Немова Татьяна Николаевна
Стимулирование педагогов школы к освоению системно-деятельностного подхода через различные формы школьной методической работы
Немова Татьяна Николаевна
nemova.58@mail.ru
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Рыбинская средняя общеобразовательная школа»
Аннотация: Процесс изучения и внедрения инноваций не всегда проходит безболезненно. Для того чтобы все педагоги смогли осмыслить сущность, назначение новых подходов в образовании необходимо не только рассказать им об этом, но и постоянно стимулировать их к этому. У каждого управленца есть свои пути. В данном докладе раскрываются пути воздействия, которые использует заместитель директора школы по УВР, позволяющие мобилизовать педагогический коллектив на освоение нового, а именно, системно-деятельностного подхода. В докладе описан опыт работы с педагогами по одному направлению, но с использованием различных форм методической работы на уровне школы. Данный доклад будет интересен заместителям директора по УВР, НМР, методистам.
В условиях обновления школьного образования, а именно в период перехода к федеральным государственным образовательным стандартам, особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. Главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Поэтому наш педагогический коллектив решил понять, что стоит за этим. Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Эти направления работы стали задачами методической работы по реализации системно-деятельностного подхода. Первое коллективное знакомство с СДП состоялось на обучающем семинаре «Новые подходы в обучении», на котором не только рассмотрели теоретические вопросы, но посмотрели и проанализировали видеозапись урока окружающего мира в 1 классе педагога из г. Омска. Это обеспечило мотивационную готовность педагогов к освоению нововведений. Данный семинар дал старт подготовке к педагогическому совету «Системно-деятельностный подход как технологическая основа стандартов нового поколения». На методическом совете определили форму его проведения – коллективное творческое дело. При подготовке к педсовету была организована работа методических объединений, проведено анкетирование, посещен открытый урок математики в 5 классе учителя высшей квалификационной категории Гилевой Валентины Геннадьевна. Анализируя ответы на вопросы анкеты нужно отметить, что 25% педагогов реализуют системно-деятельностный подход регулярно. При выяснении факторов, препятствующих использованию СДП, педагоги на первое место ставят отсутствие соответствующих учебных пособий, что приводит к большим временным затратам при подготовке к урокам; некомпетентность по данному вопросу, дефицит учебного времени, сложность учебной программы. На последние позиции наши педагоги ставят нежелание применять его, это понимать надо так, что все педагоги школы заинтересованы в реализации СДП, но им нужно время, чтобы полностью разобраться с этим новым – на первый взгляд понятным – термином. На педсовете учителя гуманитарного цикла представили модель урока с позиции системно-деятельностного подхода, естественный цикл – технологии, лежащие в основе такого подхода, учителя начальных классов - приемы, методы, способы организации образовательного процесса в условиях системно-деятельностного подхода, учителя технологии - требования, предъявляемые к учителю, осуществляющему этот подход, учителя научно-математического цикла – взаимосвязь универсальных учебных действий и системно-деятельностного подхода. По ходу работы педсовета каждый присутствующий заполнял технологическую карту, выбирая из выступлений коллег самое важное, принципиальное, а в итоге получился краткий конспект, к которому можно обращаться в дальнейшем. Кроме этого, были подготовлены памятки по рассматриваемым вопросам.
Из рефлексивных листов выяснилось, что 18 членов коллектива из 20 высоко оценили деятельность педсовета, а у всех членов педагогического коллектива данный педсовет вызвал интерес и чувство удовлетворенности.
Именно данный педагогический совет, реализуя методическую и воспитательную функции, способствовал активизации педагогов по освоению системно-деятельностного подхода. Содержание педсовета позволило педагогам познакомиться с теоретическими основами инновационных направлений в образовании и увидеть их практическое применение, самим отработать многие теоретические идеи. А принятое решение педагогического совета становится программой дальнейших действий по рассматриваемому вопросу.
Важным этапом явилось выполнение решений, принятых коллективом на педагогическом совете. А именно, педагоги школы повышают уровень профессиональной компетентности по теории и практике системно-деятельностного подхода путем самообразования. Учителя естественно-научного цикла представили опыт работы по использованию системно-деятельностного подхода на межшкольное методическое объединение. Методический совет школы подготовил памятки анализа современного урока с позиции системно-деятельностного подхода к обучению, которые являются ориентиром при анализе уроков на занятиях МО, а также для самоанализа. Составлен график проведения открытых уроков учителями школы на 2012-2014 годы. Методическими объединениями создан банк, который был представлен на фестивале методических находок.
Цель этого фестиваля заключалась в распространении опыта работы по использованию методик, приемов, способов системно-деятельностного подхода, апробированных учителями нашей школы. Учителя начальных классов рассказали о рефлексивной деятельности как важнейшем условии становления субъектности у младших школьников. Учителя научно-математического цикла в своем выступлении остановились на создании и выходе из проблемных ситуаций, выдвижении гипотез, технологии развития критического мышления на основе чтения, рассказали о некоторых интерактивных методах обучения. Учителя естественного цикла познакомили с опытом обучения на основе учебных ситуаций, технологии проблемного диалога. Учителя гуманитарного цикла рассказали об организации совместной созидательной деятельности, об использовании различных источников знаний.
В листах обратной связи все присутствующие отметили, что данное мероприятие было полезно для них, а также, чей опыт работы заинтересовал их, что они возьмут для себя из представленного опыта.
Одним из результатов выполнения решений педсовета является качественная организация образовательного процесса, организация деятельности коллектива по реализации актуальных идей образования.
Следующим этапом стало проведение профессионального конкурса методических разработок уроков ознакомления с новым материалом, который призван содействовать обновлению школы, внедрению инновационных технологий в организацию образовательного процесса, поддержке творчески работающих педагогов.
Целями и задачами конкурса явилось повышение профессиональной компетентности педагогов школы, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Один из критериев оценивания методической разработки урока - использование системно-деятельностного подхода.
На данный конкурс было представлено 6 методических разработок учителями математики, химии, биологии. Лучшие разработки представили на выставке в методкабинете, сайте школы, все желающие смогли с ними познакомиться.
В методическом кабинете школы оформлены материалы в помощь учителю:
Сущность системно-деятельностного подхода.
Рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода.
Схемы анализа урока с позиции системно-деятельностного подхода.
Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП.
Провожу консультирование педагогов по их запросам.
Проблемы естественно существуют, ещё сохраняется разрыв между теоретическими знаниями и практическими умениями педагогов в реализации системно-деятельностного подхода.
Но благодаря сложившейся системе непрерывного образования через различные стимулы возможно профессиональное развитие каждого педагога.
Литература
Н.Г. Кудрявцева, Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения. Справочник заместителя директора. 2011 г.
Л.М. Сыромятникова. Педагогические советы. М.: Планета, 2012 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010 г.
Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/]
Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/]
страница 1
скачать
Другие похожие работы: