Образы животных в народном искусстве
Министерство общего и профессионального образования РФ
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
г. Новошахтинска Ростовской области
Открытый урок изобразительного искусства
в 5 классе
Тема урока
Образы животных в народном искусстве.
Роспись дымковской игрушки.
Учитель: Л. В. Сытник
2012 – 2013 уч. г.
Открытый урок изобразительного искусства
в 5 классе
Тема урока:
«Образы животных в народном искусстве. Роспись дымковской игрушки».
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: традиционный.
Цель урока: Дать обучающимся общее представление об образах животных в народном искусстве. Формировать умение выполнять роспись дымковской игрушки.
Задачи:
1) Образовательные: познакомить с образами животных и традициями древнего народного творчества; учить обучающихся, воспитанников проявлять фантазию при выполнении узора для дымковской игрушки, учитывая особенности росписи.
2)Коррекционно-развивающие: развивать творчество, а так же самостоятельность и аккуратность.
3) Воспитательные: воспитывать интерес к народной игрушке и древнерусской культуре.
Методы и приемы обучения: объяснительно - иллюстративный, беседа, рассказ, объяснение, разъяснение, пример, практический (выполнение практического задания), поощрение.
Средства обучения: краска гуашевая, ляпушки (ушные палочки с ватой), кисти, покрытые белилами глиняные игрушки (предварительно изготовленные детьми), презентация «Образы животных в народном искусстве». Наглядные пособия: таблица «Дымковские узоры», фотографии образцов народной игрушки, технологическая карта «Роспись петушка», мультимедийная аппаратура, детские рисунки с изображением дымковских игрушек.
Словарная работа: стилизация (упрощение узора, формы игрушки), солярные знаки (древние символы), ляпушки (палочки с ватой).
Предшествующая работа: лепка дымковской игрушки, рисование узоров дымковской росписи, покрытие игрушек белилами.
Музыкальный ряд: русские народные песни «Петушок, петушок – золотой гребешок», «Утушка луговая», хороводная песня «Жура, жура, журавель».
Литературный ряд: загадка о петушке, сказки о животных, пословица о журавле.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие обучающихся, воспитанников. Проверка готовности к уроку, соблюдение осанки.
II. Основная часть.
Повторение изученного материала. ( вопрос учителя, ответы детей)
-Вспомните, какую тему вы изучали на прошлом уроке?
- Мы изучали дымковские узоры, рисовали их в раскрасках по дымковской росписи, а также на своих эскизах.
- Назовите особенности дымковской росписи.
- На белом фоне яркими красками изображаются большие и маленькие круги, прямые и волнистые линии, точки, овалы.
1



- Из чего вы делали дымковскую игрушку?
- Сначала из пластилина, а потом из белой глины.


-Как называлось упрощение формы и узора игрушки?
- Такое упрощение называлось стилизацией (например: вместо двух лап или ног – одна в виде округленной подставки, вместо оперения круги и волнистые линии).
- Для какого праздника создавалась игрушка?
- Еще в древности на Руси считалось, что если в Великий праздник Свистуньи раздается свист, то будет хороший урожай. Для этого в слободе Дымково изготавливали глиняные игрушки-свистульки, которыми забавлялись дети.
Введение в тему. Актуализация знаний.
Сегодня у всех детей другие, современные игрушки. Но дымковская игрушка продолжает свое существование, радуя нас своей яркостью и самобытностью. Она несет прекрасные традиции народной культуры.
На ваших столах стоят белоснежные дымковские игрушки, которые вы будете расписывать, проявляя творчество и фантазию.

В ваших игрушках переданы образы животных (коней, птиц, индюков, петушков, жар-птиц, уточек и т.д.) У вас сегодня есть возможность познакомиться с этими образами животных в различных видах народного искусства (хохлома, городец, палех, гжель, дымковская и филимоновская игрушка).
2
Тема урока так и называется «Образы животных в народном искусстве. Роспись дымковской игрушки».
Объяснение нового материала.
Образы животных в народном искусстве.
В древности на Руси образы животных можно было увидеть в орнаментах на одежде и предметах быта, на резных и расписных прялках, на стенах деревянных соборов и в украшениях изб.
Многие природные явления олицетворялись в образах животных.
Конь олицетворял все природные явления, связанные с быстрым движением: ветер, бурю, облака.
В одной из сказок говорится: «Конь бежит - земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом. Горы и реки промеж ног пропускает, малые реки хвостом застилает, широкие - перепрыгивает». Животных можно было увидеть на резных и расписных прялках, на орнаментах для вышивки, на стенах древнерусских соборов и в украшениях изб.
( Образ коня в городецкой и хохломской росписи, в вышивке, в дымковской и филимоновской игрушке)






В русских деревнях до сих пор коньки украшают кровлю крыши, верхняя часть которой так и называется. При строительстве избы на нижних концах жердей вырезались курицы, поддерживающие водотечный поток избы.
Считалось, что образы животных и солярные знаки (древние символы солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых богов ) оберегают дом и человека от всяких бедствий и злых сил. (рис.2) Изображение колеса было связано с солнцем (система расположения солярных знаков на русской избе связана с движением солнца: слева – солнце восходящее, конёк – солнце полуденное, а справа – солнце заходящее. Этот знак еще назывался громовым знаком. (рис. 1) Он оберегал дом от удара молний и от пожара. Его видно на причелинах и полотенце (доске с громовым знаком). Причелины так же украшены резными волнами с точками , это небесные воды «хляби небесные».
3





Солярными знаками украшали так же деревянные и глиняные игрушки, чтобы уберечь детей от злых сил. Люди думали, что игрушки, изображающие животных, являются оберегами.
Задание: Найти сходство и отличие дымковских узоров с солярными знаками. Что обозначают круги, волнистые линии с точками?
Рис.1 Громовой знак.


Рис. 2 Солярные знаки.


Считалось, что петух - представитель огня, молний и рассвета.
В русской народной песне поётся:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь?
Деткам спать не даёшь.
4
Образ петушка в хохломской и городецкой росписи, в дымковской и филимоновской игрушке, в вышивке.





Жар-птица так же являлась представителем огня
и молний. Она являлась воплощением бога грозы
и бога солнца, поэтому её сияние слепило глаза,

как солнце и молния.
Вопрос учителя:
- Что изображено на этой иллюстрации?
К какой сказке она относится?
Ответ:
- «Конек - Горбунёк».
Рассмотреть образ жар-птицы в палехской росписи.
Жар-птица была похожа на журавля. Журавли наравне с аистами, голубями и соловьями считались на Руси божьими птицами, приносящими добро человеку. Прилёт журавлей означал приток весеннего тепла: «Журавль прилетел и теплынь принес».
В одной хороводной песне встречается обращение:
Жура, жура, журавель.
Журавушка, журавель.
5
Образ жар - птицы в хохломской и гжельской росписи, в вышивке и дымковской игрушке.




Бережное отношение русского народа к животным находит свое отражение как в фольклоре
(сказки, загадки, поговорки, песни), так и в различных видах народного декоративно - прикладного искусства: народная игрушка, вышивка, палех, городец, хохлома, гжель, резьба по дереву. Во всех видах искусства мы можем увидеть петушка, жар-птицу, уточку, коня и других животных. И все они по-своему хороши. Поэтому традиции древнего народного творчества продолжают жить в современном мире в предметах окружающих человека.
Вопросы учителя, предполагаемые ответы детей:
- На какую реальную птицу похожа жар-птица? (на журавля)
- Какое животные олицетворяло ветер, бурю, облако? (конь)
- Какие птицы представляли огонь, молнию? (петух, жар-птица)
- Назовите виды народного искусства, в которых встречаются образы животных (народная игрушка, вышивка, палех, городец, хохлома, гжель, резьба по дереву)
Роспись дымковской игрушки.
Образы животных есть и в ваших игрушках, которые вам предстоит сегодня расписывать. Вы уже знакомы с особенностями дымковской росписи.
Вопросы учителя, предполагаемые ответы детей:
- Узоры какого цвета используются в росписи дымковской игрушки? (На белом фоне яркими красками изображаются большие и маленькие круги, овалы, точки, волнистые и прямые линии).
6
Рассмотреть таблицу «Дымковские узоры» (цвет, элементы узора)


- В какой последовательности выполняется роспись? (Сначала нужно нарисовать большие круги, а затем на них ляпушками (палочками с ватой) изобразить маленькие круги, точки).
Изучение технологической карты «Роспись петушка».
2) 3)



Показать образцы народной дымковской игрушки, обратить внимание на ритмичность узора, яркую цветовую гамму и своеобразные элементы росписи.





7
Практическая работа.
Перед тем как приступить к работе, необходимо вспомнить правила техники безопасности при работе с красками и кистью.
- Кистью и красками необходимо работать осторожно и аккуратно. После работы нужно навести порядок на рабочем месте.
Показать образец дымковских игрушек, выполненных учителем.

Обратить внимание на то, что нельзя срисовывать, копировать узор. Нужно фантазировать, проявлять творчество и составлять новые узоры для игрушек, а работу выполнять аккуратно.
Чтобы не дрожала рука, и линии были ровными, нужно ею опираться на мизинец или на кулачок другой руки. Это секрет мастеров народной игрушки.
Учитель:
- Старайтесь, проявляйте творчество и у вас все получится!
Порядок выполнения практического задания:
Карандашом нанести узор на игрушке.
Правильно поддерживать руку при росписи (опираясь на мизинец или кулачок).
Нанести первый слой краски для больших кругов и широких полос.
После того как краска высохнет, ляпушками (ушными палочками) нарисовать маленькие кружочки, кистью, при необходимости нарисовать прямые и волнистые линии.
Исправить ошибки, закрашивая белилами неточности в росписи.
Контролирование учителем практической работы учащихся:
Правильность выполнения работы над росписью.
Индивидуальная работа с учащимися, испытывающими затруднения.
Контроль качества выполненной работы, исправление ошибок.
8
IV. Подведение итогов.
Выставка детских работ. (Приложение 1,2) стр.11 - 12.

2.Самоанализ деятельности учащихся. - Какие были допущены ошибки?
В чем проявили творчество? Довольны ли вы своей работой?
3. Беседа по вопросам.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Образы каких животных можно было увидеть в древнерусских орнаментах, народной игрушке и резных украшениях изб?
- Расскажите о значении игрушки – оберега.
- Какие особенности дымковской росписи вы знаете?
- Какая игрушка вам больше всего понравилась и почему?
- Интересно ли вам расписывать глиняные игрушки?
3. Итог урока:
Учитель комментирует работы детей, оценивает их и подводит итог:
- Все ребята проявили творчество, старались, а так же научились расписывать дымковские игрушки. Игрушки получились красивыми и яркими. Молодцы!
9
Список использованной литературы.
«Лепка в детском саду» Холезова Н.Б.
«Чистый источник» Фролова Е.
Т.Б.Сапожникова, О.А. Коблова «Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Материалы к лекциям 1-4 «Образы животных в народном искусстве», «Древние образы в народном искусстве», диск CD-R. Изд. Педагогический университет «Первое сентября» 2010г.
Раскраска «Дымковские узоры»
Яндекс картинки «Народное декоративно – прикладное искусство».
10
Приложение 1
Фотографии детских работ
Каунова Мария «Петушок» Петер Кристина «Жар-птица»


Смирнов Алексей «Петушок» Коростылева Виктория «Жар-птица»


Шабельская Екатерина «Петушок» Шевцова Анна «Жар-птица»


11
Приложение 2
Фотографии детских работ
Оганесян Жанна «Конь» Герасименко Екатерина «Петушок»






Осьминин Григорий «Петушок» Чепусев Максим «Уточка»
Данилов Валерий «Петушок» Павлов Николай «Петушок»
12
страница 1
скачать
Другие похожие работы: