Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии и экологии
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии и экологии
Автор Комарова Ирина Юрьевна, учитель биологии МБОУ Варнавинская СОШ
Р.п.Варнавино Нижегородской области
Философ, просветитель Софокл говорил: “Великие дела не делаются вдруг”. Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая кропотливая совместная работа учителя, ученика и родителей. Главная задача учителя – не просто передать знания ученику, а научить его обучаться. И этому во многом учит организация научно-исследовательской деятельности школьников.
В работе показано как разработать научный аппарат исследования на примере конкретной исследовательской работы, выполненной под руководством автора данной методической разработки.
|   Основные компоненты исследования  |    Примеры из учебно-исследовательской работы  |  
|   Тема исследования – это свернутое (сокращенное) описание изучаемого свойства объекта или явления.  |    «Изучение биологии и выявление местообитаний бабочек семейства Парусники (Papilionidae): Махаон - Papilio machaon L., Подалирий - Iphiclides podalirius L. на территории Варнавинского района»  |  
|   Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении работы. Обычно цель формулируется со слов:доказать, обосновать, разработать, объяснить, определить, установить.  |    Изучить биологию и выявить условия местообитаний бабочек махаон, Papilio machaon L. и подалирий, Iphiclides podalirius L. на территории Варнавинского района в долине р.Ветлуги вблизи пгт.Варнавино.  |  
|   Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.  |    Представители семейства Парусники (Papilionida): вид Papilio machaon L. и вид Iphiclides podalirius L.  |  
|   Предмет исследования (изучаемое свойство объекта) – это та часть объекта, которую можно преобразовать, чтобы объект изменился  |    Биология и охрана видов представителей семейства Парусники (Papilionida): вид Papilio machaon L. и вид Iphiclides podalirius L.  |  
|   Актуальность Показывает важность, значимость (социальную и/или личную) изучения именно этого экологического объекта.  |    Занесенные в Красную книгу Нижегородской области объекты животного и растительного мира подлежат особой охране. Бабочки видов Papilio machaon L. и Iphiclides podalirius L. занесены в Красную книгу Нижегородской области, официально зарегистрированы на территории 22 и 11 районов области соответственно. На территории Варнавинского района виды официально не были отмечены.  |  
|   Задачи исследования – это краткое описание действий, которые необходимо выполнить для достижения, намеченного в цели результата.  |    1.Изучить биологию видов и биологические аспекты охраны видов Papilio machaon L. и Iphiclides podalirius L. по литературным источникам. 2.Исследовать возможные местообитания видов Papilio machaon L. и Iphiclides podalirius L. в долине реки Ветлуги вблизи п.Варнавино. 3.Изучить численность возможной популяции видов Papilio machaon L. и Iphiclides podalirius L. 4.Разработать мероприятия по экологическому просвещению населения по вопросам биологии и охраны вида Papilio machaon L. и Iphiclides podalirius L.  |  
|   Гипотеза – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.  |    Если представители видов Papilio machaon L. и Iphiclides podalirius L. действительно обитают в долине реки Ветлуги, то численность их популяций очень низкая.  |  
|   Метод исследования – это способ достижения цели исследования.  |    1.Изучение и анализ научной литературы и интернет-ресурсов. 2.Анкетирование местного населения. 3.Фиксация встреч без организации специальных наблюдений. 4.Проведение маршрутных учетов вдоль конкретных биотопов. 5.Наблюдение за поведением изучаемого объекта. 6.Проведение работы по экологическому просвещению населения.  |  
|   Оборудование Краткое описание оборудования  |    Компьютер, оборудование для выхода в интернет, научные книги, анкеты, фотоаппарат, местные СМИ.  |  
|   Схема опыта Или план исследования (исследовательской работы)  |   
  |  
|   Наглядное представление Диаграммы, графики или гистограммы, данные, которые могли быть получены в ходе исследования с применением указанных методов.  |    Диаграммы, фото, таблицы  |  
|   Выводы Выводы в сжатом виде описывают основные результаты исследования. Выводы должны быть краткими, конкретными и соответствовать цели и задачам исследования.  |    1.Изучена биология вида и биологические аспекты охраны видов Papilio machaon L. и Iphiclides podalirius L. по литературным источникам. 2.Исследованы возможные местообитания видов Papilio machaon L. и Iphiclides podalirius L. в долине реки Ветлуги вблизи п.Варнавино. 3.Численность популяций изучаемых видов очень низкая, что подтверждает гипотезу исследования. 4.Разработаны и проведены ряд мероприятий по экологическому просвещению населения по вопросам биологии и охраны видов Papilio machaon L. и Papilio machaon L. 5.Нами было сделано устное сообщение и представлен фотоматериал для областного экологического центра «Дронт», подтверждающий обитание видов Papilio machaon L. и Iphiclides podalirius L. на территории Варнавинского района.  |  
страница 1
скачать
Другие похожие работы: