О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014 2015 учебном году
О преподавании учебного предмета «Иностранный язык»
в общеобразовательных организациях Челябинской области
в 2014 – 2015 учебном году
1. Нормативные, инструктивные и методические документы, обеспечивающие организацию образовательного процесса по предмету
В 2014-2015 учебном году в общеобразовательных организациях Челябинской области реализуются Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Федеральный компонент государственного образовательных стандарта общего образования.
Переход в инициативном порядке на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) в 2014-2015 учебном году осуществляется в общеобразовательных организациях при наличии необходимых условий.
Преподавание предмета «Иностранного языка» в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций.
Нормативные документы
Федеральный уровень
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).
О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
Региональный уровень
Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.
Методические рекомендации
Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8–11 классов / http://ipk74.ru/news.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта
Федеральный уровень
Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.
О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
Региональный уровень
О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839
О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404
Федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 17785).
О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 (Зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011 г. № 19707).
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 г. № 2357 (Зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011 г. № 22540).
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.02.2012 г. № 1060 (Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. № 26993).
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644).
Инструктивные и методические документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Федеральный уровень
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 204 с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М. : Просвещение, 2011.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2 [Текст] : учебное издание – М. : Просвещение, 2010. – 232 с.
Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы [Текст] : учебное издание – М. : Просвещение, 2010. – 145 с.
Региональный уровень
О приоритетных направлениях повышения квалификации педагогических и руководящих работников областной системы образования Челябинской области в 2014 году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.02.2014 г. № 03-02/889.
О проведении мониторинга оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 15.04.2014г. № 03-02/2669.
О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 103/4286 от 18.06.2011 г.
О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 103/651 от 01.02.2012 г.
Об особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 24/5868 от 08.08.2012 г.
О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01 сентября 2012 г./ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01-1786 от 09.06.2012 г.
О порядке введения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях с 01 сентября 2012г./ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 24/ 6142 от 20.08.2012 г.
Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
2. Рекомендации по формированию программ по учебному предмету, курсу «Иностранный язык»
Программа учебного предмета, курса «Иностранный язык» является структурным компонентом основных образовательных программ начального общего, основного общего образования, которые в свою очередь являются локальным нормативным актом общеобразовательной организации.
Цель программы учебного предмета, курса «Иностранный язык» - обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования общеобразовательной организации.
Задачи программы: определение содержания, объёма, порядка изучения учебного материала с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса общеобразовательной организации и контингента учащихся.
Структура Программы учебного предмета, курса «Иностранный язык» определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего (начального общего (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) и основного общего (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2010 № 1897)) образования.
При определении содержания Программы учебного предмета, курса «Иностранный язык» используются положения основных образовательных программ общего образования общеобразовательной организации, а также материалы примерных программ по иностранным языкам и при необходимости авторские программы.
Программа учебного предмета, курса «Иностранный язык» разрабатывается учителем или группой учителей общеобразовательной организации для ступеней (начального и основного общего) образования, так и на отдельный учебный год.
Порядок разработки Программы учебного предмет, курса «Иностранный язык», внесение изменений и их корректировка определяется локальным нормативным актом общеобразовательной организации.
Структура Программы учебного предмета, курса «Иностранный язык»
начального общего образования
В соответствии с п. 19.5 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования структура Программы, курса представлена как целостная система, отражающая внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
6) содержание учебного предмета, курса;
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Структура Программы учебного предмета, курса «Иностранный язык»
основного общего образования
Программа учебного предмета, курса «Иностранный язык» разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательной организации с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы основного общего образования.
В соответствии с п. 18.2.2. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Программа учебного предмета, курса «Иностранный язык» должна содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Таблица 1
Содержание Программы учебного предмета, курса «Иностранный язык»
начального общего образования
Содержание разделов Программы учебного предмета, курса «Иностранный язык» | Соответствие содержания учебного предмета, курса «Иностранный язык» (используемые материалы) содержанию ООП ОО | |||||||||||||
1. Пояснительная записка | ||||||||||||||
– конкретизируются общие цели НОО с учетом специфики преподавания учебного предмета, курса; – выделяются отличительные особенности Программы учебного предмета, курса по сравнению с примерной программой по предмету; – обосновывается выбор УМК (учебно-методического комплекта и комплекса) |
| |||||||||||||
2. Общая характеристика учебного предмета | ||||||||||||||
– дается общая характеристика учебного предмета, курса; – определяются цели и задачи изучения учебного предмета, курса; – рассматривается структура учебного предмета, курса; – описываются основные содержательные линии (коммуникативные умения, языковые средства, социокультурная осведомлённость) |
| |||||||||||||
3. Описание места учебного предмета в учебном плане | ||||||||||||||
Анализируется учебный план ОО: а) указывается часть учебного плана, которая предусматривает изучение учебного предмета, курса (обязательная часть); б) указывается количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса (в неделю, за учебный год). |
| |||||||||||||
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | ||||||||||||||
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса рассматривается через «призму» изучения учебных предметов, курсов, обеспечивающих появление ценностных ориентиров содержания образования у обучающихся начального общего образования (НОО), представленные в программе формирования универсальных учебных действий (УУД). |
| |||||||||||||
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты | ||||||||||||||
В данном разделе описываются: 1) достижение обучающимися личностных результатов на конец каждого года обучения по двум блокам (базовый и повышенный уровни): – «У обучающегося (выпускника) будут сформированы»; – «Обучающийся (выпускник) получит возможность для формирования» (выделяется курсивом); 2) достижение обучающимися метапредметных результатов на конец каждого года обучения по двум блокам (базовый и повышенный уровни): – «У обучающегося (выпускника) будут сформированы»; – «Обучающийся (выпускник) получит возможность для формирования» (выделяется курсивом); 3) достижение обучающимися предметных результатов на конец каждого года обучения по двум блокам (базовый и повышенный уровни): – «Обучающийся (выпускник) научится»; – «Обучающийся (выпускник) получит возможность научиться» (выделяется курсивом) | 1. Личностные и метапредметные результаты ООП НОО ОО Планируемые результаты трёх междисциплинарных программ:
2. Конкретизация личностных, метапредметных и предметных результатов с Примерной программой по иностранным языкам (начальная школа) и авторскими программами по иностранным языкам к УМК | |||||||||||||
6. Содержание учебного предмета, курса | ||||||||||||||
Включается перечень изучаемого учебного материала путем описания основных содержательных линий учебного предмета, курса «Иностранный язык» (коммуникативные умения (аудирование, говорение, чтение, письмо), языковые средства, социокультурная осведомлённость). |
| |||||||||||||
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | ||||||||||||||
Тематическое планирование по учебному предмету, курсу разрабатывается для 1, 2, 3 и 4 классов отдельно. Состоит из двух обязательных блоков: 1. «Содержание учебного предмета (Тема (раздел) (количество часов)». 2. «Основные виды учебной деятельности обучающихся»
|
| |||||||||||||
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | ||||||||||||||
Предоставляется следующая информация: – дидактическое и методическое обеспечение; – материально-техническое обеспечение (наименование, количество); – информационно-коммуникационные средства (видеофильмы, электронные образовательные ресурсы, ресурсы интернет) Дидактическое и методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Информационно-коммуникационные средства
|
|
Таблица 2
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: