Право на образование и основные международные стандарты прав человека
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. Право на образование взаимосвязано со всеми правами человека:
с гражданскими и политическими правами на свободу выражения своего мнения, мысли, совести, религии, а также политических убеждений;
с социальными правами человека, поскольку оно дает ему возможность принимать активное участие в жизни свободного общества и доступ к профессиональным и иным знаниям, необходимым для того, чтобы стать членом общества;
право на образование и право на культурное развитие настолько тесно взаимосвязаны, что их невозможно отделить друг от друга: образование необходимо для того, чтобы человек знал культуру, историю и непреходящие ценности того общества, в котором живет;
образование имеет большое значение для человека с точки зрения его участия в культурной жизни общества и использования достижений научного прогресса; для групп, принадлежащих к этническим, религиозным, культурным меньшинствам или коренному населению;
необходимо для расширения кругозора и общения на определенном языке и обмена идеями и убеждениями, но и незаменимо для самой жизни и выживания этих групп;
связано с экономическими правами, поскольку образование способствует социальной мобильности и включению в современную экономическую деятельность;
позволят человеку пользоваться в полной мере всеми возможностями общества;
о связи между экономикой и образованием свидетельствует тот факт, что без надлежащего государственного финансирования гарантировать право на образование невозможно;
важнейшим значением права на образование состоит в том, что дает человеку необходимые профессиональные навыки и подготовку для выполнения определенных видов трудовой деятельности или функций, которые определяют место человека в обществе.
В силу своего многогранного характера право на образование рассматривается как «расширение прав возможностей», с помощью которых «человек устраивает свою жизнь и, в частности, строит свои отношения с … государством. Главная роль в деле социальной защиты прав … принадлежит образованным гражданам, способным распространять свои идеи и объединяться в защиту своих прав».
Конвенция о правах ребенка закрепляет основные права детей в области образования, досуга и участия детей в культурной жизни. В соответствии с международными нормами каждый ребенок имеет право на:
бесплатное начальное образование, доступ к среднему и профессиональному образованию (Российское государство превзошло этот уровень требований);
образование, которое обеспечивает развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка;
образование, готовящее к активной взрослой жизни в свободном обществе;
образование, содействующее воспитанию уважения к своей семье, культурной самобытности, языку своей страны, природе;
воспитание в духе взаимопонимания, мира, терпимости и равенства;
досуг, игры и возможность участвовать в культурной и творческой жизни;
возможность пользоваться своей культурой, исповедовать и практиковать свою религию и пользоваться родным языком.
Каждый имеет право на образование. В Российской Федерации право на образование гарантировано в первую очередь Конституцией РФ (ст. 43). Вот ее основные положения.
- Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
- Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
- Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Закон РФ “Об образовании”, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны провозглашает область образования приоритетной.
В этом законе под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
В статье 2 закреплены принципы государственной политики в области образования:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.
Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:
на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;
на получение образования в соответствии с установленными стандартами;
на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;
на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;
на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;
на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
10) на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;
11) на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
12) на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;
13) на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;
14) на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;
15) на продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;
16) на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;
17) на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;
18) на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;
19) на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: