Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения I. Общие положения
МБОУ СОШ №16
г.Обнинск
Утверждаю
директор ____Бачина Н.В.
3.09.2012г.
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения
I. Общие положения.
1. Настоящее положение разработано на основании приказа МО РФ № 936 от 01. 03. 2004 г. «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации».
Библиотека является структурным подразделением школы, обладает фондом разнообразной литературы. Библиотека способствует формированию культуры личности учащихся и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательного процесса. Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
2. Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения отражается в Уставе лицея. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.
3. Цели библиотеки лицея соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, углубленных программ обучения, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
4. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке, утвержденном директором общеобразовательного учреждения.
5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и Правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения.
7. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-техническими требованиями.
II. Основные задачи.
9. Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участникам общеобразовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); коммуникативном (компьютерные сети);
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции.
10. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения:
– комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
– пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений;
– аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении;
– осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
б) создаёт информационную продукцию:
– осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
– организует и ведёт справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог (в проекте), базы данных по профилю лицея;
– разрабатывает рекомендательные библиографические пособия ( списки, обзоры, указатели, бюллетени);
– обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
– предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения интересов и информационных потребностей;
– создаёт условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах);
– организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, навыков и умений работы с книгой и информацией;
– оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающие в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
– организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
– содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся;
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
– выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем обучающихся;
– выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
– содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
– создаёт банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
– организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
– осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;
– поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных);
– способствует проведению занятий по формированию информационной культуры, является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей:
– удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
– консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
– консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности библиотеки.
11. Наличие укомплектованной библиотеки в общеобразовательном учреждении обязательно.
12. Структура библиотеки: помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал), включает отдел учебников, уголок работы с мультимедийными и сетевыми документами.
13. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.
14. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечёт за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектования фонда документов.
15. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку:
– гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
– необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положением СанПиНов;
– современной электронно-вычислительной техникой и необходимыми программными продуктами;
– ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
– библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
16. Общеобразовательное учреждение создаёт условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
17. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектования учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несёт руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом учреждения.
18. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
– двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
– одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
– не менее одного раза в месяц – методического дня (четверг).
19. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует с библиотекой Министерства культуры Российской Федерации.
V. Управление. Штаты.
20. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения.
21. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель общеобразовательного учреждения.
22. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который несёт ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися, их родителями за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с профессиональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного учреждения.
23. Заведующий библиотекой назначается руководителем общеобразовательного учреждения, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.
24. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает методист по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образования, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации, регионального информационного центра.
25. Заведующая библиотекой разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:
– положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
– структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 6);
– положение о платных услугах библиотеки (если таковые имеются);
– планово-отчётную документацию;
– технологическую документацию;
26. Порядок комплектования штата библиотеки общеобразовательного учреждения регламентируется уставом.
27. В целях обеспечения дифференцированной работы библиотеки могут вводиться должности: заведующий отделом, главный библиотекарь, главный библиограф, библиограф, медиаспециалист.
28. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и квалификации.
29. Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
30. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности работников библиотеки.
31. Работники библиотеки имеют право:
– самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения;
– проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
– определять источник комплектования информационных ресурсов;
– изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;
– определять в соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного учреждения и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
– вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящих в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норм работы на компьютере);
– участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом уставом этого учреждения;
– иметь ежегодно отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководителем общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами;
– быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
– участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
32. Работники библиотеки обязаны:
– обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
– информировать пользователей о видах информационных услуг;
– обеспечивать научную организацию фондов и каталогов;
– формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, общеобразовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями, запросами всех категорий пользователей;
– совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
– обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
– обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения;
– отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения;
– повышать квалификацию.
VII. Права и обязанности пользователей библиотеки.
33. Пользователи библиотеки имеют право:
– получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
– пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
– получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
– получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации;
– продлевать срок пользования документами;
– получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;
– получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным оборудованием;
– участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
– обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к руководителю общеобразовательного учреждения.
34. Пользователи библиотекой обязаны:
– соблюдать правила пользования библиотекой;
– бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страницы, не делать надписей, подчеркиваний, пометок в книгах), оборудованию, инвентарю;
– поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
– пользоваться ценными и справочными документами только в помещении читального зала;
– возвращать документы в библиотеку в установленный срок;
– заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
– полностью рассчитаться с библиотекой по истечении обучения или работы в общеобразовательном учреждении.
35. Порядок пользования библиотекой:
– запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и других работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся по паспорту;
– перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
– документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
– читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
36. Порядок пользования абонементом:
– пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;
– максимальные сроки пользования документами:
а) учебники, учебные пособия – учебный год;
б) научно-популярные, познавательная, художественная литература – 1 месяц;
в) периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней;
– пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
37. Порядок пользования читальным залом:
– документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
– энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.
38. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
– работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному руководителем учреждения и в присутствии сотрудника библиотеки;
– разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;
– пользователи имеют право работать с нетрадиционными носителями информации после предварительного тестирования его работниками библиотеки;
– по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки, запрещается обращение к ресурсам Интернета, предлагающим оплату;
– работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: