NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии и экологии


Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии и экологии

Автор Комарова Ирина Юрьевна, учитель биологии МБОУ Варнавинская СОШ

Р.п.Варнавино Нижегородской области

Философ, просветитель Софокл говорил: “Великие дела не делаются вдруг”. Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая кропотливая совместная работа учителя, ученика и родителей. Главная задача учителя – не просто передать знания ученику, а научить его обучаться. И этому во многом учит организация научно-исследовательской деятельности школьников.

В работе показано как разработать научный аппарат исследования на примере конкретной исследовательской работы, выполненной под руководством автора данной методической разработки.

Основные компоненты исследования

Примеры из учебно-исследовательской работы

Тема исследования – это свернутое (сокращенное) описание изучаемого свойства объекта или явления.

«Изучение биологии и выявление местообитаний бабочек семейства Парусники (Papilionidae): Махаон - Papilio machaon L., Подалирий - Iphiclides podalirius L. на территории Варнавинского района»

Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении работы.

Обычно цель формулируется со слов:доказать, обосновать, разработать, объяснить, определить, установить.

Изучить биологию и выявить условия местообитаний бабочек махаон, Papilio machaon L. и подалирий, Iphiclides podalirius L. на территории Варнавинского района в долине р.Ветлуги вблизи пгт.Варнавино.


Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.


Представители семейства Парусники (Papilionida): вид Papilio machaon L. и вид Iphiclides podalirius L.


Предмет исследования (изучаемое свойство объекта) – это та часть объекта, которую можно преобразовать, чтобы объект изменился


Биология и охрана видов представителей семейства Парусники (Papilionida): вид Papilio machaon L. и вид Iphiclides podalirius L.


Актуальность

Показывает важность, значимость (социальную и/или личную) изучения именно этого экологического объекта.

Занесенные в Красную книгу Нижегородской области объекты животного и растительного мира подлежат особой охране. Бабочки видов Papilio machaon L. и Iphiclides podalirius L. занесены в Красную книгу Нижегородской области, официально зарегистрированы на территории 22 и 11 районов области соответственно. На территории Варнавинского района виды официально не были отмечены.


Задачи исследования – это краткое описание действий, которые необходимо выполнить для достижения, намеченного в цели результата.


1.Изучить биологию видов и биологические аспекты охраны видов Papilio machaon L. и Iphiclides podalirius L. по литературным источникам.

2.Исследовать возможные местообитания видов Papilio machaon L. и Iphiclides podalirius L. в долине реки Ветлуги вблизи п.Варнавино.

3.Изучить численность возможной популяции видов Papilio machaon L. и Iphiclides podalirius L.

4.Разработать мероприятия по экологическому просвещению населения по вопросам биологии и охраны вида Papilio machaon L. и Iphiclides podalirius L.


Гипотеза – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.


Если представители видов Papilio machaon L. и Iphiclides podalirius L. действительно обитают в долине реки Ветлуги, то численность их популяций очень низкая.

Метод исследования – это способ достижения цели исследования.


1.Изучение и анализ научной литературы и интернет-ресурсов.

2.Анкетирование местного населения.

3.Фиксация встреч без организации специальных наблюдений.

4.Проведение маршрутных учетов вдоль конкретных биотопов.

5.Наблюдение за поведением изучаемого объекта.

6.Проведение работы по экологическому просвещению населения.

Оборудование

Краткое описание оборудования


Компьютер, оборудование для выхода в интернет, научные книги, анкеты, фотоаппарат, местные СМИ.


Схема опыта

Или план исследования (исследовательской работы)

  1. Изучение проблемы

  2. Определение актуальности

  3. Постановка цели

  4. Определение объекта исследования

  5. Постановка задач исследования

  6. Уточнение и формулировка гипотезы

  7. Выбор методов исследования

  8. Подбор оборудования

  9. Выводы

  10. Перспективы дальнейшей работы

Наглядное представление

Диаграммы, графики или гистограммы, данные, которые могли быть получены в ходе исследования с применением указанных методов.

Диаграммы, фото, таблицы

Выводы

Выводы в сжатом виде описывают основные результаты исследования.

Выводы должны быть краткими, конкретными и соответствовать цели и задачам исследования.


1.Изучена биология вида и биологические аспекты охраны видов Papilio machaon L. и Iphiclides podalirius L. по литературным источникам.

2.Исследованы возможные местообитания видов Papilio machaon L. и Iphiclides podalirius L. в долине реки Ветлуги вблизи п.Варнавино.

3.Численность популяций изучаемых видов очень низкая, что подтверждает гипотезу исследования.

4.Разработаны и проведены ряд мероприятий по экологическому просвещению населения по вопросам биологии и охраны видов Papilio machaon L. и Papilio machaon L.

5.Нами было сделано устное сообщение и представлен фотоматериал для областного экологического центра «Дронт», подтверждающий обитание видов Papilio machaon L. и Iphiclides podalirius L. на территории Варнавинского района.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: