NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «щученская средняя общеобразовательная школа»



РАЗДЕЛЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ЩУЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


п.п.

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

1.

Пояснительная записка


2.

Планируемые результаты освоения обучающимися

образовательной программы начального общего образования


3.

Учебный план начального общего образования


4.

Программа формирования универсальных учебных действий

у обучающихся на ступени начального общего образования


5.

Программы отдельных учебных предметов, курсов


6.

Программа духовно- нравственного развития, воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования


7.

Программа формирования культуры здорового и безопасного

образа жизни


8.

Программа работы с одаренными детьми


9.


Программа коррекционной работы

10.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения

образовательной программы начального общего образования



Основная образовательная программа началь­ного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Щученская средняя общеобразовательная школа» разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Структура основной образовательной программы определя­ет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализа­ции учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Для реализации образовательной программы начального общего образования в МОУ «Щученская СОШ» имеются все необходимые условия.

Щученская средняя общеобразовательная школа» является муниципальным общеобразовательным учреждением. Учредитель школы — администрация Лискинского муниципального района.

Адрес ОУ:

396926 Воронежская область

Лискинский район

Село Щучье

Улица Школьная дом 7-а

Тел.(47391)65-3-13

e-mail: [email protected]

Школьный сайт : www. schuchie.mоy.su

Школа имеет лицензию. Регистрационный номер И-1220 от 30.11.2010 на период до 03.11.2016года.

Аттестована и аккредитована в 2008 году.

За годы своего существования школа накопила большой опыт в обучении и воспитании учащихся, в развитии их интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для выполнения социального заказа общества.

Село Щучье расположено на территории Лискинского муниципального района и удалено от города Лиски на 35 километров. Таким образом, в селе создан свой микроклимат, свои условия жизни для населения 1140 человек.

Характеристика окружающего социума.

Население села

Окружение школы

Численность трудоспособного населения - 522

Бюджетная сфера - 51

Сельское хозяйство – 369

Другие формы занятости - 104

Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоНиваАгро», ДОУ «Щученский детский сад», МУК «Щучинский СДК», Администрация Щучинского сельского поселения



Школа является культурно-спортивным центром села. Здание школы представляет собой 2х-этажное сооружение. Имеется спортивный зал, рекреация, оформленная под актовый зал, столовая на 60 посадочных мест, школьный стадион.

Для осуществления образовательной деятельности школа имеет 14 учебных кабинетов. Оборудованы специализированные кабинеты: кабинета физики, кабинет химии и биологии, кабинет информатики, лингафонный кабинет, 2 кабинета русского языка и литературы. В школе имеется учебная мастерская (столярная – слесарная, швейная). Работает краеведческий музей.

Работа школьного краеведческого музея в рамках программы «Отечество» направлена на воспитание человека достойного называть себя гражданином Отечества, человека-патриота нашей Родины, так как именно патриотизм является духовно-нравственной основой жизнедеятельности государственной системы. В музее 280 предметных экспонатов, несколько сотен фотографий. В музее школы все экспонаты распределены по темам: «XIX век», «Летопись села», «Из истории Щученской школы», «Школьные годы чудесные». Главная задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы максимально использовать экспонаты музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. На базе музея проводится экскурсионно-массовая работа: тематические часы развития, тематические экскурсии, уроки Мужества, встречи с ветеранами.

Библиотечный фонд образовательного учреждения насчитывает 10580 единиц хранения. Обеспеченность учебниками 100%. Школа оснащена 8 персональными компьютерами, 4 ноутбуками, 2 мультимедийными проекторами, -теле- и –аудио- аппаратурой используемыми в учебном процессе.

Учебно-материальная база кабинетов находится в удовлетворительном состоянии и постоянно пополняется.

На базе школы работают различные по направлениям секции, кружки и клубы: «Бисероплетение», «Умелые руки», «Родное Отечество», «В мире компьютерных технологий», «Штрих», «Зеленая лампа», «Эколожка», «Волейбольная секция», клуб «Верность», клуб «Щит и меч», танцевально-хореографическая группа «Вдохновение».

Администрацией Щучинского сельского поселения и компанией ООО «ЭкоНиваАгро» на базе школы организована работа спортивных секций по футболу, волейболу, настольному теннису.

Миссия школы – «Сельская школа как открытая информационная образовательная среда»

Философия школы основана

  • на любви к ребёнку, уважении его прав и свобод;

  • духовности и нравственности всех участников образовательного процесса;

  • на понимании трудностей ученика и помощи в их разрешении.

Педагогический состав школы полностью укомплектован кадрами и представляет собой слаженный коллектив для обучения и воспитания детей. Ученики школы получают непрерывное бесплатное начальное, основное, среднее (полное) общее и дополнительное образование.

Доступность качественного образования в МОУ «Щученская СОШ» означает также государственные гарантии:

  • обучение на учебно-материальной базе с использованием учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;

  • обучение в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося, его психологическую и физическую безопасность;

  • социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье;

  • забота о физическом и психическом здоровье детей;

  • организация обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья;

Система дополнительного образования соответствует интересам детей и родителей, отвечает специфике школы.

Дополнительное образование в школе создает условия для развития склонностей, творческих способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей.

Приоритетными принципами дополнительного образования в школе являются:

  1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

  4. Единство обучения, воспитания, развития.

Воспитательная работа в школе проводится в соответствии с планом работы на год. Воспитательная работа направлена на создание в школе благоприятной воспитывающей среды. Важную роль играют классные руководители. Школа имеет свой гимн, систему самоуправления, школьный печатный орган. Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, нравственному и интеллектуальному воспитанию. Воспитательные задачи в школе решаются через традиционные коллективные творческие дела.

В системе интеграции общего и дополнительного образования в школе функционируют: хореографическая студия «Вдохновение», музыкальная студия «До-ми-солька», художественно-эстетический кружок «Штрих», предметные кружки, позволяющие школьникам удовлетворить свои интересы и потребности в спорте и хореографии, в музыке и живописи.

Ежегодно в школе проводится диагностика уровня воспитанности учащихся.

Программа развития МОУ «Щученская СОШ» предусматривает целенаправленную работу с одаренными детьми, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути.

Программа «Одаренные дети» направлена на выявление мотивированных детей. Работа начинается уже в начальных классах на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и продолжается в средней и старшей школе. Деятельность педагогического коллектива направлена на развитие одаренных и способных детей. Программа «Одаренные дети» является одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Работа с одаренными детьми ведется по следующим принципам:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

- принцип свободы выбора учащихся дополнительных услуг, помощи, наставничества.
В школе созданы условия успешной работы с одаренными детьми.

  • Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  • Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

  • Признание того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений программы развития школы.

Педагоги используют различные формы работы с одаренными детьми:

-творческие мастерские;

-индивидуальные и групповые занятия по интересам;

-кружки по направлениям;

-творческие конкурсы;

-интеллектуальные игры;

-элективные курсы;

-предметные консультации;

-предметные олимпиады;

-исследовательская деятельность;

-работа по индивидуальным планам;

-дистанционное, информационно-коммуникационное обучение;

Комплектование классов по каждой ступени и уровню производится на основании СанПин 2.4.2.1178-02 п.2.3.1.и по решению педагогического совета.

В 1 класс принимаются все дети в возрасте от 6 лет и 6 мес., не имеющие медицинских противопоказаний;

На всех ступенях обучения учебный год состоит из 4 четвертей. Каникулы организованы в ноябре, январе и марте общей продолжительностью 30 дней и 7 дней в 1 классе в феврале.

В соответствии с государственными общеобразовательными программами школа осуществляет образовательную деятельность по направлениям:

  • начальное общее образование – 4 года

  • основное общее образование – 5 лет

  • среднее полное общее образование – 2 года

  • дополнительное образование: физкультурно-спортивное, художественно-

эстетическое, эколого-биологическое, научно-техническое, туристско-краеведческое.

Школа I ступени работает в режиме пятидневной рабочей недели (1 классы), во 2 - 4 - по шестидневной. Обучение в начальной школе ведется по образовательной программе «Школа России»; школа II и III ступени - в режиме шестидневной рабочей недели.

Обчающиеся обучаются в одну смену.

Продолжительность уроков и перерывов





I ступень

II ступень

III ступень


Продолжительность уроков (минут)


45, 1 класс - 35


45


45

Продолжительность перерывов (минут): минимальный
Максимальный



10


10


10


20


20


20

Факультативные, индивидуальные и кружковые занятия проводятся по расписанию после учебных занятий.

В школе работает столовая – созданы все условия, чтобы учащиеся получали горячее питание

Во второй половине дня проводятся занятия по интересам, индивидуально - групповые занятия, занятия кружков и секций, ведётся внеклассная и внешкольная работа, организованы танцевальный и вокальные группы при Щученском Доме культуры.

Школой проводится ряд мероприятий по обеспечению безопасности участников образовательного процесса:

  • Ежемесячные эвакуационные тренировки.

  •   Месячник «Безопасность».

  • День защиты детей.

  • День Гражданской обороны.

  • Регулярное проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности с сотрудниками и обучающимися.

  • Оформление стенда «Береги себя».

  •   Соблюдение контрольно-пропускного режима.

  • Разработка и внедрение нормативно-правовой документации по вопросам безопасности.

  •   Введение и совершенствование инженерно-технического оборудования (оснащение эвакуационных выходов, пожарной сигнализации и звуковым оповещением).

  • Регулярная очистка крыши, крыльца и пешеходных дорожек от наледи

(по сезону).

  •   Покраска пожаробезопасной краской поверхностей стен, центрального эвакуационного выхода.

  • Обученность персонала в области охраны труда и техники безопасности составляет 100%.

  •   В целях обеспечения безопасности обучающихся школа активно сотрудничает с ГИБДД, МЧС; проводится лекторий по безопасности дорожного движения, ребята участвуют в районной игре «Безопасность», создан отряд юных инспекторов движения.

В школе имеется необходимое противопожарное, противотравматическое оборудование

Установлена автоматическая противопожарная сигнализации. Таким образом, безопасность школы постоянно укрепляется, своевременно решаются вопросы, обеспечивающие охрану здоровья и безопасность участников образовательного процесса.

В школе ведется планомерная работа по повышению квалификации педагогических работников.

Качественный и количественный состав руководящих и педагогических кадров позволяет обеспечить достаточный уровень образовательного процесса.

Педагогический коллектив представлен 16 учителями:

- основных работников - 12

- совместителей - 4

- учителей начальных классов – 4, из них – 3 имеют высшую квалификационную категорию

Среди учителей: 

  •   1человек награжден знаком «Почетный работник общего образования РФ»;

  •   2 человека – Грамота МО РФ;

  • 1 человек – лауреат президентской премии.                

Возрастной состав педагогов разнообразен: от 23 до 55 лет, средний возраст коллектива - 32 года.

Педагогический стаж учителей от 2 до 35 лет.

В течение последних лет идёт постепенное омоложение педагогического коллектива школы.

По возрастному составу коллектив сбалансирован, основу составляют педагоги среднего возраста при наличии группы молодых учителей и ветеранов педагогического труда, что способствует достаточно быстрому становлению и росту педагогов.

В школе эффективно работает система повышения педагогического мастерства, которая проходит по следующим направлениям:

- курсовая переподготовка;

- аттестация;

- дистанционное обучение;

- участие в профессиональных конкурсах ;

- участие в педагогических конференциях, круглых столах,

- обмен опытом на уровне ШМО, РМО;

- участие в семинарах по распространению передового педагогического опыта;

- проведение презентаций;

- публикации.
Работа по повышению педагогического мастерства проводится через распространение инновационного опыта на муниципальном уровне и включает такие формы, как: научно-практические конференции, обучающие семинары, мастер-классы, круглые столы, совещания руководителей образовательных учреждений, публичные доклады и отчёты, презентации, участие в выставках, ярмарках педагогических инноваций.

Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры. Ее слагаемые – крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры.

Внеклассная работа по физическому воспитанию проводится во второй половине дня. Обучающиеся школы принимают активное участие в районных, международных спортивных соревнованиях.

Качество образования в школе в первую очередь зависит от здоровья детей, и уровень здоровья обучающихся сегодня является одним из показателей качества образовательной подготовки школы. Здоровье – это главная человеческая ценность, сохранение, приумножение и сбережение которой становится первейшей обязанностью человека. Обучающиеся школы посещают плавательный бассейн, «Ледовый Дворец».

Ежедневно в школе проводится утренняя зарядка для обучающихся 1 – 11 классов и педагогических работников.

Регулярно проводятся в школе и специальные Дни здоровья. В эти дни в течение 2,5 часов обучающиеся находятся на воздухе, где проводятся подвижные игры, соревнования, эстафеты по отдельному плану.

На классных часах каждую четверть ведутся беседы по вопросам здорового образа жизни.

Таким образом, сложившаяся в нашей школе система организации образовательного процесса, сберегающая здоровье школьников, обеспечивается ежедневными усилиями всего педагогического коллектива. В этой кропотливой работе каждый работник школы выполняет строго определенные функции.

Администрация осуществляет общую координацию взаимодействий всех субъектов образовательного процесса, планирует, организует и контролирует эту работу, вовлекая в нее педагогов, учащихся и их родителей.

Руководство школы также регулирует предельную нагрузку для обучающихся, следит за организацией и проведением динамических пауз.

Учителя и классные руководители внедряют программу сохранения и укрепления здоровья обучающихся своего класса, как в целом для всей группы, так и индивидуально. Следят за количеством зачетов, контрольных работ в неделю, за объемом домашних заданий. Зная психофизическое состояние ученика и эмоциональный фон в семье, предупреждают возможное негативное влияние учебного процесса. Следят за выполнением двигательного режима. Решают вопросы проведения динамических пауз и физкультминуток в своем классе, на своем уроке. А еще являются пропагандистами здорового образа жизни, примером для подражания.

Медицинские работники Щученского ФАПа, районной детской поликлиники проводят плановые обследования обучающихся, обрабатывают и обобщают данные медицинского осмотра, отслеживают динамику состояния здоровья школьников, консультируют детей, родителей и педагогов, а при необходимости оказывают медицинскую помощь на месте.

Скоординированные усилия взрослых, направленные на сохранения и развития здоровья обучающихся дают свои результаты. Данные многолетних наблюдений свидетельствуют о положительной динамике состояния здоровья детей в нашей школе.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Материально-техническая база, условия обучения и воспитания соответствуют современным требованиям образовательного учреждения и способствуют решению задач, определенных целевой программой развития школы.

Техническое состояние здания хорошее.

Имеются следующие ТСО:

- мультимедийный проектор – 2

- экран – 2

- стационарные компьютеры - 7

- телевизоры - 2

 - магнитофоны и музыкальные центры - 4

- ноутбуки - 4

- принтер- сканер- копир -3

- принтеры - 1

Полученное оборудование способствует организации образовательного процесса на новом современном уровне. Большая часть уроков и занятий дополнительного образования проводиться с использованием современных компьютерных технологий и инновационных форм обучения.

Книжный фонд библиотеки:

  •   общий фонд - 10580 экз.

  • учебной литературы - 6894 экз.

  • периодических изданий – 5 экз.

  •   количество читателей – 125 чел.

Школьная библиотека имеет необходимый фонд учебной, справочной, художественной литературы. Все учащиеся обеспечены учебниками за счёт средств родителей.

Система оценки качества образования в МОУ «Щученская средняя общеобразовательная школа» представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательного учреждения, качества образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования являются:

-обучающиеся и их родители;

-учредитель образовательного учреждения;

-общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.

Задачами системы оценки качества образования в МОУ «Щученская средняя общеобразовательная школа» являются:

  • формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования (сравнительный анализ за 3 года);

  • оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующие ступени обучения (портфолио);

  • оценка состояния и эффективности деятельности школы;

  • оценка качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;

  • содействие повышению квалификации педагогических работников, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;

  • содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.

Школа осуществляет сотрудничество с базовым хозяйством ООО «ЭкоНиваАгро», администрацией Щучинского сельского поселения, с учреждениями культуры, дополнительного образования, правоохранительными и медицинскими службами, предприятиями города, другими образовательными учреждениями, с центром занятости, работниками почты, предпринимателями села.

Разработка основной обра­зовательной программы начального общего образования осу­ществлялась с привлечением органов само­управления (Управляющий совет, Родительский комитет), обеспечивающих го­сударственно-общественный характер управления МОУ «Щученская СОШ».

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фунда­мента всего последующего обучения. Начальная школа — осо­бый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей дея­тельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей обществен­ный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, разви­тием потребностей в общении, познании, социальном при­знании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного разви­тия;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; пла­нировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учеб­ном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и свер­стниками, общением и межличностными отношениями друж­бы, становлением основ гражданской идентичности и миро­воззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, форми­руемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной актив­ности обучающегося, направленной на овладение учебной де­ятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Щученская СОШ» является обеспечение плани­руемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, уме­ний, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностя­ми и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Планируемые результаты освоения основной об­разовательной программы:

  • личностные результаты — готовность и способность обу­чающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпу­скников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личност­ные качества; сформированность основ российской, граждан­ской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающими­ся универсальных учебных действий (познавательные, регуля­тивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению но­вого знания, его преобразованию и применению, а также сис­тема основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации образовательной програм­мы начального общего образования МОУ «Щученская СОШ» лежит системно-деятельностный подход, который предпо­лагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога куль­тур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и техно­логий образования, определяющих пути и способы достиже­ния социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результа­та образования — развитие личности обучающегося на осно­ве освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и про­фессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекто­рий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возмож­ностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потен­циала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения «Щученская средняя общеобразовательная школа» содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения обучающимися ос­новной образовательной программы начального общего обра­зования;

  • учебный план образовательного учреждения;

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего об­разования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программу формирования культуры здорового и безо­пасного образа жизни;

  • программу работы с одаренными детьми;

  • программу коррекционной работы;

  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержание основной образовательной программы на­чального общего образования сформировано с учётом социо­культурных особенностей и потребностей села Щучье, Лискинского муниципального района, Воронежской области.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план МОУ «Щученская СОШ» кото­рый содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса', включающую в том числе и внеурочную деятельность.

Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их проме­жуточной аттестации определяются Уставом Муниципального общеобразовательного учреждения «Щученская средняя общеобразовательная школа» и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Кон­цепции духовно-нравственного развития и воспитания лич­ности гражданина России'.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего ода­рённых детей и детей с ограниченными возможностями здо­ровья, разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, реализация которых осуществляется МОУ «Щученская СОШ».

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся начальной школы определя­ются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Щученская СОШ» предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основ­ной образовательной программы начального общего образо­вания всеми обучающимися, в том числе детьми с ограничен­ными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возмож­ностей образовательных учреждений дополнительного образо­вания детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнова­ний, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных предста­вителей), педагогических работников и общественности в про­ектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обу­чающихся при поддержке педагогических работников;

  • включение обучающихся в процессы познания и преоб­разования внешкольной социальной среды (села Щучье, Лискинского муниципального района) для приобретения опыта реального управления и действия.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Щученская средняя общеобразовательная школа», реализующее основную об­разовательную программу начального общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родите­лей (законных представителей) как участников образователь­ного процесса:

  • с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в МОУ «Щученская СОШ»;

  • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Рос­сийской Федерации и Уставом МОУ «Щученская СОШ».

Права и обязанности родителей (законных представите­лей) обучающихся в части, касающейся участия в формиро­вании и обеспечении освоения детьми основной об­разовательной программы начального общего образования, отражены в заключённом между ними и МОУ «Щученская СОШ» договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результа­ты освоения основной образовательной программы.


Планируемые результаты освоения основной образователь­ной программы начального общего образования являются одним из важнейших ме­ханизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную про­грамму. Они представляют собой систему обобщённых личностно - ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

  • обеспечивают связь между требованиями Стандарта, об­разовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального об­щего образования МОУ «Щученская СОШ», уточняя и конкретизируя общее понима­ние личностных, метапредметных и предметных результатов с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

  • являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-ме­тодической литературы, а также для системы оценки качест­ва освоения обучающимися основной образовательной про­граммы начального общего образования МОУ «Щученская СОШ».

Структура пла­нируемых результатов строится с учётом необходимости:

  • определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближай­шей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

  • определения возможностей овладения учащимися учеб­ными действиями на уровне, соответствующем зоне ближай­шего развития, в отношении знаний, расширяющих и углуб­ляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

  • выделения основных направлений оценочной деятель­ности — оценки результатов деятельности систем образова­ния различного уровня, педагогов, обучающихся.

В структуре планируемых результатов выделяются следующие уровни описания.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится». В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необ­ходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправ­ленной работы учителя в принципе может быть освоена по­давляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выно­сится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопитель­ной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполни­тельскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью за­даний базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышен­ного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для поло­жительного решения вопроса о возможности перехода на сле­дующую ступень обучения.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как про­педевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться». Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, мо­гут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, име­ющие более высокий уровень мотивации и способностей. Эта группа целей не отраба­тывается со всеми без исключения обучающимися как в си­лу повышенной сложности учебных действий для обучающих­ся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимуще­ственно в ходе процедур, допускающих предоставление и ис­пользование исключительно неперсонифицированной инфор­мации.

Основные цели такого включения — предоставить воз­можность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее под­готовленных обучающихся. При этом невыполнение обуча­ющимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

2.1. Формирование универсальных учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познава­тельные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адек­ватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных дейст­вий выпускники овладеют всеми

типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образователь­ном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализа­цию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие корректи­вы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализиро­вать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, ис­пользовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спект­ром логических действий и операций, включая общие при­ёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять со­трудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адек­ватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщени­ях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

2.1.1. Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положитель­ного отношения к школе, ориентации на содержательные мо­менты школьной действительности и принятия образца «хо­рошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному ма­териалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной де­ятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль ре­зультата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе критериев успеш­ности учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастнос­ти и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональ­ных норм;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; эмпатия как понимание чувств других людей и сопере­живание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной куль­турой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положи­тельного отношения к образовательному учреждению, по­нимания необходимости учения, выраженного в преоблада­нии учебно-познавательных мотивов и предпочтении соци­ального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к но­вым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспеш­ности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной са­мооценки на основе критерия успешности реализации со­циальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учё­та позиций партнёров в общении, ориентации на их мо­тивы и чувства, устойчивое следование в поведении мо­ральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу челове­ческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

2.1.2. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставлен­ной задачей и условиями её реализации, в том числе во внут­реннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по ре­зультату (в случае работы в интерактивной среде пользовать­ся реакцией среды решения задачи);

  • оценивать правильность выполнения действия на уров­не адекватной ретроспективной оценки соответствия резуль­татов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учите­лей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделан­ных ошибок, использовать предложения и оценки для созда­ния нового, более совершенного результата, использовать за­пись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов ре­шения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • выполнять учебные действия в материализованной, ги­пермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познава­тельную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуаль­ный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


2.1.3. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной лите­ратуры, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информа­ции об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по­мощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая кон­цептуальные) для решения задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и по­знавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучае­мом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведе­ние общности для целого ряда или класса единичных объек­тов на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распо­знавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

• владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с ис­пользованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружаю­щем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для ре­шения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из час­тей, самостоятельно достраивая и восполняя недостаю­щие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для ука­занных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.


2.1.4. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диа­логической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различ­ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в об­щении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитыва­ющие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве по­зиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновы­вать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к ре­шению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходи­мую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;



  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и ре­гуляции своей деятельности

адекватно использовать речевые средства для эффек­-
тивного решения разнообразных коммуникативных задач.


2.2. Чтение. Работа с текстом

(метапредметные результаты)

В результате изучения всех учебных предметов на ступени начального общего образования выпу­скники приобретут первичные навыки работы с содержащей­ся в текстах информацией в процессе чтения соответствую­щих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представлен­ной в наглядно-символической форме, приобретут опыт ра­боты с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграм­мы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения прак­тической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления не­сложных причинно-следственных связей и зависимостей, объ­яснения, обоснования утверждений, а также принятия реше­ний в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самосто­ятельно организовывать поиск информации. Они приобре­тут первичный опыт критического отношения к получа­емой информации, сопоставления её с информацией из дру­гих источников и имеющимся жизненным опытом.

2.2.1. Работа с текстом: понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, задан­ные в явном виде;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать инфор­мацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, харак­теризовать явление по его описанию; находить в тексте не­сколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);

  • понимать информацию, представленную разными спо­собами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

  • понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структу­ру, выразительные средства текста;

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соот­ветствии с целью чтения;

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (напри­мер, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

  • работать с несколькими источниками информации;

  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.



2.2.2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и пись­менно;

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;

  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

  • составлять на основании текста небольшое монологи­ческое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.


2.2.3. Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • оценивать содержание, языковые особенности и струк­туру текста; определять место и роль иллю на основе имеющихся знаний, жизненного опыта под­вергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информа­ции и находить пути восполнения этих пробелов;

  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочи­танного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;

  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

  • в процессе работы с одним или несколькими источ­никами выявлять достоверную (противоречивую) инфор­мацию.



2.3. Русский язык.

В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образова­ния научатся осознавать язык как основное средство челове­ческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка обу­чающиеся получат возможность реализовать в устном и пись­менном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформиро­вано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат началь­ные представления о нормах русского и родного литератур­ного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, не­обходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник на ступени начального общего образования:

  • научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

  • сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при за­писи собственных и предложенных текстов, овладеет умени­ем проверять написанное, при работе с текстом на компью­тере сможет использовать полуавтоматический орфографичес­кий контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;

  • получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разде­лами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтакси­сом; в объёме содержания курса научится находить, характе­ризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые еди­ницы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предло­жения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и по­знавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформиро­ван учебно-познавательный интерес к новому учебному мате­риалу по русскому и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учеб­ной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.

2.3.1. Содержательная линия «Система языка»


страница 1страница 2 ... страница 15страница 16


скачать

Другие похожие работы: