Название цбс
Каждые осенние каникулы Библиотека для детей и юношества ждёт своих читателей. В эти дни оформляются выставки, проводятся различные увлекательные мероприятия. Библиотекари стараются, чтобы ребята научилась чему-то новому, получили положительные эмоции и позитивный заряд.
Оживлённо было и в прошедшие осенние каникулы. В первый день библиотека принимала у себя ребят из школы №4. Для них был проведен Час веселых затей «Ура, у нас каникулы!» Накануне праздника Дня народного единства библиотеку посетили ребята из школы №7. Им был предложен Час истории «России верные сыны». В начале месяца в читальном зале библиотеки была организована выставка новых поступлений книг «Литературный круиз». На каникулах сотрудники библиотеки провели с юными читателями Веселый литературный обзор. Ребята с удовольствием рассматривали новые книжки, слушали интересную информацию об их авторах.
Интересно прошёл цикл мероприятий «Весёлая страна детства», посвященный писателям–юбилярам ноября - А.Линдгрен и С.Я. Маршаку. Для ребят была представлена видеобиография шведской писательницы; с большим интересом юные любознайки отгадывали кроссворд по её произведениям; вместе с любимой героиней Пеппи совершали путешествие по удивительным сказкам - «Карлсон, который живет на крыше» и «Пеппи Длинныйчулок». В завершении мероприятия ребята посмотрели отрывки из мультфильмов по мотивам знаменитых книжек Астрид Линдгрен. Весёлый час по творчеству С.Я. Маршака «Шалтай – болтай сидел на стене» прошёл для самых маленьких читателей библиотеки - ребят из детского сада «Сказка» . Сколько удивления и радости вызвали у них любимые герои произведений Маршака: и почтальон, и «человек рассеянный с улицы Бассейной», и дама, которая сдавала багаж…
Подготовили все эти мероприятия, сделали осенние каникулы насыщенными, интересными, увлекательными работники Библиотеки для детей и юношества Ольга Викторовна Зайцева, Вера Валерьевна Карновская, Марина Романовна Грудева, Татьяна Анатольевна Недосеева и Юлия Николаевна Иванова.
2.4.6. Работа с одарёнными детьми
Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми в библиотеке нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Все, что происходит в библиотеке, должно быть интересным своим юным читателям. Тогда они по-настоящему раскроют свои таланты: творческие, интеллектуальные, исследовательские.
Для юных интеллектуалов библиотека устраивает настоящие информационные приключения в виде тематических викторин, интеллектуальных конкурсов, библиотечно-библиографических поисков. Ребята, занимающиеся творчеством в любом его проявлении, привлекаются в библиотеку в качестве участников мероприятий (играют в «Библиотеатре», выступают с музыкальными номерами и пр.)
Продолжают посещать библиотеку и активно участвуют во многих библиотечных мероприятиях Березовская Анастасия, Седова Екатерина, Трефилов Стас, Хорошилова Дарья, Калитов Кирилл (гимназия №2). Победители городских и районных конкурсов чтецов, а также Всероссийского конкурса «Живая классика» Бессильных Мария, Кокорева Дарья, Колотов Алексей (школа №7), Шматкова Юлия (гимназия №2) также привлекаются для участия в мероприятиях в качестве ведущих.
Ребята, занимающиеся в Домах детского творчества и являющиеся победителями, лауреатами и дипломантами различных областных и Всероссийских конкурсов, выставляют свои работы (рисунки, поделки, плакаты и пр.) в разделе краеведческой выставки «Город мастеров».
2.4.7. Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Библиотека продолжает сотрудничать с Городским центром реабилитации и с Мариинским психоневрологическим отделением для умственно отсталых детей.
Учитывая психологические и физиологические особенности своих особых читателей, библиотекари отдают предпочтение тем формам индивидуальной и массовой работы, которые предоставляют детям возможность пообщаться со сверстниками или с библиотекарями, посоревноваться друг с другом, стать зрителями спектакля или концерта, побыть участниками праздника.
Стимулировать творческую активность читателей помогают разного рода выставки, устраиваемые в библиотеках и раскрывающие таланты ее читателей. В том числе и детей – инвалидов.
Для детей проводятся яркие и интересные мероприятия различной формы: информационно-познавательные, профилактические, образовательные, придаётся большое значение организации досуга, при этом используются как игровые, так и другие формы и методы работы.
Ребята с ограниченными возможностями здоровья были приглашены в библиотеку на литературный праздник в рамках открытия Недели детской книги, на праздник, посвященный Дню защиты детей, на литературный утренник к юбилею Эдуарда Успенского «По волшебной реке».
На летних каникулах такие дети частые гости в библиотеке.
См. раздел отчета «Работа в дни каникул»
2.4.8. Работа с родителями
Среди основных направлений работы Библиотеки для детей и юношества – активизация семейного чтения, работа с родителями, социально-психологическая поддержка семьи. Это важно, поскольку библиотека является общественным и досуговым центром для всех слоев населения города. Большое внимание уделяется индивидуальной работе с родителями.
В 2012 году библиотекой были проведены:
дни информации «Забытые книги желают познакомиться»
час информации «Здравствуйте, я новая книга»,
консультации по темам «Книга в семье», «Как воспитать у детей
интерес к чтению?», «Досуг в кругу семьи».
Работники детской библиотеки принимали участие в родительских собраниях, на которых делились с родителями проблемами детского чтения, акцентировали внимание на роли семьи в воспитании любви к книге. Родителей знакомили с книгами для домашнего чтения, новинками детской литературы.
К Общероссийскому Дню семьи, любви и верности была организована книжная выставка «Мир в семье всего дороже», показана электронная презентация, для детей и родителей была проведена конкурсно-игровая программа «Не нужен клад, когда в семье лад»
Особый интерес вызвала ретро-выставка в «Городе мастеров», экспонаты которой являются свидетельством заботы, верности и любви, царящей в семьях, где до сих пор хранятся предметы, сделанные руками предков, их фотографии. Сменные экспозиции «Из бабушкиного сундука» и «В посудной лавке» привлекли большое количество наших читателей.
Стало доброй традицией приходить в библиотеку всей семьей, чтобы не только взять интересную книгу, получить рекомендации по детскому и семейному чтению, но и вместе отметить праздники.
В конкурсно-игровой программе, посвященной Дню защитников Отечества «Верно служу, ни о чем не тужу», принимали участие папы и их сыновья, ученики третьего класса гимназии №2.
Огромное воспитательное значение имел конкурс «Самая читающая семья», проходивший в рамках празднования 70-летнего юбилея Кемеровской области.
См. п. отчета 2.4.11. Поддержка и популяризация чтения. Областной конкурс «Самая читающая семья».
Большой популярностью пользуются совместные новогодние праздники в библиотеке. В театрализованном новогоднем представлении «А Баба-Яга против!» в роли литературных сказочных героев выступали мамы и папы юных читателей, в экспромт-театре играли бабушки и дедушки.
2.4.9. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с трудными детьми
Одним из направлений работы Библиотеки для детей и юношества в 2012 году являлась работа с социально не защищёнными детьми. Данное направление было выбрано не случайно.
Библиотека для детей и юношества на протяжении ряда лет является настоящим островком доброты для той категории юных читателей, которые воспитываются в неблагополучных семьях; немало детей находится на учете в городской инспекции по делам несовершеннолетних, на внутришкольном учете.
В библиотеке их ожидают приятные встречи, интересные мероприятия и даже чай с булочкой, чего им не хватает, подчас, дома.
Мы поддерживаем прочные связи с городскими детскими приютами «Колосок « и «Берёзка», Комплексным центром социального обслуживания населения, специальной (коррекционной) школой-интернатом, регулярно приглашаем ребят на различные мероприятия и праздники.
Библиотекари с особым вниманием и заботой относятся к таким детям. Сотрудники библиотеки стараются такому ребенку уделить особое внимание, сказать доброе ласковое слово, пригласить на мероприятие, показать, что здесь ему всегда рады. Здесь есть игровой и компьютерный уголки, где ребята могут с интересом и пользой провести свободное время, создана игровая зона, где дети в любое время могут порисовать, поиграть в настольные игры, посмотреть мультфильм или почитать любимую книжку.
Научить ребенка общаться с хорошей литературой, сделать так, чтобы потребность в книге превратилась в привычку, и не исчезло желание узнавать что-то новое – все это под силу коллективу нашей библиотеки. А во время проведения массовых мероприятий на примерах, взятых из художественных произведений, библиотекари пытаются донести до ребят то доброе и светлое, что есть в жизни. Они стараются создать условия для развития, удовлетворения духовных и познавательных потребностей детей.
Посещение библиотеки даёт возможность детям сменить обстановку, почитать книги, журналы, принять участие в викторинах, играх, конкурсах. Если ребенок присутствует на библиотечном мероприятии, принимает участие в наших программах, читает книги, значит, он не слоняется без дела по улице, не ищет себе развлечения в подвалах и сомнительных компаниях, не безобразничает. Именно библиотека становится тем местом, где дети могут вести доверительный разговор и получить грамотный исчерпывающий ответ почти на любой вопрос.
Для ребят проводятся информационно-познавательные, профилактические, образовательные мероприятия, придаётся большое значение организации досуга, при этом используются как игровые, так и другие формы и методы работы.
Наиболее понравившиеся ребятам мероприятия:
«Я ль на свете всех милее» - конкурсно – игровая программа.
В начале мероприятия библиотекари рассказали ребятам, почему Международный женский день вся страна празднует именно 8 марта. Затем самые ласковые, самые красивые, самые трудолюбивые, самые сообразительные девочки приняли участие в конкурсах на смекалку, отвечали на шуточные вопросы, собирали пазлы поздравительных открыток, готовили обед для настоящих мужчин. Конкурс «Болтунья» выявил самую болтливую из них, в музыкальном конкурсе участницы показали, как хорошо они разбираются в музыке и сколько знают песен. В конкурсном задании «Я ль на свете всех милее?» девочки убедили всех присутствующих в зале и, конечно же, членов жюри, что каждая из них самая обаятельная и привлекательная, и что она и есть самая, самая, самая…
В завершении конкурсной программы все желающие с удовольствием приняли участие в игре «Шуточные предсказания судьбы».
В финале всех участниц поздравили со светлым, ясным, нежным, чудесным и прекрасным праздником весны, подарили замечательные поздравительные открытки и весёлый клип.«Это имя знакомое с детства» - пушкинский день в библиотеке. Ведущие мероприятия рассказали ребятам о знаменательной дате - 6 июня 1799 года, ведь именно в этот день родился величайший русский поэт, прозаик и драматург, который признан не только в нашей стране, но и по всему миру – Александр Сергеевич Пушкин.
Царевна-Лебедь и тридцать три богатыря, Золотой петушок и Золотая рыбка, царь Салтан и королевич Елисей – этих и многих других героев сказок Пушкина вспоминали ребята в ходе блиц-опроса «Приглашение в сказку».
В свою очередь кот Учёный предлагал ребятам различные задания: викторину «От мудрой белки», игру «Строчка за строчкой». Любимая игра кота Учёного «Поймай Золотую рыбку» заставила ребят проявить смекалку, выносливость и меткость.«Флоту России – слава» - конкурсно-познавательная программа, посвященная Дню военно-морского флота. Ребята младшего и среднего школьного возраста из приюта «Колосок» и КЦСОН узнали, что вот уже более 70 лет в последнее воскресенье июля принято отмечать этот праздник.
Сотрудники библиотеки рассказали ребятам об истории создания военно-морского флота в России, о том, что в состав ВМФ России входят надводные и подводные силы, морская авиация, войска береговой обороны и морская пехота. Затем ребятам предложили принять участие в конкурсно- познавательной программе. Двум командам «моряков» на кораблях «Бригантина» и «Могучий» нужно было доставить очень ценный груз: дружбу, верность и багаж знаний о кораблях и моряках. Дети играли в подвижные игры, разгадывали «морские» загадки, отвечали на вопросы военно-морской викторины, в конкурсе «Морской словарь» показали, как хорошо знают значения морских терминов. Как известно, визитной карточкой моряков является танец «Яблочко» и в завершении мероприятия состоялся конкурс на лучшую танцевальную команду морского флота. По итогам военно-морских учений экипажи кораблей «Могучий» и «Бригантина» получили отметку «отлично» и были отмечены призами.
В наших планах дальнейшее расширение своих библиотечных возможностей, увеличение качества и количества проводимых мероприятий, создание своеобразной ауры добра, внимания, понимания и уважения ко всем детям, а особенно к тем, которые воспитываются вне дома.
Формирование информационной среды,
противодействующей асоциальным явлениям,
формирование у детей позитивного отношения к жизни и собственному здоровью
Формирование сознательной установки на здоровый образ жизни –такова цель мероприятий, проводимых Библиотекой для детей и юношества в этом направлении. Наша библиотека строит свою систему эффективной профилактической работы среди детей и подростков. Эффективность такой работы обуславливается в координировании и объединения усилий с другими заинтересованными организациями. Библиотекари привлекают к этой работе педагогов, спортсменов, медиков и психологов. Работают с образовательными и досуговыми организациями, с учреждениями социальной и психолого-педагогической помощи детям и подросткам.
В 2012 году в библиотеке открылся Центр социально-правовой информации.
См. п. отчета 2.4.10. Правовая культура.
Успех работы библиотеки по популяризации здорового образа жизни зависит, прежде всего, от выбора тем, а также от формы их подачи. Наибольшая эффективность в работе с детьми и подростками достигается при сочетании различных методов и приемов, дифференцированном подходе к участникам мероприятий.
В 2012 году в этом направлении было проведено несколько мероприятий, в том числе:
«Дыши, живи и радуйся» - урок нравственности и здоровья
«Состязание здоровяков» - спорт- час
«Урок здоровья от Витамина Витаминовича»
В рамках Недели безопасности дорожного движения и в целях профилактики дорожных происшествий в библиотеке проводились мероприятия:
«Господин дорожный знак» - игровой час
«Правила дорожные знать каждому положено» - беседа
Была организована выставка-предупреждение «Загорелся красный свет, это значит – хода нет».
2.4.10. Правовая культура
В современном обществе каждому из нас просто необходима правовая грамотность. Но если это необходимо взрослым, следовательно, и подросток и ребёнок должен быть осведомлен об основных правовых нормах. Если мы хотим, чтобы наши дети жили в правовом государстве, необходимо с малолетства прививать им нравственные правила поведения, правовую культуру.
В 2012 году в Библиотеке для детей и юношества открылся Центр социально – правовой информации.
В этом плане сейчас библиотекам отводится большая роль, так как они являются важнейшим звеном реальной информатизации страны, это значимый в социальном плане шаг в решении социальных проблем пользователей и расширении информационно-правового пространства. С открытием Центров социально-правовой информации развернута работа по правовому информированию и просвещению читателей. Присутствующие на открытии смогли познакомиться с книжной выставкой «А у нас всё для ВАС», посмотрели ролик о ЦСПИ, о его услугах, возможностях и перспективах работы. Много лет библиотека предлагала своим читателям, необходимую литературу, независимо от их возраста, потребностей и интересов. С появлением Центра, каждый пользователь сможет оперативно и качественно получать информацию на основе полнотекстовых электронных информационных ресурсов и литературы из фонда Центра.
Несколько слов о том, насколько важен подобный Центр, рассказала директор муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система Мариинского муниципального района» Вера Владимировна Николаева.
Для успешной работы Центра необходимо сотрудничество различных структур. Так директор детского реабилитационного центра Марина Павловна Краснова говорила о важности существования центра.
Специалист по работе с молодёжью Мария Владимировна Никитина высказала пожелание плодотворного сотрудничества библиотеки и отдела молодежной политики администрации Мариинского муниципального района.
В завершении торжественного открытия всем присутствующим подарили буклеты и закладки, содержащие полезную информацию о работе Центра.
С открытием Центра социально-правовой информации у читателей появится возможность поиска информации и ознакомления с социально-правовыми документами, разъяснениями, комментариями, содержащимися в электронных базах программ Справочно-правовой системы и Информационно-правовой системы ФСО России «Законодательство России» и CDR-носителями программы «Консультант Плюс». Каждый желающий сможет воспользоваться как электронными ресурсами, так и фондом библиотеки, который включает в себя: энциклопедические и справочные издания, каталоги, картотеки, тематические папки, методический и сценарный материал. На сегодняшний день Библиотека для детей и юношества располагает богатейшим опытом организации и проведения различных мероприятий, в том числе и правовой тематики. Открытие Центра позволит перейти на новый уровень работы, позволяющий по-новому взглянуть на все основные составляющие библиотечной практики.
Центр уже занял достойное место в общественной жизни библиотеки, города и нашел своих пользователей. Все мероприятия, проводимые в рамках правовой декады, согласованы с ЦСПИ. На сегодняшний день работа Центра социально-правовой информации скоординирована с образовательными учреждениями: СОШ №1, НОШ №4, гимназией №2, Мариинским педагогическим колледжем, налажена работа с инспекцией по делам несовершеннолетних.
Разнообразные формы мероприятий: театрализованное представление, правовая беседа, правовой час, познавательная игра с элементами театрализации, обзор у выставки не только помогают узнать о своих правах ребятам разных возрастов, но и позволяют раскрывать фонд ЦСПИ.
К наиболее интересным можно отнести следующие мероприятия:
- информационно – познавательный час «Овеянные славой герб и гимн», посвящённый Дню России. На мероприятии побывали ребята из пришкольного лагеря гимназии №2. В ходе мероприятия ребята отвечали на вопросы викторины о государственных символах нашей страны и показали себя настоящими знатоками исторических дат, которые сегодня отмечаются в календаре как государственные праздники. Кроме того, ребята узнали, как изменялись символы нашей государственности в различные исторические эпохи. Триединство государственных символов, которое составляют герб, флаг и гимн, необходимо уметь «читать» и «переводить» каждому россиянину, ведь они напрямую связаны с честью и достоинством каждого отдельно взятого гражданина России.
12 октября Библиотека для детей и юношества пригласила студентов из Мариинского педагогического колледжа на сюжетно-ролевую игру «Молодёжь во власти». Тема мероприятия была выбрана не случайно - в России проходил единый день голосования - 14 октября 2012 года. Наш район и город выбирал главу Мариинского муниципального района и главу Мариинского городского поселения. Студенты собрались для того, чтобы попытаться создать атмосферу выборов посредством ролевой игры, ведь многие из них собирались голосовать впервые. Как это правильно сделать, кто баллотируется в нашем городе во власть, рассказала Ольга Геннадьевна Астраханцева - председатель территориальной избирательной комиссии Мариинского муниципального района.
Ролевая игра проходила в два этапа: на первом этапе было заслушано выступление доверенных лиц кандидатов на должность главы района - «Я голосую за…». В качестве доверенных лиц и кандидатов выступали сами студенты.
Затем выступили со своей программой кандидаты - Кузьмина Александра и Маралов Евгений. Они рассказали о том, каким бы они хотели видеть свой город и район, что в первую очередь они собираются делать, будучи выбранными на такой высокий и ответственный пост. Оба кандидата предлагали сохранять, развивать и создавать рабочие места, слышать людей, работать для людей, улучшать качество жизни и, конечно же, приоритетным направлением в своей работе явилась поддержка молодежного движения города и района.
Избирателями были заданы вопросы кандидатам, а также представлены рекламные ролики – «Кто есть кто? Или за кого?»
Ребятам был предложен тест на тему: «Можете ли вы работать Президентом?» Результаты теста показали, что некоторым пока не стоит выдвигать свою кандидатуру на ближайшие выборы, а стоит серьёзно поработать над собой, часть ребят целенаправленно стремятся управлять своей жизнью, а многие сами, не дожидаясь, пока это сделают за них другие, ставят перед собой значительные долговременные цели и добиваются их исполнения, спрашивая в первую очередь с самого себя.
Вторым этапом игры было само голосование. Перед ним библиотекари раздали студентам памятки «С чего начинаются выборы?» Внимательно их изучив, ребята узнали, как проходит голосование. И вот выборы начались.
В импровизированную урну для голосования студенты и сотрудники библиотеки опускали избирательные бюллетени с именем того кандидата, чья программа развития района показалась им наиболее реальной и исполнимой. При подсчете голосов явное преимущество получил Маралов Евгений Анатольевич.
Сегодня это была только игра. Совсем скоро молодые люди шагнут во взрослую жизнь. Все они - граждане нашего государства, поэтому все проблемы, которые есть сейчас у нашей российской молодежи, неотделимы от общегосударственных проблем. Они должны осознать, что от каждого из них зависит судьба Отечества, не зависимо от того, они выбирают или выбирают их.
В ноябре в библиотеке прошла Неделя правовых знаний, в рамках которой для студентов Мариинского педагогического колледжа был проведен час правоведения «У всех нас равные права, для всех нас крутится Земля». Они получили информацию о Всеобщей декларации прав человека и о Конвенции о правах ребенка, также узнали, в чем различие этих документов, принимали активное участие в обсуждении социальных проблем, тематических играх, искали ответы на поставленные вопросы в тексте Конвенции, показывая уже имеющиеся у них знания по данному вопросу. В ходе мероприятия методист по делам несовершеннолетних рассказывала о правонарушениях против общественной безопасности, о возрасте, когда наступает уголовная ответственность для несовершеннолетних, о наиболее распространенных видах правонарушений среди подростков и наказаниях за эти правонарушения. Ребята задавали вопросы, на которые получали содержательные ответы.
Для ребят среднего школьного возраста из гимназии №2 была проведена деловая игра по праву «Я ребёнок, я человек», в ходе которой ведущие познакомили детей с содержанием статей Всеобщей декларации прав человека и Конвенцией о правах ребенка, рассказали об их значении. На Конвенции остановились более подробно. Ребята активно участвовали в разговоре, задавали вопросы, охотно высказывали свое мнение по обсуждаемой теме, приводили примеры из собственной жизни.
Юным читателям из гимназии №2 и школы №1 было предложено слайд – путешествие по сказкам «Права литературных героев». Библиотекарь в игровой форме представила основные статьи Конвенции по правам ребенка. Интересным и познавательным получился конкурс «Права в сказках», участвуя в котором, ребята вспомнили основные права детей на примерах героев известных сказок. Затем в игре «Песни о правах» они с удовольствием угадывали слова из песен и делали выводы, о каком праве идет речь.
Все мероприятия прошли интересно и увлекательно. Будем надеяться, что у ребят повысился уровень знаний об их правах и обязанностях. Дети учились грамотно и обоснованно излагать свои мысли, коллективно анализировать проблему, работать сообща.
10 декабря в День прав человека в библиотеке прошёл правовой час «Я уважаю твое право …». Очень плохо человеку быть одному, но жить в коллективе также очень сложно. Как не попасть в конфликтные ситуации? Как себя вести, если не удалось их избежать? Ответ прост – соблюдая права своих товарищей и требуя соблюдения своих прав, можно избежать конфликтов. На протяжении всего мероприятия ребята учились понимать и принимать друг друга. Сначала Ведущий предлагал вспомнить тех литературных героев, чьи права были кем-либо нарушены. Затем ребята инсценировали отрывки всем известных сказок, в которых присутствует какое-либо правонарушение (старуха оскорбляет старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»; волк, изменив голос, пытается проникнуть в домик к трём поросятам; в сказке «Красная шапочка» волк пытается съесть внучку и бабушку). После каждой инсценировки Ведущий обсуждал с ребятами эти правонарушения. Как в рамках закона выйти из сложных ситуаций? К кому обратиться в случае необходимости? Ответить на эти и многие другие вопросы помогла игра «Почему нельзя?». В форме слайд-шоу, с использованием мультимедийного проектора, на экран выводились ситуационные картинки для последующего обсуждения с детьми. Говоря с детьми об их правах, Ведущий обращался к чувствам ребёнка: любви к своим родителям, дому, состраданию к тем, кто слаб и немощен, чтобы пробудить в детях достоинство и самоуважение.
В ЦСПИ и читальном зале библиотеки в течение года были оформлены выставки: «Символы единства нашей державы», «Закон о тебе, тебе о законе», «Правовой беспредел начинается с правового невежества», «Права детей в сказках и вопросах», «Три цвета России»(ко Дню Государственного флага).
2.4.11. Поддержка и популяризация чтения. Областной конкурс «Самая читающая семья»
Задачи популяризации чтения, которые реализовывает Библиотека для детей и юношества:
содействие формированию благоприятной для продвижения чтения информационной среды и условий доступности детям, подросткам и юношеству полезной для жизни и социально необходимой литературы;
продвижение лучших образцов литературы (текстов, книг, жанров, типов изданий)
формирование в общественном мнении представлений о ценности и значимости чтения и книжной культуры;
создание положительного и привлекательного образа читающего человека;
вовлечение в активное чтение нечитающих и мало читающих детей, подростков и юношества
Исходя из этих задач, вся деятельность библиотеки направлена на поддержку и популяризацию чтения.
В 2012 году в библиотеке проводился ряд мероприятий, посвященных знаменательным и памятным датам, а также юбилейным датам писателей и поэтов. В 2012 году отмечалось 200-летие Отечественной войны 1812 года, проводились мероприятия в преддверии 70-летнего юбилея Кемеровской области, мы работали по программе «Я-гражданин. Я-патриот» к Году российской истории.
Сотрудники библиотеки много внимания уделяют наглядным формам пропаганды книги. Книжные выставки являются самыми доступными и массовыми формами библиотечной работы. Как сделать экспозицию живой, привлекающей внимание и побуждающей подойти к выставке и заинтересоваться? Выставки продумываются библиотекарем заранее так, чтобы они вели читателя не только по канве представленного материала, но и максимально раскрывали внутреннее его содержание.
См. раздел отчета «Выставочная работа»
К юбилею детских писателей в 2012 году был проведен ряд мероприятий:
«Вини-Пух идет к нам в гости» - бенефис писателя А.Милна
«Как у наших у ворот чудо-дерево растет» - викторина по сказкам К.Чуковского
«Большой талант и мужественное сердце» - обзор-беседа по творчеству Б.Житкова
«Волшебница из Стокгольма» - литературная викторина к юбилею А.Линдгрен
«Кто она, Астрид Линдгрен?» - литературные минутки
«Шалтай-Болтай сидел на стене» - веселый час по творчеству С.Маршака
«Неугомон» - литературная игра по книгам С.Маршака
«Вредные советы хорошего человека» - беседа по творчеству Г.Остера
«По волшебной реке» - литературный утренник к юбилею Э.Успенского
Главная цель сотрудников библиотеки: повышение статуса книги и чтения в детской среде через авторитет учителей и родителей была достигнута.
Для привлечения читателей к активному чтению используются традиционные формы массовой работы: рекомендательные беседы, беседы-диалоги, информационные часы, литературные праздники и т.п.
Большим успехом у детей и взрослых пользуются читательские конкурсы. Поддержать интерес ребят к чтению, передать любовь к книге всем, кто с ней соприкасается, главная задача организаторов конкурса. Положительным моментом конкурса можно назвать и творческую самореализацию читателей.
В начале 2012 года стартовал конкурс юных чтецов «Живая классика». Организаторами конкурса стали Некоммерческое партнёрство содействия изучению современной культуры и литературы «Живая классика» под патронатом Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации. Конкурс проводился в несколько туров: место проведения первого тура - школы и библиотеки-филиалы ЦБС; второй тур выявил лучших среди победителей предыдущего этапа и областной тур, который прошел в апреле 2012 г. в Кемеровской областной библиотеке для детей и юношества.
15 марта в читальном зале Библиотеки для детей и юношества прошёл районный этап Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика». В нём приняли участие ребята 5 и 6 классов школ города и района. Всероссийский конкурс юных чтецов - это соревнование по чтению вслух отрывков из прозаических произведений русских и зарубежных классиков. Оценивало выступление участников жюри в составе преподавателя Мариинского педагогического колледжа Е.Ю. Очеретинской, заместителя директора ЦБС Т.А. Захаревич, заведующей отделом обслуживания ГБ им. Чивилихина Н.В. Масалытиной, методиста муниципального бюджетного учреждения информационно-методического центра Т.В. Жицкой, поэтессы, автора 9 сборников стихов Л.И Музыка. Критерии оценки выступлений: выбор текста произведения, грамотная речь, артистизм исполнения, глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста. Все конкурсные выступления были условно разделены на три части; первую часть мы назвали «Пред ликом твоим, природа». Здесь выступали ребята, выбравшие отрывки о природе или животных. Вторую часть назвали «Детство - страна заветная», где герои произведений – дети. Третья часть была объединена темой «Россия и русские». На конкурсе звучали отрывки из произведений Л. Толстого и М.Пришвина, В. Короленко, К. Паустовского и В. Драгунского. Каждый участник представил «мини-спектакль»: на сцене побывали Маленький принц А. Сент-Экзюпери (конкурсант Михаил Прохоренко), Пеппи Длинный чулок А. Линдгрен (Мария Бессильных), Ванька Жуков А. Чехова (Анна Машкова), Дениска из рассказов В. Драгунского (Владислав Власов, Юлия Шматкова) Победителями конкурса стали Мария Бессильных, учащаяся школы №7, Юлия Шматкова, учащаяся гимназии №2, Наталья Великосельская, читательница Сусловской библиотеки.
22 ноября в Библиотеке для детей и юношества прошел второй тур областного конкурса «Самая читающая семья». Этот конкурс проводился в преддверии 70-летнего юбилея Кемеровской области.
В празднично украшенном читальном зале собрались пять семей - участников конкурса, а также их болельщики и просто зрители.
Состав семейных команд был разнообразен: папы, мамы, дети, бабушки, дедушки и другие представители семей. Но капитанами, конечно, были маленькие читатели. Посоревноваться друг с другом, показать свои знания в области краеведения и краезнания собрались семьи Зара (село Суслово), Мецлер (Красные Орлы), Мамаевых, Кравцовых и Кузнецовых.
Ребята и взрослые подготовили домашнее задание – визитную карточку «Давайте знакомиться, или Мы живем в Кузбассе!». Сколько выдумки, творчества, фантазии проявили семьи. На суд жюри были представлены красочные, содержательные электронные презентации.
За первым последовали другие конкурсные задания. Блиц-опрос показал, как хорошо все семьи ориентируются в вопросах краеведения. Слайд-викторина «Мой город-капелька России» была посвящена Мариинску. Команды отвечали на заданный именно им вопрос, а помимо этого зарабатывали баллы, дополняя друг друга. Перед конкурсом, который был посвящен Великой Отечественной войне, в зале появился военный почтальон. Он принес письма-треугольники, в которых были вопросы для команд. Они были о наших героях-земляках – Вере Волошиной, Николае Масолове, Зинаиде Туснолобовой. Все семьи справились с этим заданием довольно успешно. Необычным оказался конкурс «Вопросы от…». Организаторы заранее записали вопросы от В.П.Бондаренко (краеведческий музей), В.А.Листуновой (музей-заповедник «Мариинск исторический», П.М.Зубарева (театр «Желтое окошко»), Ю.М.Михайлова – народного мастера России, Е.В. Голубчиковой (Дом-музей В.А.Чивилихина)и предложили их конкурсантам. В этом конкурсе на высоте оказалась семья Мамаевых. Они единственные правильно ответили на заданный им вопрос по творчеству Владимира Алексеевича Чивилихина.
Команды соревновались в конкурсах о природе родного края, участвовали в исторической эстафете, а в завершении представили на суд зрителей и жюри свое творчество. Семья Зара удивили всех очень нежной хореографической композицией, Инна Витальевна, Константин Владимирович и Олег Кравцовы подарили библиотеке журнал для семейного досуга «Невероятное в Кузбассе» и краеведческую поделку из природного материала, сделанные своими руками. Семья Мамаевых вместе с замечательной бабушкой Зоей Алексеевной Русиновой приготовили литературную композицию по творчеству кузбасских и мариинских поэтов. Кузнецовы - мама Ольга Сергеевна, малыши Полина и Алеша и их бабушка Зоя Александровна показали интересную сказку про картошку, а семья Мецлер, в составе которой были мама Людмила Васильевна, сын Максим, бабушка Галина Макаровна Ткаченко и дедушка Владимир Макарович Евтифеев поразили всех своими собственными сочинениями – стихотворением о родном крае, песней о Кузбассе и частушками.
Всё это еще раз продемонстрировало, какие замечательные читающие семьи живут в нашем городе и районе, сколько они знают и умеют, как они талантливы!
Сложная задача стояла перед жюри, которое возглавляла Вера Ивановна Зуева - заместитель начальника Управления культуры администрации Мариинского муниципального района. Буквально каждая семья заслуживала самой высокой оценки. Но конкурс есть конкурс, кто-то должен был победить. Самой читающей семьёй была признана семья Мецлер! Все конкурсанты получили грамоты, призы и подарки. Теперь семье – победительнице предстоит участвовать в третьем (заочном) туре областного конкурса. Будем за них болеть и пожелаем попасть в финал, который пройдет в марте 2013 года в городе Кемерово.
Неподдельный интерес, который проявили к конкурсу участники и гости, энтузиазм, с которым они участвовали в нём, ещё раз показали важность и необходимость чтения, незаменимость книги, как источника знаний и полезного, интересного досуга. А то, что краелюбие и краезнание – это не пустые слова для наших читателей – родителей и их детей, они доказали своим участием в конкурсе. Ведь как известно, интерес к тому, что ближе всего, - основа интереса и ко всему остальному.
Эффективной формой ознакомления читателей с новыми поступлениями были и остаются Дни информации, которые проводятся в библиотеке в течение года. В рамках проведения таких дней сотрудники библиотеки проводили обзоры книг серии «Сталкер» (для юношества), «Карусель сказок», «Сказочный домик» (для малышей), «Школьная библиотека», «Классики-детям» (для ср. шк. возраста).
В библиотеке есть детский уголок, основная цель которого — с помощью игровых форм привлечь детей к чтению литературы. Основными задачами такого уголка являются организация детского досуга, т. е. интеллектуальное развитие с помощью отгадывания загадок, ребусов, различных игр, приучение малышей к бережному обращению с книгой. В игровом уголке библиотекари вместе с детьми проводит различные мероприятия, разыгрывает театрализованные представления по сказкам, демонстрирует мультфильмы.
В библиотеке стало традицией проведение ознакомительных экскурсий для детей и родителей: «Приглашаем в Книжкин дом». Мы всегда рады новым читателям. Для дошкольников, посещающих детские сады, была организована экскурсия «Здесь живут книги», на которой детям рассказали о правилах пользования библиотекой и книгой.
См. п. отчета 2.4.1. Работа с дошкольниками и п. отчета Работа кружков, клубов по интересам
Ежегодно в библиотеках города и района проводится Неделя детской книги — красочный, незабываемый праздник, яркое событие, дающее пищу уму и сердцу, способствующее обогащению духовного эмоционального мира юных читателей.
См. раздел отчета Неделя детской книги
Газеты и телевидение занимают одно из ведущих мест в системе популяризации чтения. Именно на них возлагается надежда в том, чтобы образ человека книжного, читающего в общественном мнении ассоциировался бы с успехом в жизни, чтобы все понимали: читать необходимо.
На протяжении многих лет Библиотека для детей и юношества тесно сотрудничает с редакцией районной газеты «Вперед». Это сотрудничество — важнейшая составляющая часть рекламной и информационной политики библиотеки. Библиотекари информируют читателей и жителей о своей деятельности: мероприятиях, услугах, новинках.
Библиотека в 2012 году подготовила для телевизионного эфира 9 телерепортажей.
За последних два года наметилась положительная тенденция активного освоения сотрудниками библиотек компьютерных технологий и внедрения их в библиотечные процессы. Увеличена книговыдача документов на электронных носителях. С помощью Интернета сотрудники библиотеки расширили свои возможности по выполнению информационных запросов пользователей. С каждым годом у пользователей растет востребованность мультимедийных изданий. Именно поэтому в библиотеке стали особенно популярны формы массовой работы с их использованием, такие как: видео-журнал, видео-путешествие, слайд-презентация.
Библиотекари стараются сделать свою библиотеку открытым пространством для общения юных читателей, стремятся создать атмосферу доброжелательности и равенства, куда бы мог придти любой ребенок, подросток, молодой человек и встретить здесь радушный прием.
Библиотека как часть традиционной культуры может и должна сохранить возможность и саму роскошь человеческого общения, культурного обмена, сохранения извечных традиций чтения. «Человек читающий» остается неизменной целью деятельности нашей библиотеки.
2.6. Индивидуальная работа с читателями-детьми
Сотрудники библиотеки постоянно стараются решать круг задач индивидуального обслуживания читателей-детей: помощь в определении тематики чтения, выборе конкретных книг, выполняют запросы, оказывают помощь в поиске литературы, знакомят с источниками информации.
Особое внимание уделяют читателям при первом посещении библиотеки, при записи в библиотеку. Все данные заполняются в читательском формуляре.
Библиотекари периодически проводят анализ читательских формуляров, что помогает определить круг чтения детей, причину обращения к книге, а также выявить самых лучших и активных читателей. Ведется индивидуальное руководство чтением детей со слабой техникой чтения, также текущее индивидуальное информирование по темам: приключения, фантастика, детективы, природа, краеведение и т.д. С целью воспитания культуры чтения, и формирования устойчивого интереса к книге в библиотеке проводились:
- беседы по беседы по культуре чтения,
- рекомендательные беседы,
- информационные минутки,
- обзоры книг.
В течение года с целью развития индивидуальных творческих способностей и привлечения детей в библиотеку организуются конкурсы литературного, художественного и прикладного творчества, ведется тетрадь отзывов, предложений читателей о работе детской библиотеки, которые учитываются при выборе направления работы, тематики мероприятий при составлении плана работы. Творческие работы детей используются для оформления тематических выставок, массовых мероприятий.
В библиотеке существует актив читателей, помогающих в ремонте книг, активисты – читатели , посещающие художественную школу, помогают в оформлении библиотеки. Многие читатели, посещающие Дома детского творчества и музыкальную школу, оказывают помощь в проведении мероприятий.
Основные направления и формы работы с руководителями
детского чтения
С руководителями детского чтения - учителями школ, воспитателями дошкольных учреждений, педагогами дополнительного образования, родителями библиотека работает в тесном сотрудничестве. Эта группа читателей выделена особо.
Работа библиотеки с руководителями детского чтения заключается в том, чтобы помочь в проведении внеклассных мероприятий, своевременно информировать о новинках литературы, делать подбор необходимой литературы для проведения уроков (особенно уроков литературы, истории и естествознания), составлять рекомендательные списки литературы для читателей разного возраста.
Работа с детьми в сельских библиотеках
4.1. Населенные пункты, которые не имеют стационарной библиотеки:
Населенный пункт | Кол-во жителей | Детей до 14 лет включительно * |
п. Заречный | 136 | |
д. Кайдулы | 99 | |
с. Подъельники | 28 | |
д. Юрьевка | 10 | |
с. Николаевка 1-ая | 69 | |
с. Зенкино | 10 | |
п. Заборье | | |
п. Таежная Александровка | 32 | |
д. Столяровка | 45 | |
разъезд 3747 | | |
д. Светогорка | 41 | |
п. Чистополье | 102 | |
10 разъезд | 9 | |
п. Кийский | 4 | |
ст. Приметкино | 34 | |
с. Раздольный | 73 | |
д. Комиссаровка | 10 | |
п. Бобровский | 62 | |
разъезд Калининский | 82 | |
д. Ивановка | 50 | |
с. Милехино | 67 | |
д. Константиновка | 159 | |
д. Пихтовка | 280 | |
д. Федоровка | 48 | |
разъезд Заречный | 136 | |
д.Тундинка | 136 | |
| | *Статистическое управление Мариинского муниципального района не располагает такими данными |
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: