Особенности преподавания химии в классах медицинского направления. Из опыта работы в классах с углубленным изучением химии моу «Лицей №2»
Особенности преподавания химии
в классах медицинского направления.
Из опыта работы в классах с углубленным изучением химии
МОУ «Лицей №2», преподаватель Михайлова Т.В.
Изучая курс неорганической и органической химии в классах химико-биологического профиля, мы часто подчеркиваем связь химии с медициной. Уместны слова великого Ломоносова – «Медик без довольного медицинского познания химии совершенен быть не может». Связь эта возникла давно. Еще в ХVI веке широкое развитие получило медицинское направление в химии, основоположником которого стал швейцарский врач Парацельс (1493-1541г.г.). «Цель химии состоит … в изготовлении лекарств» - писал он. Для современных врачей и фармацевтов изучение химии имеет огромное значение. Медики должны четко знать природу лекарственных препаратов, их свойства, растворимость, реакционную способность, влияние на человека. Наконец, взаимосвязь между содержанием, например, некоторых химических элементов в организме и возникновением и развитием различных заболеваний.
Оказалось, что особенно чутко организм реагирует на изменение концентрации в нем микроэлементов. К таким относятся медь, цинк, марганец, молибден, железо, йод и др. Определение концентрации этих элементов в крови позволяет иногда обнаружить ранние стадии различных заболеваний. Так, изменение концентрации цинка в сыворотке крови связано с протеканием заболеваний печени и селезенки, а кобальта и хрома – некоторых сердечно-сосудистых заболеваний и др.
Это очень актуально для Чувашии, где испытывается дефицит йода и цинка. Программа по химии в лицее №2 построена так, что в 9-ом классе изучается химия элементов (3 часа в неделю), в 10-ом классе – органическая химия (4 часа в неделю), и в 11-ом классе – общая химия (4 часа в неделю).
И при изучении темы, например, «Щелочные и щ/земельные металлы и их соединения» уместно напомнить, что:
-гидрокарбонат натрия (питьевая сода) используется в медицинской практике при повышенной кислотности желудочного сока, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, изжоге, подагре, диабете, катарах верхних дыхательных путей. Это связано со способностью гидрокарбоната натрия подвергаться гидролизу и создавать щелочную среду. При слабых концентрациях можно использовать при ожогах, для ингаляций, при насморке, стоматитах и др. Поэтому в домашней аптечке всегда присутствует пищевая сода;
- гидроксид кальция в форме известковой воды применяют наружно в качестве противовоспалительного и дезинфицирующего средства. Если смешать известковую воду с маслом (любым), то можно использовать в виде мази при некоторых кожных заболеваниях;
- карбонат кальция применяют внутрь не только при недостатке кальция в организме, но и как средство, адсорбирующее и нейтрализующее кислоты;
- сульфат натрия называют глауберовой солью (в честь немецкого химика Глаубера). Ее применяют как слабительное средство. Может быть использована в качестве противоядия при отравлении солями бария и свинца, с которыми она дает нерастворимые осадки.
Можно продолжать бесконечно долго описывать медицинские показания для использования химических элементов и их соединений.
При рассмотрении тем органической химии каждый гомологический ряд найдет подтверждение связи химии и медицины, например:
- фенолы: карболовая кислота и резорцин – сильные антисептические средства. Применяются в наружной рецептуре для изготовления противогрибковых препаратов;
- бензойная кислота и бензоат натрия, салициловая кислота используются не только как консерванты, но в определенных дозах они входят в состав спиртовой жидкости для применения при проблемной коже и т.д.
Совершенно благодатные темы для повышения интереса к предмету «химия» и заинтересованности, может быть, в будущей профессии являются «Спирты», «Сложные эфиры», «Углеводы», «Белки» и др. В настоящее время необычайно возрос интерес к специальности «Биотехнология » - это промышленная технология получения хозяйственно ценных продуктов, основанная на использовании микроорганизмов, тканей и клеток или продуктов их жизнедеятельности. Что значит БТ для медицины – это новые лечебные препараты, это конструирование «поливалентных вакцин», это сыворотки и иммуноглобулины, инсулин и т.д.
Перечень можно продолжать. Всеми этими проблемами и их решением будут заниматься химики и медики будущего, т.е., сегодняшние школьники, решившие посвятить свою жизнь служению двум самым древним областям человеческих знаний – химии и медицине.
литература:
Азимов А. Краткая история химии. – М.; Мир, 1983
Макаров К.А. Химия и медицина. – М.: Просвещение, 1981
Оганесян Э.Т., Книжник А.З. Неорганическая химия. – М.; Медицина,1989
страница 1
скачать
Другие похожие работы: