Образовательная программа содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Сухой Лог 2012
Целевые установки воспитательной работы
с детьми 12-14 лет
В этой возрастной группе к основным трудностям относятся проблемы поведенческих расстройств. Основной акцент необходимо сделать на развитии возможностей самостоятельного выбора, отбора, принятия решений ребенком при определении своего поведения. Важным фактором эффективности деятельности воспитателя становится его работа по развитию общей психологической компетентности у ребенка.
Основные мотивы в этом возрасте:
1) потребность занять свое место в коллективе; стремление как можно лучше соответствовать представлениям о лидере;
2) ориентация на оценки, суждения сверстников, а не взрослого, требования коллектива становится важнейшим фактором психического развития;
3) возникает потребность личностной самооценки; стремление к «взрослости», самостоятельности, к «самоутверждению» (ближе к 13 годам);
4) стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Неудовлетворенность этого стремления создает у подростка конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество (надо загружать его активной деятельностью).
Основные виды деятельности
1. Учебная деятельность, но не скучная, однообразная и утомительная — тогда будет обратный эффект, — а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него.
2. Деятельность, общение, особенно с другим подростком, компанией друзей; «кодекс товарищества» как доминирующий и организующий мотив поведения подростка.
3. Интимно-личное общение (быть с другим, уметь получать от этого удовлетворение, быть значимым в чьих-то глазах).
Примерный перечень критериев сформированности поведения у воспитанников среднего школьного возраста
Воспитанники должны осознавать свое «Я» на личностном и социальном уровнях; у них должны быть сформированы основы психологической компетентности.
— Знает «Какой я?», «Что я могу?»; заложены элементы позиции доверия и уверенности в самом себе; адекватно понимает свои возможности, способности, особенности характера; знает свои «сильные» и «слабые» стороны; умеет общаться в разных социальных группах; имеет навыки речевого, жестового общения; владеет своим настроением, мимикой лица; знает правила взаимоотношений между людьми; умеет слушать и быть интересным другом; может расположить к себе человека; умеет улыбаться, спорить, избегать драки, конфликта; умеет работать сообща, сотрудничать, учитывать интересы и желания других.
— Знает, что здоровье — это бесценный дар, который постоянно надо беречь и приумножать. Понимает значение спорта, физкультуры для организма; владеет элементами какого-либо вида спорта; может сам составить для себя комплекс утренней зарядки, физической нагрузки на неделю, в течение дня; имеет скоординированную походку; владеет навыками посадки при учебе, еде, позой во время сна, бега, ходьбы и пр.
— Имеет развитое воображение, элементы творческого мышления; знает о широком аспекте творческих профессий и понимает их значение для жизни человека; осознает прекрасное и сам стремится быть красивым и приумножать красоту; сформирована потребность к прекрасному; умеет самостоятельно заниматься каким-либо видом творчества; знаком с основами народного творчества, промыслами.
— Владеет навыками самообслуживающего труда и способен выполнять работы по дому, участку: убирать, мыть, стирать, гладить, чистить...
— Имеет представления о видах профессий, труде и зарплате; осознает связь между благополучием человека и его трудом; умеет обращаться с деньгами и понимает их назначение; четко ориентируется в гражданском законодательстве о правах и обязанностях детей в нашей стране; имеет представление о правонарушениях и ответственности за это; знает, что он гражданин России; знаком с символикой, обычаями и обрядами. Таким образом, основными итогами воспитательной работы в плане социализации школьников подросткового возраста являются: становление и развитие системы социальной идентичности, осознание своего места в обществе, формирование «чувства взрослости >>.
Целевые установки воспитательной работы
с подростками 15-17 лет
Возраст подростка — это период завершения процесса восхождения к социальной зрелости, который характеризуется новой социальной ситуацией развития. Подросток стоит на пороге взрослой жизни, он обращен в будущее, и эта обращенность составляет «аффективный центр» всей его внутренней жизни. Он смотрит на взрослого и решает копировать его, быть похожим на него. Только эта похожесть лишь внешняя: что лежит внутри взрослого, ему еще недоступно. Поэтому вслед за получившим внутренний импульс желанием только что родившегося «Я» перевернуть весь мир появляется неуверенность в собственных возможностях, силах, способностях. «Исчезает состояние душевного равновесия, душевного комфорта, рождается ощущение беспомощности. Возникает так называемый подростковый кризис, который нередко сопровождается состоянием агрессивности, злобы, жестокости или апатии и депрессии.
Основными мотивами деятельности подростка являются желание занять свое место в мире взрослых, утвердиться в компании сверстников, быть уверенным в своей компании и т.п. Ведущей деятельностью становится интимно-личное общение (общение с другом, с друзьями через позицию своих настроений и желаний); учебно-профессиональная деятельность большой степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении.
Большое значение для этого возраста приобретает молодежная культура, под которой подразумевается «торопливое» подражание подростка взрослому. Они мгновенно реагируют на все новое, но стремятся создать свое социальное пространство, в котором они будут самими собой. Пространство это очень разнородно, т.к. сами подростки тоже очень различны. Объединяет их лишь одно — ярко выраженное стремление к самостоятельности. Поэтому «жанр» каждодневной, ежечасной и ежеминутной опеки должен быть, по всей видимости, сменен принципиально новой стратегией: оказание помощи в создании молодежью своей культуры.
Становление личности подростка сопряжено с проблемами будущего, его ролью во взрослом обществе. Именно поэтому работа по профессиональному самоопределению, развитию общечеловеческих ценностей, личного счастья (любви, здоровья, семьи), освоение навыков построения перспектив становятся наиболее значимыми для подростка.
Учитывая депрессивные настроения воспитанников, низкий уровень мотивационной сферы, инерционность рефлексий и т.п., необходимо создавать псевдореальные проблемные ситуациями, в ходе решения которых подростки будут усваивать социально одобряемые нормы и ценности, и выстраивать свою систему ценностей. Монотонные пересказывания статей, скучные выступления подростков, примитивные операции с картинками и т.п. — все это должно уступить место диспутам, работе по установлению причинно-следственных связей и отношений.
Таким образом, к моменту выхода воспитанника из стен учреждения он должен овладеть следующими умениями:
заботиться о своем здоровье;
адекватно реагировать на собственные эмоции;
грамотно отстаивать свои права и интересы;
ориентироваться в мире профессий и в своих профессиональных возможностях;
действовать в ситуации угрозы личной безопасности;
эффективно и безопасно пользоваться общественным транспортом;
ориентироваться в районе проживания, в своём городе, посёлке и т. д.;
руководствоваться правилами и нормами поведения в обществе;
заниматься самотворчеством, выражая свои личностные интересы и стремления (сфера досуга);
освоить бытовые навыки и умения, необходимые для обыденной жизни.
Основные мероприятия Программы:
достижение высокого уровня системного взаимодействия в воспитании и социализации воспитанников;
развитие воспитательного потенциала учреждения, создание в нем эффективной гуманистической системы;
содействие семейным формам воспитания;
обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде: безнадзорности, наркомании, алкоголизма и т.д.;
развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в учреждении;
повышение профессионального уровня педагогических кадров в области воспитания;
внедрение в учебно-воспитательный процесс эффективных здоровьесберегающих воспитательных технологий;
развитие учебной, материально-технической базы учреждения.
Реализация намеченных мероприятий Программы позволит:
существенно повысить уровень развития воспитания детей;
сократить количество правонарушений воспитанников;
повысить социальный статус воспитания;
развить профессиональный уровень управления воспитательной деятельностью в учреждении.
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: