Особенности высшей нервной деятельности человека. Память, виды памяти
Шестаковская основная общеобразовательная школа
Урок биологии на тему
«Особенности высшей нервной деятельности человека.
Память, виды памяти».
( 8 класс)
Учитель биологии:
Копылова Е.А.
2009 год.
ТЕМА: Особенности высшей нервной деятельности. Память, виды памяти.
ЦЕЛИ:
образовательные: расширить представление учащихся о понятиях «высшая нервная деятельность», «память и её виды».
развивающие: развивать познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы совершенствовать навыки самостоятельной работы, выработать навыки определения объёма кратковременной памяти;
воспитательные : осуществить гигиеническое воспитание учащихся (дать правила эффективного запоминания
информации), воспитывать трудолюбие, стремление к совершенствованию характера.
Общедидактическая цель: создать условия для изучения нового материала и его закрепления.
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ФОРМА РАБОТЫ: групповая.
МЕТОДЫ: частично – поисковый, составление опорного конспекта.
ОБОРУДОВАНИЕ: видеофрагмент «Механизм процессов запоминания в мозге»,часы, тексты для каждого ученика (для определения категории памяти),таблички для составления опорного конспекта, таблички на каждый стол «Объём памяти и его характеристика».
ХОД УРОКА:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА:
Этапы урока | Дидакти-ческие задачи | Деятельность | |
учителя | учеников | ||
Организа-ционный момент Актуали-зация знаний Изучение нового материала Эксперимент (закрепление) (Д.М.) Просмотр видео- фрагмента «Механизм процессов запоминания в головном мозге». Лабораторная работа Контроль Рефлексия Д.З | Подготовка учащихся к уроку Установление правильности выполнения д/з, выявление пробелов и их коррекция. Формулиро-вание темы, выяснение определения и видов памяти. Организация самостоятель-ной работы. Уточнение понятия: двигательная память, образная память. Выявить объём кратковре-менной памяти. Выявить, что усвоили. Определить падает ли уровень запоминания при шумовых раздражениях | Вводное слово, проверка готовности класса и оборудования к уроку Даёт задание учащимся: 1-рассказать о видах мышления 2-роль речи в познании и труде. Задание классу: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…» -в чём смысл этой фразы? Подвожу итог: развитие речи – ключевой момент в формировании личности. К познавательным процессам относятся ощущения, восприятие, мышление и память. Некоторые из них мы уже рассмотрели. Привожу пример высказывания мамы по поводу болезни сына (стр.284 учебника)…Вопрос: о чём же сегодня на уроке пойдёт речь? Формирует группы для работы на уроке. Что же такое память? А какие же типы памяти различают? Предлагает определить место выключателя, стенда, уголка здоровья и т.д. Опыты с лимоном. Приводит пример из передачи «Жди меня». Подводит итог: память человека – это неизменный психический процесс и при заболевании или влиянии на человека каких-либо отрицательных факторов происходит разрушение клеток головного мозга и потеря памяти. Вопросы для обсуждения. Инструктаж: к какой категории относится объём памяти учащихся. Подводит итог: какой вид памяти преобладает в классе. Часто можно слышать, что у человека плохая память. Вопрос: А существуют ли правила запоминания? Давайте попробуем составить для себя такие правила. Используя наши правила и ваши конспекты на уроке составим опорный конспект. При работающем телевизоре провести эксперимент на запоминание текста. | Записывают в тетради дату, проверяют оборудование к уроку. 1.Мышление – это опосредованное и обобщённое познание действительности. 2.Совокупность особенностей мышления называется умом. 3.Различают логическое мышление и критическое. Логическое –когда человек не только усваивает слова, но может правильно делать выводы и не ошибаться в них. 4.Критическое –умение проверять и отстаивать истину. 5.Речь состоит из слов. Одни слова обозначают предметы, другие –качества предметов, третьи – действия. Слова объединяются в предложения. Человек обдумывает поступки, разрабатывает сценарии будущих действий, отбирает наиболее удачный из них и только после этого действует. Анализируют, формулируют тему урока - речь пойдёт о памяти, её типах. Работают в группах с источниками информации: 1-с учебником, 2-с дополнительной литературой. 3-со словарём, делают пометки в тетради, обсуждают в группе. После общего обсуждения приходят к выводу: память – это следы прежних ощущений и восприятий. Это-очень сложный процесс, состоящий из запоминания информации, её хранения и воспроизведения. Работая с дополнительной литературой , составляют в табличках опорный конспект по типам памяти. Выполняют движения Делают вывод –происходит потеря памяти в следствие каких – либо неблагоприятных факторов. Обсуждают в группах, делают выводы. Работают по инструктивной карточке и по таблице определяют к какой категории относится их память. Составляют правила На доске заполняется опорный конспект. Заполняют карточки по работе в группах Я – МЫ -результат |

Вариант 1
Слова для запоминания: сено, ключ, самолет, цветы, медведь, стол, поезд, картина, сердце, книга, букет, аромат, тротуар, бумага, ворона, океан, мужчина, абстракция, фильм, столетие, учитель, горы, календарь, ребенок, паровоз.

страница 1
скачать
Другие похожие работы: