«Отечественная война 1812 года»
Тема : «Отечественная война 1812 года»
Цели урока:
1. Дидактические цели:
создать условия для формирования представления о войне 1812 года;
показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны).
2. Развивающие цели:
продолжить развитие и становление:
интеллектуальных умений;
практических умений: работа со справочниками, тестами;
положительных качеств ребенка.
расширить социальный опыт учащихся;
3. Воспитательные цели:
Воспитание патриотизма, чувство национальной гордости за славные дела предков, за то, что перед лицом грозной опасности наш народ всегда находит силы дать отпор врагу.
Ход урока:
I. Оргмомент
II. Психологический настрой
Учитель: - Я прошу всех встать.
-Возьмите друг друга за руки, подарите ему частичку своего тепла, почувствуйте тепло и доброту другого человека.
(2 слайд)
Приложение 1
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Учитель: -Если мы будем относиться друг к другу добрее, то и класс наш будет дружным. Но наш класс не один, нас- целая школа, а школ тоже много. И если все это поймут, то дружная будет вся наша страна, и вся планета Земля.
III. Народный календарь
Учитель:- Какое время года наступило в нашей стране?
Дети: - Весна
Учитель:- Чем пахнет весна?
Дети: Свежестью, цветами, чистым воздухом
Дыхательная гимнастика ( 4 с- вдох, 4 с- выдох, 2 с- пауза)
(4 слайд- «Весна»)
Учитель: - Как зима ни злится, как март ни хмурится, а от весны всё равно не уйдёшь. Солнышко греет день ото дня всё решительнее. 12 марта в народном календаре называется Прокоп Дорогорушитель. Об этом дне в народе так говорили: «Прокоп дорогу рушит». А трудолюбивый крестьянин без дела не сидит. Нужно всё проверить и починить.
- Следующий этап нашего урока- проверка домашнего задания.
IV. Проверка домашнего задания
Тест (презентация)
Кто продолжил дела Петра I? (слайд- 5)
Дети: -Екатерина Великая
- Екатерина Великая -
- Иван Грозный
- М.В. Ломоносов
Учитель: -Что вы знаете о Екатерине Великой?
Самый большой город Российской империи в XVIII веке? (слайд- 9)
Дети: -Санкт- Петербург
- Москва
- Рязань
- Санкт- Петербург
Учитель:- Домашнее задание было составит синквейн со словом Санкт- Петербург. Зачитайте.
Во время войны России с Турцией отличились: (слайд- 12)
Дети: -А. В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков
- А.В. Суворов
- Ф.Ф.Ушаков
- Александр Невский
- Дмитрий Донской
V. ФНЗ
1. Сообщение темы и цели урока
Учитель: - Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. О таком событии мы сегодня услышим.
Тема урока- Отечественная война 1812 года (слайд -17).
Учитель: -Сегодня на уроке мы узнаем :
о нашествии Наполеона на Россию;
о Бородинской битве;
о том, как на войну с Наполеоном поднялся весь народ
Цели урока:
-Узнать о войне 1812 года (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны).
- Какой полководец командовал русскими войсками в 1812 году?
- Узнать о Бородинской битве
Учитель: - В 1812 году над Россией нависла новая беда- война с Францией. Французской армией командовал император Наполеон Бонапарт.
2. Наполеон Бонапарт- кто он?
(слайд- 18)
Учитель: - В это время почти все европейские страны были охвачены войной. Во Франции пришел к власти и провозгласил себя императором Наполеон Бонапарт. Он мечтал о мировом господстве. Уже многие покоренные страны лежали у ног Наполеона. Но, чтобы окончательно почувствовать себя мировым господином, ему нужно было завоевать Россию.
К началу 1812 года “Великая армия” Наполеона насчитывала 1 миллион 200 тысяч человек. Состояла она не только из французов, но из представителей народ, уже завоеванных Наполеоном. В поход на Россию он взял 600 тысяч человек. Во главе войск стояли умные, опытные, проверенные в боях военачальники.
Наполеон был уверен в скорой победе.
Своим маршалам Наполеон говорил: “Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги. Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову. Если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце”.
Тревога за судьбу Отечества охватила весь народ. В этот трудный для России час главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Голенищев- Кутузов.
(МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ КУТУЗОВ)
Учитель: - Почему войска с радостью встретили Кутузова?
(фильм о Кутузове- 1 мин.)
Приложение 2
Дети: - Войска с радостью встретили Кутузова потому, что он одержал уже много побед, к тому же был учеником Суворова
3. Бородинская битва
- Кутузов начал подготовку к решительному сражению. Оно произошло на широком и просторном поле у села Бородино, в 110 км от Москвы.
(БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ)
Вопрос перед просмотром фильма:
Учитель: - Какого числа и во сколько началось генеральное сражение?
(фильм- «Бородинское сражение»)
Приложение 3
Дети: - 26 августа 1812 года в 6 часов утра.
5. Оборона Курганной высоты
- Одним из самых тяжёлых моментов боя была оборона Курганной высоты.
(ОБОРОНА КУРГАННОЙ ВЫСОТЫ) Её защитников возглавлял генерал Николай Николаевич Раевский (слайд – 23)
Учитель: - Под каким названием вошла в историю Курганная высота, оборону которой возглавлял Николай Николаевич Раевский?
Дети: - Батарея Раевского.
(фильм- «Батарея Раевского»).
Приложение 4
Учитель: -Тяжёлый был день 26 августа 1812 года. Вот как писал М. Ю. Лермонтов об этом дне в стихотворении «Бородино»:
Ученик:
- Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась- как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны-
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
6. Отступление русских.
Учитель: - Из- за больших потерь Кутузов приказал войскам отступить к Москве. Нелёгкий выбор встал перед русским командованием: давать ли под стенами Москвы ещё одно сражение или оставить Москву неприятелю, но сберечь войско? Полководец принял нелёгкое решение отступить. Никто не понимал- как полководец мог сдать Москву в руки неприятелю. М. Ю. Лермонтов даже начал с этого вопроса стихотворение- «Бородино»:
Инсценировка отрывка
- «Скажи- ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые
Да, говорят, ещё какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
- Да, были люди в наше время,
Не то что нынешнее племя:
Богатыри- не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
7. На войну с Наполеоном поднялся весь народ
Ученик: -Французский император долго ждал, что москвичи принесут ему ключи от города, как это бывало во многих городах Европы. Но напрасно ….(слайд- 25)
Отрывок из стихотворения (читает ученица)
- Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
(А. С. Пушкин)
Учитель: - Наполеон вошёл в Москву. Улицы были пусты. 2 сентября в Москве начался пожар. Он полыхал несколько дней.
- Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Одним из участников партизанского движения был Денис Давыдов.
(сообщение ученика о Давыдове)
Приложение 5
Учитель: -За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тысячи своих солдат. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ и, впоследствии, война была французами проиграна. Русские войска освободили свою землю. Предлагаю мысленно перенестись в 1814 год, когда русские избавились от захватчиков и война с Францией была закончена и пройтись парадным шагом по Парижу- столице Франции.
ФИЗМИНУТКА под музыку «Аты- баты»
Приложение 6
(слайд- 29)
8. Работа с учебником
Учитель: - Прочитайте последний абзац на стр. 116 «На войну с Наполеоном поднялся весь народ» и ответьте на вопрос-(слайд- 31)
Почему в истории России война 1812 года осталась под названием Отечественной?
Дети: - Потому что на борьбу с французскими захватчиками поднялся весь народ.
10. Обобщение по теме урока
Учитель: - Посмотрите последний фильм об Отечественной войне 1812 года и ответьте на вопрос: - За что сражались русские воины на Бородинском поле?
Дети: -За своих детей, женщин, стариков, за мир в России, за свободу.
Учитель: - Скажите- что приносит людям война?
(фильм – «Окончание войны»)
Приложение 7
Учитель: - Большинство людей хотят, чтобы на земле был мир, радость, счастье, чтобы звучали голоса птиц и светило солнце. Мы сегодня на уроке работали- слушали, смотрели фильмы, читали. Ваши глазки устали- им нужно дать отдых. Проследите за солнышком, которое неустанно путешествует по небу.
(слайд- 34 )
Приложение 8
- А сейчас я хочу проверить знания, полученные на уроке.
VI. Формирование практических навыков
1. Закрепление по теме
- В каком году была война, о которой шла речь на уроке?
- Между какими государствами шла война?
- Назовите имена полководцев во главе каждой армии.
- перед вами тесты. Подчеркните простым карандашом правильный ответ.
Приложение 9
Учитель: -От тестов переходим к закреплению темы в рабочих тетрадях. Дифференцированные задания по группам.
- У каждой группы своё задание- и дополнительный вопрос, над которым нужно подумать и ответить устно.
2. Работа в тетради
Дифференцированные задания
1 группа
с. 40- упр. № 2
- Кто командовал Бородинской битвой?
2 группа
с. 41 упр. № 3
- Почему ты отнёс картинку к Бородинскому сражению?
3 группа
с. 43 упр. № 6
- Подпиши- когда началось Бородинское сражение?
VI. Д/задание –с. 112- 113, 116 (пересказ)
синквейн со словом Родина
VIII. Обобщение
Учитель: -Бородино – это одна из ярких страниц истории Отечества. В 1837- 1883 году по проекту архитектора Тона был возведён Храм Христа Спасителя (слайд- 36 ) в память о победе в Отечественной войне 1812 года. Наверное, и вы испытывали какие-то чувства, изучая сегодняшнюю тему.
Рефлексия
А сейчас мы с вами создадим « ромашку чувств»:
у вас на столе в конверте есть лепестки, они разного цвета
Если вы испытали чувство:
- гордости, восхищения, то возьмите оранжевый лепесток;
- сострадания, сочувствия, милосердия, то возьмите лепесток зеленый;
- никаких, лепесток синий
-На каждом столе лежит сердцевина ромашки, приклейте к ней свой лепесток.
- Покажите, каких лепестков получилось больше.
Вы люди неравнодушные, главное - в вас живет чувство патриотизма, а также сострадание и милосердие.
Учитель: - А сейчас я хочу, чтобы мы вспомнили людей, которые не жалели своей жизни для спасения Родины
Песня «Кавалергарда век недолог…»
(Приложение 10)
(слайды)
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Презентация
страница 1
скачать
Другие похожие работы: