NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Политическая жизнь современного общества: женщина во власть»


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением иностранных языков

Урок дискуссия

на основе ученического социологического исследования
Тема: «Политическая жизнь современного общества: женщина во власть»

11 класс

Демократия минус


женщина – не демократия.

«Российская газета»

Учитель истории

первой квалификационной категории:

Ефремова Г.Ф.

г. Ноябрьск

2006 г.

Тема: «Политическая жизнь современного общества: женщина во власти».
Цели исследования и задачи урока:

1. Подвести учащихся к пониманию актуальности и значимости выдвинутой проблемы;

2. Раскрыть перед учащимися сложность реализации в условиях современной политической жизни Российской Федерации подлинного равноправия мужчин и женщин;

3.Повторить и закрепить понятия: политика, политический статус личности, политический лидер, политические права;

4. Расширить круг новых понятий: гендер, гендерное неравенство, гендерная ассиметрия, гендерное равенство, гендерные стереотипы, политика гендерного равенства;

5. Способствовать развитию мышления, формировать у учащихся умения и навыки исследования (видеть и формулировать проблему, планировать её исследование, анализировать и делать выводы);

6. Воспитывать толерантность и уважение к иной точке зрения;

7. Разрушать стереотипы по отношению к роли, личности и значению женщины в семье, обществе и политике.

Подготовительный этап урока
Учащиеся разбиты на группы: социологи, документалисты, историки, журналисты.

Учащимся предложено изучить литературу и провести социологическое исследование.

В ходе урока группы участвуют в обсуждении, со ссылкой на изученную литературу и данные социологического исследования.

Ход урока
Мотивационный этап урока
Деятельность учителя

Обеспечение необходимой мотивации урока через целеполагание.

В завершении изучения главы «Политическая жизнь современного общества» предлагаю принять участие в дискуссионном уроке «Политическая жизнь современного общества: женщина во власти».
Деятельность учащихся
Учащиеся фиксируют в тетрадях тему урока, план урока.
План урока:

  1. Актуальность изученной темы.

  2. Роль и значение женщины в обществе. История развития вопроса. Гендер и гендерный аспект темы.

  3. Правовые документы о равноправии женщин в современном обществе.

  4. Отношение к проблеме равноправия мужчин и женщин. Интервью у гостя урока.


Привлечение учащихся к определению актуальности темы. С этой целью учитель предлагает проанализировать статистические данные.
Статистические данные:

I блок

  • женщины составляют больше половины населения страны;

  • среди занятого населения женщины составляют 48,8 %, в ЯНАО ½ работоспособного населения;

  • на каждые сто работающих – 51 женщина: в промышленности – 45, в сельском хозяйстве – 48, в торговле, общественном питании – 81, культуре – 73, в аппарате управления – 69.


II блок

Среди государственных служащих женщины составляют 56 %, руководители из них 9 %, высшие руководящие должности в России занимают 1,3 % женщин, одна женщина губернатор – В.И.Матвиенко, в городской думе города Ноябрьска из 25 депутатов две женщины.
Учитель предлагает обсудить проблему, используя изученную литературу, в том числе документы и данные социологического опроса.

На обсуждение выносятся вопросы:

  1. Чем вызвана такая ситуация?

  2. Может ли быть женщина успешной в политической сфере?

  3. Может ли быть эффективной политика, проводимая женщиной-руководителем? Нужна ли вообще женщина во власти?


В последние годы эти и другие вопросы приобретают особое значение. Поэтому очень важно получить представление о сути проблемы, уметь определиться в своем отношении к ней и может быть преодолеть свои гендерные стереотипы.

Проанализируйте данные и сделайте вывод о роли и значении женщин в российском обществе.
Деятельность учащихся


  • Учащиеся дополняют статистические данные о занятости женщин в ЯНАО и Ноябрьске.

  • Делают вывод: женщины играют важную роль в производственной сфере, но в политической сфере их роль незначительна.

  • Учащиеся прогнозируют ситуацию на будущее (страна не лишена перспективы управления государством в XXI веке женщиной).


Работа в группах:

В обсуждении поставленных вопросов включаются все группы:

Историки – дают справки об участии женщин в мировой политике, приводят примеры, делают выводы о том, что большинство передовых стран мира преодолевают гендерные стереотипы, отмечают тенденцию в сторону усиления гендерного равенства.

Документалисты – перечисляют правовые документы по данной проблеме, анализируют их и делают выводы: все документы включают такие важные понятия как

  • равенство;

  • равные права и равные возможности для всех полов;

  • гарантии гендерного равенства в управлении государством и равного доступа женщин и мужчин к государственной службе;


Конституция РФ и другие правовые акты не ограничивают доступ женщины к структурам власти, но косвенные акты по льготам, родительству, совмещению функций семейных и производственных, дают преимущества только женщинам, а следовательно рассматривают её как ненадежного кандидата в структурах управления.
Социологи изложили результаты социологического опроса, выявили позиции старшеклассников по всем включенным в анкету вопросам, сделали выводы:

  • о сохранении (или отсутствии) гендерных стереотипов в данном классе;

  • о наличии приверженцев гендерного неравенства, гендерной ассиметрии;

  • о типе мышления, доминирующим в данном классе.


Выводы по проблеме:

Подобная ситуация вызвана тем, что в обществе преобладает традиционный тип мышления. Создание правового государства и развитие демократии невозможно в условиях сохранения гендерных стереотипов и гендерного неравенства. Социологи предположили, что ситуация в нашей стране относительно гендерного равенства может измениться только в случае изменения общественного сознания.
Журналисты

  • взяли интервью у Председателя Городской Думы города Ноябрьска Крыловой Л.Н.;

  • подготовили тезисы в «газету» по обсуждаемой проблеме.



Общие выводы по дискуссии:


  • необходимость гендерного просвещения;

  • развитии гендерного образования;

  • целесообразности более широкого участия женщин в политике и управленческой деятельности;

  • гендерное просвещение позволит изменить традиционное сознание и поможет утвердить принципы равноправия, уважения приоритета личности.


Рефлексия (заполнение анкеты):

  • изменилось ли твое отношение к проблеме после дискуссии?

  • считаешь ли ты необходимым гендерное образование?

  • как ты относишься к раздельному обучению?


Подведение итогов:

В группах обсудили работу каждого члена, лидеры заполнили оценочные листы и объявили результаты.

Анкета



Исследовательская группа 11 ___ класс школа №____ проводит анкетирование по проблеме «Женщина во власти». Какая она? Может ли она быть успешной в этой области? Эти вопросы являются предметом споров в обществе. А что думаете по этому поводу вы? Анонимность сведений гарантируем. (В каждом из пунктов анкеты просьба обвести кружком букву, соответствующую выбранному ответу.)


  1. Считаете ли вы, что женщин-политиков в нашей стране:

а) много; б) мало; в) не знаю.

  1. Знаете ли вы кого-нибудь из них? Назовите их.

  2. Реально ли, на ваш взгляд, избрание на пост Президента РФ женщины?

а) да; б) нет; в) не думал (а) об этом.

  1. Каковы, на ваш взгляд, характерные черты политиков-мужчин и политиков-женщин? Перечислите их.

  2. По вашему округу в выборах участвуют два кандидата – мужчина и женщина. Кого вы выберете?

а) мужчину; б) женщину; в) все равно.

  1. Кто, по вашему мнению, более способен на правленческую деятельность?

а) мужчина; б) женщина; в) это не зависит от пола.

  1. Как вы считаете, почему в нашем государстве образование, здравоохранение и культура относятся к женским (феминизированным) областям?

  2. Встречались ли вы с дискриминацией по признаку пола? Где и как?

  3. Сталкивались ли вы с гендерной дискриминацией на уроках?

а) много; б) мало; в) иногда.

10. Влияют ли гендерные стереотипы на выбор профессии, жизненного пути?

а) влияют; б) не влияют; в) затрудняюсь ответить.

11.Как вы думаете, готова ли наша молодежь жить в обществе, основанном на концепции гендерного равенства?

а) да; б) нет; в) необходимо гендерное просвещение.
Укажите свой пол, возраст.

Благодарим вас за то, что вы нашли время и возможность ответить на вопросы нашей анкеты.

Основные источники и средства обучения

Учебники


Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие для 10-11 кл. М., 2000.

Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных учреждений. М., 2000

Человек и общество. Обществознание. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебникова. М., 2001.

Литература по проблеме


Абубикирова Н.И. Что такое гендер? // Общественные науки и современность. 1996. №6

Айвазова С. Гендерное равенство в контексте прав человека. М., 2001.

Бовуар С. Второй пол. Т. 1,2. М., 1999

Гендерное образование в средней школе: российский и канадский опыт: Учебно-методические материалы. Иваново, 2002.

Кочкина Е.В. Женщины в российских органах власти // Женщина в обществе – мифы и реалии: Сб. ст. М., 2000.

Молодежь Республики Марий Эл (по материалам социологических исследований). Йошкар-Ола, 2003.

Степанов Н.М. Женщина в парламенте: «роскошь» или необходимость.

Тысько Л.А. Методика ученических социологических исследований: Учеб. Пособие. Йошкар-Ола, 1998.

Ювенология и ювенальная политика в XXI веке / Под редакцией Е.Г.Слуцкого. СПб., 2004.

Документы по проблеме


  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Федеральный закон «О политических партиях».

  3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. М., 1980.

  4. Постановление правительства РФ «Об утверждении национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.»

  5. Доклад четвертой всемирной конференции по положению женщин // ООН, Пекин, 17 октября 1995 г.М., 1996.


Средства наглядности

Портреты и фотоизображения зарубежных женщин – политиков (М. Тэтчер, К. Акино, И. Ганди, Г. Меир, Т. Халонен и др.)

страница 1


скачать

Другие похожие работы: