Полезность блага это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага; в основе полезности лежат разные физические, химические и психологические свойства блага
Полезность блага - это удовлетворение, которое испытывает человек в
процессе потребления блага; в основе полезности лежат разные физические,
химические и психологические свойства блага.
2.2 Теория предельной полезности.
Впервые теории предельной полезности* благ как меры ценности благ и
основания цен появились в 1870-х гг. практически одновременно в Австрии (К.
Менгер), Англии (У. Джевонс) и Швейцарии (Л. Вальрас). Термин предельная
полезность (Grenznutz) был впервые употреблен австрийцем Визером. Затем он
был принят проф. Уикстидом. Он соответствует термину "конечная полезность",
использованному Джевонсом.
Основатели теории предельной полезности считали существование меры
полезности само собой разумеющимся фактом. Менгер и Вальрас никогда всерьез
не ставили вопроса об измеримости полезности. Джевонс вначале отрицал
возможность измерения полезности, а затем предложил способ ее измерения на
основе приблизительного постоянства предельной полезности денег - метода,
который впоследствии принял и усовершенствовал Маршалл. Джевонс отрицал
также возможность межличностных сопоставлений полезностей, отмечая, что
теория цены не требует подобных сопоставлений, но затем стал делать
суждения относительно благосостояния, предполагающие и количественное
измерение полезности, и межличностные сопоставления. С другой стороны,
Менгер и Вальрас не видели трудностей в межличностном сопоставлении
полезностей. Они уделяли очень мало внимания точной форме функции
полезности и считали закон убывающей предельной полезности общепризнанным
фактом. Вальрас в своей книге рисовал линейную функцию предельной
полезности. Менгеровские таблицы также предполагали линейные функции.
Большинство кривых Джевонса были выпуклы книзу.
Теория предельной полезности расходится с другими теориями (в
частности, с трудовой теорией стоимости) на почве проблемы соизмерения
разнородных потребительных стоимостей, или полезностей. Сама постановка
этого вопроса в традиционной марксистской экономической науке считается
абсурдной. Что полезнее – яблоко или скрипка? Считается, что невозможность
в рамках здравого смысла ответить на этот вопрос – самое убедительное
доказательство «вульгарности» теории предельной полезности. Конечно, в
такой абстрактной постановке ответить на этот вопрос нельзя. Но в каждом
конкретном случае это постоянно происходит. Например, если человек страдает
от недостатка витамина С, тяжело заболел, ответ на вопрос – что полезнее –
яблоко или скрипка – вполне очевиден. Вообще, без сопоставления
потребностей, без оценки полезного эффекта тех или иных материальных и
духовных благ никакая экономическая деятельность вообще была бы невозможна.
Теория предельной полезности базируется на том, что хотя
потребности людей вообще говоря, безграничны - потребность в определенном
товаре может быть удовлетворена. Чем большее количество товаров приобретают
потребители, тем меньше их стремление к приобретению дополнительных единиц
этого же товара: например, потребность человека в автомобиле, если он его
не имеет, может быть очень сильной; желание иметь вторую машину гораздо
менее интенсивно; а что касается третьей или четвертой машины, то
потребность в них очень слаба. Даже очень богатые семьи редко имеют больше
четырех-пяти машин, несмотря на то что их доходы позволяют купить и
содержать целый автомобильный парк.
6.1.
Теория предельной полезности
Полезность блага — это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
Сторонники теории предельной полезности выделяли два вида полезности:
абстрактную полезность, как способность блага удовлетворять какую-либо потребность;
конкретную полезность, как субъективную оценку полезности данного экземпляра блага.
Эти виды полезности одного блага для разных людей будут различны. Абстрактная полезность очков для человека с нормальным зрением будет намного ниже, чем для человека с пониженным зрением. Конкретная полезность данной пары очков также будет различна для людей с разными нарушениями зрения (например, дальнозорких и близоруких).
Конкретная полезность данного блага у каждого человека также своя, и зависит от двух факторов: имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем.
Предельной называют дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей единицы товара. Закон убывающей предельной полезности гласит, что с увеличением количества благ общая полезность постепенно возрастает, а предельная полезность каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Следовательно, чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага. А это значит, что цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.
Закон убывающей предельной полезности лежит в основе определения спроса. Поскольку предельная полезность блага по мере потребления снижается, то потребитель будет увеличивать объем покупок (объем спроса) лишь при снижении цены.
Понятие полезности лежит в основе потребительского выбора (поведения потребителя на рынке). Потребительский выбор — это выбор, максимизирующий полезность потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).
Полезность максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (доллар, марка, фунт и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.
6
Спрос (в экономике) — это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени. Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам.
Величина спроса
Следует различать понятия величина спроса и спрос. Величина спроса (объём спроса) представляет собой количество товара, которое готов приобрести покупатель по конкретной цене, а полный спрос на товар — это готовность потребителя приобрести товар при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость величины спроса от цены. Изменение величины спроса зависит от ценового фактора — цены, изменение спроса зависит от нескольких факторов:пола, возраста, ожидания потребителей, дохода потребителей, цен на товары-заменители, дополняющие товары, рекламы и др.
Кривая спроса — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Как правило, чем выше цена, тем ниже величина спроса, и наоборот. В некоторых случаях отмечается так называемый парадоксальный спрос — повышение величины спроса с ростом цены. Это наблюдается в случаях расточительного потребления, целью которого является демонстрация богатства (дорогие автомобили, модная одежда, ювелирные украшения). Товары, спрос на которые ведет себя таким образом, называют "товарами Веблена". Другое исключение относится к противоположному концу спектра: потребители в очень бедных странах могут начать покупать меньше низкокачественных продуктов, например, риса, если цена на них снизится. Это объясняется тем, что потребители смогут потратить оставшиеся деньги (после удешевленной покупки) на другие, более разнообразные продукты. Подобные товары называются "товарами Гиффена" по той причине, что влиятельный экономист Алфред Маршалл приписал, возможно ошибочно, честь открытия этого исключения из закона спроса сэру Роберту Гиффену (Robert Giffen). Спрос характеризуется также эластичностью. Если при повышении или понижении цены товар покупают практически в тех же количествах, то такой спрос называют неэластичным. Если же изменение цены приводит к резкому изменению величины спроса — эластичным.
Неэластичен, как правило, спрос на предметы первой необходимости, спрос на другие товары обычно эластичнее. Парадоксальным часто бывает спрос на предметы роскоши или атрибуты статуса.
Предложение (в экономике) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях.
Объем предложения (объем выпуска) — количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель (фирма) по определенной цене за определенный период времени при прочих равных условиях.
Величина предложения — количество товара, которое имеется в продаже при определённой цене.
Как правило, между уровнем цен и количеством товара существует прямая зависимость. Повышение цен приводит к получению дополнительной прибыли, позволяя производителю расширить производство, привлекает новых производителей на рынок.
Предложение — определенное количество товара, которое продавцы готовы предложить в течение определенного периода времени. Производитель решает две задачи: сколько и по какой цене производить. Чем выше цена, тем выше предложение. Чем ниже цена, тем ниже предложение.
Эластичность предложения зависит от:
особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен)
временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке)
зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению
Факторы, приводящие к изменению предложения:
изменение в себестоимости сырья или производства (повышение себестоимости приводит к снижению предложения)
изменение цен на другие, в том числе и на взаимозаменяемые товары
перспективы ожидания производителей (ожидание повышения цен — предложение (экономика) снижается; ожидание снижения цен — предложение (экономика) увеличивается)
количество товаропроизводителей.
Равнове́сная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:
цена, при которой спрос и предложение равны;
цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;
цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.
Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.
Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными.
Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.
Равновесная цена (equilibrium price) — цена, при которой объем спроса на рынке равен объему предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.
Равновесный объём (equilibrium quantity) — объем спроса и предложения товара при равновесной цене.
Механизм достижения рыночного равновесия.
Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.
Виды рыночного равновесия
Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым.
Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объем, то равновесие называют устойчивым.
Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объем спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.
Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.
Спрос - это количество товара, которое потребители готовы и желают приобрести за одну цену, на данном рынке, на протяжении данного периода. Величина спроса - количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.
Предельная полезность масла и хлеба для француза зависит от их кол-ва.
MUмасла=40-5Qмасла. (Qмасла = кол-во масла в килограммах) Pмасла=5 евро за кг.
MUхлеба=20-3Qхлеба. (Qхлеба = кол-во хлеба в штуках). Pхлеба=1 евро за штуку.
Общий доход, который потребитель тратит на покупку масла и хлеба (J) = 20 евро в месяц.
В таблице представленны данные о предельных потребностях благ. Виноград и конфеты.
кол-во | конфеты MU | конфеты MU | конфеты MU | виноград MU | | | | |
1 | 0,75 | 60 | 0,9375 | 150 | | Pк= | 80 | 640 |
2 | 0,5 | 40 | 0,75 | 120 | | Pв= | 160 | |
3 | 0,25 | 20 | 0,5 | 80 | | J= | 640 | |
На графике показано 2 товара. А и Б.
50*15/30.
Бюджет потребителя 1200 УЕ. Цена товара 1 = 80 УЕ. Цена товара2 = 100 УЕ. В следствии каких то причин цены изменились. Цена торвара1 = 60 УЕ. Цена торвара2 = 120 УЕ. Записать бюджетную функцию и построить графики для обоих случаев. На графиках отметить точки оптимума. И найти эффект замены и эффект дохода. Продемонстрировать на графиках. Подробное решение от каждого.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: