Морфемный разбор слова
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Морфемный разбор слова
Цели урока:
-познакомить с порядком устного и письменного морфемного разбора
-научить проводить морфемный разбор слова
-формировать навык выделения значимых частей слова
-воспитывать внимание учащихся
Оборудование: план разбора, карточки для индивидуальной работы, таблица для рефлексии.
Методы и приёмы: слово учителя, анализ предложений, самостоятельная работа учащихся.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационно-подготовительный этап
Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы и целей урока.
Повторение пройденного материала
Синтаксическая минутка: записать предложение, выделить основу и начертить схему.
Девочка бросилась к огороду и громко закричала: «Дедушка, гроза идёт!»




Беседа по вопросам:
-что такое морфема?
-назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
-для чего служат приставки и суффикс?
-чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
Словарно-орфографическая работа
Краткий, прекратить, прекращение, сократить, сокращение.
Изучение нового материала. Формирование новых знаний
(На доске вывешивается порядок разбора)
Знакомимся с образцом устного разбора
Дано слово перевозчик
Разобрать по составу (произвести морфемный разбор)
Перевозчик –перевозчика. В слове нулевое окончание. Основа –перевозчик- указывает, что имя существительное стоит в Им. п.ед.ч.
Суффикс –чик-, он обозначает лиц по роду занятий
В слове есть приставка пере-. Она имеет значение передвижения с одного места на другое.
Возить –вожу, возил, повозка. Корень –воз-.
Знакомство с письменным разбором.
Закрепление изученного, обобщение и систематизация знаний и умений
Разберите по составу слова:
Трактористы, привозим, вносить, сварщик, парашютистка, синеватая (даль)
Составьте слова по схеме:
(на индивидуальных карточках)
Объяснительный диктант
Нет снегопада. А каждый зверь так много пишет, что потом не распутаешь. И всякий норовит поперёк чужой строчки написать своё. Кто с утра до вечера, кто с вечера до утра. Никто не скроется от внимательного глаза до весны, пока не растают страницы белой книги.
Разберите по составу слова: распутаешь, строчки, написать.
Игра «Составь слово»
Из слова «воздать» возьмите приставку
«любить» -корень
«водить» - суффикс
«бегал» -суффикс
«река» - окончание
(возлюбила)
Упр.416, 417
Индивидуальная работа по карточкам (проверка)
5.Итог урока. Рефлексия
-Что нового узнали сегодня на уроке?
-Каков же порядок выделения морфем?
Заполнение таблицы
+ | - | интересно |
| | |
Комментирование оценок.
6.Домашнее задание.
1)Выписать 2-3 сложных предложения из литер. Произведения, провести морфемный разбор существительного, прилагательного, глагола
2)с.163 выучить разбор
страница 1
скачать
Другие похожие работы: