NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Образовательные технологии, используемые учителями моу сош п. Таёжный Образовательная технология


Образовательные технологии,

используемые учителями МОУ СОШ п. Таёжный
Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по планированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Технологии традиционной школы
Технология уровневого обучения
Уровневая дифференциация осуществляется не за счёт уменьшения объёма изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.

Цель технологии уровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития.

Исходные научные идеи:

1. Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребёнку организовать своё обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные.

2. Уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.

3. В структуре уровневой дифференциации по обученности выделяют, как правило, три уровня: минимальный (базовый), программный и усложнённый.

Базовый уровень задаёт нижнюю границу качественного образования с позиции требований общества и государства. Поэтому всем ученикам важно достичь этого уровня, так как он является реальной опорой для последующих форм профессиональной и общекультурной подготовки.

4. Чтобы технология уровневого обучения была эффективной, необходимо ориентироваться на особенности субъектного опыта школьников:

-особенности личностно-смысловой сферы;

- особенности психического развития (особенности памяти, мышления и др.);

- уровень обученности в рамках определённого предмета (сформированные у школьников знания, способы деятельности).

Системы действий учителя и ученика


Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

Предварительный

Определение в действиях школьников базового, программного и усложнённого уровней усвоения учебного материала




Диагностический

Разработка заданий для выявления уровня усвоения знаний. Проведение диагностики обученности школьников.

Анкетирование учащихся, беседы с классным руководителем, учащимися, их родителями.

Самоопределение ученика в области выбора уровня изучения каждого школьного предмета на основе результатов диагностики и своих интересов.

Этап распределения учащихся по группам

Организация распределения учащихся по группам.

Уточнение содержания обучения для разных групп.

Разработка чётких требований к уровню образовательной подготовки применительно к каждому уровню.

Предоставление учащимся разработанных требований

Выбор учеником определённой группы.

Участие в обсуждении предлагаемых учителем требований к уровню образовательной подготовки в той или иной группе.

Этап реализации уровневого обучения

Организация работы учащихся в группах

Организация своей учебной деятельности в рамках выбранной группы

Этап оценки результатов

Оценивание учащихся с позиции приложенных усилий (реализация положительной обратной связи)

Осуществление взаимооценки и самооценки достигнутых результатов


Технология применяется в 1-11 классах


Технология модульного обучения
Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе

Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий:

- законченный блок информации;

- целевую программу действий ученика;

- рекомендации учителя по её успешной реализации.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения:

по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Особенности модульного обучения:

1. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объём изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально действовать.

2. Изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули, и реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего.

3. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю.

4. Отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.
Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учётом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Исходные научные идеи:

1. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе.

Разрабатывая задания, учитель ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует её принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая тем самым самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах.

3. В основании модульной технологии находится и программированное обучение.

4. интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Система действий учителя:

1. Первичное структурирование содержания учебного курса.

2. Составление технологической карты.

3. Создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей модульной программы.

4. Выделение интегрирующих дидактических целей и отбор содержания в виде системы модулей.

5. Градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль.

6. Построение самого модуля.
Ограничения

1. Уровень готовности школьников к выполнению самостоятельной учебной деятельности.

2. Материальные возможности школы.

3. Включение в модуль очень большого объёма содержания деятельности, что создаёт дефицит времени.
Технология используется в 5-11 классах в сочетании с традиционной классно-урочной системой.


Технология интегрированного обучения
Интеграция – объединение в целое каких-либо частей, элементов
В программах многих школьных дисциплин немало «перекрёстков»: совпадающих тем, общих проблем и вопросов.

Интеграция может осуществляться в разных формах и на разных уровнях:

а) вертикальное – охватывает однородный материал из программы разных лет обучения (например: география России 8-9 класс);

б) горизонтальное – предусматривает объединение нескольких предметов данного класса обучения:

- интегрированные уроки;

- интегрированные курсы;

- интегрированные программы.

Интегрированный урок решает конкретные и перспективные задачи, представляющие собой новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости для более углублённого изучения материала, чем те два или три предмета, на основе которых он спланирован.

Характер деятельности учителей на уроке:

- выработка учителями единой педагогической стратегии;

- обязательная взаимность применения ими определённых понятий и фактов в разработке уроков по изучаемой теме.
Технология применяется в 1-11 классах.

Игровые технологии
Педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока или его части;

- как технология внеклассной работы.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства;

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игры различаются:

- по виду деятельности (физические, умственные, трудовые, социальные, психологические);

- по характеру педагогического процесса:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

- по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные);

- - по предметной области (по всем школьным дисциплинам);

- по игровой среде (без предметов, с предметами, настольные, компьютерные и др.).
Игровые технологии применяются в 1-11 классах.

Информационно- коммуникационные технологии
ИКТ могут использоваться на всех этапах процесса обучения:

при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом компьютер выполняет для ученика различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности.
ИКТ применяется всеми учителями в 1-11 классах

Технологии развивающего обучения
Технология проектного обучения
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

4) развивают у себя исследовательские умения: выявление проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение;

5) развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:

- в центре внимания – ученик;

- образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития

- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
Технология используется в 1-11 классах

Проблемное обучение
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Цель:

- приобретение ЗУН;

- усвоение способов самостоятельной деятельности;

- развитие познавательных и творческих способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком лёгкая познавательная задача не создаёт проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- ставит проблемные задачи и др.
Для реализации проблемной технологии необходимы:

- отбор самых актуальных, сущностных задач;

- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребёнка.

Технология деятельностного обучения
Технология деятельностного обучения решает задачу формирования у учащихся универсальных учебных действий.

Дидактические принципы технологии:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание учебной деятельности.

2. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии.

3. Принцип целостности предполагает формирование обобщённого системного представления учащихся о мире.

4. Принцип минимакса: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания на максимальном уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне государственного образовательного стандарта.

5. Принцип психологической комфортности подразумевает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

6. Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к принятию решений в ситуациях выбора.

7. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе.
Этапы формирования УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Технология применяется в 1-5 классах
Технология педагогических мастерских
Суть технологии: специально организованное педагогом-мастером развивающее пространство позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию знания.

Цель «мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно, самостоятельно осваивать своё знание.

Принципы технологии:

1.Учитель создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2. Включает эмоциональную сферу ребёнка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность.

3. Учитель работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поиске знаний.

4. Мастер не торопится отвечать на вопросы.

5. Необходимая информация подаётся небольшими порциями.

6. Исключается официальное оценивание учащихся, даётся возможность самооценки работы.
Этапы работы

1. Наведение (мотивация творческой деятельности каждого ученика).

2. Погружение (погружение в материал).

3. Социализация (построение гипотезы в паре, группе).

4. Афиширование.

5. Разрыв (учитель подводит к тому, что знаний недостаточно, необходимо проработать материал в учебнике, справочниках и т.д.)

6. Рефлексия (анализ работы)
Технология применяется на уроках литературы в 9-11 классах.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: