О дистанционном образования школьников рс (Я) с применением Интернет-технологий. Проект «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»
О дистанционном образования школьников РС (Я) с применением Интернет-технологий.
1. Проект «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Саха (Якутия) с 2009 года реализуется мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»
Важнейшей задачей данного мероприятия является обеспечение конституционных прав детей-инвалидов на получение общедоступного качественного образования путем интеграции традиционно организованного учебного процесса и дистанционных образовательных технологий. Целевую группу проекта составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером.
Данное мероприятие предусматривает поэтапное создание в течение 4 лет условий для дистанционного образования детей-инвалидов и реализуется на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Оператором реализации проекта в республике является ГКОУ «Центр дистанционного образования МО РС(Я)»
В задачи Центра входит осуществление координации и организационно-методического обеспечения деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов; обеспечение доступа обучающихся и педагогических работников, непосредственно осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов, к учебно-методическому комплексу, позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы, и другим электронным образовательным ресурсам. Также в функции Центра входит организация образовательного процесса; организация учебно-методической помощи обучающимся, учителям, родителям обучающихся; ведение учета детей-инвалидов, обучающихся с использованием дистанционных технологий; осуществление мониторинга деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов.
В 2009-2010 учебном году в проект были включены 55 детей-инвалидов из девяти муниципальных районов и городов республики: Мегино-Кангаласский, Намский, Верхневилюйский, Таттинский, Чурапчинский улусы, гг. Мирный, Нерюнгри, Вилюйск, Якутск. Каждому ребенку передано и установлено специализированное оборудование с подключением к Интернет-связи, периферийная техника, проведены первоначальные курсы по освоению предоставленного оборудования.
В 2010-2011 учебном году Центр дополнительно создал условия для дистанционного образования 180 детям-инвалидам из 22 муниципальных образований (Верхоянский, Среднеколымский, Абыйский, Олекминский, Ленский, Оленекский, Хангаласский, Томпонский, Кобяйский. Нюрбинский, Намский, Усть-Алданский, Горный, Чурапчинский, Таттинский, Вилюйский, Верхневилюйский, Томпонский, Мирнинский, Амгинский, г.Якутск, Нерюнгри).
В конце 2011-2012 учебного год количество детей участников проекта составило 485 человек. Далее на четвертом этапе реализации мероприятия в 2012-2013 учебном году планируется охватить проектом в целом 645 детей-инвалидов.
Для ведения общего образования детей с применением дистанционных технологий образовательным учреждениям предоставляется оборудование и Интернет-связь, организуются курсы повышения квалификации учителей-предметников (общее образование дети-участники проекта получают в школе, в контингенте которого числятся). По прохождению курсов учителя-предметники получают статус педагога дистанционного образования и в дальнейшем в своей работе с учащимися, включенными в проект, используют дистанционные образовательные технологии, что предполагает сочетание очных занятий с дистанционными в рамках часов, выделенных учебным планом надомного обучения. Для ведения дистанционных занятий учителя-предметники могут использовать как самостоятельно разработанные электронные образовательные ресурсы, так и ресурсы «i-школа», предоставляемые Центром образования «Технологии обучения» г.Москва.
Центр дистанционного образования предоставляет возможность детям-участникам проекта обучаться в дистанционной форме по различным программам дополнительного образования (гуманитарного, естественно-математического, технологического, художественно-эстетического циклов), используя ресурсы «i-школа» (http://iclass.home-edu.ru).
В целях организации успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и эффективного ведения образовательного процесса в 2011-2012 учебном году Центр заключил договор о сотрудничестве с ГОУ «Республиканский лицей-центр профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов» и договор о сотрудничестве по вопросу организации психолого-педагогической и медико-социальной помощи с ГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения МО РС (Я)».
В рамках обязательств по первому Договору Центр содействует повышению квалификации преподавательского корпуса Лицея-центра, ведет целенаправленную профориентационную работу среди детей-участников проекта и предоставляет своим выпускникам возможность в случае их поступления в Лицей-центр использовать выданное на основе договора специализированное оборудование для получения профессионального образования
2. Проект «Модернизация базовых общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения»
С апреля 2012 года по приказу Министерства образования Республики Саха (Якутия) ГКОУ «Центр дистанционного образования МО РС(Я)» стал оператором проекта «Модернизация базовых общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения», реализуемого в рамках мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования в 2012 году.
Данный проект предполагает создание инфраструктуры районных центров дистанционного образования с целью повышения качества образования, создания условий для успешной социализации детей с особыми потребностями и детей, обучающихся в сложных социальных условиях.
Правовая основа проекта:
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий".
Федеральный закон Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий"
Республиканская нормативно-правовая основа:
Приказ МО РС(Я) от 6 апреля 2012 г. №01-16/1862 «О мерах по созданию инфраструктуры районных центров дистанционного образования»
Приказ МО от 4 мая 2012 г. №01-29/994 «О принятии мер по реализации республиканского проекта создания инфраструктуры районных базовых школ дистанционного образования»
Приказ МО РС (Я) от 4 мая 2012 г. № 01-16/2377 «Об утверждении плана мероприятий по реализации проекта создания инфраструктуры районных центров дистанционного образования»
Приказ МО РС (Я) от 16 августа 2012 г. №01-16/4139 «О внесении изменений в приказ МО РС (Я) от 6 апреля 2012 г. №01-16/1862»
Положение об организации дистанционного образования детей-инвалидов, осуществляемого в РС(Я) в рамках мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы.
Распоряжение Президента РС(Я) от 12.05.2010г. № 210-РП «О мерах по организации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы»
(Внимание! Все федеральные и республиканские нормативно-правовые документы можно найти на сайте МО РС(Я), также на сайте ГКОУ «ЦДО МО РС (Я)» по адресу — www.цдоякутия.рф в разделе «Базовые школы»)
На сегодня приказом МО РС (Я) утвержден перечень образовательных учреждений, которые являются участниками проекта «Модернизация базовых общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения» в 2012 году
№ | Улус/район | Базовая школа дистанционного образования | Прикрепляемые школы в 2012-2013 учебном году* |
| Алданский | МБОУ «Гимназия п. Нижний Куранах» МО «Алданский район» | 1.МКОУ «СОШ №11 с. Чагда» МО «Алданский район» 2. МКОУ «СОШ №13 с. Ыллымах» МО «Алданский район» 3. МКОУ «ОО малокомплектная (кочевая) школа №38» МО «Алданский район» |
| Вилюйский | МБОУ «Вилюйская СОШ№2» |
|
| Горный | МБОУ «Бердигестяхская СОШ» |
|
| Нюрбинский | МБОУ «Нюрбинский технический лицей» |
12. МБОУ «Хорулинская СОШ» |
| Олекминский | МБОУ «СОШ №2» |
|
6. | Среднеколымский | МБОУ «Среднеколымская улусная гимназия» |
|
7. | Таттинский | МБОУ «Таттинский лицей им. А. Е. Мординова» |
|
8. | Хангаласский | МБОУ «Покровская СОШ №2» |
|
9. | Усть-Алданский | МБОУ «Мюрюнская СОШ №1» |
|
10. | Республиканский | ГКОУ РС (Я) «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида» |
|
Основные направления взаимодействия школ-участников проекта:
организация обучения учителями базовых школ обучающихся школ-филиалов по предметам, в т.ч. по профильным, элективным курсам с применением дистанционных технологий (прим. взаимодействие может быть «перекрестным»);
реализация программ дополнительного образования и внеурочной деятельности, в т.ч. для одаренных детей; (подготовка к олимпиадам, проектная деятельность, кружковые занятия и т. п.)
организация интеллектуальных состязаний, смотров, конкурсов, семинаров и других мероприятий и т.п.
В качестве рекомендации разработано примерное положение об организации дистанционного образования
П Р И М Е Р Н О Е П о л о ж е н и е
об организации дистанционного образования
Общие положения
Настоящее Положение регулирует организацию дистанционного образования в муниципальном районе.
Дистанционное образование осуществляют: базовая школа и Филиалы.
Базовая школа создаётся на базе общеобразовательного учреждения, находящегося в районном центре (далее - Базовая школа).
Филиалы Базовой школы организуются на базе общеобразовательных учреждений, в которых не преподаются отдельные предметы (малокомплектные, малочисленные, кочевые и др.) (далее - Филиал).
Организация дистанционного образования не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа, вида общеобразовательных учреждений.
В уставе образовательных учреждений закрепляются положения, касающиеся организации дистанционного образования.
При организации дистанционного образования Базовая школа, Филиал руководствуются законами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), нормативными актами Министерства образования Республики Саха (Якутия), управления образования муниципального района, настоящим положением, Уставом общеобразовательного учреждения.
Руководство и общую координацию по организации дистанционного образования осуществляет руководитель органа управления образования муниципального района.
2. Цели, задачи, направления организации дистанционного образования
Цели организации дистанционного образования:
повышение доступности качественного образования;
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся;
эффективное внедрение дистанционного образования в учебный процесс общеобразовательных учреждений;
Основные задачи:
реализация образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования;
реализация дополнительного образования детей, в т.ч. для одаренных детей.
Основные направления работы:
дистанционное обучение учителями Базовых школ обучающихся Филиалов по предметам, в т.ч. по профильным, элективным курсам согласно учебному плану Филиала;
реализация программ дополнительного образования;
организация интеллектуальных состязаний, смотров, конкурсов и др.
3. Участники дистанционного образования
Педагогические кадры:
Учителя, преподающие в базовой школе, имеющие высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика", первую или высшую квалификационную категорию, владеющие информационно-коммуникативными технологиями.
Тьютор, организующий взаимодействие обучающихся Филиала с учителями Базовой школы, имеющий высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Обучающиеся:
обучающиеся Филиала, в которых не преподаются отдельные предметы (малокомплектные, малочисленные, кочевые и др.);
одаренные дети.
Организация дистанционного образования
Дистанционное образование организуется с применением дистанционных образовательных технологий и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося с педагогом (дистанционное образование).
В Базовой школе учителями осуществляется преподавание предметов по учебному плану, программам дополнительного образования, осуществляется промежуточная, итоговая аттестация образовательных результатов обучающихся.
В Филиале тьюторами обеспечивается проведение занятий.
Образовательные результаты обучающихся засчитываются в Филиале.
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся осуществляется согласно нормативно-правовым актам Российской Федерации и Республики Саха (Якутия)
Полномочия и ответственность организаторов дистанционного образования
К полномочиям Базовой школы относятся:
взаимодействие с управлением образования муниципального района, с Филиалами по организации дистанционного образования;
разработка и принятие нормативных актов;
заключение договора с администрацией Филиала;
определение учителей-предметников по реализации образовательного процесса;
контроль реализации дистанционного образования;
консультации участникам образовательного процесса.
представление отчетов по организации дистанционного образования
К полномочиям Филиала относятся
взаимодействие с управлением образования муниципального района, с Базовой школой по организации дистанционного образования;
разработка и принятие нормативных актов;
заключение договора с администрацией Базовой школы;
формирование списков обучающихся;
организация образовательного процесса;
Базовая школа. Филиал несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам общающихся, требованиям охраны жизни и здоровья.
Финансовое обеспечение дистанционного образования
Должность тьютора предусматривается в штатном расписании Филиала.
Учителя базовой школы, задействованные в организации дистанционного образования, оформляются в штатном расписании Филиала совместителями.
Для организации обучения в дистанционной форме в целях компенсации дефицита педагогических кадров в школе, формирования единой образовательной информационной среды школы, удовлетворения разнообразных образовательных запросов контингента учащихся, расширения возможностей дополнительного образования школам-участникам проекта предоставляются ресурсы Некоммерческого партнерства «Телешкола» (г. Москва)
Некоммерческое партнёрство «Телешкола» — первое аккредитованное и лицензированное общеобразовательное учреждение, осуществляющее образовательную деятельность в рамках основного и дополнительного образования в системе общего образования РФ, использующее в полном объёме технологии дистанционного обучения и имеющее право выдачи документа о среднем (полном) общем образовании государственного образца (свидетельство о государственной аккредитации 77 ОП №001463 регистрационный № 011741, лицензия Департамента образования города Москвы 77 № 002003 регистрационный № 028963); компания-разработчик комплексной информационно-образовательной платформы «Интернет-школа «Просвещение» для дистанционного обучения с использованием технологий дистанционного обучения и учебных электронных ресурсов для общеобразовательных учреждений.
НП «Телешкола» — Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2008 год.
НП «Телешкола» осуществляет образовательную деятельность с 2000 года на основе комплексной информационно-образовательной платформы «Интернет-школа «Просвещение» для дистанционного обучения с использованием технологий дистанционного обучения и учебных электронных ресурсов для общеобразовательных учреждений. На платформе размещены сетевые образовательные ресурсы для организации учебного процесса в системе основного и дополнительного образования.
В НП «Телешкола» разработана Концепция ИКТ-насыщенной образовательной среды современной школы, осуществляющей обучение учащихся как на базовом, так и на профильном уровне. Разработаны модели образовательных сетей, основанных на кооперации (объединении образовательных ресурсов, в том числе и педагогических в лице сетевых преподавателей и тьюторов) различных образовательных учреждении.
В НП «Телешкола» созданы, апробированы и внедрены в практику образовательных учреждений специализированные инновационные учебно-методические комплексы для учащихся 10 — 11 классов, в том числе учебные программы, сетевые учебные курсы базового и профильного уровней по 14 предметам Федерального базисного учебного плана*, методические рекомендации для учащихся и преподавателей, лабораторные практикумы удалённого доступа, элективные курсы, предназначенные для освоения учащимися как в системе основного, так и дополнительного образования, а также специализированные учебные материалы для учащихся 1—4 и 5—9 классов.
Благодаря системе организации учебного процесса, разработанной и реализуемой в НП «Телешкола», обеспечивается доступность, качество и эффективность образования независимо от места жительства, социального статуса, национальной принадлежности и состояния здоровья потребителей образовательных услуг, оказываемых посредством технологий дистанционного обучения.
Ключевые направления работы НП «Телешкола» осуществляются в рамках реализации следующих проектов :
«Аттестат»
«Региональные центры дистанционного обучения»
«Технологии дистанционного обучения на уроке»
«Профильная школа»
«Подготовка к ЕГЭ»
«Социальные проекты»
«Заочная школа»
«Школа для всех»
«Одарённые дети»
«Соотечественники за рубежом»
«Сельская школа»
«Повышение квалификации и переподготовка работников образования»
В рамках проекта «Аттестат» все учащиеся НП «Телешкола успешно сдают ЕГЭ, получают аттестаты о среднем (полном) общем образовании и поступают в высшие учебные заведения. Высокий уровень качества образования учащихся НП «Телешкола» подтверждён результатами ЕГЭ, на 98,7% совпадающими с итоговыми результатами учебной деятельности учащихся, полученными в ходе учебного процесса. В 2008/2009 учебном году впервые в РФ учащийся НП «Телешкола», обучающийся на основе использования дистанционных образовательных технологий, получил серебряную медаль.
Благодаря деятельности НП «Телешкола» более 450 образовательных учреждений в различных регионах РФ используют возможности дистанционного обучения для оптимизации управления учебным процессом, компенсации дефицита педагогических кадров в школе, формирования единой образовательной информационной среды школы, удовлетворения разнообразных образовательных запросов контингента учащихся, расширения возможностей дополнительного образования.
Особое внимание в деятельности НП «Телешкола» уделяется социальным проектам. Так, в 2006 году был открыт первый интернет-класс в НИИ детской онкологии и гематологии Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина. С тех пор на базе НП «Телешкола» прошли обучение более 250 пациентов, находящихся на стационарном лечении в различных клиниках Москвы, Республики Саха (Якутия), Республики Татарстан, Владивостока и других регионов.
В 2005 году к обучению в НП «Телешкола» приступили воспитанники Покровской колонии общего режима, находящейся во Владимирской области. Впоследствии к проекту «Школа для всех» присоединились десятки лиц, отбывающих наказание и в других пенитенциарных учреждениях региона. Дистанционная образовательная деятельность вносит существенный вклад в социальную реабилитацию осужденных и способствует их успешному возвращению к жизни в обществе.
С 2007 года успешно реализовывается совместной проект НП «Телешкола» с фондами «Кто, если не Я?» и «Поделись теплом» по дистанционному обучению и подготовке к ЕГЭ детей-сирот, проживающих в детских домах Москвы, Московской области, Забайкальского края, Тверской, Рязанской, Калужской и Воронежской областей, в рамках которого прошли обучение более 500 учащихся.
В настоящее время информационно-образовательная платформа для дистанционного обучения с использованием технологий дистанционного обучения, разработанная специалистами НП «Телешкола», используется как физическими лицами при индивидуальном обучении, так и образовательными учреждениями различных типов в системе общего образования в 65 регионах РФ и 18 странах ближнего и дальнего зарубежья. Ежегодное количество учащихся НП «Телешкола» составляет более 11000 человек. В рамках различных проектов, реализуемых НП Телешкола», работает около 2000 сетевых преподавателей, тьюторов, руководителей ОУ, представителей управлений образования муниципального, регионального и федерального уровней.
В рамках Августовского совещания работников образования РС (Я) по реализации данного проекта отдел инновационного развития и информатизации Министерства образования Республики Саха (Якутия), Центр дистанционного образования МО РС(Я) и НП «Телешкола» 20-23 августа организовали установочный семинар и курсы повышения квалификации для специалистов муниципальных органов управления образования, специалистов базовых и прикрепляемых общеобразовательных учреждений, учителей-предметников (русский язык, английский язык, история и обществознание, математика, информатика, физика, химия, биология) базовых и прикрепляемых общеобразовательных учреждений.
Согласно утвержденному МО перечню мероприятий по реализации проекта до 20 сентября 2012 г необходимо.:
1.В органах управлений образованием муниципальных районов, в базовых и прикрепляемых школах назначить ответственных за реализацию проекта
2. Внести в Уставы и другие локальные акты базовых и прикрепляемых школ дополнения, пояснения, связанные с ведением образовательного процесса с использованием дистанционных технологий.
3. Разработать и утвердить план работы по реализации проекта в 2012-2013 учебном году.
4. Определить количество обучающихся и предметы, по которым будет вестись дистанционное обучение.
Сайт ГКОУ «ЦДО МО РС (Я) -www.цдоякутия.рф
Эл. почта ГКОУ «ЦДО МО РС (Я) - [email protected]
Тел/факс-402-500; 402-300
страница 1
скачать
Другие похожие работы: