NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Право на образование и основные международные стандарты прав человека


ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. Право на образование взаимосвязано со всеми правами человека:

 с гражданскими и политическими правами на свободу выражения своего мнения, мысли, совести, религии, а также политических убеждений;

 с социальными правами человека, поскольку оно дает ему возможность принимать активное участие в жизни свободного общества и доступ к профессиональным и иным знаниям, необходимым для того, чтобы стать членом общества;

 право на образование и право на культурное развитие настолько тесно взаимосвязаны, что их невозможно отделить друг от друга: образование необходимо для того, чтобы человек знал культуру, историю и непреходящие ценности того общества, в котором живет;

 образование имеет большое значение для человека с точки зрения его участия в культурной жизни общества и использования достижений научного прогресса; для групп, принадлежащих к этническим, религиозным, культурным меньшинствам или коренному населению;

 необходимо для расширения кругозора и общения на определенном языке и обмена идеями и убеждениями, но и незаменимо для самой жизни и выживания этих групп;

 связано с экономическими правами, поскольку образование способствует социальной мобильности и включению в современную экономическую деятельность;

 позволят человеку пользоваться в полной мере всеми возможностями общества;

 о связи между экономикой и образованием свидетельствует тот факт, что без надлежащего государственного финансирования гарантировать право на образование невозможно;

 важнейшим значением права на образование состоит в том, что дает человеку необходимые профессиональные навыки и подготовку для выполнения определенных видов трудовой деятельности или функций, которые определяют место человека в обществе.

В силу своего многогранного характера право на образование рассматривается как «расширение прав возможностей», с помощью которых «человек устраивает свою жизнь и, в частности, строит свои отношения с … государством. Главная роль в деле социальной защиты прав … принадлежит образованным гражданам, способным распространять свои идеи и объединяться в защиту своих прав».

Конвенция о правах ребенка закрепляет основные права детей в области образования, досуга и участия детей в культурной жизни. В соответствии с международными нормами каждый ребенок имеет право на:

  • бесплатное начальное образование, доступ к среднему и профессиональному образованию (Российское государство превзошло этот уровень требований);




  • образование, которое обеспечивает развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка;




  • образование, готовящее к активной взрослой жизни в свободном обществе;




  • образование, содействующее воспитанию уважения к своей семье, культурной самобытности, языку своей страны, природе;




  • воспитание в духе взаимопонимания, мира, терпимости и равенства;




  • досуг, игры и возможность участвовать в культурной и творческой жизни;

  • возможность пользоваться своей культурой, исповедовать и практиковать свою религию и пользоваться родным языком.

Каждый имеет право на образование. В Российской Федерации право на образование гарантировано в первую очередь Конституцией РФ (ст. 43). Вот ее основные положения.

- Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

- Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

- Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Закон РФ “Об образовании”, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны провозглашает область образования приоритетной.

В этом законе под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

В статье 2 закреплены принципы государственной политики в области образования:

 гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье;

 единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

 общедоступность образования, адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

 светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

 свобода и плюрализм в образовании;

 демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.

Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:

  1. на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;

  2. на получение образования в соответствии с установленными стандартами;

  3. на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;

  4. на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;

  5. на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;

  6. на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

  7. на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;

  8. на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;

  9. на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

10) на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;

11) на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;

12) на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;

13) на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;

14) на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;

15) на продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;

16) на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;

17) на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;

18) на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;

19) на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:






Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.