NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Приложение 1 «стили родительского поведения»


Приложение 1
«СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ»
С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека — наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться

Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас

В. Детям нужны не поучения, а примеры

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ




Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Источник:

Опросник С. Степанова «Стили родительского поведения» // Школьный психолог, 2000. – №5



Класс _____________________





Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Стиль 1

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Стиль 2

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Стиль 3

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Стиль 4

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г



Класс _____________________





Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Стиль 1

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Стиль 2

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Стиль 3

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Стиль 4

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г



Класс _____________________





Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Стиль 1

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Стиль 2

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Стиль 3

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Стиль 4

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г



Класс _____________________





Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Стиль 1

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Стиль 2

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Стиль 3

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Стиль 4

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Приложение 2
МОТИВАЦИЯ УСПЕХА И БОЯЗНЬ НЕУДАЧИ (ОПРОСНИК А. А. РЕАНА)
Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.

2. В деятельности активен.

3. Склонен к проявлению инициативности.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность деятельности ухудшается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если рискую, то, скорее с умом, а не бесшабашно.

13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, как правило, не отказываюсь.

20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

 

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ

Ответ «ДА»: 1,2,3,6,8, 10, 11, 12. 14, 16, 18, 19,20.

Ответ «НЕТ»: 4, 5. 7,9, 13, 15, 17.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов от I до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13; то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8,9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12,13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели. целеустремленность.

Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.

Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере. ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

Источник:

Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 992 с. (c. 124-126)
Приложение 3

МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ТЕЙЛОРА

(АДАПТАЦИЯ Т.А. НЕМЧИНОВА)



Инструкция: Вам необходимо прочитать первое высказывание в опроснике, на листе бумаги проставить номер, а рядом знак «+», если Вы согласны с данным высказыванием, и знак «-», если не согласны с ним. Другая форма ответа исключена.

Затем Вы должны прочитать следующие высказывания и сделать запись о своем согласии или несогласии аналогично первому. Вам необходимо оценить все 60 высказываний опросника. Старайтесь работать как можно быстрее, особенно над ответами не задумывайтесь, так как первый пришедший в голову ответ, как правило, бывает наиболее верным. Исправления в записях делать нельзя.


  1. Я могу долго работать не уставая.

  2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.

  3. Обычно руки и ноги у меня теплые.

  4. У меня редко болит голова.

  5. Я уверен в своих силах.

  6. Ожидание меня нервирует.

  7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

  8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.

  9. Я не могу сосредоточиться на чем-либо одном.

  10. В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все, что мне поручали.

  11. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

  12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

  13. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство других людей.

  14. Я не слишком застенчив.

  15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.

  16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

  17. Я краснею не чаще, чем другие.

  18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.

  19. Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку.

  20. Е все люди, которых я знаю, мне нравятся.

  21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.

  22. Обычно я спокоен и меня нелегко расстроить.

  23. Меня часто мучают ночные кошмары.

  24. Я склонен все принимать слишком всерьез.

  25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.

  26. У меня беспокойный и прерывистый сон.

  27. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.

  28. Я более чувствителен, чем большинство других людей.

  29. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.

  30. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие.

  31. Мой желудок сильно беспокоит меня.

  32. Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами.

  33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.

  34. Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть.

  35. Я легко прихожу в замешательство.

  36. Временами я становлюсь настолько возбужденным, что это мешает мне заснуть.

  37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.

  38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.

  39. Я никогда не опаздывал на свидания или работу.

  40. Временами я определенно чувствую себя бесполезным.

  41. Иногда мне хочется выругаться.

  42. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо.

  43. Меня беспокоят возможные неудачи.

  44. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

  45. Меня нередко охватывает отчаяние.

  46. Я – человек нервный и легко возбудимый.

  47. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.

  48. Я почти всегда испытываю чувство голода.

  49. Мне не хватает уверенности в себе.

  50. Я легко потею даже в прохладные дни.

  51. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.

  52. У меня очень редко болит живот.

  53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

  54. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте.

  55. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения.

  56. Я легко расстраиваюсь.

  57. Практически я никогда не краснею.

  58. У меня гораздо меньше различных опасений и страхов, чем у моих друзей и знакомых.

  59. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.

  60. Обычно я работаю с большим напряжением.


Обработка и интерпретация данных

Шкала тревоги.

В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 6, 7, 9 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 54, 56, 60.

Ответы «Нет» к пунктам 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58.
Шкала лжи. В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 2, 10, 55; ответы «Нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.
Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого.
Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги:

40 – 50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;

25 – 40 баллов - свидетельствует о высоком уровне тревоги;

15 – 25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;

5 – 15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;

0 – 5 баллов - о низком уровне тревоги.
Источник:

Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т.А.Немчина) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С. 126-128.

Приложение 4

Район ______________________________________
Сводная таблица результатов психологической диагностики


1

Всего учащихся 11 классов







из них участвовало в тестировании





Результаты диагностики учащихся 11-х классов


1

МОТИВАЦИЯ УСПЕХА И БОЯЗНЬ НЕУДАЧИ (ОПРОСНИК А. А. РЕАНА)

Уровни мотивации:

Количество человек

мотивация на неудачу (боязнь неудачи)




мотивация на успех (надежда на успех)




тенденция мотивации на неудачу




тенденция мотивации на успех





2

Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т.А.Немчина)

Уровни тревоги:

Количество человек

очень высокий уровень




высокий уровень




средний (с тенденцией к высокому) уровень




средний (с тенденцией к низкому) уровень




низкий уровень





Результаты диагностики родителей учащихся 11-х классов


1

Всего родителей учащихся 11 классов участвовало в тестировании




2

Стили родительского поведения

Стили:

Количество человек

Авторитетный




Авторитарный




Либеральный




Индифферентный




страница 1


скачать

Другие похожие работы:




Документы

архив: 1 стр.