Описание методической системы работы Никулиной Надежды Александровны учителя биологии моу сош «Образовательный центр» г. Зуевка Реализация идей технологии критического мышления в формировании информационной компетентности учащихся на уроках биологии
Описание методической системы работы
Никулиной Надежды Александровны
учителя биологии МОУ СОШ «Образовательный центр» г. Зуевка
Реализация идей технологии критического мышления в формировании информационной компетентности учащихся на уроках биологии
Реализация идей технологии критического мышления в формировании информационной компетентности учащихся на уроках биологии.
Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качества школьного образования. Необходимо учеников ориентировать на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях, развивать компетентности обучающихся, а век компьютеризации особенно информационную компетентность. Большинство учеников нашей школы не умеют работать с информационными источниками, находить нужную информацию, а значит в самостоятельно не могут приобретать знания, быть конкурентноспособным при поступлении и обучении в ВУЗы. Встают противоречия, которые надо решать.
Каким образом обеспечить культуру умственного труда развивать интеллектуальные способности школьников в отсутствии мотивации учения и самообразования.
Как организовать на уроках изучение основ биологической науки с учетом нового социального заказа школе и традиционными методами и формами обучения, ориентированных на передачу готовых знаний.
Как преодолеть противоречие между отсутствием умений у учащихся учиться по новому и необходимостью получения качественного современного образования и профессионального самоопределения.
Данные противоречия поможет решить технология развития критического мышления, которую автор методической системы применяет на уроках биологии. Формирующие навыки работы с информацией в процессе чтения и письма,они направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.
Основная цель использования данной технологии заключается в развитии интеллектуальных способностей, таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность провожу через использование компьютернных технологий и через формирование информационной компетентности. Информационная компетентность включает - понимание необходимости получения информации, знание о том, как найти нужную информацию, умение выбирать надлежащий источник и отбирать соответствующую информацию, умение анализировать, синтезировать информацию, использовать и передавать ее. Авторы технологии РКМ Ч.Темпл, К.Мередит, Д.Стилл и Д.Огл выделили основных положения технологии : Вызов – Осмысление – Рефлексия. Именно эти 3 этапа урока лежат в решении задач развития аналитического, критического мышления.
Ученики сами для себя формируют цель: для чего я буду изучать новый материал, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос, а в конце урока возвращаются к первоначальной цели и проводят осмысление результатов работы.
Используя групповую, парную и коллективные формы работы, обучаю выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся, отделять главное; отвергать неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст; быть честным в своих рассуждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение; уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной речи. Идея обучения учащихся с использованием технологии РКМ- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Большое внимание уделяю самостоятельной поисковой творческой деятельности, самообразованию и самоорганизации на основе проблемных заданий и вопросов. В этом помогают такие приемы технологии как инсерт, мозговая атака, чтение с остановкой, кластер, продвинутая лекция, эссе, заполнение таблицы «З-Х-У», маркировка текста, взаимоопрос, «Аквариум» и другие. Используя компьютерные технологии на основе этапов урока в режиме применения ТРКМ, обучаю отбирать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми –основа урока и с использованием приемов технологии РКМ.
Каждый этап работы на уроке имеет результат: «вызов»- активизируют имевшиеся ранее знания, пробуждает интерес к теме, определяет цели изучения учебного материала. Роль учителя – в основном координирующая.
«Осмысление»- содержательная работа ученика направленная на осмысление или через маркировку, составление таблиц или ведение дневника, которые позволяют отслеживать собственное понимание возможно с использованием видеоматериала. «Рефлексия» - формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии, активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Таким образом, технология РКМ способствует решать проблему активного творческого обучения и получения качественного образования, использовать современные технические средства обучения, формировать информационную компетентность через применение разных источников, воспитывать культуру умственного труда.


страница 1
скачать
Другие похожие работы: