на формирование общероссийской и национально-культурной идентичности, активное участие в общественной жизни;
Поддержка и развитие детского самоуправления, детской прессы детского дома;
Организацию обеспечения продуктивной занятости воспитанников;
Организацию работы по профилактике правонарушений, профориентационную работу;
Информационное обеспечение воспитанников
Воспитательный процесс координируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Стиль профессиональной деятельности педагога в организации воспитательного процесса и дополнительного образования включает:
Личностно-гуманистическую направленность педагога в отношениях с детьми и коллегами;
Понимание и принятие ценностей воспитательной среды (уважительное отношение к государственным символам, и символам детского дома, чувство принадлежности к детскому дому, ответственность за себя и окружающих, заповеди педагога, ценности, закрепленные в профессиональной этике) и образа жизни педагогического коллектива детского дома (ненормированный рабочий день, здоровый образ жизни, стиль одежды, нормы совместной деятельности и совместного проживания);
Знание психолого-педагогических основ воспитания и развития ребенка (особенности различных возрастных категорий детей, основы возрастной педагогики и возрастной психологии, закономерности физиологического развития ребенка, взаимосвязь возрастных закономерностей развития и содержания воспитательной деятельности);
Владение актуальными профессиональными умениями, педагогическими технологиями, позволяющими осуществлять воспитательный процесс в условиях детского дома (организация жизнедеятельности детского коллектива и оздоровительной работы с детьми; владение методикой подготовки и проведения воспитательных мероприятий; организация работы органов детского самоуправления; педагогическое сопровождение и поддержка детей);
Адаптивность к условиям повышенной физической и психоэмоциональной нагрузки (быстрое переключение с одного вида деятельности на другой, выдержка и самообладание, профессиональная гибкость и мобильность, рациональная организация труда, быта, владение способами саморегуляции и саморелаксации);
Коммуникативную (культура речи, владение основными видами речевой деятельности, вербальными и невербальными средствами общения, основами безконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов, умение устанавливать отношения доверия, разграничивать деловое и неформальное общение) и рефлексивную (умение работать с информацией, владение различными видами и формами анализа, умение письменно оформить результаты аналитической деятельности, саморефлексия) культуру педагога;
Креативность в профессиональной деятельности (умение генерировать идеи, творческий подход к проектированию собственной педагогической деятельности, работа в творческих группах и объединениях);
Взаимодействие с коллегами (с напарником и другими членами коллектива детского дома);
Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога (стремление к профессиональному самосовершенствованию, успешность в конкретном направлении педагогической деятельности, планирование и осуществление профессионального роста, максимальная реализация профессиональных интересов, умение обобщать собственный педагогический опыт).
Принципы деятельности педагогических работников в организации воспитательного процесса и дополнительного образования:
Системный подход в организации воспитания;
Преобладание практико-ориентированных форм и методов воспитания над теоретическими;
Индивидуальный и личностно ориентированный подход в воспитании;
Творческий подход к организации воспитательного процесса;
Проблемное обучение (постановка проблемных задач и создание ситуаций, побуждающих слушателя к самостоятельному поиску путей их решения);
Технологичность (овладение педагогами конкретными алгоритмами деятельности педагога-воспитателя);
Воспитывающее взаимодействие;
Единство воспитания и самовоспитания;
Открытость деятельности.
Педагогическое взаимодействие в организации воспитательного процесса
Взаимодействие: Воспитатель, педагоги, помощник воспитателя:
- работает исходя из недельной нагрузки на ставку (определенную штатным расписанием);
- отвечает за состояние и организацию учебно-воспитательной работы, закрепленной за ним группы;
- ведет журнал группы (по типу классного журнала);
- составляет перспективное планирование на год, план на месяц, ежедневное планирование;
- осуществляет прием воспитанников, на начало работы и передачу воспитанников при передаче смены (занятий), строго по списку и фактическому пребыванию детей в группе;
- ведет строгий учет и контроль над присутствием детей в группе ( на занятиях);
- осуществляет передачу детей для занятий в кружках и секциях строго по списку и расписанию, под ответственность руководителей кружков и секций и после завершения работы кружков и секций принимает воспитанников в обязательном порядке;
- следит за порядком в группе (кабинете, занятий), следит за выполнением воспитанниками правил поведения;
5.2 Организация работы:
- Педагог свою работу начинает со знакомства оперативной информации по детскому дому, по классному журналу проверяет посещаемость и успеваемость воспитанников, узнает от классных руководителей и других педагогов о поведении детей на уроках, занятиях, узнает о настроении и самочувствии воспитанников, о характере заданий на самоподготовку, получает указания от руководителей детского дома. На основании полученных сведений вносит поправки в план работы на день;
- Изучив обстановку педагог осматривает помещение группы (кабинета), проверяет состояние оборудования и сохранность мебели;
- Делает отметку в журнале об отсутствии отдельных воспитанников;
- Знакомится с содержанием записок коллег;
- Сообщает группе план работы на день;
- Организует дежурство в группе (кабинете) ;
- Согласно рабочих программ, планов организует развивающие занятия, занятия, требующие от детей различной двигательной деятельности и пр.;
- Организует отдых детей на открытом воздухе независимо от погоды и времени года, следит затем, чтобы все воспитанники имели соответствующую погодным условиям одежду и обувь.
Управление воспитательным процессом
6.1 Общее руководство учебно-воспитательным процессом осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе на основе своих должностных обязанностей.
6.2 Для координации работы педагогов в конкретных направлениях в детском доме созданы:
Педагогический совет
Методический совет
Психолого-педагогический консилиум
Координация и организация воспитательного процесса с воспитанниками осуществляется педагогами на основе созданных творческих педагогических групп (рабочая смена педагогов, помощников воспитателя), разработанных планов и проектов.
Контроль безопасности организации воспитательного процесса и соблюдения санитарно-эпидемиологического режима в вечернее, ночное время и выходные дни осуществляет медсестра круглосуточного дежурства.
Своевременное обеспечение условий безопасности жизнедеятельности воспитанников и функционирования детского дома отвечает заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: