NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Название проекта


Проект «Дорогами предков»


Название проекта «Дорогами предков»

«Дорогами предков»

Полное название организации:

МОУ «Большекуналейская средняя общеобразовательная школа»

Адрес организации

Россия, 671132, Республика Бурятия, Тарбагатайский район, с.Большой Куналей, улица Ленина, 173, тел.8(246) 57-1-38







Авторы проекта:

зам.директора по УВР Рыморева О.В.,




музейный педагог Сучкова Н.И.,



учитель биологии и географии Алексеев А.Е.,








Руководитель проекта:


директор школы Зеленкина Т.Ю.


География проекта:


село Большой Куналей

Проблема, на решение которой направлен проект развития.

Около трехсот лет назад на территории современного Тарбагатайского района появилось несколько семейских сел, крупнейшим из которых стал Большой Куналей. За годы развития села в XVIII, XIX, XX веках семейские села отличались экономической эффективностью, дисциплинированностью, стойкостью, отзывчивостью. Залогом успеха семейского общества было сохранение традиционного уклада в семье, в воспитании подрастающего поколения.

В школе обучается 140 учащихся. Имеется дошкольная подготовительная группа, фольклорный ансамбль «Родничок».

Чтобы сохранить село, поднять его статус, открыть новые перспективы, необходимы реальные действия – поддержка развития школы. Школа обязана расширить сферу оказываемых услуг, дать возможность молодежи получить дополнительно специальность, использовать при этом современные информационные технологии. Для успешного продолжения образования школа обязана повысить качество обучения и воспитания. Для этого необходимы: современная оснащенность техническими средствами, укрепление материально-технической базы, оснащение спортивным, медицинским, туристическим инвентарем, мебелью, учебными пособиями, дидактическими материалами. Нужна новая организация системы дополнительного образования, совершенствование нравственного воспитания на основе традиций семейских. Одну из главных ролей должна сыграть этнопедагогика для укрепления нравственных успехов детей.

Необходимые изменения в жизни школы, когда все субъекты образовательного процесса участвуют в жизни школы (учредитель МО «Тарбагатайский район», МУ «Отдел образования Тарбагатайского района, попечительский совет, Совет МОУ «Большекуналейская СОШ»).

Для решения всех проблем, встающих сейчас перед школой для осуществления программы ее дальнейшего развития необходимо консолидировать все усилия для привлечения финансовых средств с помощью попечительского совета, создающего спонсорский фонд.

Началось развитие в этноэкологическом направлении – разработан туристический маршрут; разрабатываются основы для развития индукции отдыха. Это направление деятельности будет способствовать решению проблем экологического, нравственного, патриотического воспитания и научно-исследовательской работы. Таким образом, из анализа социально-экономического положения села, деятельность школы в области образования, воспитания детей, выявляются следующие наиболее актуальные проблемы.

Проблема: сохранение устоев в современных условиях.

  1. Отток населения в поисках заработка;

  2. Растущая безработица местного населения;

  3. Резкое снижение уровня здоровья детей;

  4. Снижение интереса молодого поколения к истокам своей родословной, к обычаям и традициям семейского народа;

  5. Снижение роли семьи в становлении этнического самосознания в современных условиях;

  6. Ухудшение экологической ситуации в селе;

  7. Растущие запросы общества к современным выпускникам школ.

Цели и задачи программы.

Цель:

«Саморазвитие и самообразование личности на основе этнической идентификации в процессе проектно-аналитической и поисково-исследовательской деятельности, направленной на сохранение, развитие и интеграцию семейской национальной духовной культуры в мировую культуру»

Задачи:

  1. Развитие способов исследовательской работы и работы с архивными материалами, а также создание научно-исследовательских объединений, гражданских институтов.

  2. Развитие самостоятельности, творческой активности и инициативности учащихся.

  3. Создание информационного банка данных по истории населенного пункта в системе Интернет. Создание музея-усадьбы семейских и оформление туристических и образовательных услуг для развития международного туризма.

Ожидаемые результаты.

  1. Работа музея-усадьбы.

  2. Информация о школе в Интернете.

  3. Повышение конкурентно-способности выпускников.

  4. Укрепление материально-технической базы школы.

  5. Повышение имиджа школы.

  6. Развитие индивидуальных транспортных способностей.

  7. Повышение профессиональной подготовки.

Схема разработки проекта

Стадия работы над проектом

Содержание

Деятельность


Подготовка



Определение темы проекта


1) Проводилось анкетирование среди учащихся, гражданского населения

2) Проведены мониторинговые исследования

3) Выявлена проблема.

4) Определение цели и задачи проекта.

5) Проведение маркетинговых исследований.


Планирование


Разработка путеводителя


1) Обработка результатов исследований.

  1. Обсуждение результатов на сходе МО «Большекуналейское»

  1. Создание туристического маршрута, входящих в путеводитель.


Исследования


1) Сбор информации.

2) Обсуждение промежуточных результатов.




  1. Опросы среди сторожилов.

  2. Изучение архивных документов.

  3. Изучение природы, истории родного края.

  4. Изучение документов экономического развития с. Б-Куналей за последние 15 лет.

  5. Анализ полученной из различных источников информация


Обсуждение результатов подготовки к проекту


Обсуждение вариантов полученного материала


Составление путеводителя и разработка туристического маршрута с учетом запросов международного туризма.

Направление

Архитектура семейского села


Цель:

ознакомление с архитектурными особенностями семейских, строительство, архитектура, домовая роспись, резьба по дереву.

Задачи:

  1. Исследование архивных документов и литературных источников о деревянном зодчестве семейских.

  2. Обучение (мастер-класс) традиционной резьбе по дереву и росписи разных деталей.

  3. Подготовка и планирование экскурсий.

Реализация направления через образовательную область

1) Подготовительный этап.

  • в начале учебного года учащиеся знакомятся с различными видами строительных работ, а также с элементами внешней и внутренней отделки семейского дома;

  • определение тем творческих проектов учащихся;

  • подготовка специалистов – мастеров по архитектуре и строительству;

2) Практические занятия мастер-класс. Компьютерная презентация; виртуальная экскурсия, тематические беседы; профориетрационные деловые игры «Секреты мастерства».

3) Создание учениками в процессе выполнения проекта собственного образовательного продукта - мы считаем очень важным педагогическим результатом этой деятельности.

Направление «Фольклор»


Цель:

  • создание условий для этнической самоидентификации личности, ее развития через вхождение в народную культуру и овладение социокультурными нормами, через освоение традиций и опыта старообрядческого населения Бурятии.

Задачи:

  1. Глубокое изучение истории старообрядцев Бурятии, выявление локальных отличий культурном наследии.

  2. Сбор старинных песен локуса.

  3. Разучивание собранного материала, исполнение традиционными приемами (распевание на голоса, подголоски).

  4. Изучение старинного народного календаря.

  5. Изучение и осмысление традиционного землепользования.

  6. Сохранение пропаганды семейского костюма.

Подготовительный этап


  1. Знакомство школьников с историей старообрядцев России на примере семейского населения Тарбагатайского района.

  2. Привлечение специалистов для обучения школьников пению народно-певческой манере локальной среды села Большой Куналей.

Реализация направления


Мастер-класс «Народное пение» - песенные жанры, народные лады, способы голосоведение.

«Обряды семейских» - свадебный, похоронный, календарные праздники и др.

«Народная пляска» - обучение перетопам, переплясам и др.

Развивать музыкальную память, ритм, точность интонации, музыкальность.

Результатом данного направления будет являться овладение семейским песнопением учащихся района, педагогов, их родителей, гостей и туристов.

Приобщение к песенной культуре семейского народа всех желающих. Дальнейшее развитие творческих способностей обучающихся.

Направление «Кухня семейских»


Цель:

  • знакомство и приобщение к традиционной семейской кухни, с учетом особенности веры, индивидуального культа, народного календаря, устоев семейской семьи, влияние национальной кухни других народов.

Задачи:

  1. Научно-исследовательская работа в научно-исследовательском обществе «Наследие».

  2. Определение рецептуры семейской кухни.

  3. Знакомство с искусством ресторации семейской кухни.

  4. Знакомство со способами приготовления и хранения пищи.

Подготовительный этап


  1. Изучение литературных источников.

  2. Сбор старинных рецептов приготовления пищи.

  3. Изучение традиций приема пищи.

Реализация направления


Мастер – класс:

  • «Приготовление постной пищи» - пища, которая готовилась и употреблялась в постные дни; особая одухотворенность;

  • «Приготовление праздничной пищи» - мясная, молочная, рыбная;

  • «Приготовление обрядовой пищи» - традиционные оладьи, пирожки с разной начинкой, тарки, маковки, сладкие лепешки:

  • «Ресторация семейского стола» - глиняная посуда, деревянные ложки, чугунки, посуда из дерева, бересты;

  • «Способы хранения» - соленья, квашенья, хранение свежих ягод, различные зимние заготовки.

  • «Дегустация семейских блюд» - все участники этого направления дегустируют разные блюда семейской кухни.

Приобщение учащихся к тонкостям употребления и приготовления семейских блюд позволит освоить им традиционную семейскую кухню;

дальнейшее развитие кулинарного дела с использованием современных технологий – компьютерная презентация «ресторация семейской кухни»;

виртуальное открытие ресторана «Соломать» с блюдами традиционной семейской кухни;
выпуск книги «Рецепты семейской кухни».

Музей-усадьба и семейское хозяйство.
Цель:

  • создание музея-усадьбы, который будет являться одним из общественных центров социокультурной сферы района.

Задачи:

  1. Ознакомление с историко-культурными традициями семейских;

  2. Возрождение и популяризация традиций и обычаев семейского

народа;

3) Создание условий для развития музейного дела и творческих способностей учащихся;

4) Привлечение внимания международного туризма к «Музею-усадьбе старовера А.И.Рыжакова».

Реализация направления через образовательную область.

Подготовительный этап.

1) Участие в научно-исследовательском обществе школы «Наследие». Музей предоставляет материал для написания творческих работ. Для самых маленьких – проведение тематических утренников, викторин, игр. Для педагогов района – консультации и семинары. Для родителей – встречи с интересными людьми, лектории. Для ветеранов – вечера памяти и встречи с молодежью.

Музей работает по программе «А старина живет…». Эта программа предусматривает не только вести научно-исследовательскую деятельность, нахождение новых музейных экспонатов, но также создание школьных любительских театров, поэтических салонов, клубов любителей истории и культуры.

Воспринимая свидетельства старины, дети пытаются отразить их в собственном творчестве. Данное направление предусматривает включение через школьников родителей, которые помогают в воссоздании истории своих семей. Совместная работа школы и социума позволяет сохранить для подрастающего поколения культурные ценности, память народа.

  1. В работе музея-усадьбы предусматривается проведение

мастер - класса:

«Безумный лоскуток» - техника лоскутного шитья;

«Вышивка» - техника вышивания;

«Мельницы» - знакомство с устройством и работой различных мельниц; «Печник» - знакомство с основными приёмами укладки кирпича у семейских;

«Берестяной туес» - изготовление изделий из талового прута, из бересты, которые предназначались для бытовых нужд;

«Ткачество» - знакомство с ручным узорным ткачеством;

«Огородник» - расположение гряд, агротехнические приёмы, способы посадки растений, знакомство с традиционными сельскохозяйственными культурами;

«Экскурсовод» - обучение организации и проведения экскурсий, с учётом индивидуальных запросов туристов, подбор лекционного материала, организация консультаций, семинаров, тематических лекториев и утренников.

  1. Проведение данных мастер - классов на базе школы и музея – усадьбы позволит проводить раннюю профориентацию старшеклассников, приобщить к истории развития земледелия в нашем селе, изучать сельскохозяйственный опыт крестьян-старообрядцев.


Экологическое направление.
Цель:

  • ознакомление с природой окрестностей села Большой Куналей; развитие экологического туризма и отдыха.

Задачи:

  1. Получение достоверной информации по экологической проблеме;

  2. Внедрение оздоровительной технологии в школьный образовательный процесс;

  3. Развитие экологического туризма;

  4. Внедрение природоохранного природопользования;

  5. Развитие инфраструктуры отдыха и улучшение здоровья школьников

  6. Обучение организации экономического туризма.

Подготовительный этап


Создание инициативной группы для определения экологических проблем и создание рекреационных ресурсов. Проведение консультаций и занятий для заинтересованных учащихся, проведение игр-тренингов.

Основной этап

Выполнение основного объема работ. Привлечение специалистов для картирования местности, для оценки экологической ситуации (сбор и обработка данных); для подготовки проводников, экскурсоводов, туроператоров. Подготовка маршрутов, мест отдыха.

Мастер – класс:

«Организация экскурсий» - основные правила организации автомобильных, пеших, конных экскурсий с инструктором;

соблюдение всех правил техники безопасности.

«Организация горного туризма» - организация экстремальных прохождений маршрутов для подготовленных туристов;

«Организация познавательных экскурсий» - для всех категорий туристов;

«Обустройство экологической тропы» - основные правила выделения в природе экологических троп, проведение экскурсий;

«Организация экологического туризма».

«Организация школьных походов» - основные правила организации однодневных, двухдневных и многодневных оздоровительных – познавательных походов.

«Организация научных экспедиций в природе» - правила организации экспедиций научного характера по зоологии, ботанике, палеонтологии, археологии, геологии, геоморфологии, гидрологии, географии и т.д.

Заключительный этап

Подведение итогов. Результатом развития данного направления будет популяризация красот окружающей природы, обустройство мест отдыха, опробованные туристические маршруты, морально подготовленные к развитию туризма местное население, разработанные правила техники безопасности туризма в этой местности, подготовленные специалисты по туризму.

Ожидаемые результаты:

  1. Приобретение учащимися новых возможностей освоения различных видов человеческой деятельности в социокультурной среде.

  2. Повышение учебной мотивации, развитие надпредметных умений и навыков, профессиональное самоопределение.

  3. Достижение заданного качества образования; обновления содержания и технологий обучения с учетом современных требований к ним;

  4. Повышение уровня образовательной воспитательной работы в учреждении, профессионального мастерства педагогических и руководящих работников в области воспитания и обучения, психолого-педагогических знаний родителей, их участие в воспитании и обучении детей на основе полученных знаний.

  5. Создание музея-усадьбы, который будет являться одним из общественных центров социокультурной сферы района.

  6. Создание единого холдингового пространства в достижении целей и задач данного проекта.



путь1

Туристический маршрут


Большекуналейской СОШ

Тарбагатайского района

Республики Бурятия


Туристический маршрут проходит в пределах села Большой Куналей и его окрестностей; создан для осуществления этноэкологического туризма.

Прохождение маршрута рассчитано на 2 суток.

Основные объекты маршрута:

  1. Архитектура семейского села. Даёт представление об архитектурных особенностях семейских; способах строительства, домовой росписи, резьбу по дереву.

  2. Музей – усадьба и семейское хозяйство. Позволяет проникнуться бытом семейской семьи, увидеть типичное хозяйство, семейское подворье, познакомиться с историко-культурными традициями, с наиболее выдающимися людьми.

  3. Кухня семейских. Даёт представление о разнообразии блюд семейской кухни, способов готовки пищи, сервировки стола.

  4. Фольклор семейского народа. В Доме Культуры. Даёт возможность увидеть певческую культуру семейских, особенности семейского костюма, оценить обряды – свадебный, похоронный, календарные праздники и др., народные пляски.

  5. Река Куналейка. Красота естественного ландшафта; суровый нрав строптивой речушки, виновницы зимних подтоплений.

  6. Местность «Лужки». Неповторимая красота русской природы.

Маршрут: архитектура семейского села – музей-усадьба – кухня семейских – фольклор семейских – река Куналейка – пасека – местность «Лужки». Первый день – этнографическая часть маршрута; второй день – природная часть.

В целом маршрут даёт развёрнутое представление об истории, культуре семейского народа; о сегодняшнем дне жителей села Б-Куналей; о природе окрестностей.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: