NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Отечественная война 1812 года»


Тема : «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:

1. Дидактические цели:

  • создать условия для формирования представления о войне 1812 года;

  • показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны).

2. Развивающие цели:

продолжить развитие и становление:

  • интеллектуальных умений;

  • практических умений: работа со справочниками, тестами;

  • положительных качеств ребенка.

  • расширить социальный опыт учащихся;

3. Воспитательные цели:

Воспитание патриотизма, чувство национальной гордости за славные дела предков, за то, что перед лицом грозной опасности наш народ всегда находит силы дать отпор врагу.

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Психологический настрой

Учитель: - Я прошу всех встать.

-Возьмите друг друга за руки, подарите ему частичку своего тепла, почувствуйте тепло и доброту другого человека.

(2 слайд)

Приложение 1

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.
Учитель: -Если мы будем относиться друг к другу добрее, то и класс наш будет дружным. Но наш класс не один, нас- целая школа, а школ тоже много. И если все это поймут, то дружная будет вся наша страна, и вся планета Земля.

III. Народный календарь

Учитель:- Какое время года наступило в нашей стране?

Дети: - Весна

Учитель:- Чем пахнет весна?

Дети: Свежестью, цветами, чистым воздухом

Дыхательная гимнастика ( 4 с- вдох, 4 с- выдох, 2 с- пауза)

(4 слайд- «Весна»)

Учитель: - Как зима ни злится, как март ни хмурится, а от весны всё равно не уйдёшь. Солнышко греет день ото дня всё решительнее. 12 марта в народном календаре называется Прокоп Дорогорушитель. Об этом дне в народе так говорили: «Прокоп дорогу рушит». А трудолюбивый крестьянин без дела не сидит. Нужно всё проверить и починить.

- Следующий этап нашего урока- проверка домашнего задания.

IV. Проверка домашнего задания

Тест (презентация)

  • Кто продолжил дела Петра I? (слайд- 5)

Дети: -Екатерина Великая

- Екатерина Великая -

- Иван Грозный

- М.В. Ломоносов
Учитель: -Что вы знаете о Екатерине Великой?


  • Самый большой город Российской империи в XVIII веке? (слайд- 9)

Дети: -Санкт- Петербург

- Москва

- Рязань

- Санкт- Петербург
Учитель:- Домашнее задание было составит синквейн со словом Санкт- Петербург. Зачитайте.

  • Во время войны России с Турцией отличились: (слайд- 12)

Дети: -А. В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков

- А.В. Суворов

- Ф.Ф.Ушаков

- Александр Невский

- Дмитрий Донской
V. ФНЗ

1. Сообщение темы и цели урока

Учитель: - Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. О таком событии мы сегодня услышим.

Тема урока- Отечественная война 1812 года (слайд -17).

Учитель: -Сегодня на уроке мы узнаем :

  • о нашествии Наполеона на Россию;

  • о Бородинской битве;

  • о том, как на войну с Наполеоном поднялся весь народ

Цели урока:

-Узнать о войне 1812 года (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны).

- Какой полководец командовал русскими войсками в 1812 году?

- Узнать о Бородинской битве

Учитель: - В 1812 году над Россией нависла новая беда- война с Францией. Французской армией командовал император Наполеон Бонапарт.

2. Наполеон Бонапарт- кто он?

(слайд- 18)

Учитель: - В это время почти все европейские страны были охвачены войной. Во Франции пришел к власти и провозгласил себя императором Наполеон Бонапарт. Он мечтал о мировом господстве. Уже многие покоренные страны лежали у ног Наполеона. Но, чтобы окончательно почувствовать себя мировым господином, ему нужно было завоевать Россию.

К началу 1812 года “Великая армия” Наполеона насчитывала 1 миллион 200 тысяч человек. Состояла она не только из французов, но из представителей народ, уже завоеванных Наполеоном. В поход на Россию он взял 600 тысяч человек. Во главе войск стояли умные, опытные, проверенные в боях военачальники.

Наполеон был уверен в скорой победе.

Своим маршалам Наполеон говорил: “Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги. Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову. Если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце”.

Тревога за судьбу Отечества охватила весь народ. В этот трудный для России час главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Голенищев- Кутузов.

(МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ КУТУЗОВ)

Учитель: - Почему войска с радостью встретили Кутузова?

(фильм о Кутузове- 1 мин.)

Приложение 2

Дети: - Войска с радостью встретили Кутузова потому, что он одержал уже много побед, к тому же был учеником Суворова

3. Бородинская битва

- Кутузов начал подготовку к решительному сражению. Оно произошло на широком и просторном поле у села Бородино, в 110 км от Москвы.

(БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ)
Вопрос перед просмотром фильма:

Учитель: - Какого числа и во сколько началось генеральное сражение?

(фильм- «Бородинское сражение»)

Приложение 3

Дети: - 26 августа 1812 года в 6 часов утра.
5. Оборона Курганной высоты

- Одним из самых тяжёлых моментов боя была оборона Курганной высоты.

(ОБОРОНА КУРГАННОЙ ВЫСОТЫ) Её защитников возглавлял генерал Николай Николаевич Раевский (слайд – 23)

Учитель: - Под каким названием вошла в историю Курганная высота, оборону которой возглавлял Николай Николаевич Раевский?

Дети: - Батарея Раевского.

(фильм- «Батарея Раевского»).

Приложение 4

Учитель: -Тяжёлый был день 26 августа 1812 года. Вот как писал М. Ю. Лермонтов об этом дне в стихотворении «Бородино»:
Ученик:

- Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась- как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны-

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

6. Отступление русских.

Учитель: - Из- за больших потерь Кутузов приказал войскам отступить к Москве. Нелёгкий выбор встал перед русским командованием: давать ли под стенами Москвы ещё одно сражение или оставить Москву неприятелю, но сберечь войско? Полководец принял нелёгкое решение отступить. Никто не понимал- как полководец мог сдать Москву в руки неприятелю. М. Ю. Лермонтов даже начал с этого вопроса стихотворение- «Бородино»:
Инсценировка отрывка

- «Скажи- ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые

Да, говорят, ещё какие!

Не даром помнит вся Россия

Про день Бородина!»
- Да, были люди в наше время,

Не то что нынешнее племя:

Богатыри- не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!
7. На войну с Наполеоном поднялся весь народ

Ученик: -Французский император долго ждал, что москвичи принесут ему ключи от города, как это бывало во многих городах Европы. Но напрасно ….(слайд- 25)
Отрывок из стихотворения (читает ученица)

- Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

(А. С. Пушкин)

Учитель: - Наполеон вошёл в Москву. Улицы были пусты. 2 сентября в Москве начался пожар. Он полыхал несколько дней.

- Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Одним из участников партизанского движения был Денис Давыдов.

(сообщение ученика о Давыдове)

Приложение 5

Учитель: -За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тысячи своих солдат. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ и, впоследствии, война была французами проиграна. Русские войска освободили свою землю. Предлагаю мысленно перенестись в 1814 год, когда русские избавились от захватчиков и война с Францией была закончена и пройтись парадным шагом по Парижу- столице Франции.

ФИЗМИНУТКА под музыку «Аты- баты»

Приложение 6

(слайд- 29)

8. Работа с учебником

Учитель: - Прочитайте последний абзац на стр. 116 «На войну с Наполеоном поднялся весь народ» и ответьте на вопрос-(слайд- 31)

  • Почему в истории России война 1812 года осталась под названием Отечественной?

Дети: - Потому что на борьбу с французскими захватчиками поднялся весь народ.

10. Обобщение по теме урока

Учитель: - Посмотрите последний фильм об Отечественной войне 1812 года и ответьте на вопрос: - За что сражались русские воины на Бородинском поле?

Дети: -За своих детей, женщин, стариков, за мир в России, за свободу.

Учитель: - Скажите- что приносит людям война?

(фильм – «Окончание войны»)

Приложение 7
Учитель: - Большинство людей хотят, чтобы на земле был мир, радость, счастье, чтобы звучали голоса птиц и светило солнце. Мы сегодня на уроке работали- слушали, смотрели фильмы, читали. Ваши глазки устали- им нужно дать отдых. Проследите за солнышком, которое неустанно путешествует по небу.

(слайд- 34 )

Приложение 8
- А сейчас я хочу проверить знания, полученные на уроке.

VI. Формирование практических навыков

1. Закрепление по теме

- В каком году была война, о которой шла речь на уроке?

- Между какими государствами шла война?

- Назовите имена полководцев во главе каждой армии.
- перед вами тесты. Подчеркните простым карандашом правильный ответ.

Приложение 9

Учитель: -От тестов переходим к закреплению темы в рабочих тетрадях. Дифференцированные задания по группам.

- У каждой группы своё задание- и дополнительный вопрос, над которым нужно подумать и ответить устно.
2. Работа в тетради

Дифференцированные задания
1 группа

с. 40- упр. № 2

- Кто командовал Бородинской битвой?
2 группа

с. 41 упр. № 3

- Почему ты отнёс картинку к Бородинскому сражению?
3 группа

с. 43 упр. № 6

- Подпиши- когда началось Бородинское сражение?

VI. Д/задание –с. 112- 113, 116 (пересказ)

синквейн со словом Родина
VIII. Обобщение

Учитель: -Бородино – это одна из ярких страниц истории Отечества. В 1837- 1883 году по проекту архитектора Тона был возведён Храм Христа Спасителя (слайд- 36 ) в память о победе в Отечественной войне 1812 года. Наверное, и вы испытывали какие-то чувства, изучая сегодняшнюю тему.
Рефлексия


А сейчас мы с вами создадим « ромашку чувств»:
у вас на столе в конверте есть лепестки, они разного цвета

Если вы испытали чувство:
- гордости, восхищения, то возьмите оранжевый лепесток;
 - сострадания, сочувствия, милосердия, то возьмите лепесток зеленый;
 - никаких, лепесток синий
-На каждом столе лежит сердцевина ромашки, приклейте к ней свой лепесток.

- Покажите, каких лепестков получилось больше.
Вы люди неравнодушные, главное - в вас живет чувство патриотизма, а также сострадание и милосердие.
Учитель: - А сейчас я хочу, чтобы мы вспомнили людей, которые не жалели своей жизни для спасения Родины

Песня «Кавалергарда век недолог…»

(Приложение 10)

(слайды)
И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Презентация

страница 1


скачать

Другие похожие работы: