О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014 2015 учебном году
Содержание Программы учебного предмета, курса «Иностранный язык»
основного общего образования
Содержание разделов Программы учебного предмета, курса «Иностранный язык» | Соответствие содержания учебного предмета, курса «Иностранный язык» (используемые материалы) содержанию ООП ОО | ||||||||||||||||
1. Пояснительная записка | |||||||||||||||||
– конкретизируются общие цели (основного общегообразования) ООО с учетом специфики преподавания учебного предмета, курса; – выделяются отличительные особенности Программы учебного предмета, курса по сравнению с примерной программой по предмету; – обосновывается выбор УМК (учебно-методического комплекта и комплекса) |
Примерная программа по иностранным языкам (5-9 классы) | ||||||||||||||||
2. Общая характеристика учебного предмета | |||||||||||||||||
– дается общая характеристика учебного предмета, курса; – определяются цели и задачи изучения учебного предмета, курса; – рассматривается структура учебного предмета, курса; – описываются основные содержательные линии (коммуникативные умения, языковые средства, социокультурные знания и умения). |
| ||||||||||||||||
3) Описание места учебного предмета в учебном плане | |||||||||||||||||
Анализируется учебный план ОО: а) указывается часть учебного плана, которая предусматривает изучение учебного предмета, курса (обязательная часть); б) указывается количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса (в неделю, за учебный год). | «Учебный план» ОО | ||||||||||||||||
4) Личностные, метапредметные и предметные результаты | |||||||||||||||||
В данном разделе описываются: 1) достижение обучающимися личностных результатов на конец каждого года обучения по двум блокам (базовый и повышенный уровни): – «У обучающегося (выпускника) будут сформированы»; – «Обучающийся (выпускник) получит возможность для формирования» (выделяется курсивом); 2) достижение обучающимися метапредметных результатов на конец каждого года обучения по двум блокам (базовый и повышенный уровни): – «У обучающегося (выпускника) будут сформированы»; – «Обучающийся (выпускник) получит возможность для формирования» (выделяется курсивом); 3) достижение обучающимися предметных результатов на конец каждого года обучения по двум блокам (базовый и повышенный уровни): – «Обучающийся (выпускник) научится»; – «Обучающийся (выпускник) получит возможность научиться» (выделяется курсивом) | Личностные и метапредметные результаты ООП ООО ОО Планируемые результаты четырёх междисциплинарных программ: «Программа развития универсальных учебных действий», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»). 2. Конкретизация личностных, метапредметных и предметных результатов с Примерной программой по иностранным языкам (5-9 классы) и авторскими программами по иностранным языкам к УМК | ||||||||||||||||
5. Содержание учебного предмета, курса | |||||||||||||||||
Включается перечень изучаемого учебного материала путем описания основных содержательных линий учебного предмета, курса «Иностранный язык» (коммуникативные умения (аудирование, говорение, чтение, письмо языковые средства, социокультурные знания и умения). |
| ||||||||||||||||
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | |||||||||||||||||
Тематическое планирование по учебному предмету, курсу разрабатывается для классов основного общего образования отдельно. Состоит из двух обязательных блоков: 1. «Содержание учебного предмета, курса (Тема (раздел) (количество часов)» 2. «Основные виды учебной деятельности обучающихся» (системно-деятельностный подход в организации учебной деятельности обучающихся). Тематическое планирование разрабатывается по следующей форме:
|
| ||||||||||||||||
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | |||||||||||||||||
Представляется информация а) дидактическое и методическое обеспечение; б) материально-техническое обеспечение; в) информационно-коммуникационные средства. Дидактическое и методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Информационно-коммуникационные средства
|
| ||||||||||||||||
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса | |||||||||||||||||
В данном разделе описывается обобщённая форма планируемых результатов ООО |
|
В структуру программы учебного предмета, курса «Иностранный язык» локальным нормативным актом общеобразовательной организации могут быть включены дополнительные разделы, например, календарно-тематическое планирование; оценочные материалы, планируемые результаты.
Календарно-тематическое планирование разрабатывается каждым учителем самостоятельно на основе тематического планирования (возможно использование авторских программ) и примерных программ по иностранному языку.
Для измерения достижения обучающимися планируемых (метапредметных и предметных) результатов в разделе «Оценочные материалы» рекомендуется использовать валидные контрольно-измерительные материалы. Данные контрольно-измерительные материалы используются для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. Оценочные материалы должны соответствовать возрасту учащихся и учитывать цели и задачи по формированию речевых, языковых, социокультурных, компенсаторных и учебно-познавательных компетенций учащихся. Рекомендуется использовать оценочные материалы, разработанные специально к УМК, по которым и осуществляется образовательный процесс.
При проектировании системы заданий для оценки достижения планируемых результатов в начальной школе учителю иностранного языка необходимо основываться на следующем пособии: Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 2 / Л.Л. Алексеева, М.З. Биболетова, А.А. Вахрушев и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.
При проектировании системы заданий для оценки достижения планируемых результатов в основной школе учителю иностранного языка необходимо основываться на следующем пособии: Иностранный язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы. / М.З. Биболетова, М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, Н.Н. Трубанёва и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2012. – 123 с.
Для выявления уровня сформированности (А1, А2, В1 и В2 в терминах Совета Европы) иноязычной коммуникативной компетенции разрешается использовать учебные пособия ведущих зарубежных издательств: «Macmillan», «Pearson/Longman», «Express Publishing» (английский язык), Cornelsen (немецкий язык), «CLE International» (французский язык).
Реализация федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования
Рабочая программа учебного предмета, курса является составной частью образовательной программы общеобразовательной организации. Она призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума содержания образования в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089) и спецификой местных условий.
При разработке Рабочих программ учебных предметов, курсов учитель может использовать примерные программы по учебным предметам, авторские программы к учебникам. Примерные программы по учебным предметам, курсам позволяют всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования учащихся средствами учебного предмета, курса предмета, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам учебного предмета, курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета, курса с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей.
По своей структуре и содержанию Рабочая программа учебных предметов, курсов представляет собой документ, составленный с учетом:
требований федерального компонента государственных образовательных стандартов;
обязательного минимума содержания образования по учебному предмету, курсу;
максимального объема учебного материала для учащихся;
требований к уровню подготовки выпускников;
объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом общеобразовательной организации для реализации учебных предметов, курсов в каждом классе;
познавательных интересов учащихся;
целей и задач образовательной программы школы;
выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.
Необходимость отражения в Рабочей программе учебных предметов, курсов данных аспектов обуславливает определение элементов ее структуры. В письме Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009 года № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» рекомендована примерная структура рабочих программ учебных предметов, курсов. Структура Рабочих программ учебных предметов, курсов утверждается локальным нормативным актом общеобразовательной организации и может включать следующие компоненты:
титульный лист;
пояснительная записка;
содержание программы учебного курса;
учебно-тематический план;
календарно-тематическое планирование;
требования к уровню подготовки учащихся;
характеристика контрольно-измерительных материалов;
учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой
литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся.
Рабочая программа учебных предметов, курсов определяет объём, порядок, содержание изучения учебных предметов, курсов.
Титульный лист, должен содержать полное наименование общеобразовательной организации в соответствии с уставом; наименование учебного предмета, курса; указания на принадлежность Программы учебного предмета, курса к уровню общего образования; срок реализации данной Программы учебного предмета, курса; сведения о разработчике (разработчиках): (ФИО, должность); год утверждения Рабочей программы учебного предмета, курса.
В пояснительной записке раскрывается статус документа, его структура, даётся общая характеристика учебного предмета, курса, его место в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется роли конкретного учебного предмета, курса в формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности, ключевых компетенций учащихся. В пояснительной записке указывается какая примерная (авторская) программа послужила основанием для разработки программы учебного предмета, курса, особенности представляемой программы. В пояснительной записке отражаются те изменения, которые предлагает учитель внести с учётом особенностей контингента учащихся, целевых ориентиров учебного предмета, курса, особенностей общеобразовательной организации, а также требования к уровню подготовки учащихся с учётом внесённых изменений.
Основное содержание раскрывает необходимый уровень знаний, умений и навыков, который формируется у учащихся.
Календарно-тематическое планирование. В данный раздел включается календарно-тематическое планирование, структура может состоять из следующих блоков: тема (раздел) (количество часов); тема и содержание каждого урока; количество часов (план/факт); дата проведения урока (план/факт); корректировка.
В данный раздел с учётом особенностей учебного предмета, курса рекомендуется включать элементы содержательной и практической составляющих, который позволит обеспечить функционально-прикладной характер обучения по учебному предмету, курсу.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам изучения
конкретного предмета.
Учащиеся должны знать / понимать (даётся перечень необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знаний); уметь (даётся перечень конкретных умений и навыков данного учебного предмета, курса, основанной на более сложной, чем воспроизведение, деятельности: анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.); использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности (группа умений, которыми учащийся может пользоваться самостоятельно в повседневной жизни, вне образовательного процесса). При этом допускается внесение в Программу учебного предмета, курса дополнительного материала, расширяющего и углубляющего знания учащихся. Рекомендуется определять требования к уровню подготовки учащихся по итогам каждого года обучения.
Характеристика контрольно-измерительных материалов. В данном разделе
описывается организация оценивания уровня подготовки учащихся по конкретному учебному, курсу и даётся характеристика контрольно-измерительных материалов при организации текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации.
3. Рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при изучении учебного предмета, курса «Иностранный язык»
При изучении учебного предмета, курса «Иностранный язык» необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности (далее НРЭО). Федеральный закон «Об образовании РФ» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (ст. 3).
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования» при реализации Федерального компонента государственного образовательного стандарта по предметам инвариантной части изучение национальных, региональных и этнокультурных особенностей включается в предметное содержание с выделением 10-15% учебного времени от общего количества часов инвариантной части.
Технология учета таких особенностей по ФГОС НОО и ФГОС ООО в содержании предмета определяется реализуемой общеобразовательной организацией образовательной программой. Стратегическая цель работы по освоению национальных, региональных и этнокультурных особенностей в образовательной организации формулируется в целевом разделе в пояснительной записке. В соответствии с целью конкретизируется перечень личностных и метапредметных результатов (раздел «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы»). Особое внимание учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей должно быть уделено в «Программе формирования/развития универсальных учебных», «Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся», «Программе воспитания и социализации».
Технология разработки основных образовательных программ общего образования с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей подробно представлена в методическом пособии: Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательной организации основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова и др. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013.– 164 с. Данное пособие рекомендовано Министерством образования и науки Челябинской области для использования в образовательных учреждениях Челябинской области.
Программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности также разрабатываются с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Это должно быть отражено в программе учебного предмета в разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты». Содержание - в общей характеристике учебного предмета, курса, в содержании учебного предмета, в тематическом планировании в любом из разделов программы. Количественных характеристик к реализации НРЭО в требованиях ФГОС общего образования нет. Наряду с этим в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» эти особенности также учитываются при разработке КИМов на материале, отражающем национальные, региональные и этнокультурные особенности разного уровня и обеспечивающем динамику достижения планируемых результатов.
Общеобразовательная организация может разработать курсы внеурочной деятельности, обеспечивающие этнокультурные потребности и интересы обучающихся. Организационным механизмом учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей в образовательном процессе является план внеурочной деятельности, который должен предусматривать применение оптимальных, с точки зрения обеспечения этнокультурных потребностей и интересов обучающихся, форм реализации внеурочной деятельности.
Учителям английского языка рекомендуется использовать в образовательном процессе учебно-методические материалы по НРЭО, которые подготовлены совместно с ГБОУ ДПО ЧИППКРО и авторскими коллективами следующих городских округов и муниципальных районов: Агаповский район, г. Юрюзань, г. Магнитогорск, г. Озёрск, г. Снежинск, г. Касли, г. Чебаркуль, Чесменский район.
4. Анализ перечня учебников по иностранным языкам из федерального перечня учебников на 2014–2015 учебный год
В соответствии с частью (пунктом) 4 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Федеральный перечень учебников утверждается приказом Минобрнауки России не реже одного раза в три года. Помимо учебников в образовательном процессе, могут использоваться учебные пособия, изданные в организациях, которые включены в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях (утвержден приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. № 729, с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 13 января 2011 г. № 2 и от 16 января 2012 г. № 16). Полный перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования представлен на информационно-правовом портале «ГАРАНТ» http://base.garant.ru/197289/#text#ixzz2z6dibP6g.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, включает в себя три части:
1. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы.
2. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.
3. Учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.
Выбор учебников осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей школы и обучающихся. При этом следует отметить, что внутри ступени необходимо работать по одной линии, чтобы сохранить преемственность дидактических единиц, методологических и методических подходов. Выбор УМК по иностранному языку производится независимо от систем обучения в начальной школе.
Рекомендуются учебно-методические комплексы Комаровой Ю.А..Ларионовой И.В. издательства «Русское слово» и Вербицкой М.В. издательства «Вентана-Граф» для 2-4, 5-9 и 10-11 классов для общеобразовательной школы. УМК по английскому языку издательств «Русское слово» и «Вентана-Граф» соответствуют ФГОС общего образования.
Согласно пункту 3 приказа Минобрнауки «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31 марта 2014 г. № 253 образовательные организации вправе до пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретённые до вступления в силу настоящего приказа учебники из:
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год;
- федерального перечня учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год.
При реализации обязательной части основной образовательной программы по учебному предмету «Иностранный язык» в 2014-2015 учебном году рекомендуется использовать учебники, включенные в «Федеральный перечень учебников» и представленные в таблицах (приложение).
В федеральном перечне учебников, в разделе «Основное общее образование» представлены учебники по второму иностранному языку, а в разделе «Среднее общее образование» представлены учебники для углублённого изучения языка (таблицы 4, 5 приложения).
Все представленные в федеральном перечне УМК относятся к завершенным предметным линиям учебников, обеспечивающим преемственность изучения иностранных языков на соответствующем уровне общего образования. Каждый УМК имеет электронное приложение, дополняющее учебник и представляющее собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в образовательной деятельности совместно с учебником; методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета. Подробная информация об учебниках представлена на официальных сайтах издательств.
Предлагаемые комплекты УМК необходимо использовать творчески, с учетом индивидуальных способностей каждого ученика. Основными характеристиками комплектов являются: учет европейских стандартов в области изучения иностранных языков, развитие коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письме.
В качестве дополнительных к основному УМК, а также с целью улучшения качества подготовки выпускников по иностранным языкам к государственной итоговой аттестации, к олимпиадам и конкурсам, при реализации элективных курсов и внеурочной деятельности допускается использование учебных пособий зарубежных издательств.
Особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебного предмета «Иностранный язык» при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование как предметных, так и метапредметных и личностных результатов.
Во избежание сбоя в межкультурной и межъязыковой коммуникации рекомендовано использование в учебном процессе монолингвистических (толковых) словарей.
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: