NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Об исследовательской деятельности


Об исследовательской деятельности
Наряду с классическими ЗУН необходимо формировать исследовательское поведение школьников. Под исследовательским поведением, согласно А.И. Савенкову, понимается вид поведения, выстроенного на базе поисковой активности, направленный на изучение нестандартного объекта или разрешение нетипичной ситуации. Под поисковой активностью понимается поиск в неопределенной ситуации.

Таким образом, исследовательская деятельность – особый вид деятельности, порождаемый в результате функционирования механизма поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

В отличие от поисковой активности исследовательская деятельность включает в себя

аналитическое мышление: анализ, синтез, классификацию и другие мыслительные операции, оценку результатов, построение гипотез, моделирование, планирование дальнейших действий, которое приводит к новому витку поисковой активности.

Этапы научной творческой деятельности (по Мельниковой Е.Л.3)

1. Постановка проблемы — возникновение проблемной ситуации, осознание противоречия, формулирование проблемы. В результате проблема — вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения.

2. Поиск решения — выдвижение гипотез и их проверка. В результате решение проблемы — понимание нового знания.

3. Выражение решения — выражение нового знания научным языком в принятой форме. В результате — продукт — рукопись (книги, статьи, диссертации, доклада).

4. Реализация продукта — публичное представление продукта. В результате публикация, выступление.

Творческая учебная деятельность — аналог научной творческой деятельности.

Она содержит те же этапы.
Три этапа организации детской исследовательской работы

с учащимися среднего звена на уроках математики
1 этап (5-6 класс). Поисковая исследовательская работа на уроке под руководством учителя. Этот этап предполагает постепенное формирование каждого элемента исследования в процессе фронтальной и групповой работы с учащимися по сбору информации, по анализу, по формированию модели.

2 этап (7-8 класс). Детские квази исследовательские работы.

На учебном материале ребенок (группа детей) самостоятельно выполняет все этапы исследовательской работы и делает свое собственное открытие известных в науке фактов ─ квази открытие. Учитель помогает сформулировать задачу и организует работу по обсуждению результатов.

3 этап (8-9 класс). ДИР, выходящие за рамки школьной программы.

Ученик советуется с учителем только в выборе темы работы, далее он работает самостоятельно. Промежуточные результаты обсуждаются с учителем. Итоговые работы выносятся на обсуждение в рамках школьной научно-практической конференции.
Приведу пример исследовательской работы в 5 классе.




страница 1


скачать

Другие похожие работы: