О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 учебном году
4. Анализ перечня учебников из федерального комплекта учебников на 2014-2015 учебный год
В соответствии с частью (пунктом) 4 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Порядок формирования федеральных перечней учебников изменен с 1 сентября 2013 года (утверждён приказом Минобрнауки России от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») (далее - Порядок).
В соответствии с утвержденным Порядком федеральный перечень учебников утверждается приказом Минобрнауки России не реже 1 раза в три года.
«Федеральный перечень учебников» включает в себя три части:
1. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы.
2. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.
3. Учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.
При реализации обязательной части основной образовательной программы по учебному предмету «Математика» в 2014-2015 учебном году рекомендуется использовать учебники, включенные в федеральный перечень учебников и представленные в таблице 6 (Приложение 1).
Для основной школы представлено двенадцать учебников по математике, девять учебников по алгебре и восемь – по геометрии.
Для обучения Математике в основной школе в перечне представлены учебники следующих авторов: Башмаков М.И. (Издательство Астрель), Бунимович Е.А. (Издательство «Просвещение»), Виленкин Н.Я. (ИОЦ «Мнемозина»), Гельфман Э.Г. (БИНОМ. Лаборатория знаний), Дорофеев Г.В. (Издательство «Просвещение» и Издательство «Ювента»), Зубарева И.И. (ИОЦ «Мнемозина»), Истомина Н. Б. (Издательство «Ассоциация XXI век»), Козлов В.В. (Русское слово), Мерзляк А.Г. (Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»), Муравин Г.К. (ДРОФА), Никольский С.М. (Издательство «Просвещение»), Шарыгин И.Ф. (ДРОФА).
Для обучения Алгебре в основной школе в перечне представлены учебники следующих авторов: Башмаков М.И. (БИНОМ. Лаборатория знаний), Гельфман Э.Г. (БИНОМ. Лаборатория знаний), Дорофеев Г.В. (Издательство «Просвещение»), Колягин Ю.М. (Издательство «Просвещение»), Макарычев Ю.Н. (Издательство «Просвещение» и ИОЦ «Мнемозина»), Мерзляк А.Г. (Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»), Мордкович А.Г. (ИОЦ «Мнемозина»), Никольский С.М. (Издательство «Просвещение»).
Для обучения Геометрии в основной школе в перечне представлены учебники следующих авторов: Александров А.Д. (Издательство «Просвещение»), Атанасян Л.С. (Издательство «Просвещение»), Бутузов В.Ф. (Издательство «Просвещение»), Глейзер Г.Д. (БИНОМ. Лаборатория знаний), Мерзляк А.Г. (Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»), Погорелов А.В. (Издательство «Просвещение»), Смирнова И.М. (ИОЦ «Мнемозина»), Шарыгин И.Ф. (ДРОФА).
Для обучения «Математике: алгебра и начала математического анализа» в средней школе на базовом уровне представлены учебники следующих авторов: Колягин Ю.М. (Издательство «Просвещение»), Алимов Ш.А. (Издательство «Просвещение»), Никольский С.М. (Издательство «Просвещение»), Мордкович А.Г. (базовый и углубленный уровни) (ИОЦ «Мнемозина»), Муравин Г.К. (ДРОФА).
Для обучения «Математике: геометрия» в средней школе на базовом уровне представлены учебники следующих авторов: Александров А.Д. (Издательство «Просвещение»), Атанасян Л.С. (Издательство «Просвещение»), Бутузов В.Ф. (Издательство «Просвещение»), Смирнова И.М. (базовый и углубленный уровни) (ИОЦ «Мнемозина»), Шарыгин И.Ф. (ДРОФА).
Для обучения «Математике: алгебра и начала математического анализа, геометрия» в средней школе на базовом уровне представлены учебники следующих авторов: Башмаков М.И. (ОИЦ «Академия») и Козлов В.В. (Русское слово).
Для обучения «Математике: алгебра и начала математического анализа» в средней школе на углубленном уровне представлены учебники следующих авторов: Пратусевич М.Я. (Издательство «Просвещение»), Виленкин Н.Я. (ИОЦ «Мнемозина»), Муравин Г.К. (ДРОФА).
Для обучения «Математике: геометрия» в средней школе на углубленном уровне представлены учебники следующих авторов: Александров А.Д. (Издательство «Просвещение»), Потоскуев Е.В. (ДРОФА).
Для реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений по учебному предмету «Математика» в 2014-2015 учебном году в федеральный перечень учебников представлены учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Перова М.Н., Капустина Г.М. (5, 6 класс), Алышева Т.В. (7 класс), Эк В.В. (8 класс), Перова М.Н. (9 класс), Антропов А.П., Ходот А.Ю., Ходот Т.Г. (9 класс) для обучения.
В федеральный перечень учебников включены учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, созданным Минобрнауки России, на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие следующим требованиям:
а) принадлежащие к завершенной предметной линии учебников;
б) представленные в печатной форме и имеющие электронное приложение, являющееся их составной частью;
в) имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания.
При выборе учебников необходимо учитывать разработанность соответствующего ему учебно-методического комплекта на весь уровень обучения.
Таблица 4- Разработанность учебно-методического комплекта по Математике
по уровням обучения
№ | Автор УМК | Издательство | Класс, уровень обучения | Разделы/ модули |
1 | Башмаков М.И. | Издательство Астрель | 5, 6 | Математика |
БИНОМ. Лаборатория знаний | 7, 8, 9 | Алгебра | ||
ОИЦ «Академия» | 10, 11 (базовый уровень) | Математика | ||
2 | Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Суворова С.Б. и др. | Издательство «Просвещение» | 5, 6 | Математика |
Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. | 7, 8, 9 | Алгебра | ||
3 | Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд | ОИЦ «Мнемозина» | 5, 6 | Математика |
Н.Я. Виленкин, О.С. Ивашев-Мусатов, С.И. Шварцбурд | 10, 11 (углубленный уровень) | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа | ||
4 | Гельфман Э.Г., Холодная О.В. | БИНОМ. Лаборатория знаний | 5, 6 | Математика |
Гельфман Э.Г., Демидова Л. Н., Терре А. И., Гриншпон С. Я., Бондаренко Т. Е., Кривякова Э.Н., Лобаненко Н. Б.,, Матушкина З. П., Пичурин Л. Ф., Росошек С. К. | 7, 8, 9 | Алгебра | ||
5 | Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф. | Издательство «Просвещение» | 5, 6 | Математика |
Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. | Издательство «Ювента»(структурное подразделение ООО «С-инфо») | 5, 6 | Математика | |
6 | И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович | ОИЦ «Мнемозина» | 5, 6 | Математика |
7 | Истомина Н. Б. | Издательство «Ассоциация XXI век» | 5, 6 | Математика |
8 | Козлов В.В., Никитин А.А., Белоносов В.С. и др. Под ред. Козлова В.В. и Никитина А.А. | Русское слово | 5, 6 | Математика |
7, 8, 9 | алгебра, геометрия | |||
10, 11 | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. | |||
9 | А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир | Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» | 5, 6 | Математика |
7, 8, 9 | Алгебра | |||
7, 8, 9 | Геометрия | |||
А.Г. Мерзляк, В.М. Поляков | 7, 8, 9 | Алгебра | ||
10 | Муравин Г.К., Муравина О.В. | ДРОФА | 5, 6 | Математика |
10, 11 (базовый уровень) | Алгебра и начала математического анализа | |||
10, 11 (углубленный уровень) | ||||
Муравин Г.К. Муравин К.С., Муравина О.В. | 7, 8, 9 | алгебра, геометрия | ||
11 | С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников и др. | Издательство «Просвещение» | 5, 6 | Математика |
7, 8, 9 | Алгебра | |||
10, 11 (базовый и углубленный уровень) | Алгебра и начала математического анализа | |||
12 | Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. | ДРОФА | 5, 6 | Математика. Наглядная геометрия |
Шарыгин И.Ф. | 7-9 | Геометрия | ||
10, 11 (базовый уровень) | ||||
13 | Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е., Шабунин М.И. | Издательство «Просвещение» | 7, 8, 9 | Алгебра |
Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е. | 10, 11 | Алгебра и начала математического анализа | ||
14 | Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. / Под ред. Теляковского С.А. | Издательство «Просвещение» | 7, 8, 9 | Алгебра |
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И, Феоктистов И.Е. | ОИЦ «Мнемозина» | 7, 8, 9 | Алгебра | |
15 | Мордкович А.Г. | ОИЦ «Мнемозина» | 7, 8 | Алгебра |
Мордкович А.Г., Семенов П.В. | 9 | Алгебра | ||
10, 11 (базовый и углубленный уровень) | Алгебра и начала математического анализа | |||
Мордкович А.Г., Николаев Н.П. | 7, 8, 9 | Алгебра | ||
Мордкович А.Г., Смирнова И.М. | 10, 11 (базовый уровень) | Математика: Алгебра и начала математического анализа, геометрия. 10 класс | ||
16 | Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. и др. | Издательство «Просвещение» | 7, 8, 9 10- 11 (базовый и углубленный уровень) | Геометрия |
10, 11 (углубленный уровень) | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия | |||
17 | Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. | Издательство «Просвещение» | 7-9, 10, 11 (базовый и углубленный уровень) | Геометрия |
18 | Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Прасолов В.В. / Под ред. Садовничего В.А. | Издательство «Просвещение» | 7, 8, 9 | Геометрия |
Бутузов В.Ф., Прасолов В.В.; под ред. В.А. Садовничего | 10, 11 (базовый и углубленный уровень) | Геометрия | ||
19 | Глейзер Г.Д. | БИНОМ. Лаборатория знаний | 7, 8, 9 | Геометрия |
20 | Погорелов А.В. | Издательство «Просвещение» | 7-9 | Геометрия |
21 | Смирнова И.М.., Смирнов В.А. | ОИЦ «Мнемозина» | 7-9 | Геометрия |
10, 11 (базовый и углубленный уровень) | Геометрия | |||
Смирнова И.М. | 10, 11 | Геометрия | ||
22 | Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Ткачёва М.В. и др. | Издательство «Просвещение» | 10, 11 (базовый и углубленный уровень) | Геометрия |
23 | Пратусевич М.Я., Столбов К.М., Головин А.Н. | Издательство «Просвещение» | 10, 11 (углубленный уровень) | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа |
24 | Потоскуев Е.В., Звавич Л.И. | ДРОФА | 10, 11 (углубленный уровень) | Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. (учебник, задачник) |
В образовательном процессе помимо учебников могут использоваться учебные пособия, изданные в организациях, которые включены в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях (утвержден приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. № 729, с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 13 января 2011 г. № 2 и от 16 января 2012 г. № 16).
Согласно пункту 3 приказа Минобрнауки «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31 марта 2014 г. № 253 образовательные организации вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретённые до вступления в силу настоящего приказа учебники из:
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год;
- федерального перечня учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год.
5. Рекомендации по изучению трудных тем программы по учебному предмету (на основе анализа результатов государственной итоговой аттестации)
Система оценки качества образования обеспечивает единые требования к уровню подготовки выпускников по Математике. Государственная итоговая аттестация в IX и XI классах при этом является индикатором состояния образовательной системы, успешности реализации образовательных программ, учебно-методического и дидактического обеспечения, степени соответствия подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов.
Анализ результатов государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) выпускников общеобразовательных учреждений Челябинской области в 2014 году по математике показывает, что использованные контрольные измерительные материалы (далее - КИМ) соответствуют целям и задачам проведения экзамена, позволяют дифференцировать выпускников с различной мотивацией и уровнем подготовки по ключевым разделам курса Математики на базовом и профильном уровне. Структура экзаменационных работ отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе, а это значит, что для реализации требований образовательных стандартов и подготовки выпускников к итоговой аттестации, учителям рекомендуется внести соответствующие коррективы в учебно-тематические планы, определить необходимое количество учебных занятий для повторения, обобщения, систематизации учебного материала и, ознакомления учащихся с формой аттестации.
Целесообразность планирования и проведения репетиционных, пробных работ с соблюдением процедуры предстоящей государственной итоговой аттестации обусловлена наличием прецедентов не корректного заполнения экзаменационных бланков, не достаточной информированностью обучающихся о процедуре и регламенте проведения единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) и основного государственного экзамена (далее - ОГЭ).
Дифференциация обучения учебному предмету Математика предполагает выделение трех уровней математической подготовки школьников:
Первый уровень, необходимый для успешной жизни в современном обществе;
Второй уровень, необходимый для прикладного использования математики в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности;
Третий уровень - подготовка к творческой работе в математике и смежных научных областях.
Первый уровень направлен на решение задачи формирования у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования. Второй и третий уровни направлен на решение задачи индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в массовой школе, под которой понимают совместную деятельность учителя и учащихся на всех этапах учебного процесса, при которой выбор способов, приемов и темпа обучения учитывает индивидуальные особенности обучающихся, уровень их способностей к учению, как способ повышения уровня усвоения всех компонентов содержания учебного предмета.
Анализируя результаты ЕГЭ и ОГЭ 2014 года по математике можно отметить, что по всем разделам учебного предмета в отдельных регионах выявились серьезные недостатки в подготовке учащихся.
С целью обеспечения эффективности проверки освоения базовых понятий курса математики основной школы, умения применять математические знания и решать практико-ориентированные задачи в экзаменационной работе ОГЭ выделены три модуля: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». В модули «Алгебра» и «Геометрия» входит две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» - одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне.
Рекомендуемый Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ минимальный результат выполнения экзаменационной работы, свидетельствующий об освоении федерального компонента образовательного стандарта в предметной области «Математика», составляет 8 баллов, набранные в сумме за выполнение заданий всех трёх модулей, при условии, что из них не менее 3 баллов по модулю «Алгебра», не менее 2 баллов по модулю «Геометрия» и не менее 2 баллов по модулю «Реальная математика». Преодоление этого минимального результата даёт выпускнику право на получение, в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, итоговой оценки по математике.
Выпускники IX классов продемонстрировали невладение важнейшими элементарными умениями, такими как, решение неравенств с одной переменной и их систем; перевод условия задачи на математический язык (составление выражения, уравнения); работа с формулой; чтение графиков функций; понимание графической иллюстрации, решения систем уравнений; применение основных геометрических фактов для распознания верных и неверных утверждений о геометрических фигурах, не способность применить общеизвестные факты из курса математики при решении практико-ориентированных задач модуля «Реальная математика». Однако следует отметить, что по сравнению с предшествующими годами в заданиях по теме «Вероятности и статистика» и заданиях модуля «Реальная математика» наметился явный рост результатов выпускников.
КИМ ЕГЭ 2014 года ориентировали и учителя, и учащихся на полноценное изучение разделов алгебра и начала математического анализа, геометрия и теория вероятностей.
Модель экзаменационной работы ЕГЭ по математике 2014 года не имела принципиальных отличий от модели прошлого года, за исключением:
1. добавлено задание базового уровня сложности (код 2.1.12 по КЭС, код 6.1. по КТ) с кратким ответом, проверяющее практические навыки применения математики в повседневной жизни;
2. изменён порядок заданий в экзаменационной работе (задание по теории вероятностей перенесено на позицию 6, задания по геометрии перенесены на позиции 5, 8, 10, 13);
3. без изменения сложности расширена тематика заданий С1, С3, С5, С6;
4. без изменения сложности расширена тематика задания С4 – в этом задании может присутствовать пункт на доказательство геометрического факта.
Базовые задания экзаменационной работы проверяли вычислительные и логические умения, навыки, умение анализировать информацию, представленную в графиках и таблицах, использовать простейшие вероятностные и статистические модели, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях. Также в первую часть работы были включены задания базового уровня по всем основным разделам требований ФГОС – геометрия, планиметрия и стереометрия, алгебра, начала математического анализа.
На основе проведенного анализа можно сделать некоторые общие рекомендации учителям, осуществляющим реализацию образовательной программы учебного предмета «Математика». При организации учебного процесса, выборе форм и методов обучения, формировании учебно-методического и дидактического обеспечения необходимо обращать внимание на формирование основ знаний, не форсировать продвижение вперед, пропуская или сворачивая этап введения новых понятий и методов, доказательство теорем. Овладение системой учебных действий с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служит основой для последующего обучения не только «Математике», но и других учебных предметов, а также формирования метапредметных результатов.
Важно для обеспечения понимания изучаемого материала привлекать наглядные средства обучения, например: координатную прямую при решении неравенств и систем неравенств, график квадратичной функции при решении квадратных неравенств, графики при объяснении смысла понятия «уравнение с двумя переменными», понятия «решение системы уравнений с двумя переменными». Нужна согласованность формулировок основных математических утверждений, определений и терминов, которые обучающиеся изучают на математике, физике, химии, географии. Важно формировать у обучающихся учебные действия контроля, коррекции и саморегуляции. Например, при разложении многочлена на множители полезно приучить учащихся для проверки выполнить обратную операцию; при построении графика функции – проконтролировать себя, опираясь на известные свойства графика; предлагать обучающимся самостоятельно оценивать правильность не только результата, но и правильность выполнения действий, вносить коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; провоцировать у обучающихся способность к волевому усилию - не бросать решение задач с «нестандартными» формулировками, предлагать задачи с «изюминкой».
На этапе подготовки к ГИА работа с учащимися должна носить дифференцированный характер. Не надо навязывать «слабому» школьнику необходимость решения задач повышенного и тем более высокого уровня, лучше дать ему возможность проработать базовые знания и умения. Но точно так, же не надо без необходимости задерживать «сильного» ученика на решении заданий базового уровня. Учителю следует ставить перед каждым учащимся ту цель, которую он может реализовать в соответствии с уровнем его подготовки, при этом возможно опираться на самооценку и устремления каждого учащегося.
Подготовка к сдаче ЕГЭ и ОГЭ, помимо собственно обучения математике и развитию умений и навыков, должна обязательно включать в себя следующие аспекты:
- ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий с развернутым ответом;
- отработку четкого следования инструкциям к заданиям, в том числе развитие умения укладываться в регламент времени, отведенного на выполнение конкретного задания;
- ознакомление с критериями оценивания заданий с развернутым ответом, объяснение предъявляемых требований;
- отработку стратегии выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом.
Для качественной подготовки к итоговой аттестации по математике в IX и XI классах можно использовать открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий по математике, который обеспечивают поддержку работы учителя и самостоятельную работу учащихся по подготовке к сдаче экзамена на базовом уровне:
Открытый банк заданий ГИА: http://mathgia.ru:8080/or/gia12/,
Открытый банк заданий ЕГЭ: http://mathege.ru:8080/or/ege/Main,
Основные сведения, изменения и рекомендации, касающиеся государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI классов, можно найти на сайтах:
http://www.fipi.ru.
http://www.math.ru,
http://www.ege.edu.ru.
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: