NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в мкоу «Лодейнопольская начальная общеобразовательная школа»















Модель организации внеурочной деятельности

в условиях реализации

Федеральных государственных образовательных стандартов

начального общего образования

в МКОУ «Лодейнопольская начальная общеобразовательная школа»


Разработали:

заместитель директора по ВР – Е.В. Захарова

учитель начальных классов – О.А. Воронцова

учитель начальных классов – И.М. Семенова
г. Лодейное Поле

2012 год

Содержание.

Введение. Актуальность использования модели внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО …...………………………………………………………………… 3
Основная часть.

  1. Цель, задачи и принципы организации внеурочной деятельности………………...5

  2. Направления и ведущие формы внеурочной деятельности ……….……….............7

  3. Ресурсы для организации внеурочной деятельности …………................................12

  4. Дополнительные образовательные программы, реализуемые

в МКОУ «ЛНОШ»……………………………………………………………………14

  1. Диагностика эффективности внеурочной деятельности …………………………..17


Заключение……………………………………………………………………………………18
Список использованных источников…….………….……………………………………...19

Введение. Актуальность использования модели внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.
«… человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова,

если однажды не познает успеха в чём-то для него важном…

Если ребенку удается добиться успеха в школе,

у него есть все шансы на успех в жизни»

У. Глассер
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Модель организации внеурочной деятельности создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Она способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

В ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях:

  • расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности

и уровням образованности;

  • плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео, аудио компьютерной индустрии;

  • резкого снижения уровня чтения, особенно классической, художественной литературы;

  • ограниченности общения со сверстниками;

  • неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;

  • разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;

  • экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;

  • разреженности систем идей, определяющих общественно коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности;

  • нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС).

Цель, задачи и принципы организации внеурочной деятельности.
С 2010-11 учебного года МКОУ «Лодейнопольская начальная общеобразовательная школа» (ЛНОШ) – пилотная площадка по введению ФГОС НОО второго поколения.

Главная цель воспитательной работы в МКОУ «ЛНОШ» – это формирование образованного, обладающего физическим, нравственным и социальным здоровьем, гражданина и патриота России.

Вся воспитательная работа ведется по следующим направлениям:

  • «Интеллект»

  • «Я и моя семья»

  • «Я и окружающий мир»

  • «Я и здоровье»

В качестве основных образовательных технологий предусматриваются сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ, экскурсии в музеи и на предприятия города, посещение городской детской библиотеки, спектаклей, проведение детских праздников совместно с родителями, занятия в кружках, загородные культурно-просветительские поездки.

Воспитательная работа ведется по общественно ключевым делам. Предполагается личное участие каждого ребенка.

В основной образовательной программе школы выведена модель внеурочной деятельности (ВД), которая ориентирована на образовательные запросы обучающихся, родителей, общества, государства.

Реализация модели будет способствовать:

  • овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

  • формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

  •  формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Таким образом, актуальность данной модели обусловливается:

  • мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

  • необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;

  • спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных традиций.

Модель внеурочной деятельности решает следующие задачи:

  • Выявление и развитие склонностей и способностей обучающихся к различным видам деятельности.

  • Создание условий для детского творчества в области искусства, науки и техники.

  • Создание практического дополнения к школьным предметным курсам.

  • Формирование разновозрастных коллективов по интересам.

  • Организация досуга и отдыха обучающихся во внеурочное время.


В основе модели лежат следующие принципы:

  • Принцип учёта потребностей обучающихся и их родителей

  • Принцип преемственности

  • Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности

  • Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности.

Учебный план для начальной школы включает для каждого класса не более 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы ВД объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов — ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Направления и ведущие формы внеурочной деятельности в МКОУ «ЛНОШ».
В нашей школе внеурочная деятельность представлена следующими направлениями.


Направления развития личности

Формы организации деятельности

Цель

Духовно-нравственное

Культпоходы, экскурсии

этические беседы

Формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Социальное

КТД

социальные акции «Поздравительная открытка» ветеранам, «Чистый город»


Воспитание доброты и милосердия, уважительное отношение к своей Родине

Общеинтеллектуальное

ДОП (кружки):

Первые шаги в мире информатики

Эрудит

Рисование на компьютере

Природа и фантазия

Форвард

Книголюб

Формирование мировоззрения обучающихся

Общекультурное

ДОП (кружки):

Волшебные узелки

Веселые нотки

Веселые поделки

Ковроделие

Твой стиль

Хрустальный башмачок

Сувенир

Мир кожи

Кукольная страна

Бумажная пластика

Формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

Спортивно-оздоровительное

ДОП (кружки):

Ритмика

Лечебная гимнастика

Каратэ

Спортивный час

соревнования

Воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни


Организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. ЛНОШ предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие и формируемых с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Мы используем следующие методы изучения социального запроса: анкетирование родителей обучающихся; проводим опрос на родительских собраниях. (Образец анкеты см. Приложение стр.2). В результате каждый класс реализует направления внеурочной деятельности по индивидуальному маршруту, исходя из запросов родителей, возможностей и направленности воспитательной работы ОУ, плана воспитательной работы класса. (Образец заявления см. Приложение стр.3)

Формы организации внеурочной деятельности отличны от урока (кружки, секции, экскурсии и т.п.). Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность осуществляется через посещение кружков школы, дополнительного образования, группы продлённого дня.

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности представлено системой культпоходов, экскурсий, этических бесед. Это занятия, направленные на духовно-нравственное развитие учащихся. В процессе посещения учреждений культуры, музеев, театров, кинотеатров, обсуждения различных жизненных ситуаций, игр, чтения и драматизации литературных произведений дети получают знания о духовных ценностях. Воспитываются патриотические чувства, происходит развитие готовности к нравственному поведению.

Мы сотрудничаем с детской библиотекой, историко-краеведческим музеем, Нижне-Свирским государственным заповедником. Не только мы посещаем эти учреждения, но и экскурсоводы на базе школы проводят интересные беседы («Край, в котором я живу» «Помогите птицам зимой» и др.) Следим за театральными новинками Дома народного творчества и дома театра и кино. Проводим мероприятия к юбилею известных писателей, композиторов, художников. (Например, викторина к юбилею детской писательницы А.Л. Барто, конкурс инсценированной песни к юбилею В. Шаинского)

Ведущие формы деятельности: экскурсии, походы, тематические классные часы, КТД, праздники, викторины, интеллектуальные игры, конкурсы, викторины, выставки, исследовательская деятельность, этические беседы, уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ.

Социальное направление предполагает организацию и проведение коллективных творческих дел, социальных акций. Это инициативное участие детей в социально значимых делах, организованных взрослыми, что способствует формированию у младших школьников позиции активного члена гражданского общества, развитию нравственной позиции, социальной активности, потребности в саморазвитии. Учащиеся принимают участие в акциях «Поздравительная открытка» ко Дню Победы, «Чистый город».

Ведущие формы деятельности: работа по озеленению школы ( проект «Зеленый дом»), субботники, организация дежурства в классе, экскурсии на предприятия города, выставки работ обучающихся, сюжетно-ролевые игры.

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности представлено кружками «Эрудит», «Природа и фантазия», «Форвард», «Книголюб», «Рисование на компьютере», «Первые шаги в мире информатики».

Кружок «Эрудит» - система внеурочных занятий, которые расширяют и углубляют знания учащихся в интересных для них формах. В этом кружке ведется работа с одаренными детьми, которых выявляем методом диагностики. Учащиеся принимают активное участие в школьных и районных интеллектуальных играх. Первоклассники уже смогли себя проявить в интеллектуальной игре «Умники и умницы», 2 класс – игра «Бросай-ка», 3 класс – игра для самых умных «Звездный час», 4 класс – «Эрудит». Команда победитель школьного конкурса «Эрудит» принимает участие в районном конкурсе «Эрудит».

Кружок «Природа и фантазия» - занятия направлены на развитие творческого потенциала детей, приобщение к искусству и культуре через общение с природой, расширение представлений об окружающем мире в процессе практической деятельности, наблюдений, экскурсий. Занимаясь в этом кружке, дети развивают эстетический вкус, у них формируется чувство цвета, развивается воображение, внимание, память, умение создать образ и творчески его реализовать, воспитывается любовь к природе, родному краю, Родине. На кружке учащиеся изготавливают поделки из природного материала, которые украшают школьные выставки, а также принимают активное участие в городских, районных и областных конкурсах.

Кружок «Форвард». Цель - формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, научить общаться на английском языке в рамках речевой тематики с учётом возрастных особенностей в процессе приобщения к английской культуре. Занятия проходят в игровой форме с использованием технических средств обучения.

Кружок «Рисование на компьютере». Цель - развитие творческих способностей учащихся средствами компьютерной графики. Занятия направлены на систематизацию знаний о современных графических программах, а также приобретение практических навыков работы с программными продуктами векторной графики. Учащиеся создают свои первые проекты, с которыми принимают участие в конкурсах. «Мой любимый учитель» - конкурс.

Кружок «Книголюб» - занятия направлены на формирование устойчивого интереса и воспитание любви к чтению художественной литературы, развитие творческого потенциала учащихся для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове. Занятия по художественному чтению и актёрскому мастерству развивают у детей выразительность речи, эмоциональную сферу и образное мышление, раскрепощают их личность, воспитывают уверенность в себе, формируя основы мировоззрения и нравственных представлений.

Кружок «Первые шаги в мире информатики» - занятия направлены на формирование и развитие логического мышления пространственного воображения в оптимальные сроки, расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, формирования навыков работы с различными исполнителями. Учащиеся принимают участие в различных конкурсах. В районном конкурсе «Инфобой» команда школы «Информашка» заняла 1 место.
Ведущие формы деятельности: викторины, познавательные игры и беседы, детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны, конкурсы), предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы.

Общекультурное направление внеурочной деятельности представлено кружками «Волшебные узелки», «Хрустальный башмачок», «Сувенир», «Мир кожи», «Веселые поделки», «Кукольная страна», «Твой стиль», «Ковроделие», «Бумажная пластика» и «Веселые нотки».

Кружок «Волшебные узелки» - занятия направлены на всестороннее интеллектуальное, творческое и эстетическое развитие обучающихся. На занятиях учащиеся осваивают различные узлы в процессе плетения поделок, знакомятся с русским народным творчеством, развивают художественный вкус и творческие способности. В результате появляются такие шедевры, которые украшают не только школьные выставки, учащиеся принимают участие в районных и областных конкурсах.

Кружок «Хрустальный башмачок» занятия направлены на обогащение круга художественных впечатлений ребенка, что позволяет развить эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами.

Кружок «Веселые нотки» - знакомит с миром музыки. На занятиях обучающимся дается понятие вокальной, кантиленой и инструментальной мелодии. Выступления участников кружка украшают школьные мероприятия (День знаний, Концерт ко Дню учителя, «Мы школьниками стали», Новый год, «Последний звонок» и другие).

Кружок «Сувенир» занятия направлены на постепенный переход от начального технического моделирования к конструированию простейших технических объектов, игрушек, сувениров, развитие творческого мышления и мотивации детей к творчеству. Учащиеся учатся вычерчивать и читать простейшие чертежи, выполнять задания по чертежу и схеме.

Кружок «Мир кожи» Цель занятий - самореализация творческой личности учащихся через привлечение к занятиям творческим трудом. Учащиеся изготавливают поделки из кожаных материалов.

Кружок «Веселые поделки». Цель - создание условий для самореализации творческого потенциала, развития художественного вкуса обучающихся через изучение основных этапов и приёмов моделирования, конструирования, технологии пошива изделий из ткани. Реализация программы обеспечивает включенность детей в разнообразную реальную социально значимую деятельность, ориентирует обучающихся на практическое применение полученных знаний и умений в различных сферах жизни.

Кружок «Кукольная страна». Цель - развитие художественного и эстетического вкуса обучающихся средствами изучения дизайна костюма в детском театре моды. На занятиях происходит формирование художественной культуры обучающихся через освоение приёмов, методов и средств художественной образности и эстетической выразительности; развитие фантазии, воображения, творческой инициативности, нестандартности мышления ребёнка. К концу 1 года обучения ребёнок должен владеть элементарными приёмами работы с инструментами (кисть, карандаш, ножницы) и материалами (краски: гуашь, акварель, тушь), знать основы цветоведения, уметь фантазировать и стилизовать конкретный объект, чувствовать эмоциональную окрашенность цвета, линий, проявлять интерес к дизайну, приобщаться к художественной культуре и духовным ценностям через изучение дизайна костюма.

Кружок «Твой стиль». Цель - развитие творческого потенциала обучающихся средствами декоративного искусства.Занятия моделированием и художественным оформлением одежды способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык декоративного искусства при восприятии художественного образа костюма и в самостоятельной творческой деятельности, воспитывают общую эстетическую и художественную культуру.

Кружок «Ковроделие». Цель программы состоит в формировании у детей представлений о художественной культуре, как составляющей части материальной и духовной культуре на основе вовлечения их в продуктивную творческую деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства.

Кружок «Бумажная пластика». Цель – повышение творческого потенциала учащихся до уровня, позволяющего им самостоятельно решать практические, творческие задачи по созданию игрового материала из бумаги и картона. Ребята приобретают навыки графического изображения предметов, развивается мелкая моторика пальцев рук.

Ведущие формы деятельности: культпоходы в театры, музеи, библиотеки; концерты, конкурсы инсценированной сказки и песни, классные и школьные праздники; районные мероприятия; поездки с посещением музеев, театров, выставок.

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности представлено кружком «Ритмика», «Лечебная физкультура», «Каратэ» спортивными часами в группах продленного дня, спортивными соревнованиями.

Кружок «Ритмика» система внеурочных занятий, способствующих музыкально-эстетическому развитию учащихся, чувства ритма, приобщение к искусству хореографии в процессе освоения различных танцевальных направлений. На занятиях разучиваются этюды, танцевальные композиции с которыми учащиеся выступают на школьных праздниках, а также на городских и районных мероприятиях и конкурсах.

Кружок «Лечебная физкультура». Кружок посещают учащиеся 1-4 классов, отнесенных по заключению врача к подготовительной и специальной медицинским группам с рекомендацией занятиями корригирующей гимнастике. Целью корригирующей гимнастики в школе является коррекция отклонений здоровья и физического развития учащихся.

Кружок «Каратэ». Цель - формирование мотивации к занятиям физической культурой, привитие ценностей ЗОЖ, формирование умений и навыков саморазвития и самосовершенствования. Программа оптимизирует физическое воспитание детей младшего школьного возраста путем включения комплексов по нетрадиционным видам физической культуры (каратэ) в образовательный процесс учреждения дополнительного образования детей и методике их применения для сохранения и укрепления здоровья, воспитания физических качеств.

Спортивные часы в группах продленного дня проводятся еженедельно, при хороших погодных условиях – на свежем воздухе. Они направлены на укрепление здоровья учащихся. Спортивные соревнования - «Веселые старты», «А ну-ка парни!».

Ведущие формы деятельности: школьные, районные, областные спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия: слеты, соревнования, Дни Здоровья; контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований; беседы по технике безопасности, правилам дорожного движения; демонстрация спортивных достижений обучающихся: стенд «Наши достижения» и награждение победителей.

Мы в своей работе выбираем не все предложенные инновационные формы, а лишь те, которые, на наш взгляд, помогают обучающимся добывать знания самим, приобретать уверенность в себе; способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, развивают образное мышления и расширяют кругозор обучающихся.

Естественной средой общения для детей является игра. В игровой деятельности у обучающихся формируется совокупность общественно значимых качеств личности, которые в дальнейшем определяют направленность социальных отношений. Сложность установления сотруднических отношений между взрослыми и детьми обусловлено их различным социальным положением, что затрудняет их взаимодействие «на равных» в полном смысле этого слова. В игровой ситуации эти барьеры могут естественным образом преодолеваться. Поэтому, многие из используемых форм внеурочной деятельности имеют игровую направленность.

Одной из эффективных форм организации внеурочной деятельности, которая обогащает личность ребенка ценным социальным опытом, позволяет реализовать потребность в общении, создает условия для духовно- нравственного роста личности является коллективные творческие дела. Содержание этой деятельности развивается поэтапно: 1 – стартовая беседа, 2 – коллективное планирование, 3 – коллективная подготовка, 4 – коллективная творческая деятельность, 5 – коллективное подведение итогов. Коллективная творческая деятельность организована не только для детей, но и для детей с родителями.

Именно внеурочная деятельность дает возможность заметить достоинства каждого ребенка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности. Итоги участия в конкурсах см. Приложение стр. 27.

Ресурсы для организации внеурочной деятельности.
Каждое образовательное учреждение имеет собственные ресурсы для организации внеурочной деятельности.

В эту работу вовлечены не только учителя начальных классов, но и учителя – предметники.

Кроме того, мы используем возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций, с которыми заключаем договора о сотрудничестве. (Образец договора см. Приложение стр.4). Благодаря тесному сотрудничеству с учреждениями дополнительного образования и культуры мы имеем возможность увеличить количество часов на внеурочную деятельность в каждом классе.

Для реализации модели имеются все ресурсы. Это, прежде всего, квалифицированные кадры: педагоги МКОУ «ЛНОШ», МКОУ ДОД  «ДЦЭР», МКОУ ДОД «ДЮСШ». В школе работают социальный педагог, психолог и логопед.

Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, имеются медицинский кабинет, столовая, в которой организовано двухразовое питание.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем, музыкальным кабинетом, библиотекой, стадионом, игровой площадкой.

В школе есть кабинет информатики, оборудованный компьютерной техникой, подключенной к локальной сети Интернет. Кабинеты начальных классов оснащены компьютерами,  проекторами, телевизорами.

Исходя из кадровых и материально-технических возможностей МКОУ «ЛНОШ» на внеурочную деятельность на класс отводится до 10 часов в неделю. Часы на внеурочную деятельность, например, в 1-А классе распределены следующим образом:
Внеурочная деятельность МКОУ «ЛНОШ» (1-А класс)





Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Духовно-нравственное













День экскурсий

Социальное




КТД










Обще-

интеллектуальное




13.00

Первые шаги

в мире информатики

(МКОУ «ЛНОШ»)

13.00 Природа и фантазия

(МКОУ ДОД «ДЦЭР»)

13.00

Эрудит

(МКОУ «ЛНОШ»)




Общекультурное

13.00

Веселые нотки

(МКОУ «ЛНОШ»)




13.00 Бумажная пластика

(МКОУ ДОД «ДЦЭР»)







13.00 Сувенир

(МКОУ ДОД «ДЦЭР»)

Спортивно-оздоровительное

13.00

Ритмика

(МКОУ «ЛНОШ»)







14.00

Каратэ

(МКОУ «ЛНОШ»)






Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.

Работа школы регламентируется единым расписанием учебных занятий, работы кружков. Режим работы школы составлен с учетом продолжительности пребывания ребенка в школе с 8.30 до 15.30. При составлении режима дня учитываются гигиенические требования:

  • санитарные правила и нормы;

  • организация горячего питания.

В течение всего дня с детьми находится учитель начальных классов (воспитатель ГПД), который регулирует посещение учащимися кружков и других мероприятий.

Дополнительные образовательные программы, реализуемые в МКОУ «ЛНОШ».

В МКОУ «ЛНОШ» разработаны и реализуются дополнительные образовательные программы:

Направления развития личности

Дополнительная образовательная программа

Автор, должность

Общеинтеллектуальное

Эрудит


Е.В. Логинова – учитель начальных классов МКОУ «ЛНОШ"

Рисование на компьютере


Н.В. Ефремова – педагог МБОУ ЦДОД «ЦИТ»

Природа и фантазия


Т.В. Панова – педагог дополнительго образования МКОУ ДОД «ЛДЦЭР»

Форвард


М.Г. Семенов и А.В. Чуркин – учителя английского языка МКОУ «ЛНОШ"

Книголюб


О.А. Воронцова – учитель начальных классов МКОУ «ЛНОШ"

Первые шаги в мире информатики

(см. Приложение стр.6)

И.М. Семенова – учитель начальных классов МКОУ «ЛНОШ"

Общекультурное

Волшебные узелки



Л.Н. Шишкина – педагог дополнительного образования МКОУ «ЛНОШ"

Веселые нотки


Н.С. Федотова, Е.Б. Петраков - преподаватели музыкального отдела МКОУ ДОД «ЛДЦЭР»

Веселые поделки


Н.Н. Щур – педагог дополнительного образования МКОУ «ЛДЦЭР»

Ковроделие


Н.Н. Малявка - педагог дополнительного образования МКОУ «ЛДЦЭР»

Твой стиль


Е.Ю. Кагачева - педагог дополнительного образования МКОУ «ЛДЦЭР»

Хрустальный башмачок


К.Л. Семенова - преподаватель музыкального отдела МКОУ ДОД «ЛДЦЭР»


Сувенир


И.В, Александрова - педагог дополнительного образования МКОУ ДОД «ЛДЦЭР»

Мир кожи

(см. Приложение,

печатный вариант)


В.Н Скрябина - педагог дополнительного образования МКОУ «ЛДЦЭР»

Кукольная страна


А.С. Прошичева - педагог дополнительного образования МКОУ «ЛДЦЭР»

Бумажная пластика

Ю.С. Калинчик - педагог дополнительного образования МКОУ «ЛДЦЭР»

Спортивно-оздоровительное

Ритмика


Е.В. Захарова - педагог дополнительного образования МКОУ «ЛДЦЭР»

Лечебная гимнастика


Т.В. Владиславлева – преподаватель МКОУ «ДЮСШ»

Каратэ

С.А. Касьянова – учитель физкультуры МКОУ «ЛНОШ"

Дополнительные образовательные программы, разработанные педагогами ОУ были рассмотрены на заседании Методического объединения школы, приняты Педагогическим советом, утверждены приказом директора школы.

После утверждения руководителем образовательного учреждения дополнительная образовательная программа является нормативным документом, реализуемым в образовательном учреждении.

По результатам диагностики эффективности внеурочной содержание дополнительных образовательных программ будет корректироваться, и дополняться.

В основу программ положены следующие принципы:

  • принцип гуманизации;

  • принцип природосообразности и культуросообразности;

  • принцип самоценности личности;

  • принцип увлекательности;

  • принцип креативности;

  • принцип доступности и наглядности.

На содержание дополнительных образовательных программ влияют следующие факторы: особенности и традиции школы, функционирование кружков и секций по интересам учащихся и их родителей.

Внеурочная деятельность учащихся дополняет основную образовательную программу и стимулирует познавательную деятельность школьников, способствует более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой. Занятия по предметам школьного цикла имеют свое продолжение в разнообразных видах внеурочной деятельности учащихся. Занятия организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире.


Предметы учебного плана (основной образовательной программы):

Дополнительные образовательные программы:

Математика

Эрудит

Первые шаги в мире информатики

Русский язык, литературное чтение

Эрудит

Книголюб

Окружающий мир

Кукольная страна

Природа и фантазия

Эрудит

Технология

Волшебные узелки

Сувенир

Мир кожи

Веселые поделки

Ковроделие

Бумажная пластика

Музыка

Веселые нотки

Хрустальный башмачок

ИЗО

Рисование на компьютере

Твой стиль

Английский язык

Форвард

Физическая культура

Ритмика

Лечебная гимнастика

Каратэ



Правильно организованная внеурочная деятельность, обязательно принесет свои положительные результаты.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности.
Модель выпускника начальной школы:

К концу обучения в начальной школе у ребенка должны быть сформированы следующие качества:

  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

  • использование начал эстетической, духовной, правовой культуры, экологической грамотности при анализе простейшей жизненной ситуации;

  • готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная);

  • желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

  • инициативность, самостоятельность и навыки сотрудничества в разных видах деятельности.


Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс)

Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы)

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.


Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.

Очень важным на наш взгляд, в процессе реализации модели внеурочной деятельности является получение обратной связи, т.е. проведение мониторинга.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности.

Цель диагностики — выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников предусматривает:

1. Личность самого воспитанника (Анкета «Я и мои интересы»); (см. Приложение стр.14)

2. Детский коллектив (Диагностическая методика «Какой у нас коллектив?» по А. Н. Лутошкину, Методика социометрии, направленная на изучение межличностных отношений в классе.); (см. Приложение стр. 25)

3. Профессиональная позиция педагога (Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя). (см. Приложение стр.16)

4. Удовлетворенность родителей организацией ВУД. (Анкета для родителей) (см. Приложение стр. 24)
Заключение.
Модель организации внеурочной деятельности в МКОУ «ЛНОШ» разработана и прошла апробацию в 2010/2011 учебных годах. Данная модель ориентирована на создание единого образовательного пространства. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Поэтому современный учитель должен осваивать инновационные образовательные технологии. Для этого необходимо в рамках самообразования ознакомиться с теоретическими позициями ФГОС, пройти курсовую подготовку, изучить опыт учителей, работающих по ФГОС.

В связи с увеличением числа классов-комплектов (с 10 классов показатель поменяется на 13 классов), работающих по ФГОС НОО, для нас на следующий 2012/2013 учебный год встанут проблемы:

  • обеспечение помещениями для реализации ВУД;

  • кадрового обеспечения ВУД;

  • финансирование ВУД.

Представленная модель организации внеурочной деятельности в нашей школе найдет успешную реализацию в других образовательных учреждениях, но обязательно должны быть внесены изменения согласно своим условиям и имеющимся ресурсам. Данная модель представлена на сайтах:

http://metodsovet.su/load/0-0-0-0-1

http://metodsovet.su/load/new_mater/nach_sch/model_organizacii_vneurochnoj_dejatelnosti_v_ramkakh_realizacii_fgos_noo_v_mkou_quot_lodejnopolskaja_nachalnaja_obshheobrazovatelnaja_shkola_quot/34-1-0-3596

http://методкабинет.рф/

МКОУ «Лодейнопольская начальная общеобразовательная школа» http://gn-lp.moy.su/

МКОУ ДОД «Лодейнопольский детский центр эстетического развития»

http://mirdcer.narod.ru/

На этих сайтах отражена результативность реализации данной модели.

Внеурочная деятельность – новый ресурс задумывался как продолжение того, что будет на уроке. Ведь не всегда на уроке, возможно, отследить и сформировать качества личности. ВУД помогает отработать коммуникативные действия. Представленная модель ВУД – новая возможность сделать образование более интересным и содержательным. При организации ВУД у нас есть уникальная возможность и интегрировать, и объединить все имеющиеся ресурсы, все образовательные учреждения, которые есть на территории нашего муниципального образования для достижения новых результатов, требования к которым сформулированы в ФГОС.

Наш девиз: «Если у тебя есть опыт, и ты обменялся им с другим человеком, то ты стал богаче вдвое!»










Список используемых источников:
1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2. Федеральный государственный стандарт общего образования (начальное общее образование).

3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (проект).

4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования.

6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования).

7. Потребности семьи, общества и государства в начальном образовании.

8. Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как основание общественного договора (рекомендации).

9. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.

10. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (проект).

12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.

13. Письмо Комитета ОПО ЛО от 21.07. 2011 года №19-3647/11 «Методические рекомендации по организации дополнительного образования в общеобразовательной школе в условиях введения стандартов второго поколения».

14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации 03-296 от 12.05.2011Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования (методические рекомендации, примерный перечень.)

15. Приказ МОУ «ЛНОШ» от 30.08.2010г. №26/23-Д «О переходе на обучение по ФГОС НОО, утверждении УМК»

16. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.



страница 1


скачать

Другие похожие работы: