Не привыкайте к чудесам, Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к чудесам,-
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так - и все не так
Через одно мгновенье.
В.Шефнер.
Лет 10-15 назад слово "экология" употреблялось не часто. А теперь его знают все. И хотя перед человечеством стоит множество нерешенных проблем, экологические - одни из важнейших. Ежедневно мы слышим предостережения об экологической опасности и призывы к спасению и защите природы. Но они останутся словами, если каждый человек не осознает главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы. Здесь нет преувеличения. Вдумайтесь в цифры: наша огромная и, как мы привыкли думать, более или менее развитая страна занимает 45-е место в мире по продолжительности жизни, 36-е место по уровню детской смертности и первые места по загрязнению атмосферы, водоемов, содержанию вредных химических веществ в почве и продуктах сельского хозяйства. Все чаще в питьевой воде и пищевых продуктах обнаруживаются вредные для здоровья примеси: остатки лекарственных препаратов и гормонов, тяжелые металлы, пестициды.
Около 20% населения нашей страны проживает в зонах экологического бедствия, а еще 35-40% - в экологически неблагополучных условиях. Отравленные атмосфера, вода, воздух, продукты оборачиваются утратой здоровья людей.
Жизнь на земле зависит от состояния атмосферы. Воздух необходим всем аэробным организмам. Когда хотят подчеркнуть необходимость чего-либо, говорят: "нужен, как воздух". Если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды - несколько суток, то смерть от удушья наступает через 4-5 минут. Кроме того, атмосфера защищает живые организмы от вредного воздействия космических излучений и резких колебаний температуры.
Воспитание человека, способного жить в гармонии с природой, - важнейшая задача школы. Учащиеся должны осознать мысль о том, что законы природы познаются не только с целью их применения на благо людей, но и для того, чтобы человек не нарушал гармонии окружающего его мира.
Объем спецкурса составляет 17 часов. Из них:
Лекционных - 10 часов;
Семинарских занятий - 10 часов;
Практических занятий - 3 часа;
Резервное время - 3 часа.
В объеме спецкурса 3 конференции: каждая по 2 часа.
Программа курса охватывает три темы: тепловые двигатели и экология; электричество и экология; вода и экология.
Курс построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики, дает возможность более глубоко проникнуть в проблемы экологии.
Основные цели курса:
сформировать у детей ответственное отношение к окружающей среде,
воспитать личность, готовую к практической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению окружающей среды;
развивать познавательную активность и самостоятельность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
Задачи данного курса:
Создание условий по самоопределению учащихся при выборе профиля;
Привлечение внимания учащихся к проблеме загрязнения атмосферы;
Реализация межпредметных экологических связей;
Формирование активной позиции школьников по вопросам защиты окружающей среды;
Выявление путей решения проблемы;
Формирование навыков исследовательской работы.
Основное содержание курса.
Введение (1 ч.).
По - гречески "экос" - дом, "логос" - наука. Экология - наука о доме, о месте жительства. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для существ, на ней живущих. Глобальные проблемы экологии:
Истощение природных ресурсов;
Глобальное потепление климата (парниковый эффект);
Истончение озонового слоя;
Проблема чистой пресной воды;
Кислотные осадки;
Экологическая катастрофа мирового океана;
Проблема утилизации отходов; и т.д.
Тепловые двигатели и экология (8 ч).
Тепловой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания. Бензиновые двигатели. Дизельные двигатели. Газовая турбина. Паровая турбина. Автомобили и экология.
Электричество и экология (6 ч).
Приручение энергии. Виды электростанций: ГЭС, АЭС, ВЭС, ПЭС, ТЭС, ТЭЦ и т.д. Линия электропередачи. Электродвигатель. Электрические сети и системы. Новые источники энергии. Альтернативные источники энергии. Электричество и экология.
Вода и экология (6 ч).
Проблема чистой пресной воды. Вода - основа всех жизненных процессов. Вода - единственный источник кислорода в главном движущем процессе на Земле - фотосинтезе. Вода - самое распространенное на Земле вещество. Вода - термостабилизатор и терморегулятор. Вода - реагент. Байкал -самый большой (содержит 1/5 часть всех мировых запасов пресных вод) и самый чистый водоем не только в России, но и на Земле.
Резервное время (3 ч).
Тематическое поурочное планирование.
I. Введение (1 ч).
Экология - как наука . Связь физики с экологией . Глобальные проблемы экологии
II. Тепловые двигатели и экология (6 ч.)
2/1. Тепловой двигатель .-1ч
3/2. Двигатель внутреннего сгорания . Бензиновые и дизельные двигатели-1ч
4/3. Газовая и паровая турбины - 1ч.
5/4 История автомобилестроения – 1ч.-конференция.
6,7/5,6. Автомобиль и экология. - 2ч. – Ролевая игра «Суд над автомобилем».
III. Электричество и экология (5ч).
8/1. Приручение энергии. Виды электростанций. - 1ч.
9/2. Электродвигатель. Электрические сети и системы. - 1ч.
10/3. Новые источники энергии. Альтернативные источники энергии.-1ч
11,12/4,5. Электричество и экология - 2ч. - конференция.
IV. Вода и экология ( 6ч).
13/1. Проблема чистой пресной воды. - 1ч.
14/2. Вода - основа всех жизненных процессов. Вода - единственный источник кислорода в главном движущем процессе на Земле - фотосинтезе. Вода - самое распространенное на Земле вещество. - 1ч.
15/3. Вода - термостабилизатор и терморегулятор. Вода - реагент. - 1ч.
21/4. Байкал - самый большой (содержит 1/5 часть всех мировых запасов пресных вод) и самый чистый водоем не только в России, но и на Земле. - 1ч.
16,17/5,6. Вода и экология. - 2ч. - конференция.
V. Резервное время (3ч).
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Лекции, семинары, практика | Дата по плану | Дата по факту | Примечания |
1 | Введение. Экология - как наука . Связь физики с экологией . Глобальные проблемы экологии | 1 | | | | |
| II. Тепловые двигатели и экология (6 ч.) | | | | | |
2 | Тепловые двигатели и экология | 1 | | | | |
3 | Двигатель внутреннего сгорания. Бензиновые и дизельные двигатели | 1 | 1 | | | |
4 | Газовая и паровые турбины | 1 | 1 | | | |
5 | История автомобилестроения | 1 | | | | |
6,7 | Автомобиль и экология. – Ролевая игра «Суд над автомобилем». | 2 | | | | |
| III. Электричество и экология | 5 | | | | |
8 | Приручение энергии. Виды электростанций. | 1 | | | | |
9 | Электродвигатель. Электрические сети и системы. | 1 | | | | |
10 | Новые источники энергии. Альтернативные источники энергии | 1 | 1 | | | |
11,12 | Электричество и экология | 2 | | | | |
| Вода и экология | 5 | | | | |
13 | Проблема чистой, пресной воды | 1 | 1 | | | |
14 | Вода основа всех жизненных процессов | 1 | 1 | | | |
15 | Вода - термостабилизатор и терморегулятор. | 1 | 1 | | | |
16,17 | Вода и экология | 2 | | | | |
Итого | | 17 | 10 | | | |
Примерные темы рефератов
Электрификация и охрана природы.
Экологическое состояние нашей планеты.
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Экологически чистые источники энергии - энергия Солнца, ветра, геотермальная энергия, энергия приливов и т.д.
Загрязнение атмосферы и природных вод.
Акустическое загрязнение окружающей среды.
Электромагнитное загрязнение окружающей среды.
Физические принципы действия очистных сооружений.
Транспорт и окружающая среда.
АЭС и экология.
Уникальное явление природы - Байкал.
Экологические проблемы озера Байкал, в связи потока туристов в летнее время. И т.д.
Темы практических работ
1. Физические методы очистки воды. Местные источники загрязнения: несанкционированная свалка мусора на территории населенного пункта г.Старая Купавна , вблизи источника воды - речки; загрязнение в местах купания детей - пляжи. Очистные сооружения. Проблема очистки сточных вод.
Шум и борьба с ними.
2. Роль зеленых насаждений, работа с шумометром, использование таблицы допустимых норм шума (определить источник шума в классе, в своем доме, на улице).
Можно предложить следующий ход работы: выбрать участок дороги (можно вблизи своего дома) и подсчитать количество проехавших через него автомобилей в течение определенного времени.
С помощью шумомера определить шумовой показатель каждого вида транспорта возле дома. Затем вычислить общее шумовое загрязнение.
Сделать выводы и внести свои предложения по уменьшению шумового загрязнения.
3. Борьба за чистоту воздуха. Источники загрязнения. Системы контроля воздуха. Физико-химические способы уменьшения вредных выбросов.
Набор дидактических материалов
Предложите несколько альтернативных видов энергетических установок. Ответ поясните характеристиками и по возможности с иллюстрациями.
Предложите несколько проектов экологически чистых энергетических установок, работающих на возобновимых источниках энергии. Ответ поясните рисунками.
Почему ветровые и солнечные электростанции не получили широкого распространения не только в нашей стране, но и во всем мире?
Ответ. Ветровые и солнечные электростанции маломощны и работают нестабильно, зависят от силы ветра, солнечные "работают" только в солнечную погоду.
Каковы экологически нежелательные факторы ГЭС?
Ответ. Уже на стадии возведения гидротехнических сооружений загрязняется место строительства; затопление огромных территорий под водохранилища; местное повышение воды влияет на грунтовые воды, приводит к подтоплению, заболачиванию местности, эрозии берегов и возникновению оползней; изменяется микроклимат, как следствие, изменяются условия существования флоры и фауны; вода в хранилищах застаивается, ее течение замедляется, что приводит к замедлению водообмена и ухудшению самоочищения, а также сказывается на жизни всех живых существ, обитающих в реке и у реки.
Почему заводские трубы делают как можно более высокими?
Ответ. Чтобы выбросы не конденсировались вблизи поверхности земли, отравляя воздух.
Почему атомные и тепловые электростанции нельзя размещать вблизи друг от друга?
Ответ. Образуются кислотные дожди при взаимодействии водяного пара, выделяемого АЭС с выбросами в атмосферу тепловых станций.
Влажность воздуха в комнате составляет 50% - 70%, а температура 180. найдите количество водяного пара, содержащегося в комнате, если его размеры составляют 5 х 4 х 2,8.
И т.д.
Темы компьютерных презентаций
Автомобиль и экология.
Виды электростанций.
Новые источники энергии.
Альтернативные источники энергии.
Славное море - священный Байкал.
Литература.
Газета "Физика", журналы "Физика в школе", "Квант"
Из материалов фестиваля педагогических идей "Открытый урок".
Энциклопедия для детей. Аванта +. Техника.
Энциклопедия для детей. Аванта +. Экология.
Физика и экология. 7-11 классы. Сост. Г.А.Фадеева, В.А.Попова. Волгоград: Учитель, 2005.
В.М.Боярский. География Иркутской области. Иркутск. 2000.
Журналы. Время странствий. 2004.
Материалы Международной образовательной программы SPARE.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: