NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Образовательная программа содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Сухой Лог 2012


Целевые установки воспитательной работы

с детьми 12-14 лет

В этой возрастной группе к основным трудностям относятся про­блемы поведенческих расстройств. Основной акцент необходимо сделать на развитии возможнос­тей самостоятельного выбора, отбора, принятия решений ребен­ком при определении своего поведения. Важным фактором эффективности деятельности воспитате­ля становится его работа по развитию общей психологической компетентности у ребенка.

Основные мотивы в этом возрасте:

1) потребность занять свое место в коллективе; стремление как можно лучше соответствовать представлениям о ли­дере;

2) ориентация на оценки, суждения сверстников, а не взрос­лого, требования коллектива становится важнейшим фак­тором психического развития;

3) возникает потребность личностной самооценки; стремле­ние к «взрослости», самостоятельности, к «самоутверж­дению» (ближе к 13 годам);

4) стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жиз­ни и деятельности взрослых. Неудовлетворенность этого стремления создает у подростка конфликт со средой, с са­мим собой, толкает на бродяжничество (надо загружать его активной деятельностью).

Основные виды деятельности

1. Учебная деятельность, но не скучная, однообразная и уто­мительная — тогда будет обратный эффект, — а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значи­мая для него.

2. Деятельность, общение, особенно с другим подростком, компанией друзей; «кодекс товарищества» как доми­нирующий и организующий мотив поведения подрос­тка.

3. Интимно-личное общение (быть с другим, уметь полу­чать от этого удовлетворение, быть значимым в чьих-то глазах).

Примерный перечень критериев сформированности поведения у воспитанников среднего школьного возраста

Воспитанники должны осознавать свое «Я» на личностном и социальном уровнях; у них должны быть сформированы осно­вы психологической компетентности.

— Знает «Какой я?», «Что я могу?»; заложены элементы по­зиции доверия и уверенности в самом себе; адекватно понимает свои возможности, способности, особенности характера; знает свои «сильные» и «слабые» стороны; умеет общаться в разных социальных группах; имеет навыки речевого, жестового обще­ния; владеет своим настроением, мимикой лица; знает правила взаимоотношений между людьми; умеет слушать и быть инте­ресным другом; может расположить к себе человека; умеет улы­баться, спорить, избегать драки, конфликта; умеет работать со­обща, сотрудничать, учитывать интересы и желания других.

— Знает, что здоровье — это бесценный дар, который посто­янно надо беречь и приумножать. Понимает значение спорта, физкультуры для организма; владеет элементами какого-либо вида спорта; может сам составить для себя комплекс утренней зарядки, физической нагрузки на неделю, в течение дня; име­ет скоординированную походку; владеет навыками посадки при учебе, еде, позой во время сна, бега, ходьбы и пр.

— Имеет развитое воображение, элементы творческого мышления; знает о широком аспекте творческих профессий и понимает их значение для жизни человека; осознает пре­красное и сам стремится быть красивым и приумножать кра­соту; сформирована потребность к прекрасному; умеет само­стоятельно заниматься каким-либо видом творчества; знаком с основами народного творчества, промыслами.

— Владеет навыками самообслуживающего труда и спосо­бен выполнять работы по дому, участку: убирать, мыть, стирать, гладить, чистить...

— Имеет представления о видах профессий, труде и зарплате; осознает связь между благополучием человека и его трудом; умеет обращаться с деньгами и понимает их назначение; четко ориенти­руется в гражданском законодательстве о правах и обязанностях детей в нашей стране; имеет представление о правонарушениях и ответственности за это; знает, что он гражданин России; знаком с символикой, обычаями и обрядами. Таким образом, основными итогами воспитательной работы в плане социализации школьников подросткового возраста яв­ляются: становление и развитие системы социальной идентич­ности, осознание своего места в обществе, формирование «чув­ства взрослости >>.
Целевые установки воспитательной работы

с подростками 15-17 лет

Возраст подростка — это период завершения процесса вос­хождения к социальной зрелости, который характеризуется новой социальной ситуацией развития. Подросток стоит на по­роге взрослой жизни, он обращен в будущее, и эта обращенность составляет «аффективный центр» всей его внутренней жизни. Он смотрит на взрослого и решает копировать его, быть по­хожим на него. Только эта похожесть лишь внешняя: что ле­жит внутри взрослого, ему еще недоступно. Поэтому вслед за получившим внутренний импульс желанием только что ро­дившегося «Я» перевернуть весь мир появляется неуверен­ность в собственных возможностях, силах, способностях. «Ис­чезает состояние душевного равновесия, душевного комфор­та, рождается ощущение беспомощности. Возникает так называемый подростковый кризис, который нередко сопро­вождается состоянием агрессивности, злобы, жестокости или апатии и депрессии.

Основными мотивами деятельности подростка являются желание занять свое место в мире взрослых, утвердиться в ком­пании сверстников, быть уверенным в своей компании и т.п. Ведущей деятельностью становится интимно-личное общение (общение с другом, с друзьями через позицию своих настрое­ний и желаний); учебно-профессиональная деятельность большой степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении.

Большое значение для этого возраста приобретает молодежная культура, под которой под­разумевается «торопливое» подражание подростка взросло­му. Они мгновенно реагируют на все новое, но стремятся со­здать свое социальное пространство, в котором они будут са­мими собой. Пространство это очень разнородно, т.к. сами подростки тоже очень различны. Объединяет их лишь одно — ярко выраженное стремление к самостоятельности. Поэтому «жанр» каждодневной, ежечасной и ежеминутной опеки дол­жен быть, по всей видимости, сменен принципиально новой стратегией: оказание помощи в создании молодежью своей культуры.

Становление личности подростка сопряжено с проблемами будущего, его ролью во взрослом обществе. Именно поэтому работа по про­фессиональному самоопределению, развитию общечеловечес­ких ценностей, личного счастья (любви, здоровья, семьи), ос­воение навыков построения перспектив становятся наиболее значимыми для подростка.

Учитывая депрессивные настроения воспитанни­ков, низкий уровень мотивационной сферы, инерционность рефлексий и т.п., необходимо создавать псевдореальные проблемные ситуациями, в ходе решения которых подрост­ки будут усваивать социально одобряемые нормы и ценности, и выстраивать свою систему ценностей. Монотонные переска­зывания статей, скучные выступления подростков, примитив­ные операции с картинками и т.п. — все это должно уступить место диспутам, работе по установлению причинно-следствен­ных связей и отношений.

Таким образом, к моменту выхода воспитанника из стен учреждения он дол­жен овладеть следующими умениями:

  • заботиться о своем здоровье;

  • адекватно реагировать на собственные эмоции;

  • грамотно отстаивать свои права и интересы;

  • ориентироваться в мире профессий и в своих профессиональ­ных возможностях;

  • действовать в ситуации угрозы личной безопасности;

  • эффективно и безопасно пользоваться общественным транс­портом;

  • ориентироваться в районе проживания, в своём городе, посёл­ке и т. д.;

  • руководствоваться правилами и нормами поведения в обще­стве;

  • заниматься самотворчеством, выражая свои личностные интересы и стремления (сфера досуга);

  • освоить бытовые навыки и умения, необходимые для обыден­ной жизни.



Основные мероприятия Программы:

достижение высокого уровня системного взаимодействия в воспитании и социализации воспитанников;

развитие воспитательного потенциала учреждения, создание в нем эффективной гуманистической системы;

содействие семейным формам воспитания;

обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде: безнадзорности, наркомании, алкоголизма и т.д.;

развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в учреждении;

повышение профессионального уровня педагогических кадров в области воспитания;

внедрение в учебно-воспитательный процесс эффективных здоровьесберегающих воспитательных технологий;

развитие учебной, материально-технической базы учреждения.

Реализация намеченных мероприятий Программы позволит:

существенно повысить уровень развития воспитания детей;

сократить количество правонарушений воспитанников;

повысить социальный статус воспитания;

развить профессиональный уровень управления воспитательной деятельностью в учреждении.

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: