NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Модель организации образовательного процесса, обеспечивающей вариативность внеурочной деятельности обучающихся в моу сош с. Пушкино Добринского муниципального района Липецкой области


Модель организации образовательного процесса, обеспечивающей вариативность внеурочной деятельности обучающихся в МОУ СОШ с. Пушкино Добринского муниципального района Липецкой области

Школа находится в процессе модернизации: меняются УМК, совершенствуются технологии, вводятся новые стандарты. Возвращается формула - «обучение + воспитание», причем последнее «должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом, воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность» (Д.В. Григорьев Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 с. 5). Для обеспечения такого единения (слияния) в Федеральный учебный план введен раздел «Внеурочная деятельность», определены направления ее реализации и описаны формы проведения занятий. С этого момента у школ, внедряющих новые стандарты в 1-х классах, возникает масса вопросов по организации и программному обеспечению внеурочной деятельности, оплате педагогов, месте и времени ее проведения и т.п. Готовых рецептов нет, т.к. каждое образовательное учреждение обеспечено своим кадровым составом, имеет отличную от других инфраструктуру, и, самое главное, обладает собственным фондом оплаты труда. Так как же организовать эту внеурочную деятельность в конкретном образовательном учреждении? Мы разработали свою модель организации внеурочной деятельности в 1-х классах для МОУ СОШ с. Пушкино. Отдельную часть учебного плана основной образовательной программы составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Каждая образовательная система готовит собственное сопровождение внеурочной деятельности. И это хорошо, т.к. обеспечивает подлинную вариативность образования, возможность выбора. Внимательно изучив материалы стандарта, члены рабочей группы по внедрению ФГОС, в которую вошли учителя начальных классов, руководители методических объединений, администрация школы, пришли к выводу:

  • внеурочная деятельность – это часть основного образования, она призвана помочь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности – учебной – в других условиях, на другом материале – и вывести на те самые, что и в учебной деятельности, метапредметные результаты, сформировать учебную мотивацию;

  • внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия, обеспечивающие развитие школьников; происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

А это уже выход на заданный образовательный результат – не новые знания, а способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации. Какие ориентиры выбрали члены рабочей группы в организации внеурочной деятельности в первых классах нашего учреждения? Это и запросы родителей, законных представителей первоклассников, и приоритетные направления деятельности школы, и интересы и склонности педагогов, и возможности образовательных учреждений дополнительного образования. Прежде изучили запросы родителей, которые ориентировали на работу во внеурочное время по укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни, рекомендовали творческое развитие детей, проектную деятельность. Педагоги, в свою очередь, подготовили свои предложения, аргументируя целесообразность введения того или иного курса, его цель и задачи, ожидаемые результаты внеурочной деятельности, которые прописаны в стандарте.       Одной из главных проблем нашей школы для организации ВУД является отсутствие учреждений дополнительного образования, специалистов с музыкальным, техническим, хореографическим и другим специальным образованием, недостаточное программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности.  Программы по организации внеурочной деятельности были взяты из «Примерных программ внеурочной деятельности», а затем адаптированы к условиям нашей школы.    Внеурочная работа реализуется через кружки, которые посещают все учащиеся класса. Это обусловлено несколькими причинами:

- дети еще маленькие;

- отсутствие  центров дополнительного образования;

- родители заняты на работе, и возить детей на занятия в учреждения дополнительного образования  нет возможности.

Класс делится на две группы по 7 человек. Таким образом, занятия посещаются по подгруппам.

            Режим работы в 1 классах строится по традиционной схеме.

Первая половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня ученики сначала отдыхают и обедают, а затем посещают кружки.

В течение дня с детьми находится учитель начальных классов и воспитатель ГПД. Во второй половине дня  воспитатель ГПД  регулирует посещение учащимися кружков и других мероприятий.   

Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом  внеурочной деятельности.   Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень  их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

  Описание модели организации внеурочной деятельности.

В процессе урочной и внеурочной деятельности коллектив ОУ должен выйти на приобретение у обучающихся личностных, метапредметных, предметных результатов. Все это будет достигаться через научно-познавательную, проектную, общественно-полезную, художественно-эстетическую, спортивно-оздоровительную деятельность, патриотическое воспитание. В течение всего периода осуществляется психолого-педагогическое сопровождение, сопровождение классных руководителей, учителей начальных классов, родительского сообщества.

Программа организации внеурочной  деятельности состоит из образовательных  курсов, в рамках которых реализуются 2 направления деятельности:

  • 1.  Художественно-эстетическое направление

     Программа курса «Кукольный театр»

  • 2. Проектная деятельность

  Программа курса «Я – исследователь»

Направление «Проектная деятельность» обеспечивается реализацией программы «Я – исследователь». Данная программа внеурочной деятельности призвана способствовать развитию общеучебных навыков: социальных (умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль, выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают); коммуникативных (учиться не только говорить, но и слушать собеседника, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё); мыслительных (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.); исследовательских (учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить). Программа «Юный исследователь» позволит повысить уровень школьной подготовки и создать условия, при которых станет возможным развитие творческих способностей, инициативности, самостоятельности, навыков самоконтроля и способов саморазвития младших школьников.

Направление «Художественно-эстетическое» обеспечивается реализацией программы «Кукольный театр». Кукольный театр – одно из любимых зрелищ детей. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Данная программа внеурочной деятельности призвана способствовать приобщению детей к творчеству, развитию способностей (литературных, актерских, оформительских), воспитанию чувства коллективизма, прекрасного, повышению эмоциональной культуры, культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.

Остальные направления осуществляются через реализацию Программы духовно-нравственного развития и воспитания, Программу формирования культурного здорового и безопасного образа жизни. В процессе реализации всех направлений внеурочной деятельности также будут использоваться ресурсы МНУК «ПЦК и Д сельского поселения» (сельской библиотеки, ДК).

Ожидаемые результаты

Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом; воспитание уважительного отношения к своему селу, школе, краю,  чувства гордости, что я – гражданин России; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. Успешность реализации основной образовательной программы начального общего образования зависит от четкого взаимодействия всех участников образовательного процесса, в частности от педагогов, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности

                                                                      

Модель организации образовательного процесса начальной школы МОУ CОШ с. Пушкино



Сельская библиотека




Внеурочное пространство




Психолого-педагогическое сопровождение, сопровождение классных руководителей, учителей начальных классов, родительское сообщество




Личностные, метапредметные, предметные результаты














































Научно-познавательная деятельность




Проектная деятельность




Патриотическое воспитание




Общественно-полезная деятельность




Художественно-эстетическая деятельность




Спортивно-оздоровительная деятельность






ДК




клуб, секции, кружок и др.




















































1










2
































































3










4


























































страница 1


скачать

Другие похожие работы: